14/11/2017 Предприниматель Иннокентий Сибиряков был самым крупным меценатом и благотворителем России в XIX веке
«Он столько сделал добра, что память о нем останется у миллиона сибиряков», - писал о крупнейшем благотворителе и меценате Иннокентии Михайловиче Сибирякове российский журнал «Приходское чтение» в 1910 году. К сожалению, смена политического строя в 1917 году привела к тому, что это имя оказалось в полном забвении. А между тем, Сибиряков обладал исключительно даже для русского человека широкой душой.
Иннокентий Михайлович появился на свет 30 октября (11 ноября) 1860 года в городе Иркутске. Наречен был в честь первого епископа Иркутска, святителя Иннокентия. Род Сибиряковых был одним из самых богатых и влиятельных в Сибири.
Отец Михаил Александрович владел золотыми приисками в Бодайбо, различными заводами, Бодайбинской железной дорогой и пароходной компанией на Лене, в то же время он был благотворителем с всероссийской известностью. Шесть детей Михаила Александровича и Варвары Константиновны были воспитаны в православном благочестии, кроме Иннокентия современникам были хорошо известны его братья Александр и Константин.
Старший брат Александр, по смерти отца управляя громадным наследством, еще более приумножил отцовский капитал. Иннокентий после окончания реальной прогимназии в родном городе прибыл в Петербург. Он учится в частой гимназии Бычкова и уже здесь начали проявляться его качества как благотворителя – он оказывает материальную поддержку небогатым одноклассникам.
Некоторое время Сибиряков учился в столичном университете и посещал частные курсы ученого Петра Лесгафта.
В 1893 году на научные нужды он передал Лесгафту 200 тысяч рублей и дом в Петербурге, в нем ученый устоит учебное заведение под названием «Биологическая лаборатория». Со временем лаборатория станет крупным научным и образовательным центром.
Иннокентий Михайлович становится общественным деятелем, который совершенно безвозмездно служит делу образования и просвещения. Он помогает как целым учебным и научным учреждениям, так и отдельным ученым, финансирует выпуск просветительских журналов и книг, вкладывает личные средства в образовательные проекты.
Так он выделяет около 30 тысяч рублей на открытие музеев, школ и библиотек в городах Сибири, поддерживает Восточно-Сибирское отделение Русского Географического общества, финансирует Якутскую географическую экспедицию 1894-1896 годов и экспедицию Потанина в Сы-Чуаньскую провинцию Китая.
В дачном доме в Райволе (ныне Ленинградская область), который он передал «Обществу бедных женщин», был устроен приют для девочек.
«Сибиряков дал возможность очень многим молодым людям получить образование и встать в ряды интеллигентных работников, чем оказал большую услугу… всему русскому обществу», - отмечал современник Иннокентия Михайловича.
Кроме молодежи он уделял большое внимание рабочим собственных предприятий. В 1894 году он организовал фонд для выплаты пенсий рабочим, в которые вложил 420 тысяч рублей. На своих предприятиях он устраивал библиотеки и строил храмы.
Иннокентий Михайлович оказывал ежедневную персональную поддержку нуждающимся. Один из очевидцев вспоминал: «Не было человека, которого он выпустил бы без щедрого подаяния.
Были люди, которые на моих глазах получали сотни рублей единовременной помощи…
Сколько, например, студентов, благодаря Сибирякову, окончили в Петербурге свое высшее образование! Сколько бедных девушек, выходивших замуж, получили здесь приданое! Сколько людей, благодаря поддержке Сибирякова, взялись за честный труд!».
Высшее общество, тратившее свои капиталы на развлечения и предметы искусства, считало Сибирякова сумасшедшим, точно также безумными для них выглядели слова Спасителя «Просящему у тебя дай».
Иннокентий Михайлович последовательно исполнял эту евангельскую заповедь, а со временем принял решение исполнить призыв Христа, с которым он обратился к вопрошавшему богачу: «…продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мной» (Мф. 19, 21).
Он пожертвовал огромную сумму в 2 миллиона 400 тысяч рублей на церковные нужды, и ушел сначала на Афонское подворье в Петербурге, а затем уехал на Афон. В афонском уединении он искал того, что давно просила его душа.
Приняв великую схиму с именем Иннокентий, он всецело предался молитвенным и аскетическим подвигам в келии на склоне горы Карули близ Андреевского скита.
Здесь брат Иннокентий провел остаток своих дней, он скончался 6 (19) ноября 1901 года, был отпет в величественном Андреевском соборе, построенном на его средства, и погребен согласно афонской традиции.
Иннокентий Сибиряков своей жизнью явил пример наиболее полного и глубоко исполнения призыва Христа. На сегодняшний момент изучается вопрос о прославлении схимонаха Иннокентия в лике святых как бессребреника и подвижника благочестия.
Комментарии пока отсутствуют ...