Редчайший талант и индивидуальность

7

5903 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 132 (апрель 2020)

РУБРИКА: Литературоведение

АВТОР: Трещев Евгений Иванович

 

А.Н.Толстой.jpgТолстой Алексей Николаевич – автор исторических, социально-психологических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, талантливый художник слова и тонкий стилист.

Потомок старинного аристократического рода. Действительный член Академии Наук СССР. Депутат Верховного Совета СССР. Лауреат трёх Сталинских премий. Член Союза писателей СССР.

«Алексей Толстой – писатель Божьей милостью, обладатель божественного языка, прозрачного и чистого, словно родниковая вода. Мы всегда считали его одним из своих Учителей. Он – недостижимая вершина по части владения русским языком», – говорил Борис Стругацкий.

Родился Толстой 10 января 1883 года в городе Николаевске Самарской губернии (ныне город Пугачёв). Его детские и отроческие годы прошли в доме отчима в степном хуторе Сосновка. Здесь в общении с крестьянами и с природой будущий писатель собирал и накапливал знания, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. Тема России объединила всё многообразие тем и жанров его творчества.

По единодушному свидетельству современников, одним из слагаемых его успеха была редкая трудоспособность.

Писать стихи начал в шестнадцатилетнем возрасте («Нимфа», «Нищий» и др.). В 1907 году из печати вышел его первый сборник стихотворений «Лирика». А в следующем году в журнале «Нива» был опубликован его первый рассказ.

В это время в стихах молодого автора преобладает мистическая призрачность, туманность образов, иррационализм («Лунатик», «Белый сумрак», «Струи огня задрожали», «Волны бархата падают по стенам», «Вечность» и др.). Но декадентские увлечения Алексея Толстого в этот период представляли всего лишь дань литературной моде.

Одними из лучших его стихотворений, по моему мнению, являются: «Кузница», «Кот», «Фавн», «Утро», «Гроза», «Хлоя», «Мавка», «Змеиный вал», «Суд», «Скоморохи», «Лесная дева», «Зори», «Лень», «Трава», «Полдень» и др. В них автор довольно часто обращается к фольклору и сказкам.

По фольклорным мотивам в 1910-1911 годах им были написаны: книга «Сорочьи сказки» и сборник стихов «За синими реками».

 

Алексей Николаевич вспоминал: «Мне казалось, что нужно сначала понять первоосновы – землю и солнце. И, проникнув в их красоту через образный, простой и сильный народный язык, утвердить самого себя, что да и что нет, и тогда уже обратиться к человеку, понять которого без понимания земли и солнца мне не представлялось возможным».

Жизнеутверждающим духом пронизаны сказки: «Неугомонное сердце», «Сидор-богатырь», «Иван-царевич и Алая Алица», «Дикий Кур», «Водяной», «Буратино». Это истории со счастливым концом, ведь иначе и не бывает в хороших детских книжках.

Писатель создал цикл рассказов «Заволжье», романы «Чудаки», «Хромой барин», повесть «Приключения Растегина». Все эти произведения пронизаны одной общей мыслью, показывая распад помещичьего уклада, вырождение дворянства.

Он реалистически обнажил пошлый быт усадебной России. На страницах его произведений вырастает целая галерея бездельников, самодуров, беспредметных мечтателей и откровенных чудаков («Петушок», «Мишука Налымов», «Мечтатель», «Чудаки»).

В годы Первой мировой войны Толстой пишет очерки и корреспонденции для газеты «Русские ведомости». Война стала для него школой жизни и писательства. Впоследствии он обобщил собранный материал и опубликовал книгу «На войне». В ней ему удалось правдиво рассказать о народном патриотизме и героизме солдат и офицеров русской армии.

С 1918 года по 1923 год А.Н. Толстой находился за границей в эмиграции.

В 1918 году он написал замечательную автобиографическую повесть «Детство Никиты». Тонкий психологический анализ душевных переживаний ребёнка прекрасно удался автору. Картины русской природы, времена года, место, где родился Никита, описаны с большой тщательностью и нежностью. По сути своей эта книга – исповедь. Безусловно, с годами человек меняется, но остаётся внутреннее содержание, которое и определяет личность человека.

В эти же годы на историческом материале Толстым написаны: комедия «Любовь – книга золотая», а также повести и рассказы «Наваждение» (1918), «День Петра» (1918), «Граф Калиостро» (1921), «Повесть смутного времени» (1922), роман «Сёстры» (первая часть трилогии «Хождение по мукам»). А уже после возвращения на родину, Толстой подготовил к печати вторую и третью части трилогии «Хождение по мукам» («Восемнадцатый год», «Хмурое утро») и исторический роман «Пётр Первый». И ещё множество интересных рассказов, окружённых воздухом ржаных полей, цветущих садов, озёр и рек.

 

Алексей Николаевич писал: «Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы её, трагические и творческие эпохи, в которых завязывался русский характер».

Поэтому, создавая свои произведения, писатель широко использовал огромное количество документов, исторические исследования, дипломатическую переписку, указы и военные донесения, судебные архивы.

Трилогия «Хождение по мукам» имеет не только художественную ценность, но также историко-познавательную. В ней в образах и картинах с исторической верностью воспроизводится описываемая эпоха. А лирические сцены в трилогии глубоко трогают читателя.

Автор очень тщательно и профессионально относится к тексту. Соединение простоты и возвышенности, человечность, пластичность образов, точность и ёмкость, блеск сравнений и описаний – свойства этой трилогии.

Пафос творческого поиска пронизывает всю ткань повествования. Богат и красочен язык произведения. Торжественно-повествовательный тон отдельных глав сочетается с бытовой, разговорной струёй. Автор обладает способностью раскрыть характер каждого действующего лица.

«Хождение по мукам» несёт в себе горькую правду о жестокости и смерти. Мы видим, что жизнь основана на борьбе светлого и тёмного, добра и зла. И эта борьба происходит в душах людей, что нашло отражение на страницах книги.

 

В романе «Пётр Первый» император показан автором как подлинный национальный герой и преобразователь русского государства, укрепивший его военную и политическую мощь.

Петровское время – один из сложнейших периодов русской истории. Работа над романом потребовала от писателя многих лет упорного и напряжённого труда. Личность Петра изображена на широком историческом фоне, воспроизводящем многие реалии того времени.

По поводу этого романа Ромен Роллан писал Толстому: «Я восхищён той мощью, тем неисчерпаемым обилием творчества, которое у Вас кажутся простыми слагаемыми. Меня особенно поражает в Вашем искусстве, твёрдом и правдивом, то, как Вы лепите Ваши персонажи в окружающей их обстановке. Они составляют необходимую часть воздуха, земли, света, которые их окружают и питают, и Вы умеете одним взмахом кисти выразить тончайшие оттенки среды».

Романы Толстого «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина», «Союз пяти», пьеса «Бунт машин» стали классикой научной фантастики.

Великая Отечественная война вызвала небывалый творческий всплеск в литературе. В этот период Толстой написал много публицистических статей и рассказов. При этом даже в самые отчаянные дни писатель не терял веры в конечную нашу победу и поддерживал её у своих читателей. Кроме того в 1941–1943 годах Толстой создаёт дилогию «Иван Грозный» («Трудные годы», «Орёл и орлица»), в которой рассказывается о деятельности Ивана Грозного по созданию централизованного государства. Эти произведения отличаются историческим колоритом, яркими характерами и выразительной разговорной речью.

Умер Алексей Николаевич Толстой 23 февраля 1945 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Прошли десятки лет. Его творчество выдержало проверку временем. Книги, написанные им, и сегодня издаются, и их с удовольствием читают.

К.А. Федин так оценивал личность писателя: «Толстой был индивидуальностью редчайшей и талантом ослепительным. Он не повторял никого ни в чём и одновременно был тонко ощутимой связью с неумирающим нашим наследием XIX века».

   
   
Нравится
   
Комментарии
Алексей Курганов
2020/04/16, 17:03:35
В дополнение. Кстати, о названии. Талант не бывает рядовым или проходным. Он сам по себе РЕДКОСТЬ. так что опредкеление "редчайший" по отношению к категории "талант" это масло маслыное.. То же саом касется и определения "индивидуальность". Талант- категория ШТУЧНАЯ. ОН сам по себе индивидуален.
Алексей Курганов
2020/04/16, 14:56:28
К вопросу о бесталанности и гениальности:

В 1907 году в Париже русские начинающие поэты организовали литературный журнал “Сириус”. Каждую неделю они собирались и обсуждали свои сочинения. Самым плодовитым из всех был некий юноша с круглым лицом и претензией на аристократичность. На каждое собрание он приносил не менее двух рассказов и гору стихов. Никто его тексты всерьёз не воспринимал, потому что считали их совершенно бесталанными. Юноша, однако, не опускал руки, приносил новое, и опять подвергался жесточайшей критике. Звали его Алексей Николаевич Толстой.

К чему я привёл эту историю? Да к тому, что все оценочные категории в творчестве (если говорить о литературном, от т.н. графоманства до т.н. писательства как такового) совершенно УСЛОВНЫ. Если проще: сегодня тебя графоманом называют - а завтра ты оказываешься ГЕНИЕМ!
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов