Двери райские нам отверзающая

3

5581 просмотр, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 132 (апрель 2020)

РУБРИКА: Вера

АВТОР: Бутрин Александр

 

«Вы будете печалиться, но ваша печаль обратится в радость»

Евангелие от Иоанна 16:20.

 

В воскресенье, 19 апреля, православный мир встречает Пасху Господню, Светлое Христово Воскресение. Слово «Пасха» – очень древнее, и означает «избавление». В сложившихся непростых условиях вредоносного поветрия слово «избавление» звучит особенно пронзительно и востребовано.

 

ОБНОВЛЕНИЕ ЖИЗНИ

 

 

В последние дни Страстной седмицы, в преддверии Светлого Христова Воскресения, Святая Церковь призывает всех, кто вынужден оставаться в своих домах, продолжать совершать молитву, присоединяясь к телетрансляциям Патриарших богослужений на телеканалах «Спас» и «Союз», а также видеотрансляциям приходских и монастырских богослужений, или используя публикуемые на официальном сайте Русской Православной Церкви последования для домашнего совершения богослужений.

В переживаемое ныне непростое время, когда все члены Православной Церкви лишены возможности вместе пребывать в храмах за пасхальными богослужениями, мы усиливаем молитву, принимая постигшее нас испытание как путь к укреплению верности Богу и любви друг к другу.

Временные ограничения на пребывание в храме не лишали и не лишают нас возможности приобщаться день за днём к великим событиям Страстей и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа через чтение Священного Писания, через соучастие в богослужениях при их трансляции, через домашнее чтение богослужебных последований.

В день Пасхи новозаветной, Пасхи Христовой, в день Светлого Христова Воскресения, мы празднуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства греху и дарование нам подлинной и вечной жизни. Как крестной Христовой смертью совершено наше искупление, так Его Воскресением дарована нам вечная жизнь. Пасха Христова отверзает нам райские двери.

Непривычные обстоятельства празднования самого главного христианского торжества призывают нас задуматься об очень многом. В течение нескольких недель вынужденной самоизоляции мы осознали и прочувствовали многие важные аспекты земной жизни, задумываясь о жизни вечной. Для нас стало привычным, а потому незаметным и естественным, планирование дел и событий нашей повседневной жизни, включающее будни и праздники. И вдруг мы поняли, что такое состояние дел является великим даром Божьим.

Внимая евангельской истории в период святой Четыредесятницы, мы видели, как наш Спаситель был послушен своему Небесному Отцу. Был послушен даже до смерти, и смерти страшной и мучительной. Когда-то, принимая крещение, вступая в Церковь Христа Спасителя, мы давали обещание следовать за Ним. И сегодня увидели ясно как это непросто – быть смиренными и послушными, как и Он, наш Господь и Спаситель.

 

ПАСХА КРАСНАЯ

 

Пасха в Западной Церкви была встречена неделей ранее. Христиане этой Церкви тоже были озадачены выбыванием из привычного ритма празднования самого любимого праздника. В новостных сводках даже звучали неуместные эпитеты по отношению к этому торжеству. Члены Западной Церкви называли нынешнюю Пасху печальной… Мы не можем с этим согласиться! Несмотря на известные обстоятельства, Светлое Христово Воскресение все тот же праздник победы Добра над злом, победы Жизни над смертью, радостный праздник.

В весенние дни нынешнего года радость праздника праздников и торжества из торжеств многократно усиливается для честного мира славным юбилеем  праздника Победы. Мы празднуем избавление человека от уз греха и смерти, празднуем наш дорогой праздник Великой победы. Одним из важных и впечатляющих элементов праздника Пасхи является цветовая окраска победоносного торжества Правды и Добра.

Войдя, пусть и виртуально, в пасхальные, юбилейные дни Великой Победы в православный храм, мы увидим доминирование красного цвета. В пасхальных песнопениях Пасха называется красной. Конечно, древнее понимание слова «красный» – это красивый. Так оно и есть: Пасха Христова во всех отношениях красивый праздник, красивое торжество. Но есть и буквальное понимание этого слова по отношению к празднику: этот цвет ныне усвоен как главный цвет праздника Светлого Христова Воскресенья.

Красный цвет – торжественен, это цвет власти. Красный цвет – это и цвет Дня Победы, такого дорогого всем нам. В этом году мы отмечаем 75 лет – круглую дату победной и незабываемой весны 1945-го года. Соцветие праздников наполняет нынешнюю весну особым торжественным настроением, изгоняя последние ноты уныния. Основа духовного состояния человека находится в его мировоззрении, но видимые знаки торжеств, его цвета и формы, также очень важны для нас.

Итак, красный цвет – основной, но начинается празднование главного христианского торжества с явления белого цвета, а красный цвет – одна из составляющих белого.

 

ЦВЕТ ЧИСТОТЫ И ПРАВДЫ

 

Белый цвет тождествен солнечному свету, а свет – это Господь, Творец, Бог, благо, жизнь, полнота бытия. «Кто видел целые сонмы питающихся одною славою Божию? Ризы их – свет, лица их – сияние: постоянно поглощают и источают они полноту благодати Божией» (прп. Ефрем Сирин).

Об особенном, уникальном положении белого цвета много сказано в Священном Писании – книгах Ветхого и Нового Заветов. О белом цвете – фаворском свете Преображения Господня, то есть о Свете Божества, написано во всех синоптических евангелиях.

В одеяниях белого цвета совершается начало богослужения на Пасху Господню. Полный ожидания чуда и трепета перед ним – чуда Христова Воскресения – Крестный ход на стыке Субботы и Воскресения совершается в белоснежных ризах.

«Блажен нищий, устремляющий взор к этой стране, наполненной несметным множеством богатства! Аметисты и другие драгоценные камни отложены вне её, изринуты оттуда, как сор; они осквернили бы эту страну. Если бы внёс кто туда бериллы и прочие драгоценные камни, они показались бы мутными и тёмными в этой лучезарной стране» (прп. Ефрем Сирин).

Праздники, связанные с Господом, всегда окрашены в белый цвет. В самом точном эквиваленте этих торжеств облачения должны быть светоносными, но это, по понятным причинам, здесь, на земле, почти невозможно. Святой преподобный Феофан Грек прибегает к графическому приёму, когда показывает на знаменитой иконе Преображения Господня сияние, исходящее от Спасителя мира. И это в церковном изобразительном искусстве тот язык условности, который понимает и принимает душа верующего человека. В нашей Церкви всегда будут согревать душу тихие огоньки лампад и свечей таинственного пасхального крестного хода, и всегда будут происходить истинные, спасительные чудеса, но не свето-технические эффекты.

В развитии пасхального богослужения есть впечатляющий душу и зрение момент, отражающий суть Праздника праздников. Во время пения пасхального канона священнослужители облачаются в ризы разных цветов. И в это время белый цвет – свет – как бы зримо являет нам то, из чего он состоит. Разложение белого луча на семь ярких цветов напоминает нам о семи благодатных дарах Святого Духа.

Пасхальное богослужение – радостное и стремительное, один цвет сменяется другим, сообщая важное. Оттенков этих основных цветов много: мир Божий многообразен.

 

ЦВЕТ СТРАДАНИЯ И ВОСКРЕСЕНИЯ

 

Святая Церковь говорит нам, что не может воскреснуть тот, кто не умер. Христос воскрес! Воистину воскрес! Но, прежде воскресения претерпел страшные и несправедливые, незаслуженные муки, поругания и мученическую смерть… Но невозможно человеку умертвить Любовь, Добро, Правду и Справедливость. Они всегда будут жить на земле, как бы зло не старалось их упразднить. Сын Божий в страданиях на Кресте проливал Свою божественную кровь, спасая от рабства смерти и греха всё человечество, каждого из нас. И красный цвет – это и цвет мученичества, цвет страдания, цвет пролитой Христом крови. Взирая на победоносное знамя весны сорок пятого, реющее над поверженным Рейхстагом, мы помним о реках крови, пролитыми защитниками веры, независимости, свободы для всего мира от фашистской чумы.

Пасхальная литургия, а затем все богослужения Пятидесятницы совершаются в красных ризах, знаменующих торжество неизреченной пламенной любви Божией к роду человеческому, явленной в Искупительном Подвиге Сына Божия.

Красный цвет в Церкви остается неизменным во всё время пасхальных торжеств, вплоть до праздника Вознесения. Церковь благословляет считать красный главным цветом Светлого Христова Воскресения. Это – цвет Победы!

   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов