Книга Эдуарда Розенталя «Тайна Макса Волошина» посвящена одной из самых ярких личностей начала XX века, так называемого «Серебряного века» русской поэзии — выдающемуся русскому поэту и общественному деятелю Максимилиану Александровичу Волошину. В названии книги прямое указание на эксклюзивность содержания, и по прочтении этого солидного историко-литературоведческого труда оно вполне подтверждает свою обоснованность. Даже и сегодня Максимилиан Волошин смотрится несколько особняком в литературном контексте своего времени. Его значение для русской литературы огромно, осмысление масштаба его таланта и наследия продолжается по сей день. На фоне весьма экстравагантного литературного и окололитературного мира начала ХХ в. он выделялся как своеобразием своего литературного дарования, так и личностными качествами. Его отношение к действительности формировалось под влиянием многих факторов — социального происхождения, полученного воспитания, религиозного мировоззрения, и, разумеется, свойствами, заложенными в его натуре. Революционная эпоха, когда суждено было расцветать его таланту, постоянно ставила поэта перед необходимостью нравственного выбора, неизбежно отражавшегося в его творчестве. Но одно в нём было неизменно – глубокая любовь к России, пронесённая поэтом через всю жизнь:
«…Сильна ты нездешней мерой,
Нездешней страстью чиста,
Неутолённой верой
Твои запеклись уста.
Дай слов за тебя молиться,
Понять твоё бытие,
Твоей тоске причаститься,
Сгореть во имя твое».
(«Россия», 1915)
Писатель и философ Эдуард Розенталь тщательно исследует личность и творчество Максимилиана Волошина в контексте реалий того времени, в соотношении с событиями и действующими лицами той драматической, но и великой эпохи. Перед читателем проходит череда героев и антигероев, оказавших влияние, значительное или малое, на течение истории. В то же время, Эдуард Розенталь не ограничивается ролью биографа и историка. Одновременно с исследованием феномена Волошина он стремится осмыслить историю XX столетия и приблизить понимание тех драматических обстоятельств, через которые прошло наше Отечество на пути к эпохе «демократических преобразований». Взгляд автора по-научному бескомпромиссен, его суждения основаны на литературных и исторических материалах и тщательно аргументированы, хотя иногда имеют полемический характер. Одной из особенностей книги можно назвать то обстоятельство, что автор не является политически ангажированным писателем. Недаром в предисловии «От автора» он называет себя «реалистом-утопистом лево-правого толка». В этом шутливом самоопределении есть, тем не менее, глубокий смысл: интересы научной истины, тем более связанной с историей Отечества, не укладываются в рамки политических крайностей. Более того, будучи принудительно втиснутыми в эти крайности, история страны, жизнь и личность Волошина неизбежно получат искажённый, и, следовательно, далёкий от верного осмысления образ. Только в полноте исторической правды таится возможность верного понимания того или иного исторического явления, а также – эпохи в целом. Именно на таком основании, на мой взгляд, построена литературно-историческая концепция книги Эдуарда Розенталя.
Одно из значений книги «Тайна Макса Волошина» состоит ещё и в том, что её автор нарушил негласное установление либерального литературоведения, в соответствии с которым всё наследие «Серебряного века» должно толковаться практически исключительно с антисоветских позиций (разумеется, речь идёт о постсоветском периоде). Вспомним поминаемый к месту и не к месту «философский пароход», на котором был принудительно выслан из России якобы весь «цвет науки и духовности» (а кто же тогда создавал великую советскую науку и возрождал русскую классическую культуру?!). Вспомним, как журили (а то и клеймили) Блока за поэму «Двенадцать», неуклюже пытаясь дезавуировать духовную эволюцию великого русского поэта, символиста, от религиозного мистицизма пришедшего к пониманию (хотя и мистическому) правомерности и духовного величия хода русской истории… Эдуард Розенталь на пути к исторической правде твёрд и бескомпромиссен, он не занимается неблагодарным делом укладывания Волошина в Прокрустово ложе либеральных алгоритмов: «…Волошин принял революцию и откликнулся на призыв Ленина о сотрудничестве. Это отнюдь не означало, что он во всём с ним соглашался. Но Макс понял его в главном, для него он был «человеком, пробудившим Россию от сна». <…> Что же касается тяжёлых ошибок Ленина, они были неизбежны, с масштабностью задач, перед ним возникавших, редко кто в истории встречался…». Честность в подаче материала, объективность в оценках – вот достоинства книги Эдуарда Розенталя. Ну, и разумеется, писательский талант. Написанная в яркой художественно-публицистической манере, книга читается «на одном дыхании», завораживая, с одной стороны, лёгкостью стиля, а с другой – глубиной осмысления и убедительностью утверждений. Книга содержит большое количество стихов Максимилиана Волошина, которые Эдуард Розенталь подвергает истолкованию в контексте биографии поэта…
Нет необходимости пересказывать книгу, да это было бы и невозможно, сколь ни велико искушение. Добавлю только, что на её страницах, попутно с основной тематической линией, затрагиваются проблемы современной России и других государств, появляются персонажи, ныне действующие. Жанр книги не поддаётся однозначному определению. Книга Эдуарда Розенталя «Тайна Макса Волошина» является значительным явлением в современном литературоведении и ярким событием в современной публицистике. Эти обстоятельства делают её особенно ценной для взыскательного читателя.
Комментарии пока отсутствуют ...