Помочь и поддержать

5

6542 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 121 (май 2019)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Замотина Марина Анатольевна

 

Огромное количество несовершеннолетних детей в силу различных обстоятельств остаются без родителей. Это трагедия и для маленького человека, и для государства в целом. Причин может быть множество. Но самое главное, не оставить человека без внимания – независимо от возраста. И государство не бросает таких детей на произвол судьбы.

В нашей стране работает мощная социальная программа по защите правовых интересов несовершеннолетних граждан, оставшихся без попечения.

На законодательном уровне защита прав детей-сирот регулируется нормативными актами: Семейный кодекс Российской Федерации (СК РФ), ФЗ № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ФЗ № 48 «Об опеке и попечительстве», Гражданский и Жилищный кодексы.

Основополагающие права закреплены в Конституции РФ.

Кто контролирует выполнение программ?

К счастью, государством предусмотрено назначение специальных органов, которые призваны защищать права и безопасность детей. К ним относятся органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних. За работой должностных лиц следят органы прокуратуры, проводя систематические проверки.

И, что очень важно, – как дети принимают помощь?

Ответим (попытаемся ответить) на этот вопрос на примере Межведомственной комиссии по решению вопросов лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при УСЗН СВ АО г. Москвы и лично КОРШУНКОВА Владимира Ивановича.

Но начать нужно всё-таки с таких важных вопросов, как...

 

Кого принято считать сиротами?

 

Для понимания значения выражений «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей», необходимо обратиться к законодательной базе.

Дети-сироты – это категория граждан, не достигших совершеннолетия, которые лишены заботы родителей по причине смерти последних. При этом сиротой считается ребенок, у которого погибли оба родителя или единственный опекун.

Дети, оставшиеся без попечения родителей – несовершеннолетние граждане, лишённые опеки при живых родителях. Причин для этого может быть несколько:

• принудительное отстранение от выполнения родительских обязанностей вследствие аморального образа жизни или представления угрозы жизни ребенка;

• пропажа без вести;

• наличие серьезной болезни, не позволяющей обеспечить должный уход за ребёнком;

• тюремное заключение;

• полная или частичная недееспособность;

• нахождение под следствием;

• осознанный отказ родителей от участия в жизни ребёнка, оставление в медицинском или социальном учреждении.

Человек, лишенный судом родительских прав, не освобождается от материального обеспечения ребенка. Он обязан выплачивать алименты до достижения ребенком совершеннолетия.

 

Существует 2 направления государственной помощи детям-сиротам:

• Материальная помощь – предоставление места проживания в интернате, одежды, питания, права бесплатного проезда в городском транспорте. После выпуска из социального учреждения сиротам предоставляется жильё.

• Нематериальная помощь – обеспечение прав, предусмотренных законодательством: право на обучение, медицинское обслуживание, право на труд.

Такая поддержка со стороны государства позволит человеку со статусом сироты получить должное образование, найти работу и прочно стать на ноги.

 

Устройство детей без родителей

 

Главное право детей, оставшихся без попечения родителей – право на жизнь и воспитание в семье. Поэтому приоритетным действием органов опеки является устройство в новую семью.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних граждан: опека и попечительство, приёмная семья, усыновление.

Опека и попечительство – обязанность уполномоченного лица заботиться о ребёнке, оставшемся без родителей, а также защищать его интересы.

Опекуном может стать любой человек, достигший совершеннолетия, отвечающий таким требованиям:

• наличие собственной жилплощади, пригодной для проживания детей;

• адекватность, дееспособность;

• хорошее состояние здоровье;

• отсутствие в прошлом историй, связанных с лишением или ограничением родительских прав.

Как только органы исполнительной власти получают данные о сиротстве подопечного, они должны принять меры для дальнейшего устройства, обратиться в МФЦ и ПФР для получения льгот и пособий.

 

Дети, лишившиеся родителей, имеют право на получение социальных выплат. Если умершие родители имели трудовой стаж, то ребёнку положена пенсия, состоящая из двух частей: фиксированной и расчетной (исходя из размера зарплаты и стажа умершего родственника). Если при жизни родитель не наработал необходимого стажа, то ребёнок получает выплату по утере кормильца. Такая пенсия выплачивается до 18 лет или до конца обучения в образовательном учреждении.

Максимальный возраст, для которого предусмотрена выплата пособий, – 23 года.

 

Органы опеки несут ответственность за обеспечение прав детей-сирот или детей, оставшихся без попечения. Они контролируют условия жизни подопечных с момента регистрации статуса до достижения ими 23-летия.

К числу обязанностей органов опеки и попечительства относятся 4 основные функции:

• обнаружение и регистрация детей, оставшихся без попечения;

• выбор формы устройства детей в зависимости от ситуации, вследствие которой они лишились родительской опеки;

• поиск и адаптация лиц, согласившихся стать опекунами;

• последующий контроль условий проживания, воспитания и образования.

Сотрудники органов опеки призваны сделать всё, чтобы спасти подопечного из трудной жизненной ситуации и обеспечить ему нормальное существование в обществе.

 

В жизни несовершеннолетнего гражданина, лишённого попечения, могут возникнуть разные обстоятельства, при которых защитить его права можно, только обратившись в суд. Например: взыскание алиментов, отстаивание прав на жильё или другое имущество.

Для защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, существует определённая процедура обращения в суд. При этом инициатором обращения может стать как сам ребёнок (если он достиг 14-летия), так и его законные представители. При этом истец не обязан выплачивать судебные издержки – рассмотрение дела проводится на безвозмездной основе.

 

При обращении в суд гражданину могут быть оказаны такие услуги:

• Консультация, устные и письменные ответы на вопросы юридического

характера;

• помощь в составлении юридических документов: заявлений, жалоб, ходатайств;

• представление законных интересов истца в судебных инстанциях.

 

Какая оказывается помощь?

 

Каждый несовершеннолетний, в силу различных причин оставшийся без родительской поддержки, имеет право на получение социальных гарантий. Государством создана обширная программа помощи детям без родителей, которая охватывает наиболее важные сферы человеческой жизни.

Законом предусмотрено предоставление права детям-сиротам на бесплатное обучение в общеобразовательных учреждениях начального, среднего и высшего уровня. При этом все расходы на обучение оплачиваются из государственного бюджета.

Каждый человек, лишённый родительской опеки, имеет право воспользоваться такими привилегиями:

• Бесплатный курс подготовки для поступления в образовательные учреждения профессиональной направленности. Обязательным условием для возможности воспользоваться указанным правом, является получение основного или общего среднего образования.

• Получение второго средне-специального образования.

• Использование академического отпуска при наличии медицинских показаний.

При этом на протяжении всего срока отпуска граждане льготной категории продолжают получать стипендию в полном объёме.

• Бесплатный проезд на отдельных видах городского транспорта, кроме такси.

• Компенсация транспортных расходов при поездке к месту обучения, если образовательное учреждение находится в другом населенном пункте. Воспользоваться таким правом студент может один раз в год. При этом в расчёт берутся расходы на поездку в обе стороны: от места жительства к месту обучения и в обратном направлении.

 

Получение единоразовой финансовой помощи, одежды или оборудования при выпуске из образовательного заведения. Исключение составляют те студенты, которые продолжают обучение на дневной форме.

Кроме того, ученикам положена денежная помощь, равная размеру стипендии за 3 месяца. Она предназначается для приобретения канцелярских предметов и методических материалов, необходимых в течение учебного года. За время прохождения производственной практики студентам льготной категории полагается стопроцентная оплата труда.

Если студент лишился родительской опеки во время обучения, он переводится на полное гособеспечение, которое предполагает бесплатное питание, одежду, обувь, проживание в общежитии и пользование медицинскими услугами. При этом учащемуся выплачивается повышенная стипендия, несмотря на успехи в обучении.

Если гражданин льготной категории достиг возраста 23 лет до  окончания учебного заведения, все перечисленные права сохраняются за ним вплоть до выпуска.

 

Дети, лишённые родительской опеки, могут бесплатно получить необходимую медицинскую помощь, будь это плановый медосмотр или сложная хирургическая операция. Подобные услуги оказывают муниципальные больницы или учреждения, прошедшие государственную аккредитацию.

Кроме того, дети, относящиеся к льготной категории, имеют право на поездки в спортивно-оздоровительные лагеря или санатории, если для этого существуют медицинские показания. Причем расходы на поездку к оздоровительному учреждению и обратно полностью компенсируются государством.

Для безработных граждан льготной категории, ищущих работу впервые, предусмотрена помощь в виде выплаты пособия в течение 6 месяцев. Размер выплаты равен среднему уровню заработной платы в регионе проживания. Но воспользоваться такой привилегией могут только те лица, которые зарегистрировались в службе занятости и получили статус безработного.

При обращении в центр занятости его сотрудники не только помогают в поиске работы, но и оказывают консультационную помощь, а также диагностику профессиональной пригодности будущего работника.

Если ликвидировано предприятие, в котором работал гражданин, лишённый родительского попечения, то ему предоставляется право на бесплатную профильную подготовку с дальнейшим трудоустройством за счёт бывшего работодателя.

 

И очень важный вопрос – это жилищные гарантии.

 

Право на жильё сохраняется за гражданином, относящимся к категории детей-сирот или детей, лишённых попечительства, до наступления 23-летнего возраста.

Если за ребёнком, лишённым родительского попечения, уже закреплено собственное жильё, то право на него сохраняется постоянно, даже в период нахождения в социальных учреждениях.

Если сложилось так, что закрепленного жилья нет, то при выпуске из социального учреждения заключается договор найма со специализированным жилищным фондом на срок до 5 лет. В этот период квартиросъемщик не имеет права распоряжаться недвижимостью на своё усмотрение, т. е. продавать, сдавать или приватизировать её нельзя.

После прохождения 5 лет указанное жильё исключается из специализированного жилищного фонда, а с квартиросъемщиком заключается договор социального найма по решению межведомственной комиссии.

Право проживания в выделенном жилище имеют лица, имеющие закреплённое жилье, если по определенным причинам они не могут там проживать. Например: если жильё непригодно для проживания по причине несоответствия санитарно-техническим нормам, или в указанной квартире живут родители, ограниченные в правах по отношению к ребёнку, или лица с тяжелыми заболеваниями.

К сведению! Еще недавно дети-сироты получали право собственности на социальное жилье сразу после выпуска из детдома.

 

Контроль за исполнением Закона.

 

В результате сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистами территориальных центров социального обслуживания у выпускников интернатных учреждений выявлены следующие проблемы:

Такие дети почти не готовы к самостоятельной жизни, не умеют решать бытовые вопросы.

В.И. Коршунков сказал: «Выпускники не обладают бытовыми навыками в необходимом объёме, испытывают трудности с поддержанием порядка в своих квартирах, использованием бытовой техники, оплатой коммунальных услуг, приготовлением пищи».

Конечно, оказаться один на один с бытовыми проблемами одинокому человеку, независимо от возраста, невероятно сложно. А уж подростку особенно.

В.И. Коршунков: «Вступая в самостоятельную жизнь, выпускники часто не получают элементарных знаний о гигиене, профилактике распространения заболеваний. Кроме того, очень высока распространённость вредных привычек: выпускники курят, склонны к регулярному употреблению алкогольных напитков, некоторые пробовали «легкие» наркотики. По мере взросления из-за их внушаемости, ведомости и слабоволия,

данные показатели только возрастают».

Ребята не умеют работать, они не готовы к труду. Не все, конечно же.

Но, по словам В.И. Коршункова, выпускникам интернатов присуща «недостаточная профессиональная подготовка выпускников к труду. По статистике, около трети выпускников устраиваются на работу не по собственному выбору, а по направлению руководителей учреждения, а две трети выпускников заняты неквалифицированным трудом. Проблемой является выбор профессиональной сферы, оптимально соответствующей личным особенностям и запросам рынка труда. При том, что выпускники интернатных учреждений пользуются многочисленными льготами при поступлении в вузы и колледжи, и во время обучения в госучреждениях государство их полностью обеспечивает, далеко не все получают образование и устраиваются на работу».

Но со всеми трудностями в жизни можно справиться, особенно в юном возрасте.

Было бы желание! А вот у детей, которым государство оказывает помощь, нередко возникают откровенно иждивенческие настроения. Почему-то они считают, что им «все должны!» Но если не все, то уж государство точно!

Налицо иждивенческие установки по отношению к государству и окружающим. Не все выпускники осознают значимость государственной поддержки: продолжительная жизнь на полном государственном обеспечении придает им мысль о неком долге государства и общества перед ними, так говорят специалисты. Без сомнения, значительные трудности у выпускников возникают в сфере межличностных отношений, в планировании и создании семьи. Зачастую они переносят инфантильность и иждивенческую позицию на межличностные, интимные и семейные взаимоотношения.

 

В.И. Коршунков считает, что «Поиск партнеров осуществляется ими в замкнутой среде интернатных сверстников, созданные семьи (в основном – сожительства) неустойчивы и неблагополучны, и лишь десятая часть сирот может создать благополучную семью. Представления о родительско-детских отношениях сформированы очень слабо, распространено одиночное материнство, отсюда – вторичное сиротство. Часто меняются объекты симпатий, чувства поверхностны и недолговременны, не развито чувство любви, нет представления о семейных традициях и ценностях.

Принятие самостоятельных решений в какой-либо области вызывает трудности у выпускников. Необходимость получения совета в тех или иных жизненных ситуациях особенно важна сразу после выхода из учреждения для детей-сирот. Между тем, самостоятельное принятие решений, как и обращение за помощью к друзьям, братьям, сестрам, имеющим ограниченный жизненный опыт, может привести к ошибочным действиям. Аналогичными могут быть результаты обращения к родителям, лишенным родительских прав в связи с антиобщественным поведением».

«В целях социальной адаптации и для получения практических знаний, искоренения иждивенчества выпускники интернатных учреждений посещают в территориальных центрах социального обслуживания клубы, в которых занимаются лица пожилого возраста, где они перенимают жизненный опыт старшего поколения», это цитата из одного официального документа. Честно говоря, плохо себе представляю такую форму общения молодежи с представителями старшего поколения. Не исключено, что ребята могут раз-другой прийти куда-то к старикам из любопытства, но это вряд ли может стать правилом, а не исключением.

Специалистам не позавидуешь, они делают благое дело, помогают ребятам устроиться в жизни и научиться элементарным навыкам. А чаще всего их труд остается незамеченным.

 

«Специалисты, осуществляющие социальное сопровождение, помогают выпускникам в приобретении житейских экономических умений и навыков, учат самостоятельно производить оплату коммунальных услуг, планировать бюджет семьи, – рассказывает В.И. Коршунков. – В целях развития мотивации к трудоустройству в территориальных центрах социального обслуживания проводится работа по следующим направлениям: информационно-просветительская работа (проводятся беседы, консультации, предоставляются адреса и телефоны центров занятости населения, информируют о деятельности различных организаций, оказывающих помощь выпускникам в трудоустройстве); коррекционная (проводятся тренинги и занятия по профессиональной ориентации воспитанников).

Учитывая изложенное, можно сделать вывод, что выпускникам интернатов сложно найти решение своих проблем во всех сферах жизни. Социальные, личностные, семейные, жилищные и бытовые проблемы – для них порой камень преткновения.

Но они все-таки должны помнить, что есть люди, которые всегда готовы прийти им на помощь. Они помогут, научат, уберегут от ошибок.

Надо только вовремя к ним обратиться.

Ведь преодоление тех трудностей, с которыми сталкиваются ребята в жизни, является основой успешной социальной адаптации выпускников и залогом успеха в различных областях их уже самостоятельной жизни.

Выпускники после окончания и выхода из интернатных учреждений являются лёгкой добычей мошенников. Из-за своей повышенной внушаемости и доверчивости они нередко оказываются в местах лишения свободы.

 

В.И. Коршунков: «В случае, если сотрудникам, осуществляющим социальное сопровождение, неизвестно местонахождение выпускников, учреждением направляются запросы в органы внутренних дел с просьбой установить местонахождение выпускника или Федеральную службу исполнения наказания с просьбой предоставить информацию о сроке и месте отбывания наказания лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Серьезная проблема – это неоплата выпускниками интернатных учреждений услуг за ЖКХ. Почему? Ребята не работают, у них нет постоянного заработка, они ведут асоциальный образ жизни.

ГБУ Городской научно-практический центр по защите прав детей «Детство» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы во взаимодействии с ГБУ Центрами социальной помощи семье и детям «Родник» и «Диалог» осуществляет контроль за сохранностью жилых помещений, предоставленных выпускникам интернатных учреждений по договорам найма специализированных жилых помещений.

Осуществляют контроль? Сухие, официальные слова, на которые мало кто обращает внимание. А ведь это очень важная, ответственная работа.

Контроль осуществляется в рамках социального сопровождения лиц из числа детей-сирот в возрасте старше 18 лет; договоров о пост-интернатном патронате лиц от 18 до 23 лет, заключенных между лицом из числа детей-сирот, ГБУ ЦСПСиД и органами опеки, попечительства и патронажа; мониторинга жилых помещений лиц старше 23 лет.

Специалисты производят выходы на дом с целью обследования жилых помещений с периодичностью не реже одного раза в квартал.

А как обеспечить своевременную оплату ЖКХ?

 

«Специалисты Центров социальной помощи семье и детям «Родник» и «Диалог» с выпускниками интернатных учреждений проводятся мотивационные беседы о необходимости своевременной оплаты услуг ЖКХ; содействие в трудоустройстве; направление на консультации в Центр занятости населения, Центр занятости молодежи и Женский деловой Центр Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы; содействие в реструктуризации долга за ЖКУ совместно со специалистами Управ районов и ГБУ «Жилищник» (разделение долга на равные небольшие суммы с предложенным графиком помесячного погашения, но лишь после внесения половины общей суммы долга)».

Это опять же цитата из документа.

Но в нашей беседе В.И. Коршунков сказал очень просто:

«Мы пытаемся убедить этих детей в необходимости ответственно относиться к своим обязанностям. И объясняем, что из малой проблемы может вырасти большая. Нельзя допустить, чтобы помощь государства оказалась бесполезной. Ведь у подростков самостоятельная жизнь только начинается. И прожить её надо достойно!».

 

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов