Анатолий Артюх
Анатолий Артюх - руководитель Санкт-Петербургского отделения Межрегионального общественного движения «Народный Собор».
Берегите чистоту языка, как святыню!
И. Тургенев
04.01.11 Как-то взял, да и оправдал известный протодиакон и богослов Русской Православной Церкви одно слово, которое простыми людьми (в смысле, не богословами) принято считать матерным. Как бы написал крупными буквами на заборе, а внизу подписался: «профессор Московской духовной академии; ассистент-совместитель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ; писатель, богослов и публицист, светский и церковный учёный, проповедник и миссионер, автор официального учебника по Основам православной культуры. Клирик храма Архангела Михаила в Тропарёве».
Забор в данном случае не простой деревянный, а продвинутый, виртуальный, то есть форум известного миссионера или сайт «SVITK.RU». Написал и объяснил, с высоты своих знаний.
«Тут стоит пояснить, что слово б… не есть мат. По Фасмеру, первичное значение этого слова - "приводящий в заблуждение", отсюда "блядивый" – празднословный… Церковнославянский перевод Писания до сих пор не чужд слова, которое какой-то модерновый умник занес в число матерно-запретных: «не точию праздны, но и блядивы» (1 Тим 5,13; в рус. переводе - болтливые)».
А потом ещё и по радио, на всю страну, в прямом эфире начал отвечать на вопрос про гастроли певички на букву «мэ»: «Это много чести, чтобы Русская Православная Церковь как-то относилась к каждой выходке каждой б…ди, тем более пятидесятилетней». «Мадонну», конечно, по другому назвать трудно, но профессор, всё же, перегнул, развив эту тему не на шутку.
Народ на это отреагировал, задав на форуме слегка наивный вопрос: «Допускается ли профессорам богословия ругаться матом в прямом эфире?».
И автор, не заставляя себя долго ждать, ответил. Точнее пустился в такие объяснения, что лучше бы и не говорил. И если предположить, что он прав, то настоящий, нерафинированный, родной русский язык – это язык российских самодержцев, патриархов и святителей, язык православного богослужения, обогащенный матом. Богослов убедительно «доказал» это, приводя соответствующие цитаты из средневековых русских документов и богослужебных текстов. Вдогонку ещё привел и выдержку из письма Пушкина Вяземскому: «Я желал бы оставить русскому языку некоторую библейскую похабность. Я не люблю видеть в первобытном нашем языке следы европейского жеманства и французской утонченности. Грубость и простота ему более пристали».
Надо отдать должное Александру Сергеевичу – последние годы жизни он раскаялся и искренне стыдился того, что написал подобное. А вот отец протодиакон – нет, не постыдился доказывать, что материться - это нормально, и даже не постеснялся в свое оправдание косвенно, цитируя Пушкина, назвать язык Божьего Слова «наглым и бесстыжим…, сквернословным и ругательским». Так обозначает слово «похабный» словарь Даля.
Впрочем, если человек доказал себе, что мат это не мат, а простое русское слово, то чего ему стесняться. Тем более профессия у него такая, слова разные новомиссионерские изрекать. Но вот вопрос, а верны ли доказательства, и не увёл ли отец дьякон доверчивых фанов в очередную заумь, забыв про совесть? Попробуем разобраться. При этом, рискуя прослыть чистоплюем в глазах обновленцев и реформаторов, данное известное слово я, всё же, буду писать в сокращении.
Известное слово "б…дь" по некоторым источникам переводное же от арабского глагола "табалляд" (всплеснуть руками от боли или досады). Но подобная трактовка не выдерживает достойной критики при тщательном анализе. Стоит, всё же, вернуться к древнерусским истокам его происхождения. Действительно, в былые времена некоторые слова, которые мы сегодня считаем матерными, были аж церковного «предназначения», использовались в церковной службе и звучали в церквях! И звучат по сию пору, правда очень редко и исключительно в древнем значении. Несколько примеров: «б…дивый» - пустословный, болтливый, лживый; «б…дословие» - пустословие, языческое баснословие; «б…дство» - пустословие, болтовство ("Словарь церковно-славянского и русского языка", 2-е отделение Императорской АН, 1847 г).
Итак: б…дь - обман, заблуждение, пустословие, пустяки, выдумка; «б…дословить» - лгать на кого, ругать кого, болтать, злословить, порицать.
Матерное слово в церкви звучать не могло и не может, значит прав известный миссионер, реабилитация похабщины свершилась?... Нет! И вот почему.
В славянских языках было другое, весьма похожее по звучанию, слово «блудити», которое означало «блуждать» (ср. украинское «блукати»). Постепенно словом «блуд» стали определять не только ложь, заблуждение, но и беспорядочную, «блуждающую», половую жизнь. Появились слова «блудница», «блудолюбие», «блудилище» (дом разврата). И если у Апостола Тимофея написано: «Не точию же праздны, но и блядивы и оплазивы, глаголющия, яже не подобает» - и не только праздные, но и болтливые, и любопытные и говорящие, что не следует» (1 Тим 5, 13), то в данном случае слово «блядивы», конечно, это не мат. Но сегодня этим словом не назовут болтушку или сплетницу, так назовут распутную женщину, и слово будет уже являться матерным, как обозначающее половое невоздержание. Мат всегда обозначает всё, что связано с низменной половой сферой. Сначала оба слова существовали обособленно, но затем постепенно стали смешиваться. То есть, слово, о котором идёт речь, раньше не было матерным и не было непристойным, так как не имело ничего общего с развратом и блудом… Вот этот аспект профессор Московской духовной академии как то упустил. В результате чего заблудился сам, да и других ввёл в заблуждение.
Само понятие непристойности поддается определению с большим трудом. Особая трудность заключается здесь в том, что это понятие, во-первых, сильно менялось с течением времени, а во-вторых, носит национально-специфический характер. Филолог А.С. Аранго пишет:
«Что такое "непристойное" (у автора - "обсценное", obscene - В.Ж.)? Вероятно, это искаженное или измененное латинское слово scene, означающее "вне сцены". Следовательно, обсценное это то, что должно находиться вне сцены, иными словами вне театральных подмостков нашей жизни. "Грязное" или обсценное слово это такое, которое нарушает правила поведения на общественной сцене, такое, которое осмеливается озвучить то, что не следует видеть или слышать. Обсценность - это понятие родовое, порнография - один из его видов» [Arango, 1989, с. 9].
Не существует ничего непристойного для всего человечества. Непристойным может быть только то, что в данной национальной культуре и в данный момент определено, как непристойное. С разбираемым нами словом произошла эмоциональная и смысловая деформация, в результате чего оно стало неприличным, то есть матерным. Случай достаточно редкий, так как в нашем бурно развивающемся обществе происходит обратное. Слова, которые совсем недавно считались неприличными и где попало не вымессионеривались, сегодня становятся нормой с душком вседозволенности. Ряд не столько грубых, сколько «неприличных» слов приобрел полные права гражданства в связи с резкими изменениями в жизни российского общества - засорением СМИ порнографией и насилием, нецензурщиной, широчайшим распространением венерических заболеваний, половым воспитанием в школе и т.п. Это, например, «презерватив», «импотенция», «соитие», «секс» и другие. Кстати, слово «педераст» является отрадным исключением, так как, пока ещё, имеет негативный характер и считается ругательным только в нашей стране. Но и ему некоторые адепты либеральной системы, хотят придать статус «обычного» обозначения, «обычной» половой ориентации. Совсем недавно соответствующие темы безоговорочно табуировались за пределами кабинета врача. Сегодня все эти слова допускаются практически в любой компании и неприличными считаться уже не могут.
К чести россиян стоит отметить, что похабные выходки протодиакона вызвали волну возмущения в СМИ, включая его же форум. Но вот что заставляет задуматься и настораживает. Мне стали известны случаи, когда взрослые воцерковлённые люди, уважающие сквернослова-миссионера, после его матерных тирад сами стали частенько употреблять то самое словечко, со всеми его производными. Ну, а про молодёжь и говорить не приходится. Представляете картинку - ребёнок стал интересоваться православием, посещать святые места, книги читать, лекции известных миссионеров слушать. И вот, в один прекрасный момент, ребёнок получит достаточное количество знаний для новоначального, что бы, не краснея, сказать родителям: «Вчера, был на лекции Андрея Кураева, отмиссионерился по полной, клёвый батя, не обычный ботан, б…дь, не то что вы зашоренные». Учитывая раскрученность и регалии отца протодьякона, заразиться его словоблудием, а потом ещё и оправдать матерщину, теперь могут многие. Это и есть миссия со знаком минус, антимиссия, АНТИМИССИОНЕРСТВО.
Вместо послесловия
Сквернословие — это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В. Даля сказано: «Скверна — мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи, чтобы оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт. Этот контакт мог быть только двояким: демона либо ублажали, превознося его и принося ему жертвы, либо пугали его. Так вот, пугали демона именно скверной бранью, демонстрацией своего непотребства. Но и призывали демона теми же словами, демонстрируя свою одержимость, свою готовность единения с ним. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам, а в языческое время был распространен культ плодородия, поэтому все скверные слова связаны с половой сферой. Таким образом, так называемый «мат» является языком общения с демонами. Неслучайно в филологии это явление именуется инфернальной лексикой. Инфернальной — значит адской, из преисподней.
В институте проблем управления РАН ученые обнаружили, что когда человек ругается, то его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. И так постепенно потомству передается программа самоликвидации. Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобный тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген.
Мат был осужден на Карфагенском соборе (прав. 71): «Непотребными словами оскорбляют честь матерей семейств и целомудрие других». Употребляющий скверную брань, прежде всего, позорит честь матерей, нагло ругается над богоустановленными законами рождения, забывая, что и сам рожден и воспитан матерью. В русском народе издавна матерщинников именовали богохульниками. Их не пускали в церковь и не садились за один стол.
В наши дни стало тенденцией оправдывать многие грехи с точки зрения науки, права, истории и даже богословия. И самое страшное в этом то, что бездушные научные выкладки и выводы зачастую заглушают голос совести авторов. В результате, не только теряется смысл исследований, но и вводится в соблазн огромное количество людей, безоговорочно доверяющих титулам, регалиям и санам этих деятелей.
Как красиво и метко сказал об этом, много веков назад, истинный отец Церкви, пастырь-проповедник, Богослов, Блаженный Августин Епископ Иппонийский: «Нет, неверно, что легче заучить эти слова в силу их мерзкого содержания; такие слова позволяют спокойнее совершать мерзости. Я осуждаю не слова, эти отборные и драгоценные сосуды, а то вино заблуждения, которое подносят нам в них пьяные учителя…» |
Виктор автор сообщения от 2011/01/04, 17:59:36
2011/01/06, 19:12:51
«…которое в ежедневной борьбе за существование ,к сожалению,теряет и человеческий язык,и облик.»
Здесь логическая ошибка: сначала человек теряет человеческий язык и облик, и тем самым превращается из человека в «население», которое начинает «ежедневную борьбу за существование» локтями зубами с себе же подобными.
Я много слышал, что люди спиваются от плохой жизни, от недостатка денег- но я никогда не сидел чтобы алкоголь давали безплатно! Наоборот если человек пьян- значит у него деньги на алкоголь есть. Вернее были, но он потратил на пойло, от которого у этого человека сразу началась очень плохая жизнь.
Вдумайтесь, кто к кому должен приспосабливаться: человек к Богу или наоборот Бог к человеку? Ответ очевиден- человек тварь и должен выполнять то, что скажет Бог. Ответ очевиден для всех, кроме гордецов, считающих себя равными Богу. А некоторые даже считают себя выше Бога, потому что они «советские». Вот этой категории сначала проповедь с матом подавай, потом «причастие» с водкой, потом икону бланка-джугашвили и красного попа проповедующего социализм вместо св. Евангелия. Это апостасия называется. На западе процесс тот же, но требования другие. У нас требуют легализовать мат, а заграницей содомию. Так что можно смело утверждать, что запад гораздо дальше продвинулся по пути прогресса перешёл от слов к делу. Верной дрогой идёте, товарищи! NNN
2011/01/05, 09:20:59
Церковь состоит из людей кающихся. А Кураев помогает людям гордиться своими грехами. Так что на может он никого привести в Церковь. удивленный
2011/01/04, 20:50:34
к какой аудитории пытается быть ближе о диакон А. Кураев?
