Повышение пенсионного возраста обернулось обострением социального кризиса...

23

5962 просмотра, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Смолин Олег

 

19/02/2023 Лишение медицинских и педагогических работников права досрочного выхода на заслуженный отдых повлекло за собой не только ухудшение их материального положения, но и обернулось оттоком людей из образования и здравоохранения, нехваткой специалистов в этих отраслях.

              

...Напомню вам историю. Когда принимали печально известный закон «О повышении пенсионного возраста», этот закон у каждого гражданина, в том числе и у молодых, которые об этом еще не думают, отнял при средней пенсии более миллиона рублей. Средняя пенсия в России – около 19 тысяч рублей с небольшим. Если мы помножим ее на 12 месяцев и на 5 лет, то получим примерно миллион 160 тысяч. Столько теряют пенсионеры, которые сейчас при средней пенсии выходят позже, как раньше говорили, на заслуженный отдых. Этот закон крайне вреден со всех точек зрения. Помимо того, это такое же ограбление, которое произвела команда Гайдара в начале 90-х годов, когда у старшего поколения фактически ликвидировали вклады, которые они сделали в советский период.

 

Трудились-трудились и на тебе – их накопления обнулили. Так же и сейчас.

Но этот закон еще крайне вреден с точки зрения экономического развития. Повторюсь еще раз не стесняясь, что в стране экономическая стагнация, застой и рыночная экономика. Я не большой ее поклонник, но рыночная экономика не может развиваться без платежеспособного спроса граждан. Я принимал, например, участие в совещании аграрников в Омской области. Что говорили председатели бывших колхозов, руководители хозяйств, фермеры и крестьяне. Они говорили, что, если бы люди могли покупать больше товаров, они смогли бы больше увеличить сельскохозяйственное производство. Но люди вынуждены экономить на очень многом. Забегая вперед, в среднем у нас около 10% граждан говорят, что они вынуждены экономить на еде. Недавно Высшая школа экономики провела опрос, и оказалось, что 40 процентов учителей экономят на всем, кроме еды. Вот такая история благосостояния в нашей любимой стране.

Но если каждый пенсионер потерял от закона, и потенциальный пенсионер, будущий пенсионер, даже молодые люди, если считать по современным пенсиям, больше миллиона, то педагоги и медицинские работники потеряли от этого закона дважды.

 

Объясняю, почему. Прежде действовало правило: педагог или медицинский работник на селе отрабатывает 25 лет, получает необходимый стаж и право на досрочную пенсию. Это правило было установлено еще в советский период. Советская власть относилась к своим гражданам достаточно гуманно, но ничего никому даром не давала. Прежде чем давать такие пенсии, прежде они назывались пенсиями за выслугу лет – обращаю внимание, «выслуга», «служение», а не услуга… Были проведены специальные исследования, которые показали, что состояние здоровья медиков и педагогов из-за психологических и иных нагрузок ухудшается. И смысл пенсии за выслугу лет был такой – человек еще может работать, но уже не в полную силу. Не с полной нагрузкой. При этом его жизненный уровень не понижается потому, что он получает, ну пусть не очень большую, но пенсию за эту самую выслугу лет. По новому закону педагог или сельский медик отрабатывает 25 лет, городской – 30. После этого они должны ждать еще 5 лет до того, как они получат право на эту самую досрочную пенсию.

Начнем с того, что если, скажем, девушка заканчивает медицинский вуз в 25 лет, если она работает в городе, прибавляем, соответственно, 30 лет, получается 55, прибавляем еще 5 лет, пока надо ждать досрочной пенсии, и получаем 60. Ее права на досрочную пенсию просто вообще лишили! Равно как и парня, который работает в городе и закончил медицинский вуз в те же 25 лет.

Но я обращаю внимание на еще одно обстоятельство. Если каждый пенсионер потерял пенсию за 5 лет, то педагоги и сельские медики потеряли еще 5 лет пенсии, потому что они 5 лет еще ждут, чтобы дождаться этот отработанный стаж. Таким образом, потеря, по разным оценкам (пенсия досрочная, она поменьше, чем обычная), уже не миллион 160, а минимум полтора, а скорее два миллиона рублей. Вот так государство относится к тем, кто выполняет две важнейшие конституционные функции – лечит и учит. Меня иногда спрашивают: чего ты так за своих педагогов и медиков? Я говорю: я не за моих педагогов и медиков хлопочу, я за ваше здоровье и за образование ваших детей и студентов. Работа педагогов и медиков касается каждого человека. Кстати, право работать по специальности и получать досрочную пенсию мы установили, я был одним из соавторов этих законов, в середине 90-х годов, когда денег у страны было несравненно меньше. Да, мы использовали политическую ситуацию. Борис Ельцин в начале 96-го года имел чуть не 4% рейтинга, ему нужно было принимать популярные решения. Поэтому администрация президента Ельцина не сильно сопротивлялась, и мы в Госдуме и Совфеде преодолели вето президента. Тогда Госдума и Совфед были на это способны и ввели эту досрочную пенсию при продолжении работы по специальности, и я знаю немало тех, кто нас тогда благодарил потому, что зарплата часто не выплачивалась, а пенсии выплачивались более регулярно, как ни странно. То есть это была очень серьезная поддержка. С тех пор правительство и большинство из Госдумы принимали ряд мер для того, чтобы уменьшить возможность получения пенсии, накручивали время к стажу и чего только не делали.

 

Но сейчас мы о другом. Когда мы преодолевали вето президента Ельцина в середине 90-х годов, основной или один из основных аргументов был такой. Среди прав человека есть два важнейших конституционных права. Право на бесплатное обучение и право на бесплатное лечение. Кто обеспечивает это право? Поэтому социальная защита медиков и учителей, которые эти права обеспечивают, – это не только их проблема, это проблема для всех.

Теперь о ситуации, которую мы имеем сейчас. По данным Общероссийского народного фронта, когда опросили 1300 педагогов, 44% сообщили, что у них не хватает в школах математиков, 39% – учителей иностранного языка, 30% – учителей русского языка и литературы и так далее. Почему? Оплата труда педагогов абсолютно не соответствует затратам и квалификации труда. А вопрос решается очень просто – учитель работает за себя и за того парня. Но не получает даже за себя. Я не преувеличиваю! В моем родном городе Омске средняя нагрузка на учителя 2,01 ставки. Это данные на осень 2022 года. Я знаю учителей, которые ведут по 50 часов иностранного языка, например. И какое качество образования будет? Эмоциональное выгорание неизбежно. Я сам учитель по первой специальности и работал в школе, поэтому я понимаю, что это такое. Мои родители – учителя. Это какое качество образования будет? Учитель думает о том, как дожить до выходного. Потому что такие нагрузки – это невозможно. Что касается медицинских работников. По данным все того же Общероссийского народного фронта, 86% врачей не получают того, что должны по указу президента от 7 мая еще 12-го года. Мало того, не все знают, что врачи оказываются в положении сапожника без сапог.

 

Продолжительность жизни врачей гораздо ниже средней продолжительности жизни по стране. Смертность до 50 лет среди врачей на 30% выше, чем у других граждан. Смертность медсестер на 40% выше! Я сказал депутатам: и вы хотите ее заставить еще 5 лет ждать после выслуги лет? Где она будет ждать вашей досрочной пенсии? На кладбище? Это вопрос не о медиках и учителях. Это вопрос о качестве нашего здравоохранения и образования.

К сожалению, голосами фракции «Единой России» законопроект был провален. Хотя, когда принимали закон о пенсионном возрасте, мне обещали коллеги из этой фракции, что к вопросу о досрочных пенсиях мы еще вернемся.

 

Вернулись… По моей инициативе… Провалили…

По инициативе тех, кто обещал вернуться! Мы будем добиваться, чтобы российские школы, детские садики, медицинские учреждения России были достойно обеспечены кадрами. Для этого нужно дать медиками и учителям законный статус. У нас на очереди законопроект на эту тему.

   
   
Нравится
   
Омилия — Международный клуб православных литераторов