На трезвую голову

0

7260 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Поляков Егор

 

На трезвую голову11/01/2018  Что будет с рублем, нефтью, ценами и биткоином в 2018 году

 

Стабильность условий — ключевая составляющая устойчивого роста экономики, однако нынешнее положение России в современном мире не может гарантировать устойчивого развития. Международные отношения и глобальные рынки зачастую влияют на понятные рядовому гражданину показатели, такие как курс рубля к иностранным валютам и уровень инфляции в стране. Приводим консенсус-прогноз, составленный на основе экспертной аналитики по наиболее востребованным индикаторам: курс рубля, уровень инфляции, ключевая ставка ЦБ, нефть и курс биткоина.

 

Энергоносители по-прежнему остаются главным товаром России: на их долю приходится более трети российского экспорта. Нефтяные котировки, к которым, в свою очередь, привязаны и газовые, играют определяющую, но не главенствующую роль во влиянии на индикаторы национальной экономики, в том числе курс национальной валюты.

 

Как считали

 

Выделим пять наиболее востребованных индикаторов и попросила аналитиков сделать по ним свой прогноз на конец 2018 года. Собранные оценки мы поделили на число откликнувшихся экспертов, получив таким образом усредненный прогноз. В тех случаях, когда аналитики давали в качестве оценки интервал, мы использовали медианное значение.

 

 

Америка бьет по российскому кошельку

 

Большинство опрошенных  аналитиков полагают, что нефтяной рынок в 2018 году не претерпит серьезных изменений. Основную поддержку нефтяным котировкам окажет соглашение о сокращении уровня добычи нефти ОПЕК+, а ключевым драйвером, который может потянуть цены вниз, станут сланцевые добывающие компании Северной Америки.

 

 «В 2018 году котировкам Brent не удастся закрепиться выше уровня 60 долларов за баррель. Главным препятствием на пути нефти к стабильному росту является сланцевая отрасль добычи нефти в США, потенциал которой, по нашим оценкам, все еще недооценен рынками. Ожидаем, что в течение следующего года американские нефтепроизводители продолжат активно наращивать свою добычу, что будет оказывать давление на цены нефтяного актива даже в условиях действия сделки ОПЕК+», — считает аналитик Бинбанка Антон Покатович, который прогнозирует, что к концу 2018 года стоимость барреля Brent опустится до 57 долларов.

 

Наиболее оптимистично на мировые цены на нефть смотрят в компании «Открытие Брокер». Начальник отдела анализа рынков Константин Бушуев допускает, что к концу года цены вырастут до 72 долларов за баррель. По его мнению, этому может способствовать рост спроса на нефть, чему не помешает даже намерение США в ближайшие пять лет начать распродажу своих запасов в объеме 650 миллионов баррелей.

 

Среди опрошенных  экспертов пессимистом выступает старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее мнению, рост спроса на энергоносители переоценен и не превысит трех процентов в соотношении год к году, а значит, рынок останется перенасыщенным до конца 2018-го. Дополнительным негативным фактором станет рост добычи на сланцевых месторождениях в Северной Америке.

 

Консенсус-прогноз по нефти на конец 2018 года: стоимость барреля марки Brent составит 60,42857 доллара.

 

Решимость Эльвиры

 

Ключевая ставка Центрального банка определяет доступность денег в экономике: чем выше процент, тем сложнее коммерческим банкам получить кредит у регулятора, а соответственно — направить эти деньги на собственные нужды. Ключевая ставка напрямую влияет на ставки по депозитам и кредитам в коммерческих банках. На последнем заседании ЦБ неожиданно опустил ставку до 7,75 процента годовых, что для многих участников рынка и аналитиков стало сюрпризом. В своем релизе Банк России обозначил переход от умеренно жесткой денежно кредитной политики к просто умеренной. Это произошло впервые со времени введения санкций и резкого падения цен на нефть в 2014 году.

 

Опрошенные  аналитики уверены, что в 2018 году регулятор продолжит снижать ставку, однако в отношении того, насколько далеко пойдет глава ЦБ Эльвира Набиуллина, прогнозы разнятся. Например, заместитель начальника Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Максим Петроневич считает, что уровень снижения ставки будет напрямую зависеть от роста цен. «По мере ускорения инфляции и ослабления рубля в 2018 году регулятор с высокой вероятностью возьмет паузу и зафиксирует ставку на продолжительное время», — убежден Петроневич. По его оценке, в конце года ставка зафиксируется в диапазоне от 6,5 до 7 процентов годовых.

 

Наиболее радикального снижения от ЦБ ожидает главный валютный стратег датского Saxo Bank Джон Харди: «В 2018 году ЦБ должен чувствовать себя комфортно, продолжая медленно снижать ставку рефинансирования до 6 процентов и даже ниже — шаг, который мог бы стимулировать российскую экономику». Харди полагает, что российский регулятор к концу года опустит ставку до 5,75 процента годовых. С ним не согласен аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов — он убежден, что резкое снижение ставки в декабре вынудит регулятора повременить с дальнейшим снижением. На конец 2018 года он ожидает ставку на уровне 7 процентов годовых.

 

Консенсус-прогноз по ключевой ставке на конец 2018 года: 6,763889 процента годовых.

 

Индекс не для всех

 

Банк России по итогам 2017 года добился абсолютного рекорда по инфляции за всю современную историю России — 2,5 процента. Достигнуть такого показателя удалось благодаря жесткой политике ЦБ и падению доходов россиян, которые находятся в пике уже четыре года подряд. Классический показатель инфляции, который у простого россиянина ассоциируется с динамикой цен, критикуется гражданами, ведь ключевой рост цен происходит именно в потребительском секторе, а добиться 2,5 процента удалось преимущественно из-за других отраслей. «Личная» же инфляция зачастую превышает официальную в два-три раза.

 

Ждать повторения рекордов не призывает ни один из опрошенных  аналитиков, однако тренд на низкую инфляцию, по их мнению, будет сохранен. Эксперты отмечают, что в 2017 году сошлись сразу несколько позитивных факторов: рекордный урожай зерна, рост цен на нефть, укрепление российской валюты. Все это они называют скорее случайностью, нежели системным изменением. «Структура российской экономики способствует высокой вероятности шоков, ускоряющих инфляцию (изменение внешней конъюнктуры, стихийные бедствия, рост налогов и тарифов). Часть краткосрочных факторов инфляции прекратит сдерживать ее в 2018 году», — считает эксперт группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА) Дмитрий Куликов. По его мнению, к концу 2018 года инфляция разгонится до 4,5-4,6 процента.

 

Похожую оценку дает управляющий директор «БКС Ультима» Олег Сафонов:

 

«Перспективы повторения такой ситуации выглядят неопределенными, и если весной 2018 года рубль останется на текущих уровнях или ослабеет, результатом может стать значительное ускорение роста цен на свежие овощи и фрукты, что, в свою очередь, может привести к существенному разгону инфляции».

 

Его оценка на конец года — 4-4,5 процента.

 

Наиболее низкого уровня инфляции среди опрошенных  аналитиков ожидают в Газпромбанке — 3,2-3,8 процента по итогам 2018 года. «Сдерживать рост цен, несмотря на некоторое ослабление рубля, будут низкие темпы роста экономики. Наибольший потенциал ускорения инфляции по-прежнему сохраняется в области услуг населению, цены на которые во многом определяются динамикой заработных плат», — полагает Максим Петроневич.

 

Максимальную инфляцию по итогам 2018 года прогнозирует экономист Александр Исаков из ВТБ Капитал:

 

«Ускорение инфляции обусловлено исчерпанием действия временных факторов, эффектом низкой базы, а также возрастающим проинфляционным давлением со стороны потребительского спроса». По оценке Исакова, инфляция по итогам 2018 года разгонится до 5,1 процента.

 

Консенсус-прогноз по инфляции по итогам 2018 года: 4,15 процента.

 

Стабильный курс

 

В 2018 году основным фактором поддержки курса российской валюты будет соглашение по сокращению добычи нефти ОПЕК+, которое продлится до конца года. Поддержку курсу рубля окажет и новое бюджетное правило, согласно которому все дополнительные нефтегазовые доходы отправят в резервы (речь идет обо всех нефтегазовых доходах при цене нефти марки Urals выше 40 долларов за баррель).

 

Негативными же последствиями для российской валюты могут оказаться новые санкции со стороны США, которые будут объявлены в феврале. Согласно предложениям американского истеблишмента, под них могут попасть российские облигации, а также все физические и юридические лица, которые ведут дела с российскими физическими и юридическими лицами из санкционных списков.

 

Негативным фактором для российской валюты может стать план Минфина по закупке в 2018 году рекордного количества иностранной валюты, что также заложено в новом бюджетном правиле. По мнению ряда экспертов, это создаст серьезное давление на российскую валюту. Подобного мнения, например, придерживается Максим Петроневич из Газпромбанка — он полагает, что к концу 2018 года курс доллара составит 62-65 рублей.

 

Веру в позитивные факторы, которые укрепят национальную валюту, проявляют в компании «Открытие Брокер»: на фоне роста нефтяных котировок там допускают укрепление российской валюты до 53 рублей за доллар. Резкого укрепления доллара к евро или наоборот аналитики не ждут, поэтому текущая разница в курсе в целом будет сохраняться.

 

Консенсус-прогноз по курсу валют на конец 2018 года: 60,025 рубля за доллар и 71,32 — за евро.

 

Заглянуть в хрустальный шар

 

Бум криптовалют стал главной темой прошедшего года. Национальные государства пытались выработать собственную законодательную базу под новый мейнстрим. Дальше всех пошли Япония, где биткоин был признан платежным средством, и США, которые фактически институцианализировали самую популярную криптовалюту в качестве финансового инструмента. Однако большинство опрошенных «Лентой.ру» аналитиков не рискнули дать долгосрочный прогноз по курсу биткоина: слишком мало данных для анализа и слишком много риск-факторов, влияющих на курс.

 

Те, кто все же рискнул, отмечают, что к концу года можно ожидать диаметрально противоположных значений: от биткоина по 50 тысяч долларов до полного исчезновения этой криптовалюты. Например, Анна Бодрова из «Альпари» сравнивает подобные прогнозы с «попаданием пальцем в небо»: «Если с обычными рыночными активами прогнозирование имеет смысл в силу наличия исторических данных и вполне земных деталей, то в ситуации с биткоином прогноз будет похож на попадание пальцем в небо. Пусть цель роста биткоина по итогам 2018 года составит 30 тысяч долларов». Она считает, что биткоин — очевидный пузырь на рынке, а внимание инвесторов в 2018 году сосредоточится на других криптовалютах.

 

Поддержку курсу биткоина в 2018 году может оказать наличие большого количества свободных денег, считает заместитель генерального директора ИК «Финам» Ярослав Кабаков. «Свободные деньги на рынках есть — с начала 2017 года индекс Dow Jones вырос на 24 процента. Снижение налогов на обеспеченную часть населения Дональдом Трампом приведет высвободившиеся средства на биржи. Безусловно, стремясь показать доходность выше среднерыночной, некоторые управляющие инвестиционными портфелями попробуют играть на курсе биткоина — это один из важных резервов для будущего подъема», — заявил аналитик, спрогнозировав, что к концу 2018 года биткоин будет стоить 18 850 долларов.

 

Представитель Газпромбанка Максим Петроневич считает, что курс главной криптовалюты составит от 2 тысяч до 50 тысяч долларов. За минимальный порог он берет стоимость операционных и капитальных затрат (расходы на электричество плюс оборудование), которая в 2018 году будет находиться на уровне двух тысяч долларов.

 

Консенсус-прогноз курса биткоина на конец 2018 года: 26 837 долларов за биткоин. Однако этот прогноз основан на мнении менее чем половины опрошенных  аналитиков.

 

 

 
   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов