Понимали это и «союзники». Поэтому и вступили в войну тогда, когда стало окончательно ясно не только то, что Советский Союз справится с Германией сам – это было ясно задолго до 1944 года. Но, прежде всего, «союзникам» стало ясно, что СССР не остановится на своих границах, пока не добьет фашистского зверя в его логове, и страны, которые он будет освобождать, скорее всего, примут нашу политическую и экономическую систему.
Авторитет Советского Союза после Победы в Великой Отечественной войны был невероятно высок. Еще бы! Наша страна не только спасла весь мир, всю цивилизацию от раковой опухоли фашизма, но и продемонстрировала всему миру в ходе самой страшной войны в истории человечества преимущества социалистической системы. Ни для кого не секрет, что до начала Великой Отечественной войны к нашей стране относились не слишком серьезно, и тот же Гитлер отводил на ее завоевание несколько месяцев. При этом американские и прочие западные эксперты были близки к нему в таких оценках. Они не видели перспектив в нашем строе и рассматривали его, скорее, как какую-то историческую флуктуацию и случайность. Но поразительная вещь – Советский Союз, понеся колоссальные человеческие и материальные потери, тем не менее, вышел из войны гораздо более сильным государством, чем вошел в нее.
СССР стал самым сильным государством на планете, с огромным потенциалом для развития и с целым блоком государств-союзников вокруг себя. Кстати, напомню, отчасти именно по этой причине был преобразован Коминтерн. Если до Великой Отечественной войны СССР распространял свое влияние в среде государств с почти полностью враждебными правительствами и работал с оппозицией, то после войны вокруг нас образовалось сообщество социалистических стран, где коммунисты пришли к власти и перед ними ставились уже задачи государственного строительства.
В целом право сильного, которое было завоевано нашей страной, было безусловным, и СССР стоял у основания практически всех современных международных институтов и внес решающий вклад в послевоенную концепцию международного права. Фальсифицировать историю в те годы было просто глупо и бессмысленно, и не нашло бы понимания, прежде всего, у самих народов соответствующих стран. Наша Победа сама по себе являлась ресурсом, который поднимал нашу страну на недосягаемую высоту.
40 лет после Великой Отечественной войны, с 1945 по 1985 год, стали временем триумфа нашей страны, временем расцвета нашего влияния, нашей экономики, нашей культуры, причем в масштабах не только ранее не сравнимых ни с чем в нашей истории, но и не имеющих аналогов в мировой истории. Наш язык изучало огромное количество людей в мире, и 2/3 мира именно на нас смотрели как на флагмана исторического процесса. Да, собственно, так и было – мы задавали вектор движения, а США с нами конкурировали, историческая инициатива исходила от нас.
Можно с уверенностью сказать, что XX век был русским веком. Причем здесь нет ни малейшего умаления роли других народов СССР – за границей нас и друзья, и враги тогда называли русскими, и никто не видел в этом ничего обидного, потому что каждый гражданин нашей страны пользовался одинаковым уважением и внутри ее, и в мире. Безусловно, это время стало для нашей страны периодом наивысшего расцвета.
Увы, после 23 апреля 1985 года, почти день в день через 40 лет после поднятия государственного Знамени СССР над рейхстагом, наступили другие времена. Наша страна (но, понятное дело, что не мы с вами и не большинство граждан) отказалась от своего влияния, от своего статуса, от своей истории, от завоеваний не только Советского периода, но и тысячелетней истории России.
Отказалась от строя, который помог ей выстоять и побеждать в величайших испытаниях, совершать величайшие в истории человечества достижения. Отказалась от трети исторических территорий, от всех своих союзников, от большей и лучшей части промышленности, образования, науки и культуры. И ради чего?! Сейчас это сложно объяснить даже государственной пропаганде.
Посмотрите, кстати, как за эти 35 лет тональность пропаганды изменилась. От перестроечного «нового мышления», через «единую Европу от Лиссабона до Владивостока», через «разрушение тоталитарного монстра» (так «демократы», тогдашние «либералы», называли нашу страну) к строительству «новой молодой российской государственности». И только в последние годы, когда стало окончательно ясно, что мы заехали в тупик и разрушили свою страну и социалистический лагерь вообще ни за что, просто под газом «либеральной» пропаганды, тональность изменилась – и теперь в разрушении СССР пытаются обвинить тех, кто до последнего его защищал и защищает – нас, коммунистов и левых патриотов. Разумеется, ничего из этого не выйдет, но сам пропагандистский кульбит очень нагляден и показателен.
Еще раз скажу, Советский Союз очень многие в мире любили, некоторые боялись (но, как ни странно, тоже как-то по-своему любили). Но все, абсолютно все уважали. Уважали не только нашу мощь, но и нашу концепцию развития человечества, нашу культуру, нашу историю. Уважали нашу идею, даже если не все всё принимали в ней. Причем попытки оспорить нашу роль в истории и в мировой цивилизации были крайне незначительны и предпринимались в основном маргиналами, кучкующимися вокруг ныне запрещенных у нас радиостанций, вещавших на СССР, а позже на Россию под патронажем ЦРУ.
Но после того, как мы сами отказались от себя и от своей истории, кто же нас стал бы защищать? Напротив, наши враги с огромной радостью, энергией и энтузиазмом воспользовались моментом, чтобы сбросить нас с пьедестала мировой истории и влезть туда самим. Потому что еще раз скажу: Победа – это огромный ресурс, обеспечивающий стране влияние в мире. А за влияние всю мировую историю между странами идет отчаянная борьба.
Наше величие отчасти сыграло с нами злую шутку. Мы к нему привыкли. Мы, многие из нас, забыли, как и зачем оно нам досталось. Многие, кто помоложе, улыбались, когда люди старшего поколения с отчаянием, с готовностью на жертвы произносили: «Лишь бы не было войны!» «Да с какой стати вдруг будет война в этом замечательном мире?!» – думали некоторые из нас. Вероятно, кто-то из нас действительно стал воспринимать завоевания старших поколений как данность, как восход Солнца. Но в нашем хрупком мире нет ничего данного раз и навсегда. И вот вчера ты живешь в великой, самой сильной и самой лучшей стране, а сегодня просыпаешься сиротой-погорельцем. И видишь, что нет ничего данного раз и навсегда, ну, кроме, может быть, борьбы за выживание.
Победа – не что-то статичное, данное раз и навсегда. Мало победить – за победу надо бороться – причем бороться ровно столько, сколько она тебе нужна. А если ты устал и больше за победу бороться не хочешь, а хочешь «просто пожить», то тогда в историческом плане тебе конец, и другие люди и народы будут на твоем месте жить за тебя и вместо тебя. Такова, как мы видим, жестокая правда жизни.
Мы начали «перестройку» не с экономических реформ, как в Китае, а с «разоблачений» сталинизма, которые очень быстро превратились в огромный грязный поток сначала антисоветизма, очернения вообще всей истории СССР, а потом в поток русофобии, ненависти к нашей стране как к таковой.
С 2005 года на День Победы мы начали загораживать от человеческих глаз Мавзолей Ленина и продолжаем это делать до сих пор. Так какой же реакции мы ждем от других в отношении нашей истории? Особенно от врагов, от их мощнейшей и тотальной пропаганды. Мавзолей Ленина – один из двух главных символов Победы нашей страны в Великой Отечественной войне. Второй главный символ – Знамя СССР, поднятое над рейхстагом как символ Победы нашего государства над другим государством, фашистской Германией.
Именно мимо Мавзолея Ленина 7 ноября 1941 года наши воины прямо с парада шли на фронт. Именно к Мавзолею Ленина в 1945 году были брошены знамена поверженных фашистских дивизий. И вот уже 20 лет на День Победы один из двух главных символов просто исключен из всех торжеств. Да и Знамя СССР, именно государственный флаг, часто ли вы видите? Почти не упоминается и имя Верховного Главнокомандующего И.В. Сталина, очень редко произносятся ключевые словосочетания «советский народ» и «Коммунистическая партия». Какого уважения к нашей истории мы ждем от других, если сами же от нее отрекаемся?
И если в 2005 году загораживание Мавзолея Ленина было отвратительно и ужасно, но имело хоть какой-то смысл, потому что хотели американцам понравиться, то сейчас-то какой в этом смысл?! Справедливости ради, американцам мы тогда так и не понравились – американцы не любят и презирают побежденных, пусть даже побежденных ими. Именно поэтому победитель снайпер Василий Зайцев у них всегда вызовет больше понимания и уж точно больше симпатии, чем Михаил Горбачев – это очень хорошо видно даже по голливудским фильмам. Вместо симпатии мы внушили нашим врагам чувство нашей слабости, и они решили, что вновь, как и в 1941 году, смогут победить нас путем войны – пусть и гибридной.
А особенно непонятно, в чем смысл теперешнего загораживания Мавзолея Ленина, когда на празднование нашей Великой Победы приедут в основном коммунисты. Да никакого в этом смысла нет даже с точки зрения буржуазной власти, ничего, кроме вреда. Такое впечатление, что загораживание Мавзолея Ленина носит какой-то мистический, иррациональный, сугубо эмоциональный характер.
И вот мы возмущаемся, и справедливо возмущаемся, высказыванием Трампа про их «победу»: «Многие наши союзники и друзья отмечают 8 мая как День Победы, но именно мы сделали для победы во Второй мировой войне больше, чем любая другая страна – несравнимо больше. Сегодня я объявляю 8 мая Днем Победы во Второй мировой войне, а 11 ноября – Днем Победы в Первой мировой. Мы победили в обеих войнах, никто даже не приблизился к нам по силе, храбрости и военному мастерству, но мы больше ничего не празднуем, потому что у нас больше нет лидеров, которые умеют это делать! Пришло время снова начать праздновать наши победы!»
Это, оказывается, теперь их победы! Но разве не сами мы их отдали?! Доходит до смешного – на драпировке, которой закрыт на 9 Мая Мавзолей Ленина, изображен Парад Победы, проходящий мимо Мавзолея Ленина! Кстати, по поводу 8 мая – это отдельная почти анекдотическая история, как американцы хотели подписать капитуляцию Германии без нас, да вот ничего из этого не вышло.
Конечно, есть и обнадеживающие сигналы. Ну хотя бы то, что за три года Специальной военной операции наша страна, наше сознание невероятно изменились, и теперь мы гораздо острее воспринимаем, кто наши друзья, а кто враги. И какие символы для нас по-настоящему важны.
Вновь возобновились разговоры, уже на самом высоком уровне, о возвращении городу Сталинграду исторического названия. Для начала подписан Указ Президента РФ о переименовании аэропорта Волгограда в аэропорт «Сталинград». Правда, тут же появилась масса «разъяснений», из которых можно понять только одно – не всё так просто и не все такому переименованию рады. Как бы смена названия не потонула в юридических сложностях…
Нам, обычным людям, важно знать: когда мы летим в самолете, командир авиалайнера должен объявить нам, что мы готовы сделать посадку в аэропорту «Сталинград», а я, как пассажир, выйдя из самолета, должен увидеть над зданием аэропорта большую и четкую надпись: «Сталинград».
А разве Ленинград не заслуживает возвращения героического и уже только одним этим исторического имени?
Сталинградская битва и выстоявший в блокаде Ленинград – два самых выдающихся в мировой истории примеров мужества, стойкости и победы. И оба имени стерты из географии нашей страны. Разве это справедливо и ответственно по отношению к будущим поколениям?
Россия – страна символов, страна слова. Поэтому, если мы хотим победить (а другого пути у нас просто нет), то нас должны окружать победные символы – Сталинград, Ленинград, Мавзолей Ленина, Красное Знамя СССР. Статус страны-победителя нами завоеван по праву, дорогого стоит, и весь мир – и наши друзья, и наше враги, должны видеть, что у нас его никому не отнять!
Победа – наша! С Днем Победы, товарищи! С Днем Победы Советского народа в Великой Отечественной войне!
А теперь – особый постскриптум
Мы уже не первый год наблюдаем, как «Бессмертный полк» триумфально проходит в мире, причем с широчайшей географией. Несмотря на антироссийскую пропаганду, очень многие люди в мире знают и помнят, кому именно они обязаны своим спасением от фашизма.
Шествия «Бессмертного полка» прошли в Аргентине, причем далеко не только в столице Буэнос-Айресе, в венесуэльском Каракасе, в чилийском Сантьяго, конечно же, на Кубе и в ряде других стран Латинской Америки. Разумеется, акция «Бессмертного полка» прошла в Пекине, где в ней приняло участие около полутра тысяч человек. Шествия состоялись в Стамбуле, Анталье и других турецких городах, в тунисском городе Хаммамете, в индийской Калькутте, в американских Вашингтоне и Нью-Йорке, в голландском Амстердаме, в израильском Тель-Авиве и во множестве других городов по всем миру, одно их перечисление заняло бы целую полосу.
В России по соображениям безопасности «Бессмертный полк» пройдет по-разному. Так, от проведения очного шествия «Бессмертного полка» отказались руководители регионов, граничащих с Украиной: Белгородской, Курской, Воронежской, Саратовской и Ростовской областей, а также Крыма. Массовые мероприятия в День Победы не станут проводить в населенных пунктах новых регионов России, а «Бессмертный полк» пройдет онлайн. Такой же формат выбрали Мордовия, Татарстан, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тульская области и Кабардино-Балкария.
Пока не определились с форматом проведения акции Иркутская и Новосибирская области, Республика Марий Эл, Приморский и Краснодарский края, Москва и Московская область. Не удалось найти информацию по следующим регионам: Хабаровский край, Тамбовская область, Удмуртия, Ингушетия, Карачаево-Черкесия, Чечня и Ставропольский край, об этом сообщает телеканал «360».
Важно помнить, что изначально «Бессмертный полк» был стихийной инициативой народа, как говорится, «снизу». Безусловно, мы понимаем озабоченность безопасностью, но важно также, чтобы это потрясающее, удивительное, воодушевляющее народное начинание в конечном итоге не потонуло в бюрократических рогатках, и чтобы при первой же реальной возможности оно вернулось в нашу жизнь, как широчайшее явление, объединяющее наш народ.