22/06/2017 Американские власти подготовили новый пакет санкций. В принципе, санкции направлены главным образом против Ирана — якобы за то, что эта страна поддерживает «террористов» и за разработку ядерного оружия. Однако в привязке идут и санкции против России. За то, что наша страна якобы вмешивалась в выборы президента США...
Теория финансового блицкрига
Специалисты говорят, что эти новые санкции дело очень серьёзное. Потому что они бьют по нашим самым проблемным зонам.
Во-первых, это очередное сокращение сроков кредитования для российских банков — вместо нынешних 90 дней наши банки для погашения внешних кредитов получают только 14 суток. Фактически это означает, что российской банковской системе отказывают в нормальном внешнем финансировании, ибо за 14 дней можно провернуть лишь краткосрочные, не имеющие большого значения для экономики банковские операции.
Во-вторых, США собираются наложить запрет на работу с российскими ценными бумагами. Касается это прежде всего долговых бумаг правительства России — облигаций федерального займа (ОФЗ). Именно торговля этими бумагами на внешних рынках позволяла российскому правительству вплоть до сегодняшнего дня без проблем наполнять бюджет. Как пишет по этому поводу экономические издание «Кто в курсе»:
«Такой возможностью активно пользовались иностранные банки и фонды, которые за полтора года скупили ОФЗ на сумму 734 млрд рублей, обеспечив 84% суммы, которую российский Минфин привлёк на рынке для покрытия бюджетного дефицита... Сейчас иностранцы держат долги правительства России на 1,8 трлн рублей или почти 30% рынка...
Именно эти вложения принесли рынку валюту, когда поток нефтедолларов истёк, что позволило рублю укрепиться в отрыве от цены на нефть. Теперь уход иностранцев из облигаций станет полным падением рубля. При цене на нефть в $50 за баррель курс может уйти до 70-73 рублей за доллар... Аналитики в банках согласны, что такой сценарий... может привести к девальвации подобно 1998, 2008 и 2014 годов».
В-третьих, американцы вознамерились окончательно блокировать весь наш энергетический сектор от прихода новых технологий, от финансов и зарубежных контрактов — США собираются наказывать любые иностранные компании и фирмы, которые работают или собираются работать с «Газпромом» (или с российскими нефтяными структурами). В противном случае строптивым иностранцам грозят крупные денежные штрафы в США, отказ в работе с американскими банками и даже конфискация их имущества на территории Америки.
Думаю, не надо особо объяснять, к чему это приведёт — сначала иностранцы уйдут из важных газпромовских проектов, вроде «Северного потока-2» или «Турецкий поток», а потом под вопрос встанут и поставки российского газа в Европу по старым путям — потому что ещё с советских времён содержать и модернизировать эти пути без регулярных масштабных инвестиций просто невозможно (включая и иностранные инвестиции, потому что ни у российского, ни у любого иного отдельного государства, на это просто нет денежных средств).
Понятно, что следом встанет вопрос о «Газпроме» как ненадёжном поставщике газа в Европе, со всеми вытекающими отсюда для российской экономики последствиями...
Годы тайной агрессии
Специалисты говорят, что как раз именно этого главным образом и добиваются сегодня США. Вытеснить Россию из европейского энергетического рынка — это их давняя, можно сказать заветная мечта.
К примеру, во времена Советского Союза, в конце 70-ых — начале 80-ых годов прошлого века, они всячески пытались сорвать строительство газопроводов из Сибири. Как пишет по этому поводу издание «Совершенно секретно»:
«29 декабря 1981 года президент Рональд Рейган объявил эмбарго США на участие американских компаний в советских экономических проектах. Речь шла, прежде всего, о строительстве советского газопровода „Уренгой – Помары – Ужгород“, который выходил в Чехословакию и далее соединялся с европейской газопроводной сетью. Этот газопровод должен был резко увеличить советские поставки газа в Европу (и, соответственно, валютные поступления СССР от экспорта). Американское эмбарго наносило удар и по проектам разработки газовых месторождений на Сахалине с участием Японии: там использовались технологии и оборудование, принадлежащие американским корпорациям General Electric, Dresser Industries, Schlumberger и др.
Направление удара было выбрано точно: две нитки советского газопровода могли дать СССР прирост внешней торговли примерно на 30 млрд долларов, то есть почти удвоить советские валютные поступления от экспорта. А также – что не менее важно – увеличить зависимость Европы от советского газа почти до 60 % общего газового баланса.
Допускать этого США не хотели. Американские эксперты начали прорабатывать альтернативные варианты поставок газа в Европу, которые могли бы убедить европейцев отказаться от поддержки советских газовых экспортных проектов».
Ситуацию спасли тогдашние европейские лидеры, которые в отличии от нынешних времён были куда более независимыми от Америки в вопросах внешней политики. И всё же гадостей США успели наделать немало. Так, в 1982 году Европа была вынуждена уступить требованию Рейгана о постройке только одной нитки газопровода вместо планируемых двух. А в следующем 1983 году Америка через Международное энергетическое агентство буквально «продавила» специальное соглашение с Европой о том, что доля советского газа в поставках не должна быть более 30% — это ограничение действует и поныне...
А уже после развала СССР, при Ельцине, пошли тайные переговоры о скупке контрольного пакета акций «Газпрома» со стороны некой международной корпорации, за которой явно маячили американцы. Схема не удалась только потому, что против жёстко выступал первый глава нашего газового гиганта Рэм Вяхирев. Особо ему сложно пришлось, когда во главе российского правительства в 1997 году встали такие американские марионетки, как Анатолий Чубайс и Борис Немцов, пытавшиеся провести в жизнь интересы своих хозяев через "реформы «Газпрома».
«Вреднее Чубайса человека для государства российского не было, и не скоро появится, — говорил позднее Вяхирев. — Они с Немцовым всё хотели разодрать „Газпром“, у них два действия в голове — отнять и разделить. Умножить и прибавить — они не знали».
Формально либералы хотели юридически разделить «Газпром» на добычу и транспортировку. Но на самом деле за этим стояли планы расчленения газового гиганта на ещё большое число юридических лиц, которые потом иностранцы — под предлогом «инвестирования» — могли бы скупить по-дешёвке. Но Вяхирев раскрыл эти планы депутатам Государственной Думы, возник крупный скандал, и «Газпром» оставили в покое. Потому что даже Ельцин понимал — «Газпром» оставался последним источником наполнения бюджета страны. По словам ельцинского министра Михаила Касьянова:
«В 90-е годы „Газпром“ со своей налоговой системой был финансовым спасителем страны. Компания была главным налогоплательщиком, и от её платежей зависело очень многое. Это понимали все, включая президента Ельцина и либеральную команду, которая присутствовала в правительстве»...
Впрочем, США сдаваться не собирались. Уже в наше время эта страна попытались создать нам проблемы через строительство мощного газопровода из подконтрольного им арабского Катара к берегам Средиземного моря. На сей раз нам «подсобил» президент Сирии Башар Асад, без согласия которого газопровод не мог подойти к морским берегам. В ответ Асад получил полномасштабную гражданскую войну, которая продолжается и поныне. Асад, впрочем, не сдался, и Сирия сегодня разрушена настолько, что вести речь о любых газопроводах стало просто бессмысленно.
Тогда американцы изменили тактику...
Загадки блокады Катара
Недавно сразу несколько стран-соседей – от Египта до Саудовской Аравии – объявили эмирату Катар по сути глухую блокаду. Разорваны дипломатические отношения, граждан Катара выгоняют из-за границы прочь, через катарскую границу не пропускают различные грузы, даже жизненно-необходимые. В результате экономике эмирата сегодня грозит полный коллапс.
Официально считается, что таким образом Катар наказывают за его поддержку террористов из запрещённых в России ИГИЛ и «Аль-Каиды». В подтверждение британские газеты написали о том, что в прошлом месяце террористы получили из Катара перевод в миллиард долларов. Эмир сегодня пытается оправдаться тем, что это якобы был выкуп за захваченных членов его семьи, которые попали в руки экстремистов на юге Ирака. Однако мало кто в это поверил...
То, что Катар поддерживает исламских террористов, уже давно не является секретом. Россия столкнулась с этим больше десяти лет назад, когда в эмирате нашёл себе убежище один из лидеров чеченских экстремистов Зелимхан Яндарбиев. Причём приехал он в Катар в качестве личного гостя эмира! Наши неоднократные требования выдать Яндарбиева не увенчались успехом. Поэтому российские спецслужбы были вынуждены пойти на физическую ликвидацию террориста – его взорвали в собственном автомобиле прямо в катарской столице, что в свою очередь едва не вызвало разрыв дипломатических отношений между нашими странами...
Не остался эмират в стороне и от сирийской войны. Ведь именно эта страна (из-за планов строительства газопровода к Средиземному морю) по сути и явилась детонатором сирийского кризиса. Неудивительно, что Катар стал одним из главных спонсоров для всех исламистских группировок, которые и сегодня воюют с режимом Асада. А спутниковый телеканал «Аль-Джазира», созданный на личные деньги эмира, сегодня является их основным информационным рупором...
Однако ведь не только Катар помогал террористам! Не меньшую роль играли Саудовская Аравия и Турция. Например, именно через Турцию в ряды ИГИЛ шёл основной поток добровольцев со всех частей мира. Эта же страна занималась нелегальной торговлей нефтью, которую доставляли террористы из Сирии и Ирака.
Что же касается саудитов, то они отвечали за финансовое обеспечение исламистов, а также поставляли им оружие. Например, в городе иракском Мосул, который сегодня штурмуют войска международной антитеррористической коалиции, у боевиков были захвачены склады с оружием. Так вот, на всех оружейных ящиках стоит характерное клеймо отправителя – Саудовская Аравия...
Однако именно эта страна сегодня стала одним из главных недругов Катара, обвинив его в поддержке терроризма. В чём же дело? Любопытную версию приводит известный российский политолог и аналитик Николай Стариков, со ссылкой на агентство Bloomberg:
«Борьбой с терроризмом» здесь конечно же не пахнет. Природа ближневосточного кризиса вокруг Дохи отражает острую экономическую напряжённость, которая нарастает между двумя странами вот уже 22 года. Просто сейчас в условиях низких цен на нефть эти противоречия вырвались наружу. Поскольку основным направлением бизнеса Катара является природный газ, находящийся за пределами компетенции ОПЕК, Саудовская Аравия, оказавшаяся в трудном финансовом положении, пытается заставить Доху поделиться своим богатством.
Речь идёт о гигантских суммах. В 2015 году экспорт Катара с населением в 1 млн человек составил $ 79,9 млрд., при этом импорт оценивается в $ 34,7 млрд. Зато в соседнем королевстве катастрофически не хватает денег: золотовалютные резервы саудитов за три года сократились с $ 750 млрд. в 2014 году до $ 509 млрд. на сегодняшний день. Завтра ситуация может стать еще хуже... В целом, «наезд» Саудовской Аравии на Катар означает перемены на углеводородном мировом рынке и является предвестником классической империалистической войны за ресурсы более слабой страны.
Между тем, несколько лет назад СА и Катар, казалось, были самыми верными союзниками и даже выступали единым фронтом против Башара Асада, пытаясь сделать Сирию транзитной страной для газовых трубопроводов в Европу... Но после того как наметился совсем другой исход войны в Сирии, амбиции двух стран в этом регионе потерпели крах. Как следствие, между союзниками «пробежала чёрная кошка». Созданные Дохой и Эр-Риядом группировки боевиков неожиданно стали соперничать друг с другом.
И тут-то выяснилось, что между странами имеются принципиальные политические споры. С одной стороны, саудиты в рамках концепции «Суннитское НАТО» успешно укрепляют свое политическое господство в регионе. С другой — Катар ведёт независимую внешнюю политику, часто игнорируя или даже препятствуя целям саудитов. Если суннитское королевство налаживает отношения с Израилем и Египтом, то Катар является спонсором ХАМАС и «Братьев-мусульман» — главных раздражителей Иерусалима и Каира.
Однако это мелочи по сравнению с экономическим сотрудничеством Дохи с шиитским Тегераном, против которого, собственно, и направлено «Суннитское НАТО...».
Но ведь за идеей такого арабского «НАТО» стоят именно США! Они-то, по всей видимости, и стали главными инициаторами блокады Катар, решая тем самым как бы две проблемы.
Во-первых, на фоне участившихся вылазок террористов в странах Запада всё чаще и чаще стали раздаваться требования не просто обуздать террор, но и разобраться с теми, кто этот террор поддерживает. Кстати, такая «разборка» была одним из лозунгов кандидата в президента США Дональда Трампа. Что он и стал делать сразу после своего избрания.
Трамп поначалу «наехал» на саудитов, пригрозив им разрывом союзнических отношений, что само по себе поставило бы Саудовскую Аравию в очень сложное положение: американцы являются главными покупателями здешней нефти. И чтобы избежать непрятностей, саудиты не просто прекратили финансирование структур типа ИГИЛ, но и согласились закупить оружие в США на сто с лишим миллиардов долларов!
Понятно, что с точки зрения нормальных экономических отношений это безумная сделка – такого количества оружия саудитам просто не нужно! Однако тем самым Саудовская Аравия купила себе «прощение» у американцев и всего остального Запада. А заодно и выступила в роли инициатора травли Катара, с которым США хотели бы решить и другую проблему.
По некоторым данным, Америка была готова простить катарского эмира за финансирование террористов, но только в обмен на контроль за газовыми месторождениями, главного богатства страны. Эмир, по всей видимости, не уступил, вот и получил за это необъявленную войну от всех своих соседей, коих науськивает Америка. Не исключено, что тем самым США специально загоняют Катар в жёсткий экономический кризис, после чего эмир пойдёт на нужные Америке уступки...
Думается, что эмир Катара долго сопротивляться не будет и действительно скоро пойдёт на попятную. А следом США, которые через Катар получают неслыханную доселе возможность вести любые игры на энергетическом мировом рынке, начнут масштабную газовую экспансию в Европу. Но уже не через альтернативный «Газпрому» газопровод, а через морские газовые терминалы, которые будут сооружены на европейских морских берегах.
Об этом в прошлом году заявил спецпосланник США по энергетическим вопросам Амос Хохштайн. По его словам, американские компании готовы бесплатно построить в Европе плавучие терминалы по приему сжиженного природного газа. Прежде всего, как подчеркнул Хохштайн, для того, чтобы вытеснить «Газпром» из Европы.
По его словам, уже идёт строительство плавучего терминала по хранению газа у берегов Греции, откуда газ будет поставляться по всей Южной Европе. Ещё один терминал будет сооружён в Хорватии.
«Мы дадим вам плавающий блок бесплатно, если вы согласны покупать у нас газ в течение пяти лет», — громко заявил Хохштайн. Ожидается, что на эти терминалы поставляться будет не только катарский газ, но и сланцевый, добываемый в США...
... Думается, что нынешние санкции против нашей энергетики ложатся вполне органически в эту экспансионистскую политику. С одной стороны, создают альтернативные газовые пути, а с другой — чисто по политическим мотивам вставляют нам палки в колёса.
Сложно пока сказать, чем сможет ответить Россия. Но ответ нужен, и ответ предельно жёсткий, потому что нам фактически объявили полномасштабную экономическую войну на уничтожение. И в этой войне будут только победители и побеждённые. Ничего иного в этой ситуации нам просто не дано!