Пророк с мечом в руке

0

3707 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

ЖУРНАЛ: № 136 (август 2020)

РУБРИКА: Вера

АВТОР: Бутрин Александр

 
Илия - главная.jpg

2 августа Православная Церковь празднует память святого пророка Божьего Илии – самого почитаемого в христианстве ветхозаветного святого. Сегодня трудно в России найти епархию, в которой не было бы храма или хотя бы храмового придела, освящённого в его честь.

Однако, большинство верующих знают о пророке Илие лишь то, что он помогает во время засухи и, как и пророк Енох, был вознесён в огненной колеснице на небо, чтобы вернуться на землю для проповеди в последние времена. Но в то же время немногие могут ответить на вопрос, почему именно его Бог выбрал вместе с пророком Моисеем для встречи с Христом на горе Фаворской во время таинства Преображения.

Обратимся к личности великого пророка, к тому, какое значение он имеет для современных христиан, к пониманию его духовного родства с Иоанном Крестителем и рассмотрению параллелей в сюжетах Ветхого и Нового Заветов, связанных с именем пророка Илии.

 

МЕРЗОСТЬ ЗАПУСТЕНИЯ

 

Кем же он был, святой пророк Божий Илия, живший в Израильском царстве почти три тысячи лет назад, в IX веке до Рождества Христова? И что это было за время?

После смерти царя Соломона царство Израиль разделилось. Так случилось, что Ровоам, сын Соломона, царствовал в Иерусалиме только над двумя коленами – Иудиным и Вениаминовым; Иеровоам же, раб Соломона, царствовал на другими десятью коленами Израильскими. Верные сыну Соломонову два колена были названы царством Иудейским, а перешедшие к рабу Соломонову составили царство Израильское. Однако все колена Израилевы служили одному Богу, и не могли иметь ни другого храма, кроме Иерусалимского, построенного Соломоном, ни других священников, кроме поставленных Богом; поэтому люди из царства Израильского постоянно ходили в Иерусалим для поклонения и жертвоприношений Господу Богу своему. Видя это, низкий Иеровоам начал беспокоиться и за свой трон, и за свою жизнь. Он начал отыскивать средства для отвращения израильтян от Иерусалима. И надумал он прежде всего отвратить их от истинного Бога.

– Невозможно, – сказал он, – оставить им Иерусалим, если сначала они не оставят Бога.

Зная склонность людей к идолопоклонству, он легко нашёл средства для богоотступления своих подданных. Израильтяне, впрочем, как и любой народ, легко увлекались служением идолам, потому что служение истинному Богу требует добродетели, молитвы, духовных усилий, сокрушения о грехах, постов, а служение идолам сопровождается плясками, пиршеством, пьянством и другими чувственными наслаждениями.

Со временем некогда благочестивые израильтяне стали поклоняться вылитым по приказу Иеровоама из золота телицеобразным идолам. В дни установленных в честь их праздников совершались всякие беззакония и греховные игрища.

Так нечестивый царь ради временного царствования сам отпал от Бога, и все десять колен Израилевых отвратил от Него. После этого царя и другие израильские правители с народом держались того же нечестивого идолопоклонства, как тому научились и привыкли при Иеровоаме.

Милосердный же Господь, не оставляющий и оставивших Его людей, но по Своей благости ищущий их обращения, посылал к израильтянам Своих святых пророков, чтобы те обличали заблуждения и увещевали народ избавиться от дьявольских сетей и возвратиться к почитанию истинного Бога. В этом народе решил Господь родится Спасителю мира. Потому так важно было, чтобы израильтяне не забывали Бога, и были бы готовы к встрече с Ним и к Его спасительной проповеди. Пророки понимали важность сохранения единобожия и приверженность Истине своих соплеменников в интересах народов всей Земли.

 

ПРОВОЗВЕСТНИК БОЖЬЕЙ ИСТИНЫ

 

Среди пророков, в разные времена посылаемых Богом к Израилю, был и великий из пророков святой Илия.

По достоверным сказаниям, родиной пророка Илии была страна Галаадская в восточной части Палестины, город же, в котором родился он, назывался Фесвит, отчего Илия и прозван фесвитянином. Происходил Илия из священнического рода Ааронова. Рождение великого пророка было ознаменовано видением его отцу, которого звали Савах. Когда мать Илии рожала его, Савах увидел белообразных людей, разговаривавших с младенцем, пеленавших его огнем и кормивших его, влагая в уста пламень огненный. Устрашённый таким видением, Савах поспешил в Иерусалим и рассказал видение священникам. Тогда один из них, муж прозорливый, сказал Саваху: «Не бойся видения относительно твоего сына, но знай, что младенец тот будет сосудом благодати Божией; слово его будет, как огонь, сильно и действенно, будет велика и ревность его по Господе, и жизнь его будет благоугодна Богу, и будет он судить Израиля оружием и огнем».

Воспитание Илия получил такое, какое подобает юноше из священнического рода; с самых юных лет, предав себя Богу, он возлюбил девственную чистоту, в которой пребывал, как ангел Божий, непорочный перед Создателем, чистый душой и телом. Любя размышлять о Творце, он часто удалялся в безмолвные и пустынные места, где подолгу беседовал с Богом в теплой к Нему молитве, пылая в ней как серафим пламенной любовью. И сам Илия был любим Богом, так как Бог любит любящих Его. И, вследствие своей равноангельной жизни, Илия приобрёл к Богу великое дерзновение: все, что он просил у Бога, он получал.

 

 

Лукас Кранах.jpg

КУЛЬТ ВААЛА

 

Согласно библейскому повествованию, пророческое служение Илии пришлось на один из самых трудных периодов истории Израильского царства – на эпоху правления злочестивого царя Ахава из династии Омридов. При этой династии в веровании евреев уживались вера в Бога Авраама, освободившего их от египетского рабства и даровавшего им «землю, текущую молоком и мёдом» и вера в Ваала, хананейского бога солнца и дождя. Ахав продолжал политику своих предшественников и со временем культ Ваала стал государственным культом Израильского царства. Это был типичный для оседлых жителей Ханаана и Финикии натуралистический культ плодородия, со всеми присущими ему элементами, включая так называемую культовую проституцию. Хананеи, коренные жители Палестины, убеждали пришельцев-израильтян, что у этой земли есть свой «хозяин», которого зовут Ваал (имя Ваал так и переводится – «хозяин»). Под этим влиянием евреи стали забывать истинного Бога, все более почитая Ваала, увязая в хананейских языческих традициях и обычаях. Они стали, по выражению пророка Илии, хромать на оба колена (3 Цар. 18, 21).

Желая положить конец господствующему в Израиле двоеверию, Ахав, под влиянием своей жены, сидонской принцессы Иезавели, решил сделать ваализм государственной религией, а истинное богопочитание окончательно искоренить.

Царские воины повсюду разыскивали и убивали пророков Господних. С особой настойчивостью, по приказу Ахава и Иезавели, они преследовали пророка Илию, стремясь схватить его и умертвить. Пророк вынужден был спасать свою жизнь в труднодоступных пустынных и горных местах царства и даже за его пределами.

 

Илия и жрецы Ваала.jpg

В самом имени пророка уже звучит его проповедь: «говорящее» имя Элияху (Илия) означает «Бог (есть) Господь». И своим именем, и своими проповедями, и своими делами Илия отстаивал истину о том, что не Ваал, а Господь, Чье имя на письме обозначается священной тетрограммой (YHWH), является Хозяином и Господином всего мира. Духовная борьба с ваализмом, которую вёл пророк, была чрезвычайно трудной. Поощряемая царской властью хананейская «духовность» очень глубоко пустила свои корни в народное сознание израильтян, трансформировала их религиозные представления. Это было неправильным и опасным для будущего всего человечества. Видя, что почти не осталось в Израиле тех, кто не преклонил бы своих колен перед Ваалом, ощущая безнадежность борьбы за чистоту веры в условиях господствующего государственного ваализма, Илия пережил глубокий духовный кризис. Он взмолился ко Господу, прося Его о смерти: довольно уже, Господи; возьми мою душу, ибо я не лучше отцов моих (3 Цар. 19, 4). Из пропасти отчаяния пророка извлек Сам Господь. Повелев Своему служителю идти на Хорив (Синай) и открывшись ему там, где когда-то открылся Моисею, Господь укрепил Своего пророка. И борьба Илии за то, чтобы вернуть израильский народ от служения Ваалу к служению Господу, продолжилась.

 

ВЫЗОВ ЯЗЫЧЕСТВУ

 

Описание пророческого служения Илии содержится в так называемом цикле Илии – прекрасной повести, охватывающей 17-22-ю главы Третьей книги Царств и 1-2-ю главы Четвертой книги Царств. В этих главах пророк бросает вызов ваализму, вызывает его на смертельный бой. Борьба пророка Илии с этой хананейско-финикийской религией описывается в Библии колоритно и увлекательно.

В народных хананейских представлениях Ваал был не только богом дождя, но и хозяином жизни и смерти. Ведь дождь на Ближнем Востоке – это жизнь; нет дождя – нет урожая, а значит, – голодная смерть. Разрушая в народном сознании эти представления о Ваале, Илия спасает от голодной смерти сарептскую вдовицу, а затем воскрешает её сына, тем самым наглядно показывая, что не их Ваал, а его Господь, Которому он служит, действительно является Богом, Всемогущим Господином над жизнью и смертью.

Но самой горькой для почитателей Ваала стала духовная победа Господа и Его пророка, одержанная не на земле, а на небе: по слову Илии небо затворилось на три с половиной года, и по его же молитве оно разверзлось вновь.

По прошествии трех бездождливых и голодных лет, которые Господь послал Израилю по молитве пророка, всеблагой Господь умилосердился и послал Илию к Ахаву, желая помиловать создание Свое и напоить землю и людей водою. Представ перед нечестивым царём, продолжающим коснеть в своих заблуждениях, пророк Божий повелел царю: «Собери ко мне всего Израиля на гору Кармил, и четыреста пятьдесят пророков Вааловых, и четыреста пророков дубравных, питающихся от стола Иезавели». И тот собрал. 

Гора Кармил находится на северо-западе Самарии, близ Средиземного моря. Илия избрал эту гору для собрания потому, что она была главным местом служения Ваалу в Израильском царстве.

Свой жертвенник построили жрецы Ваала и стали просить своего бога, чтобы тот послал с неба огонь и пожрал животных, находящихся на мерзком алтаре. Громко и долго просили служители языческого культа своего владыку, кололи себя ножами и били до крови плетями, но тот оставался глух к их прошениям. Перед наступлением вечера святой Илия Фесвитянин сказал им: «Замолчите и перестаньте; уже время быть моей жертве». Подозвав народ ближе, Илия соорудил жертвенник из двенадцати камней по числу колен израилевых, разложил на нем жертвенное животное, и повелел народу залить все это водой. Люди делали это много раз, так что вода переливалась через ров, который окружал алтарь Илии. И возопил Илия к Богу, обратив взор свой к небу, говоря: «Господи, Боже Авраамов, Исааков и Иаковлев! Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! И пошли с неба огнь на жертву, чтобы все сии люди ныне познали, что Ты един Бог Израилев, а я – раб Твой, и Тебе принёс жертву сию! Услышь меня, Господи, ответь мне огнём, чтобы сердца людей сих обратились к Тебе!»

И упал от Господа с неба огонь и уничтожил все сжигаемое – и дрова, и камни, и золу, и даже воду, которая была во рву, – всё истребил огонь.

При виде всего этого весь народ пал лицом на землю, взывая: «Господь есть Бог!» (3 Цар. 18, 39)

Невероятными событиями на горе Кармил всему Израилю было показано, что не Ваал «отверзает катаракты облаков», как пелось в одном из угаритских гимнов, а Господь, Бог Илии. Ваал не слышал молитв своих пророков, а молитва Илии была услышана Богом. А затем небо затянулось грозными тучами и начался долгожданный ливень (3 Цар. 18, 45) – и всему народу стало очевидно: Господь, а не Ваал распоряжается и дождями.

Рассказ о противостоянии Илии пророкам Ваала содержит еще один существенный эпизод. В ознаменование духовной победы над Ваалом, и по соображениям, о которых можно только делать предположения, Илия собственноручно закалывает 450 пророков Вааловых у потока Киссон (3 Цар. 18, 40). Ревность пророка о Господе Саваофе (3 Цар. 19, 10) выражается в столь необычном и шокирующем для современных читателей Библии действии.

Пророк Илия почитается не только на православной Руси, его чтут христиане Ближнего Востока. Особенно в Ливане, где очень много храмов, построенных в его честь. Самым распространённым живописным сюжетом в росписях этих храмов и на иконах, их украшающих, является вовсе не тот, к которому мы привыкли в русской иконописи (возношение Илии на небо на огненной колеснице), а библейский рассказ об истреблении пророков Вааловых. Илия на этих иконах закалывает и отрубает головы нечестивым пророкам, фактическим служителям дьявола. В одной руке у него меч, а другая рука простерта ввысь с поднятым вверх указательным пальцем – бессловесная, но столь красноречивая проповедь единобожия. Статуи Илии с мечом и поднятым вверх указательным пальцем часто украшают и подъезды многоэтажных домов в христианских районах Ливана. А имя Элиас (так произносится «Элияху» у арабов) – одно из самых распространённых среди христиан на всем Ближнем Востоке.

