22/11/2017 В конце октября в РФ были опубликованы результаты исследования «Россия 2025: от кадров к талантам» The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures. На них общественность откликнулась вяло, можно сказать, почти и не заметила.
А, между тем, ситуация складывается крайне неблагоприятная. К 2025 г. ожидается на рынке труда нехватка примерно 10 млн. человек, способных мыслить нешаблонно и принимать нестандартные решения. Проще говоря, грядет дефицит творческих личностей.
Исследователи отметили и неудовлетворительную работу школы, и то, что профессии, требующие как раз креативного подхода, оплачиваются в России на уровне грузчиков в гипермаркете или лифтеров. Престиж специальностей врачебных, учительских и научных серьезно подорван. Смысла учиться и самообразовываться в нынешней России просто нет.
Честно отметим, что все-таки труд западных социологов страдает однобокостью. Проблема с творческими кадрами в Европе и США растет как снежный ком. Но ее решают за счет организации «утечки мозгов» из других регионов мира. Россия не в состоянии идти по подобному пути. Да и нужно ли это? Ведь ни Соединенный Штаты, ни ЕС, окончательно вопрос не решают, но только следуют принципу «долгого ужасного конца». А те же мигранты, пробиваясь на верхние ступени социальной иерархии, начинают покровительствовать не своим новым соотечественникам, но выходцам со «старой» Родины. И намеренно провоцируют они смену населения в бывшей «белой» Европе и тех же США. Кстати, обвинять их не надо: культурные и родовые корни гораздо сильнее экономической или политической привязки.
Европа и США деградируют в стиле позднеантичной Римской империи. Вряд ли нам стоит устремляться за «передовыми» странами ногами вперед.
Давайте рассмотрим причины того, что на нас надвигается, более пристально. Но начнем с фразы известного немецкого антрополога Г. Гюнтера: «Народы рождаются в деревнях, а умирают в городах». Это замечание, подкрепленное многочисленными историческими фактами, требует весьма серьезного отношения.
Деревня — это естественная среда обитания человека. Людей относительно немного. Каждый член общины и т.д. на виду, и все знают, кто и чего стоит. Деревня привязана в своей жизни к природному циклу. А дети учатся на примерах поведения родителей, а не изыскивают их где-то на стороне. Исключения обычно подтверждают это правило. Ритм деревни позволяет заниматься и творчеством. Былины и эпосы появились не в мегаполисах, но в русских весях. Пока города были небольшими и непосредственно связаны с селом, то и все развивалось нормально. Но укрупнение городов и превращение их в гигантские накопители населения с одновременной функцией социального пылесоса, вытягивающего людей из деревни, привело к тому, что запустился процесс всеобщей атомизации с разрывом связей привычных и традиционных и заменой их на противоестественные.
Закономерной в данном случае оказалась тенденция к падению рождаемости. Ребенок в городе, на малой площади проживания — не соратник по семье, а конкурент за свободное время или, извините, ванную комнату или ватерклозет. При всеобщем стремлении к комфорту идеальный комфорт оказался недостижимым. Неслучайно в мегаполисах ныне многодетная семья — нонсенс, вызывающий сожаление у окружающих.
Самым смешным в данной, казалось бы, безвыходной ситуации (никто же не желает жить в пещерах и добывать огонь трением!) является то, что она безвыходной и не кажется. Современная техника позволяет людям не сосредотачиваться в мегаполисах, а жить, в условиях старой доброй деревни. Не даром «богатенькие Буратины» стремятся проживать вне пределов крупных городов. Мегаполис превращается в сосредоточение людей со средним или малым достатком. Но «богатенькие Буратины» редко организовывают прочные семьи, в том числе и многодетные. «Денежный фетишизм» провоцирует развитие натур эгоистических, обращенных на самих себя в любви и поклонении.
Деревенская жизнь формирует ответственность ребенка, а не только взрослого. Уильям Шекспир пас лошадей, а известный русский писатель-классик — гусей. Значит родители доверяли им. В современном городе вы этого не найдете. С чадом старшие родственники носятся, как с писаной торбой. На него навешивают как на елку дополнительные уроки музыки, английского языка, кружки икебаны и рисования. Причем все перепроверяется по сто раз на дню. И это не образование, дорогие мои, это размыв его.
Ребенок в городе не привыкает к нормальной семейной иерархии и, таким образом, учится презирать иерархию в целом потом, придя в вуз и далее на работу. А без иерархии разрушаются государства, падают империи, а обыватели гибнут при нашествии варваров: нового типа или старого, какая разница…
Талант и свободный мыслитель в таких условиях вряд ли пробьет сам себе дорогу. Его смешают с другими и растворят. «Серая масса» создается лишь при всеобщем смешании.
Бичом современной России являются аборты. Мамы и папы убивают нерожденных детей опять ради пресловутого комфорта (своего или другого ребенка, которому посчастливилось прийти в этот мир ранее). Но так убиваются будущие творческие и самостоятельные личности, о нехватке коих к 2025 г. и предупреждают социологи.
Вспомним, кто вышел из многодетных семей. Если бы абортная практика раньше была схожей с нынешней, то Россия лишилась бы: писателя Ф. Достоевского, химика Д. Менделеева, изобретателя радиотелеграфа А. Попова, оружейника М. Калашникова, художника В. Васнецова и т.д.
Мы сами убиваем в утробе свой креативный класс, а потом изволим возмущаться.
Особая беда происходит в России со школой. С одной стороны, на нее надвинулась специализация, а с другой — стандартизация по Болонской системе. Преподаются множество ненужных предметов, раздутых и настоянных на чепухе. Без сдачи ЕГЭ по обществознанию нынешний выпускник не имеет возможности поступить на подавляющую часть гуманитарных специальностей. Но сам предмет «Обществознание» переполнен отрывочными знаниями из экономики, политологии, истории, экологии и т.п. Всего и не перечислишь. Это предмет не о чем. Каша. Без масла ума. Он не способствует формированию оригинального мышления, но затягивает в туман билиберды. Биология оккупирована дарвинизмом, шаг в сторону — побег. Математика, история русская литература и родной язык не даются в приемлемых объемах. Да и к тому же история по привычке сводится к пресловутым общественным законам развития, а в литературе не учат оду Державина «Бог», но заучивают упаднические стихи поэтов «серебряного века».
Предметы: логика, церковнославянский язык и философия отсутствуют в программе общеобразовательных школ как обязательные. Но они ведь и развивают самостоятельное мышление. Позволяют научиться мыслить в конце концов. Логика всегда оформляет суждение. Церковнославянский язык учит ритмика речевого общения, образности его и связывает великолепные тексты (в разных жанрах), накопленные за тысячелетия человечеством, с современным русским языком. «Основы православной культуры», сейчас вытесняемые медленно, но неуклонно из средней школы, даже в малой степени не компенсируют незнание церковнославянского языка.
И, как ни странно, будущих творческих людей губит стремление нашей школы к новым технологиям на уроках. Видео убивает самостоятельное видение образов. Ребенок приучается к шаблону. Презентации и проекты сильно бьют по мозгам. А уж использование Интернет на уроке — это возможность, не думая и не напрягаясь искать ответы чужие, а не готовить свои, пусть и неправильные.
Демография — наше горе. Но и здесь можно извлечь позитив. Каждый учитель отлично знает, что если в классе на уроке присутствует более 15 человек, то теряется его управляемость. Педагог вынужден следить за отвлекающими, осаждать болтающих и на предмет у него времени остается с гулькин нос. В классе должно быть только 10 человек. Да еще и воспитателя бы или помощника учителя надо добавить. Тогда и только тогда учитель будет в состоянии работать с каждым ребенком, а не с аудиторией, вообще. Но это требует дополнительного финансирования школы. А мы на школе экономим. И сами создаем экономное будущее, в котором ощутится нехватка творческим кадров, способных принимать оригинальные самостоятельные решения.
Прав был Клайв С. Льюис, написавший еще в 1943 году, в небольшой книжечке «Человек отменяется…»: «Жизнь наша настолько смешна и печальна, что мы неотступно мечтаем о тех самых качествах, которые сами же подрубаем на корню. Разверните газету – там написано, что нам насущно необходимы «инициатива», или «творческий дух», или «жертвенность». По какой-то нелепой простоте мы вырезаем нужный орган и требуем, чтобы организм работал нормально. Мы лишаем людей сердца и ждем от них живости чувств. Мы смеемся над благородством и ужасаемся, что вокруг столько подлецов».
Комментарии пока отсутствуют ...