Время духовной и нравственной катастрофы

4

8498 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 123 (июль 2019)

РУБРИКА: Публицистика

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

Сегодня русская литература переживает не лучшие времена и находится в бедственном положении. Мы живём в эпоху духовной и нравственной катастрофы. У нас нет ни национальной идеи, ни государственной идеологии. Литература перестала быть государственным делом.

Обрушение любого государства начинается с обрушения культуры. Под лозунгом деидеологизации в девяностые годы прошлого века наши либералы – реформаторы во время составления Конституции РФ записали, что идеология в России не может быть государственной. Это привело к деградации всех сфер общества. Людям была предложена новая модель существования – жить ради накопления денег и потребления. Произошёл кризис идентичности, во время которого граждане нашей страны находятся в поиске своего места и роли в социуме.

Может быть, впервые в истории России восстановление страны после краха СССР сопровождается у нас не подъёмом духовных сил общества, а целым комплексом ущербности, неуверенности, унынием.

Созданное в нашей стране общество потребления не может быть национальной идеей великого государства. Вопросы: Куда идти? К чему стремиться? – до сих пор остаются без ответа.

 

В СССР государство всемерно способствовало литературному труду, поддерживало писателей и поэтов. Благодаря такой политике литература в нашей стране в прошлом веке поднялась на очень высокий уровень и внесла огромный вклад в культурное развитие человечества.

А сегодня союзы писателей курируются почему-то Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, которое подчинено Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ. Получается, что юридически Министерство культуры России отношения к писателям не имеет. Удивительно. Литература изначально всегда была неотъемлемой частью культуры.

При этом в средствах массовой информации, в учебниках историческое прошлое нашей страны извращается, мажется грязью, а культура финансируется по остаточному принципу. Писатели же являются одной из самых социально незащищённых групп населения. Интересно – кто же эти национальные идеи будет проводить в жизнь? Чиновники? Опыт последних десятилетий показывает, что от этих господ ничего хорошего ждать не приходится. Для многих из них главным является личное обогащение и галочка в отчётах.

А это означает, что власть не ставит перед собой задачу воспитания населения страны в духе высоких нравственных идеалов, не заинтересовано в культурном развитии общества.

 

Очевидно, что ни одно общество не может обходиться и развиваться без общенациональной идеологии. Роль литературы в этом вопросе, как одной из основ, объединяющей общество, трудно переоценить. Об этом говорит исторический опыт всех стран мира. Что же должно произойти в России, чтобы идеология развития нашего общества была в конце концов сформулирована?

А что нынешняя «свобода» и либеральные идеи дали в искусстве, литературе? Что угодно, только не шедевры литературы.

На протяжении последних почти трёх десятков лет писатели остро ощущают информационную блокаду, как в регионах, так и в центре страны. Возникает естественный вопрос, а кому это надо и зачем? Ответа нет. Глухие не слышат, а слепые не видят. Впрочем, они просто, скорее всего, имитируют глухоту и слепоту.

Современная российская литература практически не отражается в средствах массовой информации, а талантливые авторы не являются объектами интереса большинства государственных СМИ.

Имеет место создание информационного вакуума о деятельности писательских организаций. Граждане либо ничего не знают об их деятельности, либо судят по имеющейся информации в интернете. Кстати, не всегда соответствующей действительному положению дел.

Если наши потомки захотят по телевизионным передачам понять, какими мы были, они выяснят, что жили в стране воры в законе и другие криминальные авторитеты, бомжи, проститутки, нравственные уроды. Было всё, кроме нормальной жизни.

Для привлечения внимания зрителей нужен скандал! И чем забористее – тем выше рейтинг. Нет скандала – скучно. Вот и получается, что никому особо не нужны ни литература, ни поэты, ни прозаики. Мало вокруг них шума и суеты.

За последние три десятка лет телевидение успело распространить огромное количество ложных представлений и создать для всех нас на телеэкране какой-то фантастический и уродливый мир.

 

С помощью средств массовой информации, и прежде всего телевидения, происходит очевидное оболванивание общества, сведение на нет роли писателей, культурной интеллигенции. А ведь ещё совсем недавно (по историческим меркам) писатели у нас считались «инженерами человеческих душ».

Как известно, образование является базовой, неотъемлемой частью культуры любого государства. Очень важна роль школы. В ней должны закладываться учащемуся гордость и уважение к историческому пути России, любовь к русскому языку, нашей литературе. Но сегодняшняя система образования производит поколения невежественных и безграмотных молодых людей, не желающих даже брать в руки книгу.

