Украинская политическая элита — её мечты и их крушение

1

7780 просмотров, кто смотрел, кто голосовал

АВТОР: Шамин Игорь

 

Украинская политическая элита — её мечты и их крушение02/06/2017  Своеобразие политических и экономических процессов, происходящих на Украине с конца 2013 г., а также само состояние современных российско-украинских отношений вообще достаточно убедительно свидетельствуют о том, что поддержание общепринятых, согласно международному праву, межгосударственных отношений и сотрудничества между Россией и Украиной к началу 2017 г. стало уже практически невозможным. Причём главную роль в столь резком ухудшении взаимоотношений между двумя странами сыграл именно Киев, а точнее — ведущие группировки правящей элиты Украины...

 

Как следует констатировать, истоки подобной антироссийской политики украинских кланов начали складываться ещё в начале 1990-х гг., т. е. уже в период, когда Украина только обрела свою государственность после распада Советского Союза. Именно в эти годы украинские правящие круги сформулировали базовые принципы и ключевые приоритеты внешнеполитической стратегии Киева на международной арене, которые, в свою очередь, и послужили для правящей элиты Украины в качестве методологической основы для формировании своего подхода к России в долгосрочной перспективе.

 

Не государство, а мафия кланов

 

К началу 2000-х гг. на Украине образовались четыре основные группировки правящей политической и финансово-экономической элиты, которые стали играть ключевую роль в процессах формирования и практического осуществления внутренней и внешней политики украинского государства.

 

Первое элитное объединение – «галицко-волынское». Данный элитный клан был образован в основном выходцами из Западной Украины. Поэтому основная социальная база и главные экономические активы объединения находятся в Львовской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Волынской и Ровенской областях.

 

Второе объединение – это так называемая «донецкая группа». Данный элитный клан стал доминировать на украинском Донбассе. Промышленно-финансовая основу этой группировки образовали прежде всего подконтрольные ей промышленные предприятия угледобывающей, химической, металлургической отраслей, а также тяжелого машиностроения, расположенные в Донецкой и Луганской областях Украины.

 

Третье – «днепропетровская группировка». Территориально главным центром объединения является Днепропетровская область. Основными активами этого клана стали промышленные (в том числе специализировавшиеся в области военного производства, а также самолетостроения и ракетостроения), энергетические и транспортные предприятия, расположенные в Днепропетровской области, а также в Харьковской, Запорожской, Кировоградской, Николаевской, Херсонской и Одесской областях Восточной и Юго-Восточной Украины. Кроме того, представители «днепропетровской группировки» сумели взять под свой контроль все связанные с российским «Газпромом» украинские бизнес-структуры, которые обеспечивали транзит газа из России в страны ЕС, а также всю украинскую газовую отрасль в целом.

 

Четвёртое – это «киевское объединение». Соответственно, социально-экономической базой этого элитного клана является столица Украины г. Киев и Киевская область...

 

К концу 1990-х гг. все четыре ведущие группировки правящей элиты Украины сумели сформировать в целом единую позицию относительно главных стратегических приоритетов Киева на международной арене. Концептуальную сущность данной геополитической и геоэкономической программы Украины стала определять установка, согласно которой основной внешнеполитической задачей украинского государства является интеграция с Западом. Поэтому представители этих доминирующих на Украине элитных объединений солидарно начали активно стремиться к тому, чтобы добиться включения страны в состав существующих Евро-атлантических политических, экономических и военных структур. Однако при этом тактика действий каждого из данных украинских «центров силы» в рамках практического воплощения в жизнь подобной стратегической линии приобрела определённые отличия.

 

«Галицко-волынская» и «киевская» группы в 1990-е – начале 2010-х гг. стали активно выступать за то, чтобы Украина как можно быстрее оказалась неотъемлемой частью Запада. Поэтому данные элитные кланы в указанные годы всеми силами стремились к тому, чтобы любой ценой форсировать процессы вступления Украины в НАТО и ЕС, а также полностью разорвать все партнёрские связи с РФ.

 

В свою очередь, представители «донецкого» и «днепропетровского» элитных объединений, основные финансово-экономические интересы и деловые связи которых были в значительной степени ориентированы на тесное финансовое и торгово-экономическое взаимодействие с Россией, заняли более осторожную позицию. Эти кланы к началу 2010-х гг. оказались заинтересованными в том, чтобы осуществлять так называемую «постепенную интеграцию» Украины в западное сообщество и не спешить со вступлением в соответствующие организационные структуры Запада.

 

С одной стороны, «донецкие» и «днепропетровские» кланы и их ставленники во властных структурах Украины делали всё возможное для того, чтобы расширить экономические, политические и военные связи страны с США и ведущими странами ЕС, а также с НАТО. А с другой — пытались одновременно сохранять и так называемые «дружественные» отношения с Россией: беспрепятственно работали на российском рынке, сбывали там разнообразные украинские товары и продукцию предприятий машиностроительной отрасли, а также получали из России углеводородные ресурсы по так называемым «льготным ценам».

 

Такого рода «двойственный» внешнеполитический курс на международной арене, по их мнению, являлся для Украины наиболее выгодным. Потому что именно Россия, в соответствии с такого рода элитным замыслам, фактически должна была за свой счёт компенсировать украинскому капиталу все те значительные объёмы финансовых потерь и издержек, которые неизбежно понесла бы Украина в процессе своей экономической и политической интеграции в Евро-атлантическое сообщество...

 

Многие годы властные круги Украины последовательно придерживались в основном базовых принципов именно той концептуальной международной программы действий, которая была разработана представителями «донецкой» и «днепропетровской» групп украинской элиты. Это стало вполне закономерным явлением. Поскольку именно эти два элитных объединения в указанные годы занимали доминирующие позиции как в украинской экономике вообще, так и в системе центральной власти. И, естественно, обладали всеми необходимыми административными возможностями для того, чтобы пролоббировать проведения официальным Киевом подобной внешнеполитической стратегии.

 

В этой связи можно утверждать, что уже в этот период Украина превратилась фактически во враждебное для РФ государство, руководство которого стало воплощать в жизнь ярко выраженную так называемую «русофобскую стратегическую линию» в области своей как внутренней, так и внешней политики в целом, хотя эта «враждебность» имела «скрытый характер». Ибо открытая «вражда» и полный разрыв связей с РФ были ещё не выгодны ведущим группировкам украинской правящей элиты — в первую очередь с финансово-экономической точки зрения.

 

Таким образом, можно смело утверждать, что именно представители «донецкого» и «днепропетровского» элитных объединений своей «двойственной» политикой внесли решающий вклад в превращение Украины в откровенно русофобское и антироссийское государство.

 

Убить Россию через Украину

 

В конце 2013 – начале 2014 гг. произошла кардинальная трансформация в расстановке сил между элитными объединениями Украины, а также направленности их стратегических приоритетов на международной арене. «Точкой невозврата» в рамках данных процессов стал государственный переворот на Украине, который был осуществлён в феврале 2014 г. главным образом руками боевиков из различных организаций украинских националистов. В результате насильственным путём был отстранен от власти президент В. Янукович, который вместе с членами своей семьи и некоторыми высокопоставленными чиновниками из президентской администрации, спасая свои жизни, выехали в Россию...

 

Очевидно, что этот государственный переворот на Украине был организован и практически осуществлён при активном участии прежде всего «галицко-волынской», «киевской», а также определённых кругов «днепропетровской» группировок украинской элиты. И именно их ставленники заняли ключевые посты в системе исполнительной, законодательной и судебной власти украинского государства, а также в руководстве силовых ведомств в последующий период.

 

Подобные политические изменения, произошедшие на Украине, привели также к тому, что весной – летом 2014 г. все ведущие элитные объединения – «галицко-волынское», «киевское», «днепропетровское», «донецкое» – приняли фактически согласованное решение относительно необходимости кардинального изменения вектора внешнеполитической стратегии страны. В итоге Украина отказывается от проведения прежней так называемой «двойственной внешней политики», и берёт открытый курс на скорейшую интеграцию в экономические структуры ЕС путём создания зоны свободной торговли между Евросоюзом и украинским государством — причём на весьма невыгодных для Киева условиях.

 

Кроме того, Украина также начала быстрыми темпами «сворачивать» свои партнёрские торгово-экономические и политические связи с РФ. Также Украина полностью поддержала развязанную США весной 2014 г. «холодную войну 2» против РФ, и стала самым активным образом действовать на международной арене на стороне Вашингтона, превратившись, таким образом, в одного из союзников Соединённых Штатов в начавшемся геополитическом противоборстве с Москвой...

 

Таким образом, Украина стала проводила в жизнь ту внешнеполитическую программу, которая была разработана «галицко-волынской» и «киевской» группами ещё в 1990-е – начале 2010-х гг. Главная её особенность – это открытое восприятие России как враждебной для Украины страны, а также стремление осуществить интеграцию украинского государства в структуры Запада как можно быстрее, несмотря ни на какие материальные потери, которые при этом могли понести общество и бизнес. Представители «днепропетровских» и «донецких» элитных кланов также полностью поддержали данный новый «тренд» украинской внешней политики, хотя такого рода вектор однозначно не совпадал в первую очередь с их жизненно важными на тот момент финансово-экономическими интересами.

 

Почему же на Украине оказалась возможной «элитная консолидация» именно на так называемой «русофобской геополитической и геоэкономической основе»?

 

По нашему мнению, главную роль в осуществлении доминирующими группировками украинской финансово-экономической и политической элиты этой столь глубокой трансформации внешнеполитической стратегии Киева сыграло прежде всего соответствующее массированное воздействие со стороны США и ЕС, которое было оказано на эти элитные объединения в конце 2013 – начале 2014 гг. по разным каналам.

 

Администрация Б. Обамы к осени 2013 г. приняла стратегическое решение о начале массированного геополитического и геоэкономического «давления» на Россию в целях совершения там государственного переворота и отстранения от власти президента В.В. Путина, и в итоге — полного уничтожения самой российской государственности. Ведь именно уничтожение России как суверенного государственного образования и полное включение построссийского геополитического и геоэкономического пространства в сферу влияния Вашингтона представители американской правящей элиты рассматривали в качестве главной цели своего сформулированного в данный период «глобального стратегического экспансионистского плана» на международной арене.

 

То есть, именно Россия была определена правящими кругами США в качестве «главной сакральной и искупительной жертвы» американскому «золотому тельцу», и именно она должна быть обязательно «возложена для заклания» на его «геополитический алтарь» прежде всего во имя обеспечения самого выживания и спасения американской государственности в XXI в. в условиях начавшегося в США и других странах «коллективного Запада» системного экономического кризиса. Более того, сама возможность сохранения существования США как государственного образования в современном мире фактически была поставлена в так называемую «непосредственную обусловленность» именно от способностей Вашингтона одержать абсолютную геополитическую победу над Россией и в итоге — полностью подчинить своей власти российское государство!

 

Именно этот причинно-следственный фактор во многом и предопределил резкое усиление степени «агрессивности» политики Вашингтона в отношении России в конце 2013 – 2016 гг. При этом в Белом доме было также принято решение относительно использования в качестве одного из инструментов для «разрушения» России и так называемого «фактора Украины». В свою очередь, правящие элиты ведущих государств ЕС также полностью поддержали данную стратегическую программу администрации Б. Обамы.

 

К аналогичному выводу относительно специфики ключевых приоритетов антироссийской политики администрации Б. Обамы в 2014 – 2016 гг. пришёл также и известный российский политолог С. Караганов. В своем интервью «Российской газете», опубликованном в апреле 2014 г., С. Караганов констатировал по этому поводу следующее заключение:

 

«Курс на сдерживание России не является (главной стратегической – авт.целью Обамы хотя бы по той простой причине, что у нынешнего президента США другая повестка дня. Он хочет действительно модернизировать Америку, решить ее глубинные проблемы. Другое дело, что у него не получается...

 

Эта политика (США в отношении РФ – авт.уже сейчас ставит задачу не просто осуществить сдерживание России, она, похоже, нацелена на смену режима. Такие слова в некоторых американских документах уже появляются. Просто они ещё не попали в прессу. Что такое в американском понимании смена режима? Это свержение президента Владимира Путина, потому что, по мнению большинства людей, задающих тон американской внешней политики, пока он у власти, никаких улучшений в отношениях между странами якобы быть не может. Фактически это курс на уничтожение страны, потому что нынешний российский режим создавался вполне органично и поддерживается большинством населения. На Западе все говорят о том, что у России мало ресурсов. Но не упоминают о том, что и ресурсов Запада сегодня значительно меньше, чем было в прошлом. У нынешней России есть ресурсы, которых не было у СССР.

 

… Кроме прочего, и американцы, и многие европейцы рассчитывали с помощью украинских событий снизить беспрецедентную внешнеполитическую капитализацию России. Вспомним, что в прошлом году благодаря очень жёсткой, умелой и волевой внешней политике РФ российский вес в мире стал в разы превышать её реальные возможности, особенно экономические. Мы уже в какой-то мере начали чуть ли не конкурировать с США. Обладая при этом в разы меньшей по размерам экономикой...».

 

Кнут и пряник для Порошенко

 

Чтобы заставить ведущие группировки украинской правящей элиты принять участие в практическом осуществлении подобного антироссийского геополитического и геоэкономического проекта, Запад активно использовал методы «и кнута, и пряника».

 

Роль «кнута», скорее всего, играли озвученные со стороны американского руководства прямые угрозы начать уголовное преследование украинских олигархов (или их ближайших родственников) по всему миру под самыми различными предлогами, блокируя имеющиеся у них счета в подконтрольных США и Евросоюзу «оффшорных зонах» и конфискуя хранящиея там депозиты — в случае отказа подчиниться антироссийским требованиям Вашингтона.

 

А в качестве «пряника» Белый дом вполне мог предложить украинским кланам своё «твёрдое» обещание того, что после отстранения от власти в России президента В.В. Путина добиться прекращения со стороны «новых российских властей» дальнейшего строительства новых газовых магистралей в страны Евросоюза в обход территории Украины, создание которых было очень невыгодно, по понятным причинам, большинству украинских элитных кланов. И тем самым Вашингтон помог бы обеспечить для Украины сохранение её нынешнего статуса «главной транзитной зоны» для экспортных поставок российского газа.

 

Кроме того, США могли также пообещать правящей элите Украины реализовать её «тайные» экспансионистские геополитические и геоэкономические планы на Востоке после достижения Белым домом «победы» над Россией. То есть, помочь Киеву воплотить в жизнь его «захватническую программу» в отношении нашей страны, содержание которой было озвучено украинскими националистами в ряде СМИ после начала еыекшней гражданской войны на Украине. Речь идёт о заявлениях лидеров некоторых ведущих националистических организаций Украины, где фактически открыто заявлено о намерениях отторгнуть у России практически все её южные районы и присоединить их к Украине. Согласно такого рода «планам», в состав Украины должны войти в первую очередь Воронежская, Белгородская, Ростовская, Курская, Волгоградская области, Краснодарский край, Ставропольский край, а также, возможно, территории других субъектов РФ, расположенных в южной части нашей страны. Подобное «территориальное приращение» Украины за счёт России, естественно, полностью отвечало бы интересам местных олигархов...

 

Таким образом, в результате воздействия указанных выше факторов все ведущие группировки украинской правящей элиты к концу 2013 г. приняли предложения США по участию в антироссийском геополитическом и геоэкономическом проекте Белого дома. И первым шагом в этом направлении со стороны представителей данных элитных кланов стала реализация совместной со спецслужбами и дипломатическими ведомствами США и ряда государств ЕС спецоперации, целью которой являлось, как уже отмечалось выше, совершение на Украине государственного переворота и отстранение от власти руководства страны во главе с президентом В. Януковичем.

 

Свержение режима президента В. Януковича было необходимым для США и всех участвовавших в данных событиях сил для того, чтобы как можно быстрее ликвидировать на Украине прежде всего все те политические препятствия, которые могли помешать скорейшему «переводу» всех основных внешнеполитических усилий украинского государства на откровенно враждебный России геополитический и геоэкономический вектор. Очевидно, что концептуальное содержание самой программы администрации Б. Обамы по использованию «новой Украины» для сокрушения России состояло из следующих основных пунктов:

 

— Инициирование любой ценой начала полноценной войны между Россией и Украиной.

 

— Провоцирование Москвы на введение российской войск на Украину и оккупации всей её территории или определенных районов этой страны.

 

— Использование США и их союзниками самого факта вторжения российской армии на территорию Украины как «легитимный повод» для начала ведения против РФ широкомасштабной геополитической борьбы по так называемому «афганскому сценарию».

 

— Активное задействование США фактора «российско-украинской войны» в качестве важнейшего «подрывного инструмента» в процессе формирования в России политических, экономических, социальных и информационных условий, необходимых для подготовки и «успешного» осуществления государственного переворота в целях отстранения от власти президента В.В. Путина.

 

— Реализация самого государственного переворота...

 

Гладко было на бумаге...

 

Однако надо признать, что, несмотря на определённые, прежде всего «геоэкономические успехи», достигнутые Вашингтоном в 2014 – 2016 г. в ходе противоборства с Москвой, США всё-таки не смогли нанести России именно фатального ущерба, а также полностью переломить ход этой геополитической борьбы в свою пользу. Причём одной из самых крупных внешнеполитических неудач правящих кругов США следует считать именно то, что им в данный период так и не удалось «втянуть» Россию в расставленную «украинскую ловушку», как это было запланировано. И в этой связи напрашивается вывод о том, именно Россия в целом сумела пока переиграть США и одержать очень важную геополитическую и геоэкономичскую победу над Вашингтоном на данном этапе «холодной войны 2».

 

Одновременно вместе с Белым домом в указанные годы крупномасштабное геополитическое и геоэкономическое поражение потерпели и представители ведущих элитных группировок Украины. Ибо их собственный геополитический и геоэкономический проект, так называемый «Drang nach Osten», который был направлен против России, полностью провалился. И данные элиты понесли при этом колоссальные материальные, финансовые и территориальные потери.

 

Эти правящие круги Украины, ввязавшиеся по приказу из Белого дома в борьбу с Россией, уже потеряли к началу 2017 г. Крым и немалую часть Донбасса. Кроме того, разрушенной оказалась практически вся промышленная отрасль Украины. В ходе развязанной «коллективным Западом» и ведущими украинскими элитными объединениями гражданской войны на Украине погибло и было ранено значительное число граждан. Существенно упал за эти годы уровень жизни населения. Украинское государство фактически утратило свой суверенитет и очутилось под внешним управлением.

 

В то же время после прихода к власти в США в январе 2017 г. нового президента Д. Трампа украинская элита просто пока не знает, что ей теперь делать, и какую приводить политику (как внутреннюю, так и внешнюю). Другими словами, Украина в настоящее время превратилась в самое настоящее так называемое «государство потерявшее своё лицо», то сеть она стала тем государством, которое из-за бездарности своей правящей элиты полностью утратило свою историческую идентичность и субъектность!

 

И как можно сделать вывод, дальнейшая историческая судьба Украины в сложившейся для неё геополитической и геоэкономической реальности во многом будет зависеть теперь от того, какой внешнеполитический курс в отношении России будет проводить в будущем пришедшая к власти в США администрация президента Д. Трампа. А вот российскому обществу и представителям российской правящей элиты следует учесть этот трагический «украинский урок» и сделать соответствующие, правильные выводы...

 

 

 
   
   
Нравится
   
Комментарии
Комментарии пока отсутствуют ...
Добавить комментарий:
Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
Омилия — Международный клуб православных литераторов