СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№31 Сергей ЛЕБЕДЕВ (Россия, Тольятти) Поэтическая страница

Омилия — Международный клуб православных литераторов

 

 

Осенние стихи

 

 

***

 

Костры осин по рамени

И золото берез.

Душа сгорает в пламени

Моих осенних грез.

 

Бродилось ли по свету мне,

Сиделось ли в тиши,

Но лишь места заветные

Мне трепетом души.

 

Течет Ветлуга в памяти,

Вдали желтеет плес.

Листву осенней замяти

Я в вечность бы унес.

 

 

***

 

Пожелтевшие смотрят березы

С удивленьем в озерную стынь,

Их зовут облака, словно грезы,

Полететь в поднебесную синь.

 

Зацепились корнями деревья,

Напоенные силой земли,

Патриоты лесов и деревни,

Остаются в российской дали.

 

Повидал я просторов немало,

С уваженьем поклоны кладу.

Дорогою мне Родина стала,

Красоты я такой не найду.

 

 

Признание осени

 

С тобой грустят, тебя ругают,

И в монастырский плен ведут.

Порой тоскливости считают,

Дождливость - скукою зовут.

 

Назвать могу я и любовью,

Что на руках легко несу.

Но утром строгая со мною,

Как травы белые в лесу.

 

Ласкают трепетные руки

Моих волос седую прядь,

Уходишь ты, а в небе звуки

Ночей осенних будут звать.

 

Прощу походку, что игриво

Бросаешь в ночь, забыв меня,

С улыбкою проходишь мимо,

По первой наледи звеня.

 

Я легкостью любуюсь стана,

Но дней ушедших не зови.

Порою школьной, очень рано,

От первой я робел любви.

 

С тобой грустят, тебя ругают,

И в монастырский плен ведут,

Порой тоскливости считают,

Дождливость - скукою зовут.

 

         

***

 

Что-то легкое, грустное, быстрое

В хороводном полете листвы.

И на озере бухают выстрелы.

И осины раздули костры.

 

А мне слышится в шелесте ветра

И в картавых струях ручья,

Как со мною прощается лето,

Недовольно на осень ворча.

 

 

***

 

Бабье лето нарядной листвою

Шелестит, опадает к ногам,

Хорошо мне, я это не скрою,

Воздух мятен и чист по утрам.

 

На полях не колышутся нивы,

Вечера в огородах горьки,

И стоит среди модниц унылый,

Куст рябиновый у реки.

 

Так тоскливо ему. Знать скоро,

Первый лед зазвенит под ногой,

Ну, а гроздья еще не сорваны,

Как маяк он горит над горой.

 

Не грусти, ведь за ягодой люди,

По окрепшему льду придут,

Когда снег завихрится вьюгой,

И на белом вспыхнет салют.

 

А пока бабье лето листвою

Шелестит, опадает к ногам.

Хорошо мне в России, не скрою,

Воздух мятен и чист по утрам.

 

 

***

 

Солнце вырвалось из-за туч,

Осветило вершину горы,

По осинам скользнул яркий луч,

В Жигулях загорелись костры.

 

Утром осень тесниной прошла,

Наградила медалями всех.

Скоро, скоро наступит зима,

Вот тогда и соснам – успех.

 

Хвоей будет играть верховик,

И она зашумит не со сна;

Лес, уснувший в тиши, сторожит

Жигулевская мачта-сосна.

 

 

***

 

Сквозь туман дальний лес потерял красоту,

Опустилась осенняя сырость,

Разгребая обман, вдоль канала бреду,

От воды пробирает остылость.

 

Мне бывает, порой дарит жизнь пустоту,

Я тогда ощущаю усталость,

Что ж, сквозь годы свои потерял красоту,

Но душа молодою осталась.

 

То, что было со мной, за богатство сойдет,

Коль другого не нажил в работах,

Хорошо, если время так быстро идет,

Значит, не было скучно в заботах.

 

То, что лес сквозь туман потерял красоту,

Лишь обман и осенняя сырость.

Жизнь права, и не может дарить пустоту,

Как хотел и желал, то и сбылось.

 

 

***

 

Сосны розовеют на пригорке,

И желтеет жухлая трава,

Кажется картина очень горькой,

Но душа, пожалуй, не права.

 

Я стою в осеннем листопаде,

Акварель растрогала до слез,

Но совсем не горечью, а в радость

Мне прощанье с золотом берез.

 

Небо прояснилось, как к морозу,

Да и то, октябрь уже прошел.

Я свои стихи сменю на прозу,

Белый снег мне падает на стол. 

 

 

***

 

На асфальте желтый лист

Ждет зимы,

Отплясал последний твист

С вышины.

 

И качают голым торсом

Тополя,

Одеваться им не скоро

В свой наряд.

 

Им весной придет неспешно

Новый век.

Твой же короток и грешен,

Человек.

На главную Наша словесность №31 Сергей ЛЕБЕДЕВ (Россия, Тольятти) Поэтическая страница

С.ЛебедевСергей Лебедев - родился в 1949 году в Рязанской области в семье офицера. Тогда-то и начались путешествия по необъятному Советскому Союзу. Поэтому с детства привык считать своей родиной небольшую лесную деревню Югары в Нижегородской области, откуда родом отец и мать. Окончил в 1972 году Куйбышевский политехнический институт по специальности химик-технолог. С тех пор живёт и работаетв городе Тольятти. Ранее практически не публиковался, если не считать публикации отдельных стихов в тольяттинских газетах и в журналах «Книжный клуб» и «Предупреждение». Выпустил самиздатом три сборника стихов, небольшую повесть о своем отце. Близки вечные темы – любовь к Родине, отношения между людьми, вера в Бога и состояние души...

 

 
Комментарии
А.Лазутин
2011/10/31, 16:32:49
Не согласен с автором разбора почти везде.
Советовать автору стать прозаиком не надо. Зачем же отправлять творца на уровень менее низких целей?
Это уже у Г.Киселева прорвалось уверенность в непогрешимость своих выводов. Он уже определил место автора.
Здорово! Почему лист у Г.Киселева просто падает?.. Могу показать(недавно сминал видео), где лист пляшет.
Твист пляшет. Хотя, он может не увидеть этого. Для него природа всё равно "вымучила" этот пляс...
Много выводов от уверенности в свой ум. Взглянуть на стихи без логики нельзя?!
С уважением к автору и критику, Александр
Лебедев Сергей
2011/10/28, 11:24:11
Георгий, здравствуйте. А я уж думал, что Вы меня забыли. В-первых, спасибо за прочтение, во--вторых за предложение. Уже обдумал и сделал для себя кое-какие выводы. Что касается ударений, согласен, что они должны быть правильными, но что-то не всегда получается. И это не только у меня, если вспомните некоторые... В частности, "зАметь" или "замЯть" у одного известного поэта. Видно, Вы давно не были в лесу или просто на улице, если не видите в падении листьев танца. И потом стихи - это не лекции с указанием подробностей, если Вы помните, что одним еще известным поэтом было сказано: в стихах должна быть недосказанность. Конечно, признаю свое несовершенство, но я Вам говорил, что не считаю себя поэтом, а лишь любителем поэзии, не стремящимся занять место рядом с поэтами, котрых Вы перечисляли когда-то в критической статье на мои труды. Спасибо за новый конструктивный разбор, встретить мне Вас лет тридцать назад, цены бы ему не было.
Александр
2011/10/26, 00:29:48
Хорошая идея - в сетевом журнале устраивать разбор произведений или даже мастер-классы. Формат позволяет. Обижаться, по-моему, не на что Сергею - разбор доброжелательный. Такой и должна быть критика - строгой, но доброжелательной.
Георгий Киселёв. Беларусь
2011/10/25, 23:10:02
...

Осенние стихи


***

Костры осин по рамени
И золото берез.
Душа сгорает в пламени
Моих осенних грез.

Бродилось ли по свету мне,
Сиделось ли в тиши,
Но лишь места заветные
Мне трепетом души.

Течет Ветлуга в памяти,
Вдали желтеет плес.
Листву осенней замяти
Я в вечность бы унес.


Уважаемый Сергей! Не могу оставить Вас без отклика. Если не я, уже имеющий с Вами опыт виртуального общения, то – кто же? Никто же другой Вам не ответит, потому что все заняты только собой, а ещё лень дремучая, а ещё стихи Ваши не побуждают к душевному сочувствию.
Рамень - ударение правильное, но надо бы пояснить в сноске, что это значит в ваших местах. А вот замЯть - это неправильно. Надо -- замЕть. Потому что не от глагола мЯть, а от мЕсти, замЕтать.
Пламень моих осенних грёз -- это красивость. Представить
это невозможно.
«Но лишь места заветные ( откликаются во мне ) трепетом души» В этой фразе у Вас нет сказуемого.
« Я в вечность бы унёс» Ну и несите, кто вам мешает. Лучше было бы – «я в вечность унесу».




***

Пожелтевшие смотрят березы
С удивленьем в озерную стынь,
Их зовут облака, словно грезы,
Полететь в поднебесную синь.

Зацепились корнями деревья,
Напоенные силой земли,
Патриоты лесов и деревни,
Остаются в российской дали.

Повидал я просторов немало,
С уваженьем поклоны кладу.
Дорогою мне Родина стала,
Красоты я такой не найду.

«Облака словно грёзы» - это тоже красивость. «Зацепились корнями деревья, патриоты российской земли» - так было бы лучше. Поклоны кладёте перед чем? И концовка очень уж примитивно выражена. Если уж Вы повидали немало просторов, а остались на родине, то стало быть и красоты такой, как в родных местах, уже НЕ НАШЛИ.





Признание осени

С тобой грустят, тебя ругают,
И в монастырский плен ведут.
Порой тоскливости считают,
Дождливость - скукою зовут.

Назвать могу я и любовью,
Что на руках легко несу.
Но утром строгая со мною,
Как травы белые в лесу.

Ласкают трепетные руки
Моих волос седую прядь,
Уходишь ты, а в небе звуки
Ночей осенних будут звать.

Прощу походку, что игриво
Бросаешь в ночь, забыв меня,
С улыбкою проходишь мимо,
По первой наледи звеня.

Я легкостью любуюсь стана,
Но дней ушедших не зови.
Порою школьной, очень рано,
От первой я робел любви.

С тобой грустят, тебя ругают,
И в монастырский плен ведут,
Порой тоскливости считают,
Дождливость - скукою зовут.

Тоскливость и дождливость - звучит очень уж уныло. Эти слова обозначают не самоценные предметы или явления, а только их качества. И вообразить их предметно невозможно. Другое дело - тоскливые или дождливые дни, это понятно всем.
Как это можно быть строгой, как травы белые?
« Я лёгкостью любуюсь стана» -- избегайте инверсий, они свидетельствуют лишь о Вашей неумелости.

***

Что-то легкое, грустное, быстрое
В хороводном полете листвы.
И на озере бухают выстрелы.
И осины раздули костры.

А мне слышится в шелесте ветра
И в картавых струях ручья,
Как со мною прощается лето,
Недовольно на осень ворча.

Осины раздуть костры не могут, ибо сами горят, их может раздуть только ветер. «И в картавых ( да ) струях ручья» -- одного слога в строке не хватает. Это только преамбула стихотворения, а где же оно само?



***

Бабье лето нарядной листвою
Шелестит, опадает к ногам,
Хорошо мне, я это не скрою,
Воздух мятен и чист по утрам.

На полях не колышутся нивы,
Вечера в огородах горьки,
И стоит среди модниц унылый,
Куст рябиновый у реки.

Так тоскливо ему. Знать скоро,
Первый лед зазвенит под ногой,
Ну, а гроздья еще не сорваны,
Как маяк он горит над горой.

Не грусти, ведь за ягодой люди,
По окрепшему льду придут,
Когда снег завихрится вьюгой,
И на белом вспыхнет салют.

А пока бабье лето листвою
Шелестит, опадает к ногам.
Хорошо мне в России, не скрою,
Воздух мятен и чист по утрам.

« Я это не скрою» - совершенно пустая фраза, не несущая никакой смысловой нагрузки. Вы её придумали для заполнения проходной строки хоть чем-нибудь. Да ещё и повторили в конце.
Рифмы очень приблизительны: люди – вьюгой, нивы – унылый, скоро – сорваны ( это вообще рифма никакая). Учитесь рифмовать. Возьмите поэта, которого Вы любите, и выпишите у него рифмы, и попробуйте на этих рифмах написать собственное стихотворение.


***

Солнце вырвалось из-за туч,
Осветило вершину горы,
По осинам скользнул яркий луч,
В Жигулях загорелись костры.

Утром осень тесниной прошла,
Наградила медалями всех.
Скоро, скоро наступит зима,
Вот тогда и соснам – успех.

Хвоей будет играть верховик,
И она зашумит не со сна;
Лес, уснувший в тиши, сторожит
Жигулевская мачта-сосна.


« Наградила медалями всех» -- это попытка образа, но он не дописан. Если бы кленовыми медалями - это был бы образ. Что за успех ожидает сосны? Непонятно. Обязательно рифмуйте первую строку с третьей, не давайте себе поблажки, не ленитесь.


***

Сквозь туман дальний лес потерял красоту,
Опустилась осенняя сырость,
Разгребая обман, вдоль канала бреду,
От воды пробирает остылость.

Мне бывает, порой дарит жизнь пустоту,
Я тогда ощущаю усталость,
Что ж, сквозь годы свои потерял красоту,
Но душа молодою осталась.

То, что было со мной, за богатство сойдет,
Коль другого не нажил в работах,
Хорошо, если время так быстро идет,
Значит, не было скучно в заботах.

То, что лес сквозь туман потерял красоту,
Лишь обман и осенняя сырость.
Жизнь права, и не может дарить пустоту,
Как хотел и желал, то и сбылось.

Не «остылость» Вас пробирает, а сырость. Даже компьютеру это слово подозрительно, и он подчеркнул его. Сойдёт и идёт - это не рифма, а повторение одного и того же слова, только в ервом случае с приставкой «со». Не говорят сбЫлось, а говорят -- сбылОсь.


***

Сосны розовеют на пригорке,
И желтеет жухлая трава,
Кажется картина очень горькой,
Но душа, пожалуй, не права.

Я стою в осеннем листопаде,
Акварель растрогала до слез,
Но совсем не горечью, а в радость
Мне прощанье с золотом берез.

Небо прояснилось, как к морозу,
Да и то, октябрь уже прошел.
Я свои стихи сменю на прозу,
Белый снег мне падает на стол.

А, может быть, Вам действительно взяться за прозу, потому что
Ваши стихи всё время натыкаются на Вашу неопытность и отсутствие художественного вкуса, Подумайте! Может в Вас спит великолепный прозаик?



***

На асфальте желтый лист
Ждет зимы,
Отплясал последний твист
С вышины.

И качают голым торсом
Тополя,
Одеваться им не скоро
В свой наряд.

Им весной придет неспешно
Новый век.
Твой же короток и грешен,
Человек.

Твист отплясал, а почему не рок-н-рол? Как-то вымучено это. Лист просто падает, а не пляшет. Голые торсы тополей -- это тоже сомнительное открытие. Ну а рифмы, где же рифмы?
Ну, обиделись? Если обиделись, хорошо. Значит, будете расти.
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.018242120742798 сек.