Полтавское подземелье Короленко
Полтавский период для сапожника из Ровно, революционного демократа, В.Г. Короленко был самым продуктивным по количеству написанного и опубликованного материала. В городе на Ворскле он поселился после ссылки за связь с польскими революционными деятелями, и прожил последние двадцать лет, до декабря 1921 года. Из Полтавы он руководил Петербургским журналом «Русское богатство», часто выступал в левых газетах с публицистическими статьями. Главными темами писателя-демократа были: защита еврейства («Дом №13», «Дело Бейлиса», «Сорочинская трагедия»), изображение негативных сторон быта русского народа, борьба с государственной властью России (сказалась на генетическом уровне неприязнь поляков к империи). И хотя он не был среди «пламенных революционеров», прибывших с Лениным в «запломбированном вагоне», они его признавали своим. А за публицистику «полтавского периода» его можно смело отнести к ненавистникам и душителям России. Как это и сделал в Государственной думе В.В. Шульгин или редактор «Полтавского вестника» В. Иваненко, обвинявший писателя в «одностороннем гуманизме», попрекавший его тем, что он чуток только к воплям и стонам евреев, но совершенно не обращает внимания на то, что эти революционеры убивают помещиков, министров, губернаторов и представителей полиции. Не разделяли взглядов Короленко в «Киевлянине», «Черниговских губернских ведомостях», «Харьковских губернских ведомостях», «Новом времени», столыпинской газете «Россия» и многих других изданиях. Критика патриотами Руси «общечеловеческих взглядов» Владимира Галактионовича и реалии жизни после 1917 года, все же привели писателя к неприятию революционного террора, что он и высказал в письмах к Луначарскому.
Хочу остановиться на некоторых полтавских «реалиях жизни» Короленко, а именно:
– «Сорочинской трагедии», после которой В. Шульгин сделал категорическое заявление: «Писатель Короленко – убийца Филонова». И тем не менее Галактионович оправдывал террористов, участие «бомбистов» в гибели губернатора края и Столыпина в Киеве, защищал, вместе с Лениным, Мордку Богрова родом с Полтавщины.
– Защите евреев от петлюрчиков и гайдамаков, пришедших на Полтавщину с лозунгом: «Хай живе вильна Украина без жидов и ляхов».
– А так же его участие в защите от чекистов потомства породнившихся Гоголя и Пушкина, проживавших в Полтаве.
Репортаж Короленко о «Сорочинской трагедии» относится к смутным временам, долгое время прозываемых «первыми революционными». Жители местечка Сорочинцы (сегодня здесь проходит ежегодная национальная ярмарка, описанная Гоголем) тогда Миргородского уезда Полтавской губернии, подстрекаемые шинкарями-революционерами решили закрыть «монополки» и перейти на подворную торговлю самогоном. Собрав местных пьяниц, революционеры устроили погром «царевых погребов». На усмирение пьяного бунта и на выручку побитого пламенными революционерами помощника исправника Барабаша прибыл статский советник Филонов с сотней казаков, не поскупившийся на шомпола и нагайки. Короленко неистовствовал в защите «прав человека на самогон» не хуже Ковалевых, «правозащитников чеченