11/10/2017 Чаще всего о непокорном Киевской хунте Донецке мы слышим главным образом лишь в военных сводках, когда сообщается об очередных обстрелах. Между тем, город продолжает жить, и не только одними военными заботами.
Людмила Васильевна ГОРДЕЕВА сегодня живёт именно здесь и потому не по наслышке знает, чем на самом деле дышит этот ставший настоящей легендой город-символ Русского мира.
Сегодня мы публикуем два её очерка из жизни как самого Донецка, так и его граждан-защитников. Очень надеемся, что Людмила Васильевна и дальше продолжит свою летопись города-героя…
БАЛЕТНЫЕ «ЗВЁЗДЫ» НАД ФРОНТОВЫМ ДОНБАССОМ
Провластные украинские СМИ, выдерживая тональность, заданную «министерством правды», известили жителей «нэзалэжной» о том, что «в оккупированном Донецке состоялся Международный фестиваль «Звёзды мирового балета». И в общем- то не соврали, если не считать одной неточности – праздник классического танца состоялся не «в оккупированном», а в блокированном киевскими властями и вооружёнными силами самой Украины и карателями из различных нацистских «добровольческих батальонов» городе.
Нынешний фестиваль, прошедший в прифронтовом ныне Донецке – двадцать третий по счёту. Впервые «Звёзды мирового балета» зажглись над Донецком осенью 1994 года, чтобы вспыхивать потом ежегодно. В разные годы, откликнувшись на приглашение основателя фестиваля прославленного танцовщика Вадима Писарева, в Донецке выступили в общей сложности более 400 звёзд мирового балета из 30-ти стран мира. В первую очередь – из России, для балерин и танцовщиков которой донецкий фестиваль давно стал родным – за прошедшие годы на сцене Донбасс-оперы блистали Нина Ананиашвили, Людмила Семеняка, Надежда Павлова, Нина Семизорова и Марк Перетокин, Илзе и Андрис Лиепа, Алексей Ратманский, Анастасия Волочкова, Николай Цискаридзе…
Со временем планка фестиваля поднялась до такого уровня, что участие в нём стали принимать целые хореографические коллективы известных театров мира – Большого и Мариинского, Московского государственного театра «Российский балет» под руководством Вячеслава Гордеева, Московского театра танца «Гжель», Датского Королевского балета и других. Более того – своим присутствием на фестивале его в разные годы «освятили» такие легендарные мега-звезды балета, как Галина Уланова, Юрий Григорович, Владимир Васильев и Михаил Лавровский.
Был момент, когда балетоманам шахтёрской столицы показалось, что история фестиваля закончилась — в 2014 году в Донецк пришла война. Линия фронта подступила к окраинам города-миллионника, бои грохотали в аэропорту, построенном к чемпионату Европы по футболу-2012 и носящем имя великого земляка, уроженца земли Донецкой Сергея Прокофьева. Нацисты рвались к границе, намереваясь отрезать непокорные шахтёрские области – Донецкую и Луганскую – от России, чтобы потом расправиться с его посмевшими не признать постмайданный государственный переворот жителями, преподав тем самым урок другим строптивым регионам.
Но, к счастью, этот «антракт» оказался недолгим – уже в 2015 году фестиваль вновь зажёг созвездие балета над Донецком. И нынешний праздник танца стал двадцать третьим по счету. Война, впрочем, все-таки внесла свои коррективы как в состав участников, так и в программу фестиваля. Традиционно приехали артисты из России и Белоруссии.
Но стоит оценить мужество балерин и танцовщиков из США, Нидерландов, Южной Кореи и Болгарии — стран, власти которых послушно поддержали санкции против России в связи с её надуманной «агрессией» в Донбассе. К тому же наверняка артистам балета, прибывшим в Донецк, грозит занесение в списки пресловутого сайта-доносчика «Миротворец», куда давно уже автоматически попадают люди творческих профессий, рискнувшие выступить в возвратившемся в Россию Крыму или на территории ДНР и ЛНР.
Кстати, «долгожитель» этого сайта, народный артист СССР Иосиф Кобзон также стал гостем фестиваля и выступил на его открытии. «Уверен, рано или поздно, но война и здесь, в Донбассе, отступит под натиском добра и любви, которые нам дает, в том числе, и балетное искусство», — сказал певец. А в беседе с журналистами он высказался более категорично, заявив, что «Па-де-де из «Дон-Кихота» «сильнее киевских снарядов и мин»...
По традиции фестиваль открылся премьерой – впервые за три года зрители увидели балет Сергея Прокофьева «Ромео и Джульетта», поставленный ещё до войны, но так и не успевший прочно обосноваться в афише театра. Однако с главными сюрпризами давно уже искушённая в тонкостях балета публика столкнулась во время двух гала-концертов, всегда являвшихся изюминками праздника.
Донецкие балетоманы открыли для себя болгарский дуэт — солистов Софийской оперы и балета Марту Петкову и Николу Христова Хаджитанева. Бурные овации венчали выступления солистов Национального балета Сеула Эн Жин Сун и Янга Ю Ми. И, словно ответ на вызовы современности, а, может быть, даже «в пику» политикам и политиканам, смотрелась интернациональная пара – американская балерина Карли Дермингер и её российский партнер Игорь Пугачёв, исполнившие па-де-де из балета Риккардо Дриго «Талисман».
Ещё одним сюрпризом для донецких балетоманов стали сцены из балетов «Анна Каренина» и «Евгений Онегин» в исполнении солистов Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана Лилии Лищук и Олега Маркова. «В тему» для донецких зрителей стало и великолепное исполнение сольных партий в «Танце басков» из балета Асафьева «Пламя Парижа» солисткой Большого театра России Марией Мишиной и солистом Большого театра оперы и балета Белоруссии Константином Героником...
На этом фоне хочется отметить то «рвение», с которым украинские сетевые издания уже в первый день фестиваля, выполняя установки своего «министерства правды», поспешили облить ядом этот праздник танца. В «нэзалэжной паутине» даже появились информации о том, что зарубежных участников силой принудили ехать в ДНР.
«Так ли это?» — спросила я у лауреата международных конкурсов, солиста Большого театра Игоря Пугачева. «Что вы! — смеётся артист. – Нас пригласили, мы приняли приглашение и прилетели. Большое спасибо Донецку и дончанам за то, что вы держитесь, за то, что сохранили фестиваль!». По словам Игоря, в Большом о Донецком фестивале знают все, добрую славу ему создали участники прежних лет. Поэтому и не страшат киевские угрозы, не пугает трудность дороги. Если раньше перелёт из Москвы в Донецк занимал меньше двух часов, а из Питера – на час больше, то теперь из-за нацистского «Не пущать!» на дорогу уходят почти сутки.
Тем ценнее участие гостей, особенно из Южной Кореи, которые, как отметил Вадим Писарев, добирались до Донецка на «перекладных», сначала самолётами из Сеула в Токио, потом в Москву и Ростов, а уже оттуда на автомобиле в Донецк. Более того, в рамках фестиваля гости выступили в Луганской Народной Республике, где на сцене Луганского дворца культуры имени Ленина состоялся концерт «Звёзды мирового балета» с участием артистов ведущих театров мира...
Ещё одной «изюминкой» нынешнего фестиваля стало участие в нем почти всей балетной труппы Донецкого академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко. С одной стороны, война и устроенная бывшей «нэнькой» блокада не покорившегося нацистам региона сократили число принявших приглашение гостей, как зарубежных, так и, естественно, украинских. Но, с другой — позволили во всю ширь развернуться донецкой балетной труппе. Она и продемонстрировала, где самостоятельно, где с участием приглашенных солистов из России, Болгарии, Белоруссии, целые сцены из балетов «Дон-Кихот», «Корсар», а также законченные хореографические композиции. А в финале заключительного гала-концерта вместе с хором театра были исполнены знаменитые «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь».
«Не поверите, — рассказала автору этих строк заведующая литературно-драматической частью Донецкого академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко Татьяна Мельникова, – но, как это странно не звучало бы, театр за военные годы словно повзрослел, вернее – возмужал и закалился. Вот парадокс – к нам, работающим в нескольких километрах от линии фронта, едут на постоянную работу артисты. Вот мужской состав балета пополнился за последнее время пятью танцовщиками, приехавшими из России, а главное — из других городов Украины. И в оперную труппу приняты несколько певцов и певиц с чудесными голосами».
Мельникова – не только завлит театра, но и его историк. Она – одна из тех, кто вместе с директором театра Василием Рябеньким в военном 2014-м приложили все усилия к тому, чтобы сохранить театр. Татьяна Ивановна вспоминает, как собирали разъехавшийся было коллектив, как уже осенью первого года войны, когда были освобождены от карателей первые города ДНР, состоялись первые спектакли:
«Почти бесплатные – в зале разве что треть зрителей занимала места «согласно купленным билетам», остальных, среди которых в подавляющем большинстве были военные, прибывшие с передовой, директор велел впустить просто так. Спектакль прошёл при аншлаге и под овации. А по окончании зрители вставали на колени и благодарили директора за то, что театр ожил. Василий Иванович, буквально накануне войны перенесший сложнейшую операцию, не находил себе места – за стенами театра громыхали разрывы снарядов и мин».
Всё это директор пропускал через свое сердце – и канонаду, доносившуюся сквозь стены, и разбомбленный карателями располагавшийся в районе шахты имени Засядько склад театральных декораций… И сердце руководителя не выдержало такой нагрузки…
А спасённый им театр продолжает работать, не обращая внимания на хулу и клевету украинских СМИ, на неопределённость «Минских соглашений», на де-юре «замороженную», но де-факто продолжающуюся войну, тема которой воплотилась и на сцене...
Хореографическая композиция «Память», поставленная Вадимом Писаревым на музыку Бетховена, — это о нём, о сражающемся Донбассе. О тех, кто с оружием в руках поднялся на защиту родного дома от ползучего укронацизма. И о тех, кто уже ушел в мир иной. Таких, как защитники командной высоты на стыке Донецкой, Луганской и Ростовской областей, легендарной Саур-Могилы, повторивших в 2014 году подвиг отцов и дедов, оборонявших её от гитлеровцев. Эта лаконичная по хореографии, декорациям, костюмам и свету легенда в танце, исполненная мужским составом балетной труппы Донецкого театра, была понятна всем зрителям — свидетелям сегодняшнего подвига земляков и хранителям памяти.
…Надо отметить, что фестиваль «Звёзды мирового балета» родился практически одновременно с еще одним фестивалем — «Звёзды шеста», инициатором которого стал многократный мировой рекордсмен в прыжках с шестом Сергей Бубка. Это не удивительно, потому что Вадим Писарев и Сергей Бубка были не только донецкими «звёздами», но и жили на одной лестничной площадке. Долгое время оба фестиваля были визитными карточками Донецка, куда с большой охотой регулярно приезжали блестящие танцовщики и именитые легкоатлеты. «Звёзды балета» визитной карточкой и остался. А вот где сейчас сам Сергей Назарович и где его праздник прыгунов с шестом – дончанам, увы, неведомо.
Парадокс – здоровые мужики, можно сказать, силачи, будто «не ведая, что в мире есть печаль», фактически трусливо предали свою малую родину (а как ещё это можно назвать?), а вот хрупкие балерины остались в прифронтовом городе, радуя земляков своим искусством, и приглашая весь мир вспомнить классическую формулу о том, что красота всё же однажды спасёт мир...
«ЧЁРНЫЙ ЛЕНИН» — ЗАЩИТНИК ДОНЕЦКИХ РУБЕЖЕЙ
— В 1945 году советский народ решил, что фашизм окончательно разгромлен, – звенел над головами собравшихся у танка людей голос. — Но после майдана, который стал продолжением контрреволюционного переворота середины 80-х годов, на Украине к власти опять пришли нацисты. Однако народ Донбасса не согласился быть под властью фашистов, и поэтому мы объявили о создании ЛДНР.
Народ одобрительно захлопал. Митинг, посвящённый Дню освобождения Мариуполя от немецко-фашистских захватчиков, был в разгаре. На импровизированной трибуне, которой стало подножье памятнику командиру-танкисту Францу Гринкевичу, выступал темнокожий оратор в форме бойца Армии ДНР. Он говорит увлечённо, со знанием дела, без бумажки, жестикулируя и даже немного приседая в такт речи – совсем как ребёнок, которого вывели на большую сцену, чтоб он прочитал стихи. Это Бенес Айо, русский патриот, которого иногда называют «Чёрным Лениным».
Впервые дончане увидели его на митинге в марте 2014 года, когда вслед за Крымом на Донбасс пришла Русская весна. Теперь для жителей мятежного региона Бенес Айо – «свой» и вполне может говорить от имени всего Донбасса. Впрочем, всё по порядку...
Айо Бенеса хорошо знают в Латвии, ведь он — коренной её житель, родившийся у русской матери и чернокожего гражданина Уганды. Ничем не омраченное детство типичного советского ребёнка он провёл в городе Резекне. Ходил, как и миллионы его сверстников, в общеобразовательную и музыкальную школы, читал книжки, имел множество друзей и увлечений, главным из которых была любовь к природе. По окончании школы Бенес поступил на биофак Латвийского университета, успешно защитил бакалаврскую, а потом и магистерскую работы.
Период становления личности активного и жадного до знаний парня пришёлся на развал великой державы. Из биологии Бенес перенес на социум очень интересное наблюдение, говорящее о том, что капитализм, какими бы красками его нам не расписывали, это шаг назад, потому что построен на эгоизме, который свойственен более низкому уровню развития как животного, так и человека. Имея твёрдую гражданскую позицию, он не мог смириться с откатом назад, с ограблением народа, с попранием справедливости, с изгнанием русского языка и сдачи республики под протекторат вчерашних её врагов, поэтому активно включился в общественную деятельность.
Палитра политических предпочтений Бенеса Айо обширна, но сегодня вполне укладывается в программу партии «Другая Россия», активистом которой он является. А практика… практика такова, что её вполне хватило бы не на одну биографию. Судите сами.
Боролся в Латвии против нарушения прав русского населения, дискриминации русского языка. Переехав в Великобританию на учёбу и работу, вступил в ряды марксистско-ленинской Коммунистической партии. Он – участник Движения солидарности с Палестиной, потому что ему есть дело до фактически загнанного в резервацию народа этой страны. Его вроде бы экзотическое участие в Ассоциации корейской дружбы обретает совершенно новое звучание в свете последних событий вокруг Северной Кореи, которая вопреки давлению Запада продолжает укреплять свою обороноспособность.
Несмотря на свою активную политическую деятельность, политические убеждения, противоречащие сегодняшнему мироустройству, Бенес Айо человек позитивный, однозначно вызывающий симпатию. Даже у судей — о чём рассказывает присутствовавшая наблюдателем на суде в Гааге, где его судили за протестные действия, переводчик и журналист, Татьяна Голяндрина.
Убедиться в этом получили возможность сначала жители Крыма, куда он приехал с началом Русской весны и вступил в ряды самообороны, а затем и Донбасса. Весной 2014 года, когда СБУ еще вольготно чувствовала себя в Донецке, Бенес был арестован и выслан в Лондон, что не помешало ему вскоре вернуться обратно.
А вот как Бенес Айо рассказал о себе автору этих строк.
— В настоящее время я гражданин ДНР. До этого был гражданином Латвии. Приехал в 2014 году с ребятами из партии «Другая Россия». Мы участвовали в митингах и демонстрациях, организованных партией Павла Губарева и поддержали народ в его желании отделиться от украинского неонацистского режима, который совершил переворот в феврале 2014 года. Впоследствии, когда киевская хунта не согласилась с итогами референдума, на котором 99% жителей ЛНР/ДНР высказались за создание независимых республик и начала против нас войну, я со своими товарищами вступил в Вооружённые силы Луганской Народной Республики. Когда в ЛНР наступило некоторое затишье, мы перебрались в Донецк. Сегодня мы считаем, что необходимо восстановить территориальную целостность ДНР и ЛНР в рамках Донецкой и Луганской областей.
— А почему вы уехали из Латвии? Может, надо было остаться там?
— Нельзя было допустить победу неонацистов и поставить под полный контроль Запада эту территорию, которая принадлежала ранее СССР. Латвия тоже была частью Советского Союза и там такие же проблемы. У власти находятся фашисты из националистической партии, которая уничтожает русские школы. Сейчас они собираются полностью перевести русские школы на латышский язык. Несмотря на то, что русские в Латвии составляют почти половину населения (45%), их лишили законного права быть гражданами этой страны. Таких неграждан в Латвии несколько сот тысяч. Это люди, которые родились там, живут, знают язык, платят налоги, но в гражданстве им отказано. С точки зрения международного права, это апартеид. Неграждане не могут участвовать в выборах, заниматься рядом профессий.
По этому же пути идет сейчас Украина — штрафуют за использование русского языка на рабочем месте, идет коверкание русских имён в украинских паспортах, приняли закон об образовании, где права на обучение на русском языке сводятся на «нет». Коммунистов и тех, кто выступает против хунты, считают людьми второго сорта, «колорадами», «ватниками», преследуют их. В оккупированных Мариуполе, Славянске люди боятся высказать своё отношение к хунте, потому что могут сразу посадить в тюрьму или даже убить. По доносу за любые кухонные разговоры против власти люди подвергаются преследованиям. Этот режим ничем не отличается от гитлеровского режима на оккупированных украинских территориях, который поддерживали бандеровцы.
В Латвии то же самое: наследники Ваффен СС сидят в парламенте и представляют Латвию на международной арене, ежегодно 16-го марта проводят нацистские марши. Правительство считает их героями, назначает прибавку к пенсии. Подобное происходит и на Украине. День создания УПА фактически сделали национальным праздником, установили памятники Бандере. Фашисты, которые развязали кровавую войну против советского народа, для них являются героями.
— По линии Интербригад в Донбасс приехало более 2 000 человек. А чем вы здесь занимаетесь?
— Когда начались события в Крыму, а затем украинская агрессия, плюс заявление Украины о том, что Крым собираются отторгнуть силовым путем, я как активист партии «Другая Россия» в числе добровольцев из многих стран мира поехал в Донбасс, чтоб поддержать народ. Я служу в Вооружённых силах ДНР, мы стоим на передовой и защищаем Донбасс от агрессоров.
Обстановка неспокойная, украинская сторона постоянно нарушает Минские договорённости, идут постоянные обстрелы, в т.ч. 120-мм минометами, 122мм артиллерийские орудия, САУ «Гвоздика». Бьют в основном по мирным объектам, разрушая дома, убивая и калеча людей. И это, несмотря на заключенные то «хлебное», то «школьное» перемирие. Поэтому я считаю, что президент России Владимир Путин был прав, когда заявил том, что необходимо направить на линию соприкосновения миротворцев ООН. Украинцы не будут стрелять в международных миротворцев. Конечно, будут какие-то провокации, но их количество значительно снизится. И благодаря этому, народ как-то сможет улучшить своё положение. Например, можно будет заняться развитием предприятий, которые находятся под контролем республики, возможно РФ и другие государства смогут вложить в них какие-то финансы, создать новые рабочие места и укрепить их с экономической точки зрения.
— О чём вы мечтаете?
— Программа-минимум – это полное освобождение Донбасса от агрессоров, признание Россией и другими государствами независимости ДНР/ЛНР. Я выступаю также за деоккупацию других районов – Запорожья, Одессы, Харькова и т.д., за реанимацию планов по созданию Новороссии и её независимость (федеративное воссоединение с Россией). Программа-максимум – это восстановление Советского Союза, когда наши народы будут жить мирно и дружно, строить единое государство с бесплатным образованием, медициной. Где не будет постоянных конфликтов между национальными группами, расами, будут жить в мире украинцы, русские, казахи, евреи, цыгане и т.д.
— А какое в этом процессе вы себе отводите место?
— Я политический активист и буду делать все для того, чтобы то, о чем я сказал, свершилось...
… И не только на практике, продолжая мысль своего собеседника, скажу я. Магистр биологии, магистр медицинской микробиологии Бенес Айо, учившийся в Латвийском и Лондонском университетах, сегодня — студент факультета политологии Луганского университета. Темой дипломной работы он избрал события в Донбассе, где он намерен доказать, что переворот в Киеве – это не что иное, как фашистский путч, на который Донбасс ответил национально-освободительной революцией.
Она сродни революциям арабского мира и к нынешним «цветным» революциям не имеет никакого отношения. «Как сказал Карл фон Клаузевиц, которого часто цитирует Маркс, - говорит Бенес, — война – это продолжение политики, но другими средствами. А, значит, здесь я на своём месте».
Похоже, так считают и в ДНР. Бенес Айо, который до этого за свою политическую деятельность в «цивилизованных» западных странах подвергался преследованиям и даже сидел в тюрьме, награждён медалью ДНР "Воин-интернационалист». Заслуги Бенеса признали и враги Донбасса, включив его данные в базу одиозного сайта «Миротворец». Поэтому, говоря о Донбассе, употреблять слово «мы», Бенес Айо заслужил даже более, чем некоторые уроженцы этой земли. И не только своей гражданской позицией, но и тем, что каждый день с риском для жизни защищает жителей непокорного Донбасса от оголтелых укронацистских «освободителей».
Комментарии пока отсутствуют ...