24/06/2018 Идёт интенсивное обсуждение того, что имел в виду Александр Лукашенко, когда высказался в том духе, что Белоруссия теоретически может оказаться перед перспективой вхождения «в другое государство». При этом всем ясно, какое государство имеется в виду (не Польша же!).
Одна одиозная «белорусская писательница», нобелевский лауреат, назвала это «жестом отчаяния». Ну, ясное дело, что неадекватных людей сейчас много, и их мнения никто не воспринимает всерьёз. Нам известно, что характерными качествами президента Беларуси, в числе прочих, является практичность (порой, может быть, чрезмерная, но не нам его судить) и здравомыслие. Иногда (при коллизиях с российскими структурами) проявление этих качеств вызывает некоторое раздражение, но в целом импонирует то, что он живёт и действует как хозяин, ответственный за свою территорию.
В каких-то случаях его понимание интересов Белоруссии устраивает нашу сторону, в каких-то раздражает, как было сказано, но в целом на протяжении всех лет президентства Александра Григорьевича его позиция была в каком-то смысле образцом патриотичности и здорового консерватизма. Мы знаем, что президент Белоруссии не склонен ни к отчаянию, ни вообще к сколь-нибудь существенным проявлениям эмоций. Если он сказал публично то-то и то-то – это гарантированно содержит посыл, который адресован прежде всего к народу Белоруссии.
Но совершенно не обязательно, во-первых, спешить с оценкой и преждевременными толкованиями этого посыла, а во-вторых, вряд ли перспективно толковать это в духе эмоций, не свойственных ни публичной политике ни, в частности, президенту братского бело-русского государства.
Несмотря на все условности и коллизии постсоветской реальности, мы – русские (и великороссы, и белорусы, и малороссы). И если когда-нибудь произойдёт нечто подобное тому, что обсуждается ныне в связи со сказанным Лукашенко – это будет не «потерей независимости», а восстановлением исторической справедливости и, возможно, этапом возрождения славянства как фактора мировой истории.