- к той.которая накрепко было обобрана и ободрана более шустрыми соотечественниками. Да,культурой они не блистают,не вышли,так сказать,"рылом" -а иногда, и вовсе, непричесаны и нетрезвы.
- к большинству населения,которое в ежедневной борьбе за существование ,к сожалению,теряет и человеческий язык,и облик.
Но другого народа у нас( и у вас)-нет..И не будет-потому что они просто не родились.
Так что уж извиняйте-с....Терпите тех,кто есть. Пока вам власти не завезли других-"удобных,чистых и культурных".
Чистоплюйство-это черта столь нелюбимых в нашем народе ханжей.
Сначала некие умники довели народ до ручки-а теперь -он и вам,видишь ли ,не подходит?
"Страна у нас хорошая.да народишко вишь,подкачал"-так что ли?!..
Кураев хочет и этих привести в Церковь, -и хорошо. А вы,что-выгоните?!
за недостаточную "культурность"? мнение
2011/01/04, 20:13:52
Матершина - это "молитва" сатане так поучают старцы, к сожалению, такие "молитвы" не редкость в среде обитания современного человека. Вот где надо Думцам поработать над законом неприятия пещерных, дремучих, вульгарных возгласов и криков. Владимир
2011/01/04, 20:10:17
Виктор, дорогой,вы со словом ОТЕЦ, не поспешайте. NNN
2011/01/04, 18:24:30
Те, кто посещает лекции Кураева, помогают ему находится в обольщении. Если уж "сверху" ему всё позволено, то хотя бы народ православный дал понять, что его выступления из себя представляют. Можно же встать и уйти. Виктор
2011/01/04, 17:59:36
То-то о оно, что целевой аудиторией являются по большинству "простые советские люди", а какая-нибудь там "прослойка интеллектуалов" . В СССР мат фактически был вторым государственным языком, матом не ругались, им разговаривали. Везде: в армии, на производстве, в высоких министерских кругах и среди простых рабочих мат был основным средством не только общения, но и языком, на котором руководство давало распоряжения подчиненным. Сквернословие как норма частной жизни, как язык повседневного общения - это черта опустившихся людей, преступников, пьяниц и тому подобных личностей утративших через свои грехи подобие Божие.
Сквернословие как норма общественной жизни - это уже родовая черта совковой власти, которая продвинула на вершины управления государством именно эти несчастные отбросы общества по формуле «кто был ничем, тот станет всем». Именно на этом языке разговаривали рррреволюционные матросы и рабочие в Питере в 1917 году. Именно люди с такими грязными душами гадили на паркет и в золотые вазы во дворцах. Именно их дети-внуки-правнуки составляют сегодня БОЛЬШИНСТВО населения РФ, голосующего всегда за того, кого покажут по ТВ. И этому народу самое противное слово - «покаяние». Они хотят от Церкви ритуально-магических услуг, и при этом ни в чём не каяться. Наоборот эта группа населения требует(!) от Церкви поддержки революционных идей и сов. власти как богоугодных. На этом фоне поддержка сквернословия как нормы общественной жизни - мелочь, которая только подчеркивает гнусное богоборчество «простого сов. человека».
И вот к этой-то аудитории и пытаются «быть ближе» проповедники типа А. Кураева. Они хотят привести этих людей в Церковь, что хорошо. Но как они придут в Церковь: с покаянием или со своим уставом это вопрос. Можно вести грешников от греха к покаянию, к борьбе с грехом- сие есть высшее Благо. Но можно ведь и объявить грех добродетелью, нормой и совершить тем самым преступление: объявить зло добром. Вот здесь и проходит фронт борьбы с грехом. елена
2011/01/04, 16:44:13
Большое спасибо! Виктор
2011/01/04, 16:41:37
К сожалению отец Андрей последнее время стал в своих лекциях и выступлениях употреблять грубые понятия и термины. Был у нас в Новосибирске в апреле 2010, года выступал в двух университетах, разговор касался в основном учебного пособия по ПКР, в обоих выступлениях был достаточно много пошлости, мне было стыдно слушать. Видимо у о. Андрея некая миссионерская деградация, может он старается быть ближе к целевой аудитории. Но слушать тяжело. Добавить комментарий:
|