12/02/2018 Генералы хотели воевать, но Киев испугался России
Адвокат Януковича обнародовал имена виновных «в сдаче» Крыма в 2014 году
6 февраля адвокат бывшего украинского президента Виктора Януковича, руководившего страной в 2010-2014 годах, Виталий Сердюк опубликовал в своем Facebook копии протоколов допроса Игоря Тенюха, в феврале-марте 2014 года занимавшего должность исполняющего обязанности министра обороны Украины. Он утверждал, что окончательное решение о выводе войск из Крыма приняли Степан Полторак, ныне занимающий должность министра обороны, и бывший глава администрации президента Украины Сергей Пашинский. По его словам, это произошло 23 марта 2014 года (через пять дней после вхождения полуострова в состав России) на заседании Совета национальной безопасности и обороны (СНБО).
Тенюх якобы предложил присутствующим организовать прорыв в Крым силами развернутых в Николаевской области частей Вооруженных сил Украины. Пашинский обвинил его в том, что он «добивается войны», предложив выслушать предложения других членов правительства. Взявший слово Полторак (Тенюх называет его командующим воссозданной в том же месяце Национальной гвардии, однако на эту должность Полторак был утвержден лишь 15 апреля) предложил «выводить военные части из Крыма с гордо поднятыми знаменами». Тенюх ответил, что при таком развитии событий он предпочел бы застрелиться, а также выразил готовность уйти в отставку.
Министр обороны предлагал уйти из Крыма красиво
Степан Полторак с ответом на обвинения Тенюха медлить не стал и уже 7 февраля выступил с заявлением, назвав его слова ложью. «На момент принятия решения по выводу военных формирований Вооруженных сил из Крыма я даже не был командующим Национальной гвардии, — заявил Полторак. — А членом Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) я стал 27 октября 2014 года, когда уже стал министром обороны. До этого я даже не был членом СНБО. Я не знаю, как я мог влиять на порядок вывода войск из Крыма. Я никакого решения по этому поводу не принимал».
Затем глава украинского Минобороны попытался перевести стрелки на своих коллег. «Только после того, как руководством страны было принято решение о выводе из Крыма всех силовых подразделений, этот приказ выполнили Национальная гвардия и я — как исполняющий обязанности командующего Нацгвардии, — уточнил он. — Поэтому это чистая ложь господина Тенюха, если он так сказал». При этом Полторак не стал оспаривать правильность решения вывода войск из Крыма. «Мое глубокое убеждение было и остается: если такое решение было принято — наши войска должны были выводиться из Крыма с высоко поднятой головой, на своей технике, со своим вооружением, с боевыми флагами, с документами, которые были в архивах», — подчеркнул министр обороны.
Тенюх настаивал на радикальном решении проблемы
Бывший исполняющий обязанности министра обороны Украины во время дачи показаний в Оболонском районном суде Киева 7 февраля рассказал, что выступал за начало полномасштабной войны.
«Мой план состоял в том, чтобы идти на прорыв, потому что это война. Мой план не поддержали, и поэтому я подал в отставку», — сообщил он.
Тенюх заявил, что 28 февраля рассказывал членам СНБО о «разворачиваемых на границах от Чернигова до Мариуполя российских группировках численностью от 60 до 80 тысяч солдат». Тенюх настаивал на введении в стране военного положения и начале полной мобилизации населения. «Второе, на чем я настаивал, — на предоставлении мне разрешения на использование боевой авиации, а именно — штурмовой и бомбардировочной. Такого разрешения я не получил», — заявил Тенюх, добавив, что из членов СНБО его предложения поддерживал исполняющий обязанности президента страны Александр Турчинов.
В декабре 2017 года об устном приказе Турчинова применять оружие в Крыму рассказал Арсений Яценюк. По его словам, он лично присутствовал на совещании, в ходе которого Нацгвардия, авиация и флот получили распоряжение «ни в коем случае не сдавать никаких объектов и применять оружие для защиты». В то же время бывший председатель Совета министров Крыма Анатолий Могилев сообщил, что никаких «вразумительных команд» из Киева после занятия органов власти полуострова россиянами ни он, ни его команда не получали. Он также отметил, что возглавлявшие в конце февраля 2014 года СБУ и МВД Валентин Наливайченко и Арсен Аваков во время поездки в Крым не общались с представителями местных властей. По мнению Могилева, Киев тогда имел все основания для объявления в регионе антитеррористической операции и введения военного положения.
Большинство руководителей государства в 2014 году были против силовой операции в Крыму
Виталий Сердюк также опубликовал копии показаний Тенюха, в которых он вспоминал о заседании СНБО, состоявшемся 28 февраля (к тому моменту здания органов власти полуострова были заняты «вежливыми людьми», а правительство Анатолия Могилева было отправлено в отставку). На заседании присутствовали руководители Службы безопасности страны, Службы внешней разведки, начальник Генерального штаба, министр внутренних дел и другие представители силовых структур.
По словам Тенюха, против развертывания операции украинских войск выступили лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко и Арсений Яценюк, за день до этого назначенный премьер-министром страны. Тимошенко сказала Тенюху, что он не понимает всей сложившейся ситуации, предложенная им инициатива может спровоцировать Россию на нападение, и предложила подумать ему не о Крыме, а об Украине. Яценюк поддержал ее, заявив, что «не даст развязать третью мировую войну». Предложение об отправке в Крым правительственной миссии, которая должна была урегулировать ситуацию на полуострове, также было отклонено. Яценюк заявил, что представителей Киева в Крыму наверняка арестуют.
Западные страны предостерегали Киев от «резких шагов»
Бывший глава Генштаба ВСУ Владимир Замана, назначенный после отстранения Януковича уполномоченным за деятельностью Министерства обороны, 8 февраля рассказал суду о совете западных партнеров Украины «не делать резких шагов». По его утверждению, такую информацию он получил от Александра Турчинова на заседании СНБО 28 февраля. «Мы на агрессию отвечать не будем и будем политическими шагами пытаться урегулировать эту ситуацию», — заявил тогда Турчинов в ответ на утверждение Заманы, что в Крыму «еще остались наши люди, мы должны дать им сигнал, что будем бороться за них и не бросим их». По его мнению, то заседание было «чисто формальным», а Тенюха он назвал «не владеющим ситуацией в Вооруженных силах».
Сам Замана предложил силовой вариант решения еще 23 февраля. Упомянул он и о настроениях, царивших в украинском истеблишменте в конце февраля-начале марта 2014 года. «Сейчас говорят, что тогда знали о подготовке агрессии России. Что она вот-вот нападет. Но тогдашняя атмосфера в Верховной Раде напоминала мне кое-что иное. Раздел портфелей, рефинансирование банков — это было для них более важным», — сообщил Замана.
17 января о западном влиянии на Киев при принятии решения по Крыму говорил и посол Украины в Польше Андрей Дещица (в 2014 году он занимал пост министра иностранных дел). «Это было коллегиальное решение Совета безопасности, ООН и Украины. Введение военного положения могло иметь соответствующие последствия, о которых нас предупреждали также наши международные партнеры, и эту информацию я также доказывал членам Совета нацбезопасности и обороны Украины», — указал он. По словам Дещицы, новая власть сознательно отказалась от идеи войны за полуостров, дабы провести в стране парламентские и президентские выборы, которые легитимизировали ее статус.
Украинские политики обвинили Москву в долгосрочном планировании «захвата Крыма»
24 января председатель Верховной Рады Андрей Парубий (в 2014 году он был секретарем СНБО) заявил, что Россия готовилась к «захвату части территории Украины» (куда входил и Крым) аж с 2012 года.
«С 2012 года на территории Украины, особенно на юго-востоке, формировалась сеть контролируемых спецслужбами России организаций, которые под видом реконструкторов на самом деле готовили кадры и имели подробный план захвата администраций, местных органов власти и, соответственно, подготовки к введению российских войск», — рассказал он.
Аналогичной точки зрения придерживается и бывший председатель СБУ Валентин Наливайченко. «Российская агрессия началась с Харьковских соглашений. Янукович способствовал агрессии России. Сдал и Крым, и Украину он сознательно», — заявил Наливайченко 7 февраля. По его словам, именно соглашения вернули в Крым российскую Федеральную службу безопасности. «Было понятно, что они готовились к оккупации и аннексии», — добавил Наливайченко.