27/05/2017 Как на Украине восприняли новый закон о языке
Русский язык, который «никто на Украине не ущемляет», теперь будет представлен в украинских СМИ в количестве 25%. 23 мая Верховная Рада приняла во втором чтении закон, устанавливающий для национальных и региональных телерадиоорганизаций монопольные квоты для украинского языка. То есть, с 7 часов утра до 6 вечера передачи на других языках могут занимать не более 2 часов 45 минут, а с 18 до 22-х – один час.
Для телерадиоорганизаций местной категории вещания сделано, как сказал бы известный сатирик, «большое послабление»: квота вещания на украинском языке составляет 60% эфирного времени (в первом чтении предполагалось 50%, но нардепам показалось, что «маловато будет»).
Суть нового закона не только в квотах, на которые все обратили внимания, пишет П. Сафонов, обозреватель сайта «Украина.ру», дело ограничивается не столько ими, сколько пунктом, согласно которому телерадиорганизации «осуществляют трансляцию фильмов и/или передач, не являющихся их собственным продуктом, исключительно на государственном языке, за исключением фильмов и передач (кроме детских и анимационных), созданных до 1 августа 1991 года». В сравнении с первым чтением эта норма значительно ужесточена. Изначально она распространялась лишь на местные телерадиоорганизации и не заключала особых положений относительно детских фильмов и мультиков. То есть, согласно этой норме ни одна телерадиокомпания не может показать российский фильм или передачу на языке оригинала. В любое время, даже в отведенное для эротических программ (четыре часа после полуночи). И не только российский – речь идет о любом фильме или программе на русском языке, который не создан самой этой телерадиокомпанией. Скажем, если канал «Украина» купит созданный Интером фильм на русском, он все равно не сможет показывать его в оригинальном виде, а только озвученным или дублированным на украинский (ибо одного субтитрования по закону недостаточно). Точно в таком же виде можно будет смотреть и любой не запрещенный российский фильм. Исключение лишь для фильмов советских, но кроме детских и мультиков.
Надо полагать, «народные избранники» убеждены, что нынешних и будущих русскоязычных детей можно перевести на украинский, лишив их кино на родном языке.
Для полноты изоляции скоро перекроют «кислород» спутниковому ТВ и интернету в целом. Такие инициативы есть.
Возникает также вопрос установления критериев «украиноязычия вещания». До сих пор, обращает внимание П. Сафонов, в оригинальных ток-шоу на украинских каналах была распространена такая модель: ведущий говорит на украинском, а участники передачи на удобном для них языке, но преимущественно на русском. В итоге эта норма сохранена лишь для прямых эфиров, то есть на практике ограничена политическими ток-шоу. А бытовые и развлекательные ток-шоу придется или дублировать, или подбирать украиноязычных гостей, или допускать их иноязычный статус. Последнее пока можно, но с этой редакцией закона укладываться в квоты станет труднее. Аналитик напоминает о п. 7 рекомендации ПАСЕ № 1623: «Ассамблея повторяет свое мнение, отраженное в Рекомендации 1589 (2003 г.), о том, что все европейские государства должны ликвидировать ограничение на учреждение и функционирование частных СМИ, вещающих на языках меньшинств. Такие ограничения противоречат 10-й статье Европейской Конвенции прав человека, как было доказано Европейским Судом Прав Человека». Как заявлял основной докладчик ПАСЕ по этому вопросу, депутат из Латвии Борис Цилевич: «К несчастью, Украина остается одним из очень немногих европейских государств, которое все еще ограничивает права меньшинств создавать и использовать электронные СМИ на своем языке. Я надеюсь, что ситуация, отраженная в этом докладе, скоро изменится, так же, как она недавно изменилась в Азербайджане».
С такими темпами дерусификации, похоже, скоро за использование русского языка в общении на Украине станут арестовывать как за попытку свержения конституционного строя и поддержку «агрессора».
К примеру, глава Института нацпамяти В. Вятрович заявил в «Фейсбуке», что против Украины может быть использована любая форма связи с Россией. «Все, что отдаляет нас от России, идет на пользу Украине. Все, что удерживает связь между нашими странами (экономика, язык, история, культура, традиции и наконец, даже родственные связи) будет использовано против нас», – утверждает этот безумец, считающий, что «так называемую общую историю» использовали и используют в качестве орудия войны против Украины, а впоследствии всё переходит к тезису «мы один народ».
В его тезисах нет новизны, пан Вятрович просто повторяет то, что легально провозглашали политические украинофилы в Российской империи. Публицист М. Бердник в связи с высказыванием неонациста Вятровича опубликовала в том же «Фейсбуке» сканы из легально выходившего с разрешения императорской цензуры до самого начала Первой мировой войны сборника «Українська хата», где можно прочесть такие перлы (перевожу с украинского): «Возрождение Украины – синоним ненависти к своей жене московитке, к своим детям кацапчатам, к своим братьям и сестрам кацапам, к своим отцу и матери кацапам. Любить Украину значит пожертвовать кацапской родней».
Наблюдатели правы: Порошенко активно зачищает медийное поле в преддверии электоральных перемен, поэтому репрессии против телеканала «Интер» и фактический запрет русского языка на ТВ – это все вкладывается в технологию «закошмаривания» русскоязычного населения, которое вряд ли поддержит нынешнего гаранта. Он уже сделал ставку на центр и запад Украины, поэтому скоро все СМИ станут исключительно «вышиваночными», а смотреть порошенковский Пятый канал будут заставлять специальные «телевизионные инспектора» из числа ветеранов «АТО».
Может, в самом деле, репрессии против «Интера» и мовные квоты – это торги Порошенко за лояльность самого мощного телеканала в стране перед выборами?
Он хочет договориться с Фирташем о поддержке и «запретить» появление на «Интере» Юлии Тимошенко?
Некоторые же полагают, что квотирование ТВ должно заменить закон о введении визового режима с Россией, которым грозят «патриоты». «Для власти куда важней заставить всю страну петь по-украински хвалебные оды Порошенко со всех экранов, чем перекрывать дороги в Россию. Все-таки, как показала практика последних лет, к телевизору у патриотов тяга сильней, чем к холодильнику», – остроумно подчеркивает один журналист.
Обозреватель А. Яблоков рассказывает, что до принятия этого откровенно репрессивного закона украинские телеканалы, принадлежащие крупным олигархам Дмитрию Фирташу («Интер»), Игорю Коломойскому («1+1»), Виктору Пинчуку (СТБ, «Новый канал», ICTV), Ринату Ахметову («Украина») и другим, рангом поменьше, как-то приспособились к «мовному формату». Используются одновременно два ведущих, один из которых ведет шоу на мове, украиноязычные новости, российские сериалы с украинскими субтитрами, которые никто не читает, русскоязычные участники передач и эксперты. Но все закончилось, когда стало понятно: киевский режим вчистую проигрывает информационное противостояние.
Сказано метко: «Министерство «контрпропаганды» Юрия Стеця (кум президента) продуцирует такое откровенное «инфодерьмо», что даже пропагандой это назвать сложно. И начался вполне прогнозируемый этап «отучения от мовы агрессора». Начали с «декоммунизации»: сноса памятников Ленину, переименования улиц и появления «новых героев нации». Продолжили стиранием исторической памяти: институт Вятровича пытался уничтожить любое упоминание о Дне Победы, ввести новые «праздники нации», которые больше напоминали сельские похороны. Массовое празднование минувшего Дня Победы на Украине, когда семидесятилетние деды организовывали марш по городам «нации» легендарного «Бессмертного полка» и по пути вломили «атошникам», напугал режим…» (Сюда же попадает «откровение» Вятровича от 18 мая, что символика дивизии СС «Галичина» не запрещена действующим на Украине законом об осуждении коммунизма и нацизма.)
Сначала по личной инициативе Порошенко СНБО появился указ о запрете на Украине интернет-ресурсов «ВКонтакте», «Одноклассники», «Яндекс» и целого ряда российских программных продуктов. Потом начался «мовный терроризм».
Не случайно появились «инициативные группы свидомых громадян», которые начали терроризировать русскоязычных работников сферы обслуживания. Началось с «детской писательницы» (по специальности ландшафтный дизайнер) Ларисы Ниццой, рассказывает А. Яблоков, которая швырялась мелочью в кассира, отказавшегося обслужить ее на «мове», терроризировала русскоязычных официантов и бегала по всем барам Киева, стараясь спровоцировать скандал. Затем к «инициативе» присоединились фашисты из «Национального корпуса» (бывший добробат «Азов»), и уже начались погромы «москальских кафе». Первым пострадало заведение фаст-фуда на Бессарабке, которое принадлежало ливанцу. Несколько десятков нациков при полном попустительстве полиции ворвались в помещение, скандируя – «памъятай, чужинец, тут хозяин украинец» («помни, иностранец, здесь хозяин украинец»). Киевсовет даже принял постановление (в первом чтении) «О ликвидации последствий советской оккупации». Проект обязывал всех работников сферы обслуживания общаться с покупателями и посетителями исключительно на «мове».
Публицист Ева Меркурьева подводит краткий итог (почти все события, к слову, отражены в роликах, выложенных в интернете): за неделю украинские «патриоты» облили зеленкой болгарина, порезали колеса молдаванам, обвинили венгров в «сепаратизме», рассказали русинам, что такого народа не существует, напали на кафе ливанцев, заявили, что нужна легализация погромов и поджогов всех, у кого другой оттенок кожи. А вопят на весь мир, что воюют с русскими. Квинтэссенция человеконенавистничества… «Украинствующие» ненавидят абсолютно всех. Секта. «Пам'ятай, чужинець – тут господар українець!» – это такая философия у секты.
Глава Института украинской политики (Киев) К. Бондаренко утверждает, что группа «ястребов» из фракции «Народного фронта» Яценюка (партия с нулевым рейтингом) намеренно продвигает абсурдные и скандальные инициативы, чтобы перехватить власть у Порошенко.
«Они постоянно стараются поставить президента на “растяжку”, – говорит эксперт. – Они вносят смешные, скандальные, бессмысленные, глупые инициативы вроде запрета соцсетей. Если президент воспротивится этим идеям, то его сразу обвинят в подыгрывании России, пренебрежении национальными интересами, мнением большинства населения страны». Как отмечает Бондаренко, украинский президент вынужден соглашаться на реализацию таких инициатив, что бьет по интересам миллионов граждан и приводит к падению рейтинга главы государства.
Итак, в самом центре «почти европейской столицы» радикалы начали громить разные заведения за русский язык.
Украинский же язык радикалы в Киеве начали использовать в качестве инструмента для рэкета торговых заведений.
Политолог В. Корнилов пишет в «Фейсбуке»: «Бандюк Овчаров, сам не умея говорить на мове, устроил драку в магазине из-за отказа говорить с ним по-украински. При этом, обратите внимание, когда доходит до мордобоя, то он тут же вспоминает свой родной язык. Вот спрашивается, зачем русскоязычному Овчарову такой показательный дебош из-за мовы? А все просто! Напомню, два года назад банда Овчарова напала на агрофирму в Донбассе. Затем эту банду отпустили за их “проукраинскую позицию”.
Видать, поизносились бандиты, планируют очередное нападение. Вот соответственно, надо себе заранее индульгенцию заработать. Подебоширил “за мову” – можно и дальше идти грабить. Освободят же! “Патриёт” же!».
Политик В. Медведчук, комментируя результаты «мовно-квотного» голосования в украинском парламенте, тоже утверждает, что наступление на права русскоязычного населения Украины продолжается. «Совершенно очевидно: главная причина того, что в ВР в очередной раз был поднят «языковой вопрос» (крайне болезненный для всего русскоязычного населения страны), – это попытка «партии войны» усилить раскол в обществе, спровоцировать новый виток противостояния. Принятый закон противоречит Конституции Украины, в статье 10 которой говорится, что у нас в стране «гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств Украины», – подытожил политик.
Для превращения нации в покорное, управляемое стадо надо, что называется, провести масштабную культурно-языковую лоботомию. Иначе уже не получится, поскольку субкультура не может противостоять культуре, насчитывающей многовековую историю.
Глава организации «Жилищный союз Украины» А. Скубченко в корне прав: «Когда националисты в Украине строят политику по принципу «Одно государство – одна нация – один язык» – это нацизм в многонациональной Украине! Напомню, что носителем власти в Украине, согласно Конституции, является украинский многонациональный народ, а не одна лишь украинская нация. Декларация о государственном суверенитете Украины была принята – для тех, кто уже забыл! – «выражая волю народа Украины и уважая национальные права всех народов Украины»! Кто сказал, что «не будет украинского языка – не будет и Украины»? Ложь! Манипуляция! Я так скажу: не будет русского и иных языков и культур, от многонациональной Украины останется одна Галиция! В Украине десятки национальностей, языков и культур. Мы должны гордиться этим многообразием и развивать его – это наше культурное богатство! А не уничтожать языки и культуры народов Украины в пользу одной лишь украинской нации.
Можно отказаться от своего языка, от своей культуры, веры и души, предать память предков в угоду неонацистам, но что от нас останется? Безвольное туловище? Нельзя! Нельзя признавать за неонацистами право на этноцид народов Украины! Вятровичам и прочим деятелям оценку даст не история, а правоохранительные органы Украины. Я уверен в этом. А пока – мы должны сохранить себя, а не превратиться в этих вятровичей. И это должен понимать каждый житель нашей многонациональной Украины».
Хунте осталось провести не так много антирусских манкуртизирующих мероприятий. А когда список мыслимых и немыслимых запретов будет исчерпан, то для инакомыслящих, то бишь - русскоговорящих, останутся, похоже, лишь концлагеря и расстрелы.
Комментарии пока отсутствуют ...