СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ПРЕСВИТЕРЫ АЛЕКСАНДР, СТЕФАН И ФИЛИПП

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Актуально СВЯЩЕННОМУЧЕНИКИ ПРЕСВИТЕРЫ АЛЕКСАНДР, СТЕФАН И ФИЛИПП

Ольга Камрыш 

 

 

17.01.11 На этот раз речь пойдет о недалеком времени, а с исторической точки зрения – совсем недавнем. О времени, когда быть православным священником было очень опасно в стране, где официально была провозглашена победа атеизма и велась упорная борьба с «пережитками прошлого».   10 декабря 1932 года Алмаатинским ГПУ были арестованы протоиереи Никольской церкви Александр, Стефан и Филипп. Вместе они служили в храме, вместе разделили участь узников, вместе их и похоронили. Дороги у каждого были разные, но встретились они, чтобы уже не расставаться, в г. Алма-Аты в Никольском храме...

          

Александр Филимонович Скальский родился в 1867 году в селе Ярославичи Волынской губернии в семье священника Филимона. В 1886 году он был назначен псаломщиком в одной из церквей родной губернии. В 1891 году Александр Филимонович был принят в Туркестанскую епархию. Здесь он работал законоучителем в церковноприходской школе. В 1893 году он был рукоположен во диакона и служил в храме города Маргелана, а уже в 1899 году рукоположен во священника и в 1900 году назначен настоятелем храма при детского приюте в г. Верном (ныне Алматы). Вместе с детьми он насадил большой парк напротив приюта. Этот парк частично сохранился до наших дней. Последним его местом служения стала Никольская церковь, настоятелем которой он стал в 1907 году. Священник жил один, жена от него ушла, а детей Бог не дал. Все свое свободное от службы время отец Александр помогал обездоленным, больным и морально опустившимся людям. Каким-то образом он узнавал о несчастьях сирот, вдов и приходил к ним с утешением. Вел активную общественную деятельность, был очень милостив и внимателен к пастве, за что стал известным и любимым среди горожан и духовенства. Его богослужения всегда проходили торжественно и празднично. «Это же у престола Господня! Это же Богу служить! Надо, чтобы люди радовались, чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел». И после революции он продолжал служить и вести просвятительскую деятельность - вел  душеспасительные беседы о прекращении братоубийственной войны и смуты.                                                                                                                                                    

Степан Константинович Пономарев родился 14 декабря 1880 года в   городе Верном  (ныне Алматы).  В 1895 году он окончил церковноприходскую школу, в 1904-м — назначен псаломщиком в храм в селе Михайловском  Верненского уезда и учителем пения в церковноприходской школе. Женился на девице Прасковье. И сразу договорился с ней, что будут жить они как брат и сестра. И стали они вести жизнь свою по-монашески. В 1909 году Стефан Константинович был рукоположен во диакона, а затем во священника Никольской церкви. Во время войны он был священником в полевом военном госпитале на фронте. Во время боевых действий он много времени проводил в сырых окопах и сильно подорвал свое здоровье. Вернувшись с войны, он стал продолжать служение в Никольском храме. Отец Стефан был очень строг и к себе, и к другим.  Даже любящая жена побаивалась его. Задумчив и молчалив, он всегда был погружен в молитву. Службы его были тихими, строгими и неторопливыми, всегда проникновенными и благоговейными.

Отец Стефан, видя, что трудно отцу Александру жить одному, уговорил поселиться в его доме. И стали они жить втроем в доме отца Стефана. У отца Стефана и отца Александра – по комнате наверху. Матушка жила в нижней части дома и заботилась о них, как могла, облегчая их повседневный быт. С тех пор батюшки стали очень дружны.

В 20-ых годах появились так называемые обновленцы, проповедовавшие «коммунистическое христианство». Влияние обновленческих настроений не миновало и Никольскую церковь. В 1927 году о. Александр стал склоняться к тому, что с обновленцами можно договориться, он испытывал сильное томление духа, не зная, куда пристать. Отец же Стефан твердо держался староцерковных позиций, не допуская ни малейшего компромисса. К радости всех, отец Александр раскаялся в своих грешных мыслях, принял покаяние. В этот день радость была для всей паствы, и опять священники стали служить вместе.

Филипп Михайлович Григорьев родился 6 ноября 1870 года. Был он по национальности калмык. Окончив Омскую учительскую семинарию,  служил псаломщиком в храмах Омской епархии. В 1898 году он был рукоположен во диакона, а в 1902 года — во священника. В 1906 году отец Филипп  служит священником в церкви села Копьевского, а также заведующим и законоучителем Копьевской школы. С 1911 года отец Филипп служит в разных церквях  Омской губернии, а после 1917 - в храме села Александровка Семиреченской области вплоть до его закрытия. Позднее священник ведет службы  в Троицком храме Алма-Аты. В 1929 году, не пожелав остаться с обновленцами, он переходит в Никольский храм к отцу Александру. Так и сошлись три дороги в одном храме. Батюшки честно выполняли свою миссию служения Богу и людям. Несмотря на угрозы со стороны властей, в церкви имели приют проходившие через Алма-Ату ссыльные: архиереи, священники, монахини. Приходили они голодные, измученные, но все находили отдохновение в стенах храма.

 К 1929 году почти все церкви в Алма-Ате были захвачены обновленцами и одна - григорианцами. Николаевская церковь оставалась единственной православной церковью - непотухающим факелом истинной веры среди мрака безбожия и ересей.

К тому времени о. Стефан, о. Александр и матушка Прасковья оказались без крыши над головой. Власти забрали у них дом. Николаевская церковь была переполнена, и им идти было некуда. Некоторое время о. Александр и о. Стефан ходили с квартиры на квартиру, пока, наконец, их вместе с матушкой не взяла к себе в дом монахиня Верненского монастыря Ефросиния (Даурцева).

 

... После ареста целый месяц батюшек допрашивали в ОГПУ. Потом всех троих направили в санпропускник, а после бани их, распаренных, посадили в кузов открытого грузовика и повезли по морозу в городскую тюрьму. Сильно простуженные, в тюрьме они сразу заболели сыпным тифом. Недолго думая, их перевезли в тифозный барак, куда помещали всех больных горожан. Пробыли они там недолго. Первым преставился 17 января 1933 года протоиерей Филипп Григорьев, 18-го — протоиерей Стефан Пономарев, а 20-го скончался протоиерей Александр Скальский. Было дано разрешение похоронить батюшек, но так, чтобы это не стало общеизвестно. Земля была замерзшая, и всех троих похоронили в одной могиле.

В 60-х гг. при застройке города могила священномучеников была уничтожена. И только в 1995 г. во дворе Никольского храма был устроен памятный гранитный постамент с крестом.

 

А ведь возможно, похожая судьба была и у моего прадеда,  священника Василия, следы которого затерялись с того момента, когда его арестовали. Светлая память всем, пострадавшим в лютые годы.

 

 

Использованы материалы книги «Крест на Красном обрыве», издательство имени святителя Игнатия Ставропольского, Москва, 1996 г.

 

4 января (17 января):

Неделя 32-я по Пятидесятнице Собор 70-ти апостолов. Прп.Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского. Свт.Евстафия I, архиеп. Сербского. Священномучеников Александра, Стефана и Филиппа пресвитеров; сщмч. Николая пресвитера; сщмч. Павла пресвитера. Прп. Ахилы, диакона печерского, в Дальних пещерах. Прмч. Зосимы и мч. Афанасия.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.012543916702271 сек.