30/03/2019 Польша стала одним из главных бенефициаров Евромайдана на международной арене. Варшава с 2014 года последовательно увеличивала влияние на украинскую экономику и социальную сферу, чтобы в перспективе усилить и политическое влияние. У Польши есть обширные экономические интересы на Украине, и энергетический сектор занимает здесь особое место.
Власти Польши приняли решение о сооружении еще одного СПГ-терминала. Уполномоченный правительства по вопросам энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил, что плавучий терминал по разжижению газа будет располагаться в районе Гданьска и станет вторым объектом по приему СПГ в Польше.
Первый СПГ-терминал расположен в Свиноуйсьце — его проектная мощность составляет 5 млрд кубометров газа, а в обозримой перспективе будет расширена до 7,5 млрд кубометров. По словам польского руководства, на строительство второго терминала, способного регазифицировать 3,5–4 млрд кубометров газа в год, уйдет 16–20 месяцев. Решение о строительстве второго терминала связано в том числе с тем, что несколько месяцев назад польская газовая компания PGNiG подписала долгосрочный, до 2042 года, контракт на поставку американского СПГ.
Закупки Польшей американского газа имеют ярко выраженный политический подтекст и фактически являются платой Дональду Трампу за лояльность. Нельзя не отдать должное президенту США, который привержен бизнес-подходу в международных отношениях и находит инструменты для увеличения присутствия американских товаров на внешних рынках. При этом не секрет, что Польша рассматривает Украину в качестве одного из приоритетных рынков сбыта сжиженного газа.
Заслуживает внимания тот факт, что вице-президентом «Укртрансгаза», оператора украинской газотранспортной системы (ГТС), является поляк Павел Юзеф Станчак, который вполне может лоббировать интересы Варшавы на газовом рынке Украины.
Киевские власти не единожды выражали готовность в рамках политики «энергетической независимости от России» закупать американский сжиженный газ, который поставляется на польский терминал в Свиноуйсьце. Под эти поставки несколько лет назад разрабатывался проект прокладки интерконнектора между Украиной и Польшей пропускной способностью примерно в 7 млрд кубометров к 2021 году.
По состоянию на сегодняшний день этот проект заморожен, однако если по итогам президентских и парламентских выборов на Украине внешнеполитический курс и экономическая политика не будут пересмотрены (шансы на это объективно невелики), вероятность его реализации достаточно высока.
Примечательно, что в 2017 году украинский частный газовый трейдер «ЭРУ Трейдинг» выкупил у польской PGNiG 70 млн кубометров газа, полученных в рамках первой поставки американского СПГ в Польшу. Затем трейдер продал данную партию газа госкомпании «Укртрансгаз» с неплохой маржой. Украинский энергетический комплекс для Польши является одним из перспективных рынков сбыта угля газовой группы. На уголь этой марки постепенно переводят блоки ТЭС госкомпании «Центрэнерго» и компании «ДТЭК» Рината Ахметова.
Решение о замещении блоков было принято в 2017 году, когда на государственном уровне указом Совбеза была легитимизирована блокада неподконтрольной Киеву части Донбасса, где происходит добыча антрацита. Под конец 2016 года «ДТЭК» Ахметова импортировал пробную партию в 100 тысяч тонн угля газовой группе из Польши. При этом фиксировались случаи, когда Польша приобретала по «серым» схемам добываемый на неподконтрольных Киеву территориях антрацит.
Это осложняло двусторонние отношения, а киевские власти требовали объяснений от польской стороны. Однако последняя заявила лишь о том, что поставки угля из Донбасса не несут угрозы энергобезопасности Польши.
Небезынтересны для польского бизнеса вложения в альтернативную энергетику Украины. В 2015 году говорилось о том, что польские инвесторы в течение четырех лет готовы вложить200 млн долларов в развитие проектов «зеленой» энергетики на Украине.
Этот сегмент энергетики развивается в последние годы бурными темпами, что связано с очень высоким «зеленым тарифом» — одним из наиболее больших в Европе, позволяющим быстро окупать вложенные средства. Если в энергобалансе альтернативная энергетика занимает 1,5%, то денег с энергорынка она собирает целых 5%, при этом государство обязуется выкупать у производителей по фиксированным ценам всю «зеленую» электрическую энергию. Польский бизнес не является ключевым игроком на рынке «зеленой» энергетики Украины, однако и ему находится место под солнцем.
В обозримой перспективе актуализируется вопрос продления срока службы энергоблоков украинских АЭС либо вывода их из эксплуатации. Именно официальная Варшава, импортирующая электроэнергию из Украины, может стать лоббистом продления за счет денег Евросоюза эксплуатационных сроков энергоблоков украинских АЭС, которые проектировались в советское время во многом для поставок электричества в страны Соцлагеря (Хмельницкая АЭС, Ровенская АЭС). На фоне тенденции к постепенному закрытию АЭС в странах Евросоюза по причинам экологии и увеличения удельного веса «зеленой» энергетики Украине могут оставить роль резервного поставщика электроэнергии, произведенной без соблюдения современных европейских экологических норм.
Отметим, что с 2017 года Украина начала процесс интеграции своей энергосистемы в энергосистему континентальной Европы (ENTSO-E) одновременно с выходом из объединенной с Россией энергосистемы. Для Польши интеграция Украины в ENTSO-E, которая должна завершиться в 2025 году, что означает возможность получения бесплатных перетоков электроэнергии с украинских электростанций. Так что горизонт планирования Польши по отношению к Украине уходит далеко за пределы сроков пребывания у власти назначенцев Евромайдана.
И интерес Польши к энергосектору Украины — одно из ярких тому подтверждений.