17/03/2019 В прошлом веке Латвия была одним из мировых флагманов высокотехнологичной инновационной экономики. Первые в мире интегральные микросхемы и радиотехника, которая шла на экспорт в Западную Европу, самая маленькая фотокамера и любимая всем Советским Союзом «Спидола» — этим славилась Латвия в довоенные и советские годы, и все это было уничтожено после «восстановления независимости». В память об инновационной экономике Латвии рассказ о двух ее легендарных флагманах — электротехническом заводе ВЭФ и Рижском заводе полупроводниковых приборов «Альфа».
Завод ВЭФ вырос из рижской электротехнической фабрики «Унион». В годы Первой мировой войны, плавно перетекшей в гражданскую, производство было в запустении: многие фабрики эвакуировали за линию фронта, а рабочие и инженеры вынуждены были стать беженцами.
Реанимировать выдающееся электротехническое предприятие Риги планировалось еще во время короткого пятимесячного существования Латвийской Социалистической Советской Республики. Однако 22 мая 1919 года немецкий ландесвер взял Ригу.
Наступил июнь 1919 года. Правительство Карлиса Ульманиса уже было у власти. Тогда начальник Департамента почт и телеграфа Латвийской Республики Эдуард Кадикис издал официальный приказ, в котором было предписано организовать механическую мастерскую по ремонту телефонных и телеграфных аппаратов, а также линейного оборудования и почтового инвентаря. Приказ был выполнен к началу 1920 года. А в 1921 году предприятие начало выпускать первый продукт — телеграфные аппараты марки Хьюзе и Морзе.
VEF Minox, уникальное изобретение конструктора из Риги
Вальтера Цаппа
Во второй половине 1920-х годов предприятие наращивало производственные мощности, а в 1932 году решило сменить название на более национально-языческое, став Valsts Elektrotehniskā Fabrika Pērkons («Государственная электротехническая фабрика "Гром"») в честь балтийского божества-громовержца. Однако вскоре название в обиходе сократилось до более привычного ВЭФ. Вскоре предприятие начало получать международные премии за производство высококлассных радиоприемников, слава о которых распространялась стремительно. В 1935 году на выставке в Брюсселе и в 1937 году на выставке в Париже ВЭФ получил Гран-при.
ВЭФ-202, один из самых известных советских транзисторных радиоприемников
Вот перечень всего, что производило грандиозное латвийское предприятие в 1930-е годы: силовые трансформаторы для электросетей, кинопроекторы, высоковольтное оборудование, силовые кабели, ветрогенераторы, портативные мини-электростанции, радиостанции для морских судов и самолетов, батарейки и аккумуляторы, пылесосы, стационарные радиопередатчики. И это не считая самой маленькой в мире камеры Minox, конвейерное производство которой было также налажено в Риге.
Завод быстро восстановился после войны несмотря на то, что нацисты взорвали часть производственных ресурсов перед отступлением из Риги осенью 1944 года. В 1945 году заработал цех по производству фотобумаги.
Далее индустриальный потенциал завода раскрылся во всей полноте: в конце 1945 года инженерами-конструкторами предприятия был выпущен радиоприемник VEF Super M557, представлявший собой упрощенный вариант радиоприемника VEF Super M517. А в начале 1960-х годов предприятие выпустило первые транзисторные приемники, которые стали известны во всех странах социалистического блока.
VEF Super M-557
Самым главным брендом советской промышленной Латвии была «Спидола» — портативный транзисторный радиоприемник, создатель которой Янис Церпс вместе с коллегами был удостоен Государственной премии СССР в 1968 году.
Автором дизайна «Спидолы», названной в честь героини латышского эпоса, имя которой переводится как «Сияющая», был Адольф Ирбитис. Стоил приемник 73 рубля, и его популярность в советских республиках была запредельной. Вскоре увидели свет и варианты: «ВЭФ-Спидола» (1962) «ВЭФ-Спидола-10» (1963), «ВЭФ-Транзистор-10» (1965). От первой модели их отличали внешнее оформление, конструкция шкалы настройки; также была немного изменена электрическая схема.
ВЭФ Транзистор-10
Производство латвийских советских радиоприемников даже в условиях холодной войны было известно и на Западе.
На рынок Великобритании «Спидола» поступала под названием Convair. Также знаменитый латвийский приемник проторил себе дорогу и в Бельгию.
Радиоприемник «Спидола»
В странах бывшего соцлагеря до сих пор в некоторых кафе и ресторанах в качестве ретро-украшений можно заметить легендарную «Спидолу».
Много премий получил на своем веку ВЭФ: в 1966 году завод был награжден орденом Ленина, в 1969 году заводу присвоили имя Владимира Ильича, а в 1985 году предприятие наградили орденом Октябрьской революции. Однако в 1990-е годы, как и большинство флагманов латвийской советской промышленности, завод приказал долго жить.
Продукция ВЭФ пережила его: известно, что радиоприемники, выпущенные с его конвейера, функционируют до сих пор.
Другое выдающееся предприятие, которое, правда, не было столь известным в широких кругах, — это «Альфа» (Alfa), в честь которой по жестокой иронии судьбы в Риге теперь называется гипермаркет.
Его история менее древняя, чем история ВЭФ. Рижский завод полупроводниковых приборов (первое предприятие электронной промышленности в Латвии) был основан в 1959 году.
Он специализировался на производстве транзисторов, диодов и полупроводниковых микросхем. Часть производства была строго засекречена, поскольку завод выполнял заказы, связанные с военной промышленностью.
1962 год стал историческим, так как был налажен выпуск первых германиевых цифровых интегральных микросхем.
В 1971 году было образовано производственно-техническое объединение «Альфа» на базе Рижского завода полупроводниковых приборов и Научно-исследовательского института микроприборов. В 1976 году был создан филиал в Гулбене.
Рижский завод полупроводниковых приборов в советское время / Один из корпусов бывшего завода «Альфа», современный вид
На предприятии в конструкторском бюро работали талантливые инженеры, из которых особенно стоит отметить главного инженера завода Юрия Валентиновича Осокина. Именно Осокин разработал первую в стране полупроводниковую интегральную схему Р12-2 (серия 102), которая более тридцати лет находилась в активном производстве. Эти полупроводниковые интегральные схемы использовались в качестве активных элементов для серийного производства гибридных интегральных схем по моделям типа «Квант», и это было впервые в мире.
Правда, альфовские полупроводниковые ИС отправлялись для производства ГИС в научно-производственное объединение «Ленинец» в Ленинграде. Для сравнения: американская корпорация IBM анонсировала появление в производстве первых толстопленочных гибридных ИС как основной элементной базы новой ЭВМ IBM System /360 только в 1964 году.
Наши были первыми.
Конструкторы из ведущих советских предприятий, в том числе и рижской «Альфы» (на тот момент еще РЗПП), опередили американцев чуть более чем на год: в условиях постоянной гонки вооружений это довольно приличный срок.
В 1989 году Юрий Валентинович Осокин стал директором производственного объединения «Альфа», однако вскоре последовали драматические события. После отделения Латвии от СССР предприятие всесоюзного масштаба смогло протянуть до 2000 года, когда последовала его окончательная приватизация: сто процентов капитала было сосредоточено в частных руках.
Руины бывшего завода «Радиотехника» в Риге.
Ныне снесены окончательно
На самом деле еще раньше большая часть бесценного производственного ресурса была распилена на металлолом или вывезена в неизвестном направлении.
А что особенно комментировать. С прискорбием вижу руины Радиотехники, где работал один год - после школы. В таком состоянии практически вся промышленность прибалтийских лимитрофов. Мой друг из Латвии говорит, что самая популярная профессия у них быть латышом - сплошные дивиденды, поскольку националистам повсюду зелёный свет. А вообще действия прибалтийских националистов не поддаются логике и здравому смыслу. Исторически они всегда жили под кем-то, теперь же дорвались до кормушки ЕС, но скоро лафа кончится. И что тогда? Надеюсь, что России эти лимитрофы не нужны: промышленности нет (ещё не хватало опять восстанавливать), порты есть, но мы обойдёмся и, благодаря их дури, свои построим, да плюс они ж/д переводят на европейскую колею. Есть какое-никакое сельское хозяйство, но мы весьма неплохо продвинулись в развитии своего сельского хозяйства и помним, что мы многих "объедали" в СССР, а потому как-нибудь обойдемся. Остается один туризм. Ну так ради него воевать - смешно. Пусть нацики спят спокойно на своих хуторах..