А ведь литература помогает понимать жизнь, формирует человеческое сознание. Всё, что человек читает, преломляется в его душе и влияет на его дальнейшую жизнь. Учебником жизни называл литературу Чернышевский. Язык создаёт нацию, литература – общество. Так было! А что сейчас?

 

Преподаватели возмущаются страшной загруженностью и валом писанины и отчётов, которые с них требуют чиновники. И всё не для дела, а для галочки.

Нескончаемые реформы в образовательной сфере привели к ухудшению знаний учащимися русского языка. Сегодня учащиеся плохо знают литературу, историю страны и своей малой Родины. Любовь к родному очагу воспитывается и растёт в человеке с рождения вместе с его сердцем. А если сердце пусто – беда!

Люди, не любящие свою Родину, – нравственные уроды. Как можно не любить место, где ты появился на свет, где прошли твои детские и юношеские годы?

А сегодня в России властные структуры хотят обойтись без писателей. Но без них народ будет духовно ограблен!

К сожалению, талантливым людям в нашей стране всегда жилось не сладко. Интриги, травли, зависть, предательство, ложь – всё это они получали в полной мере и по полной программе.

В писательской среде, особенно в последнее время, довольно часто приходится сталкиваться с завистью, злобой. Некоторые из писателей чуть не до судорог ненавидят друг друга. Оскорбления и унижения своих коллег – писателей – постоянные спутники наших собраний. Вошло в практику «обливать помоями» тех, кто имеет своё мнение или высказывает противоположное суждение.

Уходишь с такого собрания с чувством, что побывал на грязной барахолке среди скандальных бабёнок, визгливых, хамящих и оплёвывающих окружающих.

Так и хочется спросить воинственных коллег: что вы не можете поделить – почёт, славу, деньги? Их практически нет. И в обозримом будущем не предвидится. Тогда зачем все эти безобразия? Зависть! Всепожирающая зависть, зазнайство и чванство правят у нас сегодня бал.

 

В идеале нужен Союз писателей, в котором люди объединяются на основе схожих взглядов, любви к творчеству и уважающие друг – друга. Сегодня профессиональные творческие сообщества замыкаются в себе, для посторонних они практически недоступны.

Эти сообщества не имеют своих издательств, постоянных источников дохода, средств массовой информации и находятся в глубочайшей кризисной ситуации. В результате сегодня нет национально значимых писателей. Все местечковые, редко – региональные. Литература становится «профессией в себе», страшно далёкой от читателя.

Читающая аудитория сегодня сокращена до предела. Граждане России отводят чтению всё меньше и меньше времени. Статистические опросы говорят, что 35% опрошенных книг не читают совсем. Практически постоянно читают книги только 22% россиян. А у 18% опрошенных дома нет ни одной книги.

Книга, являющаяся проверенным инструментом нравственного и социального воспитания, отодвинута на задворки общественного внимания. Количество книжных магазинов за последние три десятка лет сократилось в России более чем в четыре раза.

Продолжается сокращение сети общедоступных библиотек и снижение обеспеченности территорий библиотеками. Так, за последние семь лет их было закрыто в стране около пяти тысяч. При этом, по данным социологической службы, регулярно посещают библиотеки только семь процентов населения.

«Толстые литературные журналы», которые в Советском Союзе достать было крайне сложно, потеряли престиж и, имея мизерные тиражи, находятся на грани полного разорения и исчезновения.

 

Темп жизни ускоряется. Люди читают, чтобы расслабиться, посмеяться, а не для того, чтобы подумать над текстом, проанализировать его. Для многих чтение новостных статей в интернете стало привлекательнее, чем досуг наедине с книгой. Более того, даже развлекательная сущность художественной литературы вытесняется сегодня компьютерными играми и телевидением.

Всё это наглядно иллюстрирует отношение государства и общества к литературе и состояние самой литературы. Современная литература стирается напрочь, она исчезает из прагматичной и торопливой жизни общества.

Выживающему на мизерные зарплаты и пенсии и деградирующему населению, вообще, литература не нужна. Хватило бы денег на еду и коммунальные расходы.

 

С развалом Советского Союза (в начале девяностых годов прошлого столетия) государство приравняло Союз писателей России по статусу к курсам кройки и шитья. И это очень сильно ударило по писателям. С самого начала было понятно, что без серьёзной государственной политической и финансовой поддержки Союз писателей в дееспособном виде существовать просто не может. Писатели сегодня отделены от государства, у них нет никакого статуса. Перестало существовать некогда единое литературное пространство. Серьёзные, талантливые писатели не могут пробиться к массовому читателю. В стране нет государственных издательств, все коммерческие. А у них на первом месте деньги, а не качество произведения. Их ущербная «массовая литература» опускает нравственный уровень общества, уродует вкус читателей.

Если посмотреть в интернете, что говорится про Союз писателей и о писателях – ужас! Надо разогнать, наказать, уволить! Ненавистью пропитана каждая строчка. Каждое слово брызжет ядом. От писателя требуют, чтобы он писал не хуже Пушкина, Лермонтова, Толстого. К другим профессиям этого требования почему-то не предъявляется.

Литература у нашего государства – падчерица. Проведённый в 2015 году «Год литературы» проводился без широкого привлечения и участия основной массы писателей и вылился в разовую акцию, ограничился галочками в отчётах о проведении каких-то «мероприятий литературной направленности», без серьёзного анализа положения дел в литературе, принятия решений и реальных действий, результаты которых почувствовали бы все граждане страны, в том числе, естественно, писатели. «Год культуры» – без литературы, а «Год литературы» – без писателей! Удивительно и странно! А, ведь, литература – это результат работы этих самых чудаков – писателей.

 

Но для исправления сложившегося положения ничего со стороны властных структур не делается. И это прискорбно. Настоящее без будущего. А стране, как воздух, нужны убедительные идеи патриотизма, способные сплачивать, а не разъединять нацию.

Сегодня имеется много блистательных прозаиков и поэтов, которых никто не знает. При этом есть и такие, которые продвигают себя с помощью пиар-технологий, интернета. Раскрутка писателя производится в зависимости не от таланта, а от близости к «хозяевам жизни» и грантодателям. Не вписывающиеся в «рынок» писатели влачат жалкое нищенское существование. Прислуживание и раболепство, нищета и попрошайничество унижают писателя – творца.

Вера Галактионова в статье «Писателей надо беречь», опубликованной в «Литературной газете» №9 за 2016 год, пишет: «Если писатель никого не обокрал, не пошёл в идеологические батраки, в пристяжные к политическим и административным коренникам, то писателем его, голь перекатную, пожалуй, и не назовут. Но смею уверить, лучшую русскую литературу в России делают как раз такие писатели – беспризорники. И в их достойном жизнеобеспечении не заинтересован сегодня никто. Они выброшены на обочину жизни… Насильственное изъятие творческой составляющей из жизни нашей страны – это не просто вивисекция, а лоботомия России».

 

В России сегодня, по-прежнему сильны тенденции разрушения и дестабилизации. Возникает целый ряд гнетущих вопросов: Что же с нами происходит? Это – тупик? Впереди – ничего обнадёживающего? И может ли что-то измениться к лучшему? Ответа нет.

Большая трагедия нашего государства состоит в том, что со сменой экономических формаций отметается ценный опыт предшествующих поколений, культурное наследие, разрывались духовные традиции, разрушались основы бытия, распадалась цепь времен.

Пренебрежительное отношение к прошлому, к заветам предков, к сожалению, становится всё более и более заметным явлением нашей жизни.

Не представляю, чем всё это может закончиться. Сложившуюся ситуацию могут сломить только системные изменения. Хотелось бы конечно надеяться, что нынешнее состояние современной русской литературы не приведет к её полнейшему упадку.

Необходим давно ожидаемый закон «О творческих союзах», определяющий место и значение писателей, взаимоотношение государства и творческих союзов, обязанность государственного финансирования культурной деятельности, в том числе через творческие союзы.

 

Чтобы с Союзом писателей считались, необходимо стать независимой, сильной и влиятельной организацией. Путь к этому лежит в более активной деятельности организации, в постоянном диалоге с государством и обществом по всем актуальным вопросам. Уважают сильных. А под лежачий камень вода не течёт!

Но жизненный опыт почему-то подсказывает мне, что в сложившейся ситуации ждать сегодня каких-то серьёзных изменений не приходится. Может быть, я ошибаюсь – время покажет.

В своём интервью «Российской газете» (№16 от 27.01.2011 г.) поэт Андрей Коровин сказал: «У человека без поэзии нет будущего. Деньги, власть, эффективный менеджмент, валовой доход, технический прогресс, телевидение, интернет – всё пыль. От человечества в сухом остатке останется только томик стихов».

И я с ним полностью согласен.

В любом развитом государстве национальная литература мощно поддерживается финансами государства и его различных фондов. А у нас с ельцинских времён писателей принято игнорировать. Сегодня, правда, государственные мужи развернулись к писателям лицом и на словах их поддерживают, но решений по изменению создавшегося тупикового положения не принимают.

Я твёрдо уверен, что укрепление России нужно начинать с защиты национальной самобытности, культуры, образовании, литературы. Пора прекратить оглядываться на Запад. Нужно жить своим умом и своей жизнью, по своим устоям и принципам. И надо понять, что если не будет своей литературы – не будет независимого государства, не будет будущего.

 

 

 

 

Вам хотелось бы увеличить число лайков и подписчиков в Инстаграме? Нет ничего проще! Ведь подписчиков и лайки можно купить по сходной цене. К вашим услугам https://likeinsta.pro Накрутка важна для любого аккаунта. Чем больше подписчиков уже есть в соцсетях, тем охотнее придут новые подписчики. Но чтобы не тратить время и не ждать понапрасну, просто купите подписчиков, и дело в шляпе!

   
   
Нравится
   
Комментарии
Алексей Курганов
2019/07/08, 03:28:36
Евгению Бузни. В таком случае положение с писательством у нас в стране ещё хуже, чем большинство из нас это представляет.
Евг. Бузни
2019/07/06, 00:19:43
Весьма серьёзная, правильная статья. Но вопрос отношений между властью и писателями поднимался много раз. Путин, кажется, отвечал на этот вопрос примерно так: "Вы сначала между собой разберитесь". Действительно, при наличии многих союзов писателей трудно разобраться, кто там прав и кто виноват в спорах между собой. Но с другой стороны, от власти зависит, существовать ли единому Союзу писателей. А какому Союзу отдать предпочтение? И какую идеологию он будет проповедовать? Не случайно М. Зощенко говорил: «Литература — производство опасное, равное по вредности лишь изготовлению свинцовых белил». Потому власть и поддерживает только тех писателей, кто не готовит свинцовые белила. И это естественно. Стало быть, для того, чтобы изменились отношения власти и писателей, необходимо изменение первой составляющей этой формулы.
Алексей Курганов
2019/07/05, 11:01:54
Всё логично: у властей есть пара десятков прикормленных писателей- и им властям, такого количества совершенно хватает. А остальных - на х... (матерное слово, тем не менее совершенно точно отражающее суть происходящего и уже произошедшего).
Олег Миловидов
2019/07/04, 12:09:11
Татьяна совершенно права. Есть тусовка, которую издают и продвигают, если писатель не входит в тусовку, ему не видать ни тиражей, ни переводов, ни премий. Оттого качество литературы в России ниже плинтуса.
Татьяна Никольская
2019/07/04, 10:23:47
Государство игнорирует только нормальных писателей. Либералы и постмодернисты, по моему, завалены грантами, премиями, переводами на иностранные языки, поездками на международные книжные выставки и т.д. Библиотеки обязывают подписываться на определённые журналы. А если зайти в любой книжный магазин, то там полки уставлены 5-10 современными авторами - во всех городах одними и теми же. Причём, не успевает разойтись один тираж, как та же книжка издаётся снова. Читатели не хотят покупать - тогда весь тираж навязывается библиотекам, благо их в стране ещё много.
Во т взять хотя бы питерский журнал "Звезда". Он был самым "не обиженным": даже в лихие 90-е хорошо финансировался, выходил регулярно, авторы получали гонорары. И что эти люди сделали при таких санаторных условиях? Загубили когда-то хороший журнал, печатали только себя, а также своих племянников, кузин и любовниц. Число читателей стало сокращаться, они на это плевали, поскольку финансирование от читателей не зависело - всё лишнее поступало в библиотеки. В какой-то момент спонсоры, видимо, проснулись, увидели, что журнал никто не читает и тем более не покупает и перестали финансирование. Тут же начались крики и стенания насчёт того, что в журнале миллион лет назад печатались Ахматова и Зощенко, началась кампания в прессе, поклоны властям во все стороны. И что вы думаете? Не прошло и двух-трёх месяцев, как эти прохиндеи нашли финансирование. Снова могу 30 лет плевать на читателей и печатать себя и любовниц - причём, за гонорары. Во тебе и "бедственное положение писателей". Я на это скажу: смотря каких писателей.
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов