18/09/2015 В польском городе Пененжно снесли памятник генералу Ивану Черняховскому, установленный на месте гибели легендарного полководца, освобождавшего эту страну от фашизма. Затраты на снос — 70 тысяч злотых (около 1,2 млн. рублей) — местные власти намереваются взыскать с России. МИД РФ вызвал посла Польши и заявил о резком осуждении вандализма. Такое же заявление сделало Минобороны.
Памятник легендарному полководцу по настоятельным просьбам польских коммунистов и ветеранов Армии Людовой, бок о бок с бойцами Красной Армии освобождавшими свою родину от фашизма, установили в начале 70‑х годов прошлого века. На мемориальной плите выгравированы слова: «Здесь 18 февраля 1945 года во время боев за освобождение Вармии и Мазур был смертельно ранен генерал армии, командующий 3‑м Белорусским фронтом дважды Герой Советского Союза Иван Данилович Черняховский. На вечную память герою — население Ольштынской земли».
— Следует заметить, что до войны не было никакой польской Ольштынской земли, — сообщил калининградский краевед Анатолий Каменский. — И Пененжно не было. Был немецкий городок Мельзак. Польше эта территория Восточной Пруссии, освобожденная под командованием Ивана Черняховского, досталась по итогам Потсдамской конференции.
Однако память у некоторых политиков новой Польши оказалась до неприличия короткой. С ноября 2013 года в дотационном городке, где масса нерешенных проблем, начались пляски на костях. В погоне за дешевым политическим капиталом местный бурмистр Казимеж Кейдо стал агитировать за снос памятника советскому полководцу. Мотив столь варварского шага, идущего вразрез с международными договоренностями, он объяснял так: Черняховский виновен в репрессиях бойцов Армии Крайовой.
— Инцидент, о котором идет речь, досконально изучен историками обеих стран, — рассказал историк Александр Панфилов. — Летом 1944 года войска 3-го Белорусского фронта готовились освобождать Вильнюс от фашистов. В то же время в тылах стремительно продвигавшейся Красной Армии активизировались подразделения Армии Крайовой. Стоит напомнить, что на момент своего создания данная армия, подчинявшаяся эмигрантскому правительству в Лондоне, объявила своими врагами как солдат Рейха, так и бойцов Советской Армии. Польскому правительству в эмиграции неоднократно высказывались в весьма категоричной форме претензии со стороны Уинстона Черчилля: не орудовать на советской территории. Однако эти требования игнорировались эмигрантским правительством.
Оставлять у себя в тылу хорошо вооруженные подразделения мог только безумец. Летом 1944 года из Ставки Верховного Главнокомандующего в штаб фронта поступила директива № 220145: «… По обнаружении отрядов Армии Крайовой личный состав немедленно разоружать и направлять на специально организованные пункты сбора для проверки».
— Директива была исполнена без кровопролития, — рассказал польский историк Ричард Ковальский. — В результате солдаты 3-го Белорусского фронта разоружили и передали НКВД около 6000 бойцов Армии Крайовой. Никаких репрессий против них не применялось. Как гласят хроники, офицеры и солдаты были освобождены и отправлены на родину в 1947 году. Это довольно редкий случай, когда пленные так быстро оказались дома.
Тем не менее бесспорный исторический факт вызвал неприятие и агрессию у бургомистра Пененжно и его сподвижников. Их поддержало и большинство местных депутатов. Правда, денег на снос сразу не нашлось. Под аккомпанемент охватившей Польшу антисоветской и антироссийской истерии средства на варварскую акцию собирали полтора года по всей стране.
Надо сказать, что депутаты более высокого уровня — сейма Варминско-Мазурского воеводства — не одобрили «младших товарищей». Им пояснили, что мемориал находится под юрисдикцией правительства страны в рамках действующего международного договора. Однако даже это не остановило закусивших удила местечковых политиков. В апреле нынешнего года бургомистр Пененжно обратился в архитектурно-строительное управление с просьбой выдать разрешение на снос памятника и получил добро. Чтобы хоть как-то сохранить лицо и не прослыть банальными мародерами, власти городка поспешили заявить, что на месте мемориала будет установлен памятник в честь европейской дружбы или поминальная стела, посвященная жертвам войны. Однако такая аргументация вряд ли может стать оправданием кощунства.
На события в Пененжно первыми отреагировали соседи — власти Калининградской области, где расценили снос памятника как недружественный шаг по отношению к россиянам.
— Мы связались с посольством России в Варшаве, и там отметили, что это нарушение двустороннего соглашения о сохранении памятников войны на территориях обеих стран, — сообщила руководитель областного агентства по международным связям Алла Иванова. — Кто знает, как бы сегодня назывался Пененжно, если бы не Иван Черняховский. Это не просто памятник конкретному человеку, а дань уважения Красной Армии, спасшей Европу от фашизма. Областное правительство неоднократно общалось с властями Пененжно, мы пытались объяснить, что значит этот памятник, но, к сожалению, не были услышаны.
Бюст советского героя уже снят с постамента. По словам выступившего по радио бургомистра, изваяние будет находиться на складе, а затем, скорее всего, отправлено в Россию. «К нам уже обратились из Курской области, я передал документы в МИД Польши», — пояснил он.
Как только новости из Польши попали на информационные ленты, в МИД РФ была вызвана посол Польши в России Катажина Пелчинска-Наленч. По словам официального представителя внешнеполитического ведомства Марии Захаровой, российская сторона выразила резкий протест в связи с ликвидацией памятника и потребовала наказать виновных в этом варварстве. Свое отношение к произошедшему выразило и Минобороны, куда для объяснений был вызван военный атташе при посольстве Польши в Москве. В российском военном ведомстве отметили, что историческая амнезия и политическая близорукость всегда становились благодатной почвой для возрождения идеологии нацизма.
Комментарии пока отсутствуют ...