29/07/2019 Грузия после недавнего всплеска антироссийских настроений констатирует колоссальный экономический ущерб, который ей пришлось понести из-за приступа русофобии. Украина, Молдавия, страны Прибалтики год за годом подсчитывают убытки: расплачиваться за недальновидную антироссийскую политику приходится расколом страны, падением экономики и, что самое страшное, собственным населением.
Молдавия — учебный полигон русофобии и кризиса на постсоветском пространстве
По оценкам молдавской статистики, численность населения Молдавии составляет около 3,5 млн человек, без учета Приднестровья. Фактически в стране постоянно проживает около 2,9 млн человек. Еще 600 тысяч работают за границей.
В начале 1990-х Молдавия собственноручно создала условия для своей самой серьезной потери — отделения Приднестровья. В 1990 году на территории ныне непризнанной Молдавской Республики проживало 730 тысяч человек, сегодня — около 435 тысяч. Вместе с 16% населения Молдавия потеряла 40% ВВП и большую часть своего промышленного потенциала.
На территории Приднестровья расположены Молдавская ГРЭС, Молдавский металлургический завод, «Молдавизолит» и другие предприятия, большая часть которых входит в холдинг «Шериф».
К конфликту, в результате которого Приднестровье вышло из состава Молдавии, привел разгул молдавского и румынского национализма. И конечно, он носил ярко антироссийский характер. Радикально настроенная политическая верхушка в 1989 году приняла закон о языке, который ограничивал в правах русскоязычное население страны. Юго-восток Молдавии ответил Кишиневу протестами.
Затем ситуация развивалась примерно так же, как в 2014 году в Донбассе. Но с той лишь разницей, что боевым столкновениям 1991–1992 годов положила конец 14 армия Вооруженных сил России, возглавляемая генералом Александром Лебедем.
Плохие отношения с Россией сказались и на молдавской торговле. По объемам торговых отношений с Молдавией Россия уступает только Румынии. Основа молдавского экспорта — продовольственные товары и продукты легкой промышленности.
Негибкость Кишинева не раз приводила к запрету ввоза молдавских товаров в Россию. Такие случаи в 2007 и 2013 годах вошли в историю как винные скандалы.
В целом Молдавия серьезно зависит от России и российской экономики. Ясно и конструктивно об этом высказался президент страны Игорь Додон осенью 2018 года на одном из молдавских каналов:
«Без России Молдавия не выживет, я имею в виду, без хороших стратегических отношений с Российской Федерацией. Россия — это рынок сбыта. Мы не продадим наши промышленные товары на другие рынки. Энергетически мы зависим от России, социально мы зависим от России, потому что там работают 600 тысяч наших граждан, которые каждый год присылают домой миллиард долларов».
Грузия разменяла доходы от вина и туризма на антироссийскую риторику
В 2019 году Грузия потеряет от 100 до 300 млн долларов из-за приостановки прямого авиасообщения с Россией. Так оценили последствия последнего российско-грузинского конфликта СМИ Грузии.
Россия — пятый по значимости въездной рынок для грузинского туризма. Общие потери Грузии могут составить до 710 млн долларов, а это 5% ВВП страны.
В 2018 году Грузию посетило около 1,1 млн российских туристов. В 2019 году эта цифра может сократиться до 300 тысяч.
В августе 2008 года в результате режима военной агрессии президента Саакашвили против Абхазии и Южной Осетии и пятидневной войны с Россией Грузия потеряла около 300 тысяч населения, более 10 тысяч квадратных километров территорий и около 2 млрд долларов, по оценкам американских журналистов.
Крым и Донбасс — цена русофобской политики для Украины
Сценарий развития событий для постсоветских стран, настроенных антироссийски, разыгрывается как под копирку. Украина тоже прошла этот путь. В 2014 году к власти в стране пришли радикальные националисты, которые с ходу попытались ограничить в правах нелояльное русскоязычное население.
В результате Украина потеряла Крым и Донбасс.
Воссоединение Крыма с Россией нанесло украинской экономике урон в 3,7% ВВП. Общие потери за пять лет, по оценкам Atlantic Council, превысили 27 млрд долларов.
В феврале 2019 года Петр Порошенко заявил, что Украина в 2015–2016 годах потеряла 16% ВВП.
Вместе с Крымом и Донбассом Украина не досчиталась 6–8 миллионов населения, сотен промышленных предприятий, угля антрацита для своей энергетики. Был развязан гражданский конфликт, который унес более 10 тысяч человеческих жизней и отбросил страну на 10–15 лет назад.
По данным председателя политсовета партии «Оппозиционная платформа — За жизнь» Виктора Медведчука, Украина ежегодно теряет до 20 млрд долларов из-за ограничений в торговых отношениях с Россией, почти треть экспорта. И это только количественные потери, которые можно точно оценить.
Всех этих последствий можно было бы избежать, если бы отношения с Россией оставались хотя бы на уровне 2010 года, пускай с периодическими продовольственными эмбарго и газовыми скандалами.
«Прибалтийских тигров» придушила их нелюбовь к России
Неправильно было бы оставить без внимания еще трех заядлых русофобов: Литву, Латвию и Эстонию. Справедливости ради стоит отметить, что прибалты, в отличие от Молдавии, Грузии и Украины, умудрились за 28 лет без СССР не потерять территории и не увязнуть в междоусобных войнах. Не последнюю роль в предотвращении такого сценария сыграл Евросоюз, который, правда, в течение 15 лет использовал Прибалтику как источник человеческого потенциала и рабочих рук.
И все-таки результаты перманентной антироссийской истерии налицо. В начале 1990-х годов Прибалтика фактически разорвала производственные связи с постсоветскими странами. Большие промышленные высокотехнологичные предприятия пришлось закрыть. Но у стран остался транзитный потенциал.
Год за годом Прибалтика нагнетала русофобию, но продолжала переправлять товаропотоки из Европы в Россию и в обратном направлении. В это же время Россия создавала новую инфраструктуру, чтобы обезопасить себя от непредсказуемых соседей. И теперь прибалтийские порты теряют свой транзит.
Еще были культурные связи, которым удавалось держаться над политикой. Руководители стран Балтии ударили и по ним, и эти связи стали сходить на нет. Так, в 2015 году фестиваль «Новая волна» переехал из Юрмалы в Сочи.
В Прибалтике верили, что им поможет Запад.
Но теперь и МВФ признается, что к середине XXI века Прибалтийские республики потеряют еще четверть трудоспособного населения, так и не достигнув западноевропейского уровня развития.
Ликвидировать своими же руками
За годы независимости постсоветским странам-русофобам удалось свести на нет большую часть экономического и человеческого потенциала, который был у них на момент распада СССР. Националистическая политика и заигрывание с Западом привели к потере территорий, экономическому упадку и социальному раздору внутри государств. Но это не самый страшный итог.
Хуже всего, что люди из Украины, Молдавии, Грузии и Прибалтики продолжают покидать свою родину. При этом, несмотря на мощную антироссийскую пропаганду, сотни тысяч из них уезжают работать и жить в Россию.
Более 10% населения Молдавии, 8% грузин и около 2 млн украинцев постоянно проживают на территории России и связывают с ней свое будущее. Одновременно с тем они выпадают из социально-политической жизни собственных стран: не участвуют в выборах, модернизации социальных институтов и других важных процессах.
Выходит, что русофобская политика — это даже не борьба за людей, а расписанная по шагам ликвидация вышедших из СССР государств.