Предательство Святосавья!
Интервью, данное Владыкой Артемием 5 декабря Биляне Живкович для сербского журнала «Печать»
Владыка Артемий на свое пятидесятилетие со дня монашеского пострига оказался под надзором полиции.
В истории СПЦ до сих пор не бывало так, чтобы епископу запрещали служение! Ни в одной Православной Церкви нет такого вида наказания за две тысячи лет! Я встал открыто против политики Белграда и действующих властей, которые молча одобрили план Ахтисаари, позволили Экулеску прибыть на Косово и в Метохию и тем самым способствовали образованию независимого государства Косово. Моя позиция всегда была четко выражена, безкомпромисна и всегда служила на пользу сербскому народу.
- Вы просвещенный Владыка, ученик аввы Иустина, один из четырех, среди которых Амфилохий Радович, Афонасий Ефтич и Ириней Булович. Что вы особо помните из того периода Вашей жизни, когда Вас наставлял отец Иустин? Что он смог пробудить в Вашей душе, что позднее возгорелось внутри Вас?
- Понадобилось бы написать целую книгу об отце Иустине, чтобы ответить на Ваши вопросы. В одном разговоре это невозможно выразить, поскольку много сохранилось в моей памяти прекрасных воспоминаний. Это было 50 лет назад, когда я завершил Богословский факультет и определился на монашеский путь в своей жизни. На службу в Церкви по монашескому чину. Богу я благодарен, что имел рядом с собой отца Иустина, что познакомился с ним, что он был моим духовником и старцем. Отец Иустин принял монашеский постриг в монастыре Челие! С тех пор много времени прошло, за спиной долгий путь, многих людей уже нет в живых, все-таки 50 лет уже прошло. Жить и трудиться рядом с аввой Иустином, присутствовать на на его Богослужениях, слушать его мудрые речи было великим благословением, а также вдохновением для всех, кто был рядом с ним.
- Вы рождены в селе Лелич, где родился и Святитель Николай Велимирович, не определили ли это обстоятельство ваше следование стопами духовности, неразрывность с СПЦ и борцовский дух, кроме всего Вы ведь имеете более тяжелые искушения, чем Ваши коллеги – Владыки?
- Без сомнения у меня место моего рождения стало особым благословением от отца Николая. Мой родной дом стоял в двухстах метрах от дома Владыки Николая. Разумеется, с малых лет я о нем знал. К сожалению, никогда не встречался с ним. Был я тогда еще ребенком, а Владыка Николай в 1941 году, следовал тернистым путем. Был он в плену, потом его депортировали, позднее ему было запрещено возвращаться в Сербию. Но дух Святителя Николая Велимировича остался в Леличе, его дух присутствовал в доме моих родителей. Конечно, его книги, публикации в «Малом миссионере» сильно повлияли на меня, так что я решил поступить на Богословский факультет после окончания школы. В то же время отец Иустин пребывал в монастыре Челие, рядом с Леличем. Так что у меня был хороший пример и благословение. Всегда в жизни я трудился следовать их стопами.
- Вы докторскую степень защитили в Греции. Должно быть, это время тоже Вам запомнилось?
- Помню все подробно из моего пребывания в Греции, хоть мне уже и восьмой десяток пошел. Хотелось бы упомянуть о выборе темы для моей диссертации. Это «Тайна спасения по Святому Максиму Исповеднику». Это удивительный Святитель из 7 века. Только то, что его Церковь называет Исповедником, свидетельствует о его страданиях за веру. Был он мучен, гоним и заключен. Непоколебимый борец за Истину. В то время он, практически, сохранил Православную Церковь. А именно, тогда четыре Патриарха, царь и весь Сенат впали в ересь монофелитства. Святой Максим был истинным борцом за чистоту Православия. Страшно пострадал. Был осужден на отсечение языка, которым свидетельствовал веру, и правой руки. Которой писал защиту Православной веры. Потом был сослан в изгнание, где скончался в возрасте 82 лет. Именно его ревность, выдержка и настойчивость в защите Православной христианской веры убедили меня взять его житие для темы моей докторской диссертации. Трудился всегда ему подражать, кто знает, может быть оттого и сильные искушения меня посетили по Божьему промыслу, что весьма символично!
- С конца семидесятых до 1992 года Вы были игуменом монастыря Черная река, пока тогдашний Владыка рашко-призренскирй не был избран Патриархом. Патриарх Павел, ведомый Святым Еванегием, доверил Вам заботу о сербском народе и о святынях на Косове и в Метохии. Расскажите об этом.
- В монастыре Черная река я был настоятелем и игуменом 13 лет по благословению Владыки Павла, будущего Патриарха. Потом он предложил мне занять его место на престоле Рашко-Призренской Епархии. Надо знать, что впервые Рашко-Призренская Епархия упоминается в 918 году. Значит, она существует более 1000 лет. Я отслужил в Епархии полные 19 лет, разумеется, по совести и клятве епископа. Сколько и как я сделал, пусть судит Бог, мой измученный народ, мое монашество и священство. Истинные результаты, все жертвы и вся правда становятся заметны через некое время, а не сразу.
- В Черной реке за короткое время Вам удалось собрать большую группу монахов. Так укрепилось монашество в косовских святынях СПЦ.
- Я бы не согласился с тем, что мне удалось собрать. Бог посылал своих избранных. Я просто принимал с любовью тех, которых посылал Бог. Насколько это было в моих силах, пытался направить их на правый путь монашеской жизни. Все это происходило по Божьему промыслу, ведь все события 1998-1999 годов и после подтвердили это. И действительно, многочисленность монастырей позволила им стать духовными центрами в трудное время, опорой, за которую держался народ и верил в помощь Божью. Невзирая на гонения и страдания наш народ вынес испытания, оставаясь на древних просторах. В этом смысле, вклад монашества неоценим. А Бог на Косове и в Метохии поставил ревностное, непоколебимое и многочисленное монашество. Черная река была роящимся улем. И как у пчел создаются новые семейства, так и Черная река наполняла другие монастыри на Косове и в Метохии своим потомством. Много монастырей построено, много обновлено. Было около 200 монахов. Пять монастырей в Епархии было женских, остальные мужские. Вначале было и по 1 или 2 монаха в монастыре, где-то ни одного. Удалось нам с ревностью и любовью обновить монастыри и увеличить количество монашествующих. Скажем, Высокие Дечаны сперва имели 4 монаха, в то время как в Черной реке было 17. Так в Высокие Дечаны мы перевели 9 монахов и братство там укрепилось. Потом обновились монастыри Кончул, Баньска, Джурджевы Ступовы, построен монастырь Девины воды, Улие, Тушимле, обновлен монастырь Драганац, где не было монахов. Было это период расцвета монашества и монашеской жизни в нашей Епархии. Некоторые монахи переходили в другие Епархии или уезжали на другие континеты. Сейчас наши монахи есть и в Европе, и в Австралии, и в Африке, и в Северной Америке.
- Расскажите, пожалуйста, о Вашем участии в переговорах с Сербским национальным вечем, которые Вы вели ради борьбы за выживание сербского народа на Косове и в Метохии.
- Вначале существовало два Сербских национальных веча. Думаю, первое было создано на Северном Косове во главе с Марком Якшичем, а после изгнания Сербов мы были вынуждены перейти из Призрена в Грачаницу, мы сформировали СНВ Косова и Метохии. Эта организация охватила целую территорию южной сербской области. СНВ заботилось о проблемах сербского народа в каждой части Косова и Метохии. Я участвовал в создании Национального веча и был серьезно включен в его работу, какое-то время был даже председателем. Когда СНВ укрепилось, я отозвал свои полномочия, но оставался членом СНВ. Сербское национальное вече принесло огромную пользу в сохранении нашего присутствия на Косове и в Метохии. Это было очень тяжелое время, когда мы не имели никакой поддержки от государства. Да это и сейчас так!
- Известно, что Вы часто ездили в США и другие Западные страны ради интересов Сербии, а так же Вы с Джимом Джатерсом сформировали Американский совет для Косова и Метохии. Насколько это принесло пользу?
- Многочисленные поездки с 1997 года по 2008 служили защите интересов сербского народа при отстаивании Косова и Метохии в целостности Сербского государства. Были поездки не только в США, но и по всей Европе, ездил и в братскую Россию, и в Африку, чтобы весь мир знал правду о Косове и Метохии. О страдании нашего народа! Об уничтожении святынь! Я защищал истину о сербском Косове. Рассказывал о нашей сербской истории. Это физически трудно было выдержать, но Господь давал силы. Понадобилось и лоббирование сербских интересов. Если бы Вы знали, какое организованное лобби имеют албанцы в Америке! Наше государство ничего не сделало в этом направлении, и поэтому эта забота легла на плечи СНВ, здесь была ощутимая помощь со стороны Джима Джатерса, православного человека, грека по происхождению. К этой борьбе подключилась и мать Джима, которая в прессе и СМИ опровергала всякую клевету и неправду о Косове и Метохии. Было трогательно осознавать с какой любовью они нас, сербов, защищали. Джим Джатерс и теперь без всякого финансового интереса по доброй воле продолжает защищать Сербские интересы и борется за Косово и Метохию. Мы должны быть благодарны этому человеку.
- Одно время Вы рассматривали возможность примирения с демократическим Западом, это было после погрома 17 марта 2004 года. Но позднее Ваша позиция стало довольно твердой. Какой опыт Вы приобрели в период этой Вашей деятельности при отстаивании национальных интересов?
- Видите ли, с отходом наших войск и полиции после подписания Кумановского договора и поражения, которое было провозглашено как победа, с приходом КФОР-а и УНМИКА-а, на Косове остался беззащитный народ. Две трети сербского населения уже было изгнано. Сербский народ пребывал в ужасе. Повсеместно грабили, пропадали без вести люди, убивали сербов. Ежедневный страх от злодеяний безнаказанного УЧК, стиравшего сербское существование на Косове, приводил в изнеможение. Только благодаря Церкви, нашему монашеству и священству сербский народ претерпел этот ужас. Конечно, находясь во власти врага, от чьей милости или немилости мы полностью зависели, мы с нетерпением ждали миротворцев. Мы надеялись, что с их приходом водворится хоть некий порядок, чтобы иметь защиту православного населения от албанских зверствующих террористов. Мы надеялись на поддержку международного сообщества ради обеспечения возврата прогнанных сербов. После погрома 2004 года мы прекратили всякое сотрудничество с международными силами на Косове и в Метохии. Мы поняли, что сотрудничество никакого толку не имеет. Одни компромиссы вместо защиты и только ужас и жуть Варфоломеевской ночи на Косове и в МЕтохии. Мы полностью утратили к ним доверие. Потом появился план Ахтисаари провозглашения квази-державы на нашей территории. Я предупреждал, что нельзя этот план принимать, но меня никто не услышал.
- Известно, что Вы подали в суд против НАТО, уничтоживших сербские святыни на Косове и в Метохии. Кто из СПЦ оказывал на Вас из-за этого давление?
- До марта 2004 года было разрушено 115 церквей и монастырей за первые 5 лет. Во время мартовского погрома за два дня было уничтожено, сожжено и разрушено 35 наших святынь. Я подал судебный иск в Международный Страсбургский суд по правам человека, не против НАТО, а против четырех европейских государств, которые были обязаны нас защищать. Космет был поделен на пять регионов: восточную часть контролировали США, южную – Германия, западную – Италия, северную – Франция, центральную - Великобритания. США не подпадала под юрисдикцию Международного суда в Страсбурге, поэтому мог предъявить иск только четырем европейским государствам. О предъявлении иска сразу оповестил Синод СПЦ. И получил поддержку. Синод имел такую позицию три месяца, а потом зимой 2004 года резко изменил свое отношение к этому, поскольку некоторые страны, а конкретнее Италия, протестовали против иска. Как это мы с ними судимся, когда они нам помогают! И тогда Синод отозвал иск. Я тогда отстаивал твердо наши интересы. Сейчас мне приписывают «грех непослушания» из-за этого. Отозвание иска – позор для некоторых людей из нашей Церкви и великий ущерб для нашего народа.
- Ваша позиция известна и ясно выражена в публичных СМИ – сербские святыни не могут быть восстанавливаемы теми, кто их разрушал и осквернял, в этом причина Вашего столкновения с Синодом. Вы сопротивлялись осуществлению подписанного Меморандума о том, что албанцы должны восстанавливать разрушенные святыни, что привело к Вашему столкновению с Патриархом Иринеем. Из-за этого Ваши братья во Христе опять приписывали Вам упрямство и непослушание решениям Синода СПЦ.
- Всегда я защищал интерес нашего народа, Православие, Святосавье и Христа от тех, которые распинают Его на Косове, теми, кто сегодня отнимает у нас землю и угнетает наш народ Православный! Могут мне в Синоде сегодня приписывать всякие недостатки, но я всегда буду непоколебим в защите жизни, существования и достоинства нашего народа на Косове и в Метохии!
- Вы произвели Феодосия в викарного епископа, но он быстро повернулся против Вас, изменил политику, сдружился с Саввой Яничем. Был в это время и Байден как свидетель. После такой дерзости и непочтения Вы хотели сместить Феодосия, но что в итоге произошло?
- Святой Синод и отдельные братья архиереи напрямую не канонично и не уставно вмешивались в жизнь Рашко-Призренской Епархии, что не допускается канонами СПЦ. Это и стало причиной моего изгнания из Епархии, запрета в служении и нынешних обстоятельств. Всем известна тройка: Амфилохий, Афанасий, Ириней и их последователи Григорий и Фотий… которые постоянно оспаривали мой труд и не желали меня видеть в Архиереем.
- В смысле веры Вы всегда оставались непоколебимым Святосавцем, хранителем исконной православной веры. Вы осознаете, что пришло время, о котором писали известные сербские, русские, греческие духовники, когда будут уничтожать Православие, вовлекая его в экуменизм, формируя некую универсальную веру. Скажите об этом слово.
- Это главное, в чем мы расходимся, и в чем проявляется «мое непослушание» - никогда я не мог принять дух экуменизма. Экуменизм, по словам, святого отца Иустина – это всеересь. Все старые ереси воплотились в экуменизме. Общение с экуменистами через Всемирный Совет Церквей неминуемо увеличивает влияние Ватикана, папизма и глобализма – это тайное предательство Православия и Святосавья. С этим никогда согласен не буду! По этому я уже давно стал шипом в глазу церковных верхов и в политических структурах! Еще как богослов, как монах, позднее как игумен, Епископ, стезя, по которой шел, это стезя сохранения чистоты Православия и святосавской Веры. Известно мое полное несогласие со всяким обновленчеством, которое входит в литургическую жизнь нашей Церкви! Все это пагубно для нашего православного народа. Видите, что происходит, из-за обновленчества многие верные не идут в церковь, не хотят участвовать в беззакониях, но едут в монастыри, где служится Литургия по Типику Святого Саввы, как в Сербии служилось в течение 800 лет. Так же ясна моя позиция относительно прибытия папы в Сербию. Поэтому Вы понимаете, почему я всем мешаю, и в чем я «непослушен». Тружусь быть послушным Святой Православной Церкви, Которую мы исповедуем в Символе Веры.
- Против Вас развернута грязная информационная политическая кампания. Она ведется в самом политическом верху Сербии и в СПЦ. Как Вы переносите этот духовный и человеческий линч?
- Полвека я жил и работал в Церкви и для Церкви. На свое пятидесятилетие я получил братский подарок – лишение чина! Бог этому судья. Информационная и политическая кампания против меня длилась 10 месяцев. Парадоксально, что сфабрикованные финансовые аферы без всякого Епархии. Все решения принимались ими за одну ночь. Разве не обличает гонителей тот факт, что все предъявленные обвинения отцу Симеону Виловскому в Греческом Ареопаге не имели силы, так как Сербское правосудие не могло предоставить ни одного доказательства для основания экстрадиции обвиняемого в Сербию. Пострадал и Предраг Суботички, возглавлявший строительную компанию «Раде Неимар». Он без вины провел 10 месяцев в белградской тюрьме. На следствие рассматривалось получение им денег за фиктивные работы. А этими «фиктивными» работами называлось восстановление сербских святынь, монастырей, церковных объектов, подворий. И это обвинение предъявлено Амфилохием Радовичем , который не раз пил кофе на наших гостеприимных подворьях . Все это весьма трагично для СПЦ! Чаша народного терпения переполнена и народ разгневан. А СМИ продолжают «конструировать» клеветническую кампанию.
- Ваша политико-национальная позиция не уступает ни мало вашим принципам веры. Вы на Косове и в Метохии долгое время были не только духовный, но и национальный столп ради выживания Сербов. Очевидно, это сильно мешало многим, не так ли?
- Да, Вы правы, я выступал открыто против политики Белграда и действующих властей, которые молча усвоили план Ахтисаари и позволили Еулеску приехать на КиМ, чтобы осуществить образование от Сербии независимого Косова. Я всегда был против всяких компромиссов, которые вредят нашему народу. Я настаивал на исполнении резолюции 1244, которое давало основание возврату Сербов На Косово и в Метохию. Ведь при отсутствии двух третей сербского населения нельзя решать ни один вопрос на КиМ. Это многим мешало, особенно США, так как не позврляло исполнить им их намерение установить военную базу «Бондстил» и осуществить другие амбиции и геополитические претензии. Исполнение резолюции 1244 мешало и ЕС, так как он действовал в соответствии с американской волей. И власти Белграда были недовольны моей позицией, так как они любой ценой желаю ввести Сербский народ в Евросоюз, объясняя, что там нас ожидает рай. Одно ясно- они в ад Сербский народ введут, а не в рай. Бедный наш многострадальный народ.
- Вы требовали от Сербских властей более плодотворного сотрудничества с Россией, и предлагали нашим властям купит у России современное оружие.
- Конечно, я и сейчас за то, чтобы Сербия повернулась лицом к Православной России. Русские – это единственный народ, который , действительно, нам помогал во время Косовской Голгофы. Невзирая на все наши глупости и недостатки в официальной политике, Россия нас всегда поддерживала и не никогда не оставляла. То, что Русские говорили: «Мы не можем быть более Сербы, чем вы сами» - это совершенно правильно. Русские всегда подчеркивали то, что готовы подержать все наши разумные требования, но если у нас их нет, то навязывать нам ничего не намерены. Вместо того, чтобы повернуться лицом к братской России, мы повернулись лицом к Брюсселю, провозгласив это нашей национальной целью. К сожалению, СПЦ поддерживает наши власти с их прозападной политикой.
- У Вас насильно отняли против канонов СПЦ. Архиерейский Собор, кроме всего, назвал Феодосия новым владыкой Рашко-призренским. Вы после этого отслужили Литургию со всем своим монашеством в Глубоком Потоке. Почему?
- После всего, что произошло за последний год, я увидел, что мое миролюбие ради единства СПЦ напрасно! Я терпел то, что терпеть нельзя. Речь идет о неканонических решениях. Ради возвышенных целей не возражал против таких решений Синода и Собора. Но все безплодно! Святой Синод в течение всего лета просто ужесточал наказание. Усиливался информационный линч. В конце концов, против меня Синодом было сфабриковано обвинение из 18 пунктов, сопровождаемое угрозами. И так же как погром 2004 года на Косове и в Метохии стал для меня переломным моментом в отношении с ЕУ, также и упомянутый акт стал переломным. Я проговорил языком Православного Епископа. Ответил Синоду, что в будущем не стану подчиняться неканоническим решениям Собора. Не всем решениям, но только неканоническим. Вслед за моим заявлением поступил запрет на священнодействие. Это совершенно против канонов, нет ни одного канона Православной Церкви, назначающего такое наказание Епископу. Обратите внимание, и в истории СПЦ такого не бывало, и ни в какой другой Поместной Церкви за две тысячи лет! Такого наказания не существует. Но я терпел, ожидая созыва Собора, чтобы не нагнетать ухудшения весьма тяжелого положения в СПЦ. Терпел и ради гостеприимства брата Василия, Сремского Владыки, принявшего меня в монастыре Шишатовац. К моему удивлению, на Собор меня даже не пригласили! Как будто меня больше нет. Будто уже умер. И это нарушение канона. Заполняют «пустое» место новым назначением Епископа Феодосия. По канону при живом Архиерее нельзя назначать другого Епископа. Увидев, что беззакониям нет конца, мы отслужили архиерейскую Литургию в монастыре Глубокий поток. На Соборе только этого и ждали, чтобы упрекнуть меня снова в «непослушании». На этом ложном основании меня лишили чина Епископа. Это неканоническое решение я не принимаю, и повиноваться ему не буду. По плодам их узнаете. Не может доброе дерево приносить плохой плод, как нас учит Господь. Бороться за исконное Православное Христианство значит ходить узким тернистым путем. Это крестоносный и спасоносный путь. Без этого пути нет спасения!
- Но ведь были подобные примеры лишения чина Епископа в СПЦ.
- Да 50 лет назад в СПЦ из политических целей был лишен епископского чина Владыка Дионисий под давлением Броза Тита и его послушного коммунистического аппарата. Видите, и тогда Синод и Собор СПЦ подчинились Титовсим требованиям. Был случай, когда лишили чина Иоанна Златоуста, и он никогда не признал этого решения, продолжая служить Господу. Святой Афанасий Великий, Григорий Нисский, Григорий Палама и многие другие, которые страдали за веру в тяжелые времена для христианства от еретиков. История повторяется. Церковь словно непотопляемый корабль на волнах, гонимая ветром.
- Раскол в СПЦ, о котором все и всюду говорят, был бы трагичен для всей истории сербского народа. Кому нужен этот раскол?
- Нет сомнения, раскол – это великая трагедия для православного народа и Православной Церкви. За все время моего гонения ощутил, что сама инициатива раскола проистекает от Синода, а именно от владыки Григория, который первый поднял эту тему в своих интервью, данных газете «Политика». Ответственность же за раскол перебрасывается на владыку Артемия. Искренне надеюсь, что наш народ понял сущность, ведь раскол устраиваю те, кто тайком отходит от вечных ценностей, от идеала Сербской Православной Церкви, к которому устремлялись наши святые Отцы, от пути, по которому они следовали. Раскольники отступают от Святосавья, от Вселенских Соборов, от Канонов. А это все очевидно. Что касается меня, то я до конца жизни останусь епископом Рашко-призренским. Напомню, что судебного процесса против меня никто никогда не заводил. По поводу моего судебного иска против четырех европейских стран Нато, относительно Меморандума СПЦ не было возбуждено никаких судебных дел. Есть решения СПЦ, основанные только на власти – силе! К сожалению, одна группа архиереев стала доминантной в СПЦ и навязывает свои пожелания, амбиции и обвинения всему Синоду и Собору.
- По данным некоторых СМИ готовятся расправы над остальными «непослушными» епископами, Банатским и Сремским. Предполагают, что они буду насильно отправлены на покой. Это правда?
- Об этом я не читал. Не боюсь ни за себя, ни за них, ведь каждый из нас поступает по совести. Каждый определяется: встать ли ему на Святосавский путь или выбрать дорогу компромиссов. Глубоко убежден, что братья, добрые епископы и всегда на Соборе вставали за истину. Трагично, что мы в меньшинстве. И само положение дел, когда требуется большинство голосов, а не «Изволение Духа Святого…» сомнительно. Значит, единство со Святым Духом становится спорным. Когда Собор разделяется, как в Скупштине, на «за», «против» и «воздержавшихся», возникает вопрос: на какой же их групп пребывает Дух Святой? |