Новый порт под Калининградом ударит по Прибалтике

0

5467 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Журнал ВЕЛИКОРОССЪ

 

28/05/2019 Президент России Владимир Путин поддержал идею строительства глубоководного морского порта под Калининградом. До 1 июля власти региона должны разработать и презентовать бизнес-план проекта, стоимость которого, по предварительным подсчетам, составит около 200 миллиардов рублей. Это значит, что у портов стран Балтии и Польши в скором времени появится новый серьезный конкурент.

 

О строительстве глубоководной гавани в Калининградской области говорят уже много лет.

 

По задумке местных властей и бизнеса, новый порт должен перехватить у Гданьска и Клайпеды контейнерные грузы, которые направляются в «материковую» Россию.

Хотя Москва с конца 1990-х годов лишает Прибалтику транзита, делая ставку на собственную портовую инфраструктуру, до Калининграда руки все никак не доходили. Лишь в 2014 году о глубоководном порте заговорили по существу.

Рассматривались разные площадки под строительство. Изначально предпочтение отдавали Балтийску, затем власти приняли решение, что порт будет возведен в окрестностях Янтарного.

Об этом говорится в постановлении правительства Российской Федерации, опубликованном в сентябре 2014 года. Согласно документу, программа строительства портовой инфраструктуры в Калининградской области разбивалась на два этапа: сначала в Пионерском должен появиться международный морской пассажирский терминал с яхтенной мариной, а затем в районе поселка Янтарный — глубоководный порт.

Все это зафиксировано в федеральной целевой программе (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)», то есть работы планировалось завершить до 2020 года.

Но реализация второго этапа забуксовала буквально на старте. Еще во время обсуждения внесения изменений в ФЦП Минтранс предложил отказаться от глубоководного порта в Калининградской области, а высвободившиеся средства направить на финансирование строительства порта Сабетта для проекта «Новатэка» «Ямал СПГ»: проект подорожал на 22 миллиарда рублей.

В итоге в федеральную целевую программу попали оба проекта. Порт Сабетта, как и предполагалось, был достроен в 2017 году.

 

Ввод в эксплуатацию международного морского терминала в Пионерском планируется на июль 2020 года.

И только третий проект так и остался на бумаге. Как говорится, а порт и ныне там…

Основная проблема — отсутствие инвесторов. По программе «Развитие транспортной системы России (2010–2020 годы)» из федерального бюджета на строительство морской портовой инфраструктуры Калининградской области выделялось всего 8,9 миллиарда рублей, причем глубоководному порту из этой суммы досталось всего 400 миллионов. Остальные средства — примерно 45 миллиардов — планировалось привлечь из внебюджетных источников.

В феврале прошлого года министр транспорта России Виктор Олерский пролил свет на ситуацию: инвесторы пока не видят перспективы в сфере строительства глубоководного порта близ Янтарного.

«Продолжать строить глубоководный порт будем, если найдется инвестор, — заявилОлерский. — Строить его можем в том числе и с привлечением федерального бюджета, но нужно понимать, как он будет загружаться. Окончательно от этого объекта мы не отказались».

Эксперты в сфере транспорта и логистики откровенно говорят о слабых местах проекта.

Во-первых, это эксклавность Калининградской области. Грузам, которые из Калининградской области следуют в Россию, приходится пересекать границы Евросоюза. Литва и без того устанавливает высокие железнодорожные тарифы на калининградском направлении.

 

Если же в Янтарном появится глубоководный порт, то литовские власти сделают все возможное, чтобы снизить его рентабельность.

Во-вторых, инвесторов наверняка настораживает сам факт наличия аналогичной портовой инфраструктуры в соседних государствах. Речь идет, прежде всего, о Клайпеде и Гданьске, которые свою нишу уже заняли и худо-бедно ее удерживают. А удерживать транзит всегда легче, чем бороться за него.

Наконец, потенциальным конкурентом порта в Янтарном является российский же Большой порт Санкт-Петербурга — центр притяжения контейнерных грузов на Балтике. Мощности его терминалов даже в условиях роста контейнерооборота остаются избыточными. Не проще ли для начала загрузить их?

Казалось бы, для реализации проекта не самая подходящая конъюнктура. Но в начале этого года губернатор Калининградской области Антон Алиханов снова заговорил о строительства порта и похвастался интересом со стороны арабских и китайских инвесторов к транзиту грузов через территорию российского анклава.

 

Чуть позже о возможности строительства порта возле Янтарного заявили в руководстве объединенной химической компании «Уралхим», что особенно тревожный знак для стран Балтии.

Дело в том, что «Уралхим» и ПАО «Уралкалий» собираются перенести перевалку грузов из Прибалтики в отечественные порты. Для этого они собирались строить отдельный терминал в Ленинградской области и рассматривали предложенные им площадки: в устье реки Луги, в портах Приморск, Высоцк и Выборг.

 

В январе губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко говорил, что окончательное решение о размещении портового объекта будет принято в течение трех-четырех месяцев. Но через четыре месяца выясняется, что «Уралхим» и «Уралкалий» рассматривают еще одну локацию — Калининградскую область. В данном случае их планы совпали с давнишней идеей строительства глубоководного порта.

Вопрос финансирования проекта при этом остается открытым. Сколько конкретно производители удобрений готовы вложить в строительство порта? Удастся ли привлечь из федерального бюджета 50 миллиардов рублей? О каких именно инвесторах говорит Алиханов?

Впрочем, тот факт, что проект глубоководного порта получил одобрение президента России, внушает оптимизм.

 

Речь идет не только об экономике: Кремль целенаправленно уводит экспортный транзит с прибалтийского направления. Строительство глубоководного порта в Янтарном станет очередным важным этапом реализации этой стратегической установки.

Идея порта в Янтарном долго ждала своего часа. Ее воплощение по-прежнему зависит от того, сумеют ли сторонники строительства порта доказать экономическую целесообразность проекта и найти инвесторов. Подобный подход — залог того, что новая гавань станет серьезным конкурентом в споре с Гданьском и Клайпедой.

 
   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов