М. И. Ровно месяц назад появилось сообщение на УЛПРЕССА от 08.09.14., что «Сформированное по указанию губернатора Ульяновской области Сергея Морозова НИИ идентичности региона перешло к налаживанию контактов — с 24 по 27 сентября НИИ организует в Ульяновске конференцию «Региональная идентичность в историческом и культурном пространстве России». Планируется, что в конференции примут участие гости из Челябинска, Ярославля, Казани, Самары и Москвы. На организацию мероприятия планируется потратить около 100 тысяч рублей». Оно благополучно состоялось, но о чём там говорили, что такое «региональная идентичность», кто автор этой всероссийской креативной инициативы до сих пор для меня загадка.
Н.П. Термин «Региональная идентичность» сразу озадачил и меня загадочностью таящегося в нём смысла.
— Вот, — сказал я себе, — хоть ты и писатель, и много книг написал, а раскусить научный орешек «региональной идентичности» тебе явно не по зубам.
Повздыхал я, покорял себя за научную малограмотность и полез в словари. В Интернет, само собой, заглянул, прихватил и оттуда щепотку знаний. Поговорил на жгучую тему ульяновской современности с узкими специалистами: историком и психотерапевтом. Не забыл потолковать о «региональной идентичности» с мужиками, что играли в картежного козла во дворе нашего дома. Те оценили «региональную идентичность» однозначно:
— Бабло отмывают, Алексеич! И к бабке не ходи. А для этого мозги нам мутят…
В последнем предположении, что «мутят», мне видится ответ на всю эту затейку. Региональная идентичность как обозначение своей отличной от других особенности (самости) — это ещё одна попытка, направленная на разобщение и отчуждение регионов не только по уровню доходов, как это уже есть сейчас, но и при помощи жалкого квасного патриотизма (типа бравого солдата Кочеткова). Советского человека нет, а российского никогда не будет, и пора бы избавиться от креативного зуда в национальном вопросе.
М.И. Да, это похоже на нездоровую суету людей, шибанутых так называемой современной культурой, вокруг русского народа…
Н.П. Для начала зададимся вопросом: есть ли у русского народа своя идеология, коренная, никем не навязанная и в чём она выражена?.. ИДЕОЛОГИЯ РУССКОГО НАРОДА ЕСТЬ ЕГО ИСТОРИЯ, и это не моё открытие. «История Государства Российского» нашего гениального земляка Н. Карамзина — это и есть русская идеология. Что до всякого рода хулителей русской истории, то им ответил Пушкин. «Что же касается нашей исторической ничтожности, — писал поэт Чаадаеву, — то я решительно не могу с вами согласиться… Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие её могущества, её движение к единству… оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели это не история, а бледный полузабытый сон! А Пётр Великий, который один есть целая всемирная история? А Екатерина Вторая, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привёл Вас в Париж?…» [Пушкин, 1992, с. 51]
Корень патриотизма в истории России, поэтому надо не искать пресловутую региональную идентичность, а обратиться к грандиозным событиям, которые происходили на нашей поволжской земле. Сегодня все мы — исторические СИРОТЫ, потому что не знаем истории народа. Мои исторические романы есть попытка пробудить у молодёжи интерес к познанию Отечества, они (в числе многих других книг) всего лишь крохотные кирпичики духовного фундамента для дальнейшего самостроения человека как полноценной личности.
М.И. В последнее время заговорили о ценностях Русского мира, в первую очередь о патриотизме. Надолго ли сей прекрасный порыв?..
Н.П. Поговорят и перестанут. У нас в области наблюдается какой-то парадоксальный разрыв между словом и делом. Кричат о культуре, но никто не ведёт содержательного диалога с профессионалами искусства: писателями и художниками, которые своим творчеством заслужили право быть услышанными. Власть якшается с графоманами, псевдоноваторами и обожает принимать «звёзд» из столицы. Причины такого отношения понятны на моём примере. Я создал и издал восемь романов о прошлом и настоящем нашего края. Казалось бы, есть, что прочитать, затем обсудить, поспорить. Но в так называемой ульяновской духовной элите нет тяги к своим корням, она во многом утратила национальное самосознание. Но природа не терпит пустоты, вот и выдумывают «региональную идентичность». Все знают цену этому начинанию, но помалкивают. К слову, недавно мы отмечали 200-летие И. Гончарова, и в «Литературном Ульяновске» не появилось ни одной статьи местных авторов. А ведь Ульяновск — университетский город, здесь масса интеллигентов с гуманитарным образованием, но, увы, Гончаров не нашёл ни в одном местном литераторе или историке душевного отклика. В Саратове этого конфуза не случилось бы, там ещё сохраняется та самая духовная «соль», которая и созидает культурное пространство, объединяющее людей, способных поддержать традиционное искусство и отвергнуть гельманоидные новации на тему абсурда. В Ульяновске эта «соль» ещё существует, но в виде столь разрозненных и мелких фракций, что ощутить её присутствие в духовной жизни города практически невозможно. Всеобщий и безоглядный «одобрямс». Поэтому у нас правит культурой произвол властного креатива, который иногда превращает Ульяновск во всероссийское посмешище.
Исторический роман «КЛАД ЕМЕЛЬЯНА ПУГАЧЁВА» читать: «https://velykoross.ru/books/all/article_1111/