 

ОТ ИЛИИ К ИОАННУ

 

С деятельности пророка Илии в Израиле начинается мощное пророческое движение. Ученик и преемник Илии – Елисей, создает «пророческие школы» – жившие общинами объединения «сынов пророческих». Они не были «глашатаями Бога», несущими народу Божие послание, а были лишь последователями Илии и Елисея, их учениками и помощниками. Но пребывание в этих пророческих общинах подготавливало молодых людей к предстоящему пророческому служению, которое невозможно без исполнения Духом Божиим.

Ни от Илии, ни от Елисея, ни от «сынов пророческих» до нас не дошло ни единой строки: ранняя пророческая проповедь была устной. Первые письменные пророческие тексты появляются лишь во второй половине VIII века до Р.Х., в Северном царстве. Это книги пророков Амоса и Осии. С этих двух небольших текстов начинается письменная пророческая традиция, которая достигнет своего максимального развития в Иудее: Израильское царство в 722 г. до Р.Х. погибнет в результате ассирийского завоевания, 10 колен будут депортированы в коренную Ассирию и там весьма быстро ассимилируются. Но дело пророков Северного царства будет продолжено на Юге, в Иудее. Книги пророков Амоса и Осии вместе с рассказами о пророках Илие и Елисее будут принесены в Иерусалим – и там, во граде Давида, из этой искры, пользуясь выражением Одоевского, возгорится мощное пророческое пламя. Многочисленные последователи славных и смелых пророков – иудейские пророки будут, как сказал бы А.С. Пушкин, Божиим «глаголом жечь сердца людей», сначала под сенью Иерусалимского храма и на улицах Святого града, затем – в плену, «на реках Вавилонских», и вновь – в отстроенном в персидскую эпоху Иерусалиме.

В книге пророка Малахии, в самом её конце, содержатся очень важные слова, представляющие собой прямую речь Бога: Помните закон Моисея, раба Моего, который Я заповедал ему на Хориве для всего Израиля, равно как и правила и уставы. Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием (Мал. 4, 4-6). Этими удивительными и загадочными словами завершается не только книга Малахии, но и весь раздел пророческих книг Библии. Пророчество на несколько веков умолкает. Следующим пророком Священной истории будет уже святой Иоанн Креститель. Суровый образ его жизни, обличительная проповедь, призыв к покаянию заставили многих его современников задать вопрос: не Илия ли это? Не исполнились ли слова Малахии? Если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти (Мф. 11, 14; Мф. 17, 12; Мк. 9, 13), – прямо ответит Христос на эти вопросы об Иоанне. Предшествовавший Христу в духе и силе Илии (Лк. 1, 17) Иоанн был вестником Господним (Мал. 3, 1) и своим служением подготовил народ к принятию проповеди Спасителя, обратив «сердца отцов к детям и сердца детей к отцам». Пророчество Малахии исполнилось.

 

***

Заключительные стихи книги пророка Малахии и вместе всех пророческих книг – это распахнутое окно в Ветхий Завет, позволяющее лучше увидеть и понять предшествующие тексты – Закон и Пророков: грандиозные фигуры Моисея и Илии сближаются в этом тексте, позволяя перечитать весь Ветхий Завет в свете этого сближения, этого единства Закона и Пророков. Но, с другой стороны, эти стихи пророчества Малахии – мостик от Ветхого Завета к Новому. Поэтому и неслучайно явление Илии вместе с Моисеем на горе Преображения.

 

 

 

Литература:

 

Журнал Московской Патриархии, № 8, 2018, материал доктора богословия, представителя Русской Церкви при Патриархе Великой Антиохии и всего Востока в Дамаске игумена Арсения (Соколова);

 

Сказания о жизни и чудесах святого славного пророка Божия Илии, издательство «Скиния», 1994;

 

Акафист святому пророку Божию Илии, Санкт- Петербург, Синодальная типография, 1890

 

Иллюстрации:

 

Икона пророка Илии с предстоящими, XVIIIв.;

 

Лукас Кранах Младший. «Илия Пророк и жрецы Ваала», 1515-1586, Германия;

 

Юлиус Шнорр фон Карольсфельд. «Илия избивает жрецов Вааловых», 1852-1860, Германия

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов