11/11/2017 Феномен Иосифа Сталина
Сталин не ушёл в прошлое – он растворился в будущем.
Шарль де Голль
38 процентов
Минувшим летом социологи «Левада-центра» попросили россиян назвать самых выдающихся людей всех времён и народов. На первом месте оказался Сталин (38% всех голосов). Он обошёл Пушкина и Путина (по 34%), а также Ленина (32%). Почему?
Главное, пожалуй, в том, что, отдавая голоса Сталину, многие выразили недовольство сегодняшними реалиями, например, экономическими невзгодами, социальными контрастами, ростом дороговизны. При Сталине не было воров-бизнесменов, распоясавшихся коррупционеров от власти, вороватых руководителей, получающих в десятки тысяч раз больше рядовых граждан, жён губернаторов и парламентариев с годовыми доходами в миллиарды рублей. После кончины Сталина на его сберкнижке лежало 900 рублей.
Забывают ли люди о массовых репрессиях, борьбе с инакомыслием и пр.? Нет. Но в первую очередь сравнивают позитивные моменты былой эпохи с пороками нынешней, а негативные стороны прошлого вытесняются на периферию сознания: их теперь нет и судить о них не так просто.
В море литературы, среди специалистов и простых людей мнения о Сталине диаметрально расходятся. Рьяным почитателям противостоят непримиримые противники. Первые утверждают, что Сталин – олицетворение государства для трудового народа, нового общества без эксплуатации человека человеком. После кончины Ленина он правил страной почти три десятилетия (1924–1953), приняв её, как известно, с сохой, а оставив с атомной бомбой и второй после США супердержавой. Указывая на действительные достоинства и достижения вождя, они предпочитают не говорить о его ошибках и пороках или сводят их к минимуму. Вторые, считая прошлое концлагерем и ГУЛАГом, называют Сталина узурпатором и душителем свобод. Живописуя его преступления, они обычно замалчивают его достоинства и деяния на благо страны. Для одних он величайший деятель мировой истории, для других – символ тирании и исчадие ада.
Но не односторонни ли такие трактовки?
Совмещение несовместимого?
«Гений и злодейство: две вещи несовместные. Не правда ль?» – спрашивает Моцарт у завистника Сальери за мгновение перед тем, как тот бросит яд в его бокал. Сальери ведь также не обделён талантом. Пушкин прямо не отвечает на поставленный вопрос, хотя устами Сальери даёт пример, как Микеланджело Буанаротти убил натурщика, чтобы реалистичнее написать для Ватикана картину «Распятие Христа».
В Ленине, гении революции, не уступающем по величию Моцарту в музыке, советское руководство имело наиболее сильного, но не деспотического лидера – лидера в окружении плеяды ярких деятелей: Лев Троцкий, Григорий Зиновьев, Лев Каменев, Николай Бухарин, Карл Радек и др. В сравнении с ними Сталин долго не был широко известен вне высших партийных кругов. А «вожди» поначалу считали его ординарной личностью, которой нечего опасаться. Но ошибались. Став у руля, Сталин реализовал свои выдающиеся качества – и положительные, и отрицательные.
Он – не только одна из наиболее спорных исторических фигур, но и мощный фактор, оказавший беспрецедентное воздействие на судьбу нашей страны и облик русского социализма. Почему именно он вознёсся в переломное время на вершину политического олимпа? Был ли продолжателем «дела Ленина» или, наоборот, стал отступником от революционных идеалов? Кроются ли тоталитаризм и диктатура в характере Сталина или в специфике исторической обстановки и в особенностях России – страны с традицией самодержавия? Существовал ли у нас при Сталине социализм или что-то иное?
Коба
Сталин родился в бедной семье 9 (21) декабря 1879 года в грузинском городе Гори. Отец – Виссарион Иванович Джугашвили – сапожник, мать – Екатерина Георгиевна Геладзе – шила и подрабатывала кухаркой и прачкой в богатых домах. Отец умер от ножевого ранения после пьяной драки в трактире, когда Иосифу (Сосо) не было 11 лет.
Мальчик рос не по годам развитым, подвижным. Обладая хорошим голосом, пел в церкви в хоре. Когда ему было 12, его сбил мчавшийся фаэтон, и так левая рука стала короче и слабее правой. Уже в детстве за ним замечалось упрямство и стремление к превосходству над сверстниками. Много читал. Большое впечатление произвёл роман А. Казбеги «Отцеубийца», в котором неустрашимый Коба возглавлял борьбу крестьян-горцев за свободу. И это имя – Коба – сделалось его первой партийной кличкой. Старые большевики (Молотов, Микоян) так к нему обращались и в 30-е годы, и позже.
Сбился с пути
В 1888-м мать решила послать его в местное духовное училище, а это первый шаг на пути к карьере священника. В 1894 году он был удостоен диплома с отличием, которые редко получали выходцы из бедняков. После успешных экзаменов был принят в Тифлисскую духовную семинарию на полное обеспечение. Но ему не были близки царившие и в училище, и в семинарии ханжеская атмосфера, строгий режим, муштра. В 1931 году в беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом Сталин говорил: «В революционное движение я вступил с 15-летнего возраста… Из протеста против издевательского режима и иезуитских методов, которые имелись в семинарии, я готов был стать и действительно стал революционером, сторонником марксизма…» В семинарии он начал писать стихи и поэмы, которые печатались в газете «Иверия».
В 1935 году Сталин навестил мать незадолго до её смерти. Она сказала ему: «А жаль, что ты так и не стал священником».
И боевик, и книгочей
В мае 1899-го за чтение запрещённой литературы и ведение рабочих кружков его исключили из семинарии. Несколько месяцев он служил в геофизической обсерватории Тифлиса, круг знакомств в социал-демократической среде рос. Спустя два года Сталин переходит на нелегальное положение, принимает участие в организации забастовок и демонстраций. Его арестовывают и после полуторагодичного пребывания в тюрьмах ссылают на три года в Восточную Сибирь. Оттуда он совершает побег. В общей сложности Сталина арестовывали восемь раз, отправляли в ссылку семь, и бежал он шесть раз.
К 1905 году – началу первой русской революции – он уже опытный организатор революционной деятельности во всём Закавказье. Его выдвигают делегатом на партийную конференцию в Таммерфорсе (Финляндия), где он впервые встретил Ленина, а также на IV и V съезды РСДРП – в Стокгольме и Лондоне (1906 и 1907 гг.).
Тогда же Сталин – участник и организатор так называемых «экспроприаций», или «эксов». Боевики партии совершали вооружённые ограбления банков, почтовых вагонов, других «денежных» мест. Для Ленина это был источник финансирования политической деятельности.
Находившийся с Кобой в 1908 году в батумской тюрьме эсер С. Верещак (позже яростный его противник) вспоминал, что у Сталина всегда в руках была книга и он был самым знающим марксистом среди тех, кто вёл кружки самообразования и организовывал дискуссии политзаключённых. Как писал Верещак: «Под всякое явление он умел подвести соответствующую формулу по Марксу... Вообще же в Закавказье Коба слыл как второй Ленин».
1911–1912 годы Сталин проводит в Петербурге. Его статьи часто появляются в начавшей тогда выходить газете «Правда», где он потом работает редактором. Его включают в состав ЦК партии, он выезжает в Краков к Ленину, где пишет понравившуюся тому работу «Марксизм и национальный вопрос». В переписке с Горьким Ленин замечает: «У нас один чудесный грузин засел и пишет для «Просвещения» большую статью, собрав все австрийские и пр. материалы».
В соседних кабинетах
Начало 1917 года застало Сталина в Красноярске. Дела на фронтах ухудшались, и вместе с группой ссыльных он был призван в армию. Но из-за слабой левой руки медкомиссия признала его негодным к службе. Он установил связь с красноярскими большевиками, вечера проводил у Льва Каменева, также сосланного в Сибирь. И тут – Февраль. Революция распахнула ворота тюрем для каторжан и ссыльных. Созданный в городе Совет арестовал представителей царской власти.
Вскоре Сталин с Каменевым уехали в столицу. Там их включили в состав Бюро ЦК РСДРП и назначили членами редакции «Правды». До появления Ленина в Петрограде Сталин быстро стал основной фигурой партии. Не обладая ораторским даром Ленина или Троцкого, он выделялся как превосходный организатор. Сталин вместе со Свердловым много сделал, чтобы численность большевистских рядов быстро увеличилась. В тот момент, когда Ленин и Зиновьев скрывались от ареста, а Троцкий и Каменев, как и некоторые другие лидеры, были в тюрьме, роль Сталина возросла. Он участвовал в решающих заседаниях ЦК 10 (23) и 16 (29) октября, когда по докладам Ленина было принято решение о вооружённом восстании.
1917 год стал заметной вехой на пути Сталина к вершине власти. Он был в самом центре революционных событий, действовал как один из ведущих партийных организаторов. Именно тогда получил и опыт политика, завоевал статус одной из главных персон генерального штаба большевиков. Зарекомендовал себя особо подготовленным специалистом по проблемам национальных меньшинств. Когда в октябре 1917-го было учреждено Политбюро ЦК партии, Сталина избрали в его состав вместе с Лениным и ещё пятью именитыми большевиками. Сразу же после победы вооружённого восстания в Петрограде он оказался в новом правительстве и возглавил Наркомат по делам национальностей. На заседании ЦК в конце ноября постановили предоставить четвёрке – Ленину, Сталину, Троцкому и Свердлову – право решать все «экстренные дела». Сталин закрепил за собой роль верного помощника Ленина по особым поручениям. Их кабинеты в Смольном были рядом, они часто созванивались друг с другом и общались.
Като и Надежда
С первой женой Екатериной (Като) Сванидзе Сталин познакомился в 1902-м. Невеста походила на его мать не только именем. Она была религиозной, преданной мужу – смотрела на него как на полубога. Правда, по ночам иногда молилась, чтобы муж отказался от кочевья профессионального революционера и занялся чем-то основательным. В 1907-м Екатерина родила сына Якова, а через несколько месяцев заболела и умерла. Сталин горько пережил утрату. Их сына растила в Грузии сестра матери.
Весной 1918 года Сталин женился на дочери революционера С.Я. Аллилуева Надежде. С её отцом Сталин познакомился в 1903-м, когда тот приезжал в Тифлис по делам Бакинской подпольной типографии. Говорят, будущий диктатор даже спас двухлетнюю Надю, когда та, играя на Бакинской набережной, упала в воду. После февраля 1917 года, когда Сталин вернулся в Петроград, он часто навещал семью Аллилуевых и сблизился с уже подросшей Надеждой, которая училась в гимназии. Через год они поженились, перебрались в Москву. Ей тогда было 18, ему под 40. Она стала работать в секретариате Ленина у Л. Фотиевой. В этом браке родилось двое детей – Василий и Светлана.
«Военная оппозиция»
В 1918 году Москва и Петроград оказались отрезанными от Украины и Сибири – богатых продовольственных областей. Надежда оставалась на Поволжье и Северный Кавказ. Сталина наделяют чрезвычайными правами по решению вопроса. В июне 1918-го он выезжает в Царицын и пишет Ленину: «Гоню и ругаю всех, кого нужно… Можете быть уверены, что не пощадим никого, ни себя, ни других, а хлеб всё же дадим. Если бы наши военные «специалисты» (сапожники!) не спали и не бездействовали, линия не была бы прервана, и если линия будет восстановлена, то не благодаря военным, а вопреки им». Последняя фраза – камень в огород Троцкого, к тому времени комиссара по военным и морским делам и председателя Реввоенсовета. Это по его распоряжению в Красную армию привлекались тысячи царских офицеров и военспецов.
В другом письме Ленину Сталин прямо заявляет: «Если Троцкий будет, не задумываясь, раздавать направо и налево мандаты… то можно с уверенностью сказать, что через месяц у нас всё развалится на Северном Кавказе… Вдолбите ему в голову, что без ведома местных людей назначений делать не следует… Для пользы дела мне нужны военные полномочия... В таком случае я буду сам, без формальностей свергать тех командиров и комиссаров, которые губят дело. Так мне подсказывают интересы дела, и, конечно, отсутствие бумажки от Троцкого меня не остановит».
Эта дерзость привела к успеху, и, получив полномочия, Сталин стал участником операций, направленных не только против белых, но и… Троцкого. Возникла «военная оппозиция», где активную роль стали играть близкие Сталину К. Ворошилов и С. Будённый. Сталин побуждал красных командиров не выполнять распоряжения главного командования. Троцкий настоял на отзыве Сталина. Тем не менее это не имело серьёзных последствий для карьеры Кобы, он вскоре получил ряд важных назначений. Ленин высоко ценил организаторские способности Сталина, его надёжность и преданность делу. Конфликт между Сталиным и Троцким относил на счёт характеров заносчивых и волевых помощников, каждый из которых был ему верен и по-своему незаменим.
Ленин не уверен в Сталине
В годы «военного коммунизма» грубая и властная сталинская манера действий не вызывала у Ленина и в партийных кругах особых возражений. Жалобы поступали и на Троцкого. Воинственно-авторитарный тон был заметен и у самого Ленина, писавшего о недопущении «киселеобразного состояния пролетарской власти», считавшего, что всякая великая революция, особенно социалистическая, немыслима без гражданской войны и жестокого принуждения, что «нам нужна мерная поступь железных батальонов пролетариата». До 1921 года Ленин был настолько расположен к Сталину, что заботился, чтобы подыскать ему в Кремле спокойную квартиру. Однажды он полушутя предложил Сталину жениться на своей младшей сестре Марии Ильиничне, не зная, что тот уже сделал выбор и что его жена уже работает в секретариате ЦК.
В апреле 1922-го Сталина не только вновь избрали в Политбюро и Оргбюро ЦК, но и назначили генеральным секретарём ЦК. Тогда, правда, этот пост не мыслился как главный. Однако по мере усиления болезни Ленина Сталин превращался в ключевую фигуру. Под его началом проходили перевыборы партийных органов на местах, что позволяло ему производить массовую перестановку кадров с прицелом укрепления личных позиций. Тем временем ухудшаются отношения с Лениным, который был недоволен его великодержавным подходом в национальном вопросе.
Кульминацией стала грубость Сталина в отношении Крупской. В силу занимаемого им поста ЦК возложил на него персональный надзор за соблюдением установленного для Ленина лечебного режима. В декабре 1922-го Ленин продиктовал Крупской короткое письмо Троцкому с предложением поставить на предстоящем партсъезде вопрос об укреплении монополии внешней торговли. Узнав, Сталин пришёл в ярость и обругал Крупскую. Когда известие дошло до Ленина, тот продиктовал записку со словами: «Прошу Вас взвесить, согласны ли Вы взять сказанное назад и извиниться или предпочитаете порвать между нами отношения». Сталин принёс Крупской извинения, взял слова обратно. Но после этого Сталин и Ленин больше не встречались.
В известных «Письмах к съезду» Ленин выражал опасения по поводу раскола в высшем руководстве, о Сталине говорил: «Тов. Сталин, сделавшись генсеком, сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью». В другой диктовке Ленин был ещё более категоричен: предложил переместить Сталина с поста генсека, постольку тот «слишком груб». И ещё одно ленинское высказывание: «Этот повар будет готовить только острые блюда».
Схватка за лидерство
В начале 1923 года было ясно: Ленин долго не проживёт. Учитывая свои заслуги, Троцкий, видимо, считал, что власть перейдёт в его руки. Но Сталин, Зиновьев и Каменев организовали «тройку» для противодействия этому. Все три партийных лидера совмещали тогда ряд ключевых постов.
В составе «тройки» Сталин был поначалу в тени Зиновьева и Каменева. Претензии Зиновьева основывались на давней близости к Ленину. В печати были инспирированы анонимные памфлеты, напоминавшие о «небольшевистском прошлом Троцкого». Убедившись, что его теснят, Троцкий решил возглавить «левую» оппозицию «тройке» и направил членам ЦК резкое письмо. В «Заявлении» «левой оппозиции», подписанном уже 46 известными членами партии, говорилось, что «режим совершенно не терпим» и вместо успехов и достижений в экономике кризис. Развернулась дискуссия, стороны не щадили друг друга…
Вскоре после смерти Ленина, которая ненадолго прервала полемику, в печати всплыло письмо Троцкого от 1913 года одному из лидеров меньшевиков Н. Чхеидзе, где он отзывался о Ленине с нескрываемой злобой. Люди ещё скорбели об уходе вождя, и это стало сильным ударом по престижу Троцкого. В то же время Сталин в противовес теории «перманентной революции» Троцкого выдвинул концепцию возможности победы социализма в одной стране. Стала распадаться и «тройка». Зиновьев и Каменев осознали, что недооценили Сталина, и теперь хотели поставить его на место. Сталин же, решив оттеснить временных союзников, привлёк на свою сторону одного из крупнейших теоретиков партии – Бухарина и приближённых к нему Рыкова и Томского.
Уклон, ещё уклон
Членов Политбюро объединяла «дружба против» Троцкого. В начале 1925-го он был снят с поста наркома по военным и морским делам. Но вскоре Зиновьев и Каменев образовали фракцию, на которую Сталин обрушился с таким ожесточением, что она решила соединиться с Троцким. Летом и осенью 1926 года Сталин добился исключения из состава Политбюро всех троих, а в сентябре 1927-го на основе сфальсифицированных документов оппозиционеров обвинили в причастности к «контрреволюционной организации», якобы готовившей военный путч. Октябрьский Пленум ЦК 1927 года вывел их из своего состава, а в декабре после ХV съезда партии многих фракционеров отправили в ссылку. Значительная их часть объявила о капитуляции. Непримиримыми оставались Троцкий и его ближайшие соратники. Их вскоре выслали в Казахстан, а потом изгнали из СССР.
Не успели остынуть столкновения с «левой» оппозицией, как началась борьба с «правым уклоном». Под влиянием кризиса хлебозаготовок 1927 года Сталин взял курс на сворачивание нэпа и форсированную индустриализацию, по сути, перехватив троцкистские лозунги. Он ослаблял позиции Бухарина и Рыкова. Заявления о «правой угрозе» маскировали его намерение добиться перевеса в Политбюро. На словах выступая за единство, Сталин чужими руками развязывал интриги против оппонентов.
Их позиции сильно ослабила роковая политическая ошибка Бухарина, который в июле 1928-го тайно встретился с опальным Каменевым и откровенно рассказал о столкновениях в Политбюро. Запись Каменева, в которой излагалось содержание беседы, была украдена и переправлена сторонникам Троцкого. А те, ненавидя и Сталина, и Бухарина, с радостью предали документ гласности, напечатав в виде листовки.
Обличив Бухарина как раскольника, который сговаривается за спиной Политбюро с лидерами разгромленных оппозиций, Сталин провозгласил и стал претворять в жизнь теорию о «нарастании классовой борьбы по мере строительства социализма, так как враги усиливают сопротивление». Объявленные лидерами «правого уклона» Бухарин, Рыков и их союзники стали один за другим выбывать из Политбюро. Все они погибнут в годы Большого террора.
Окончание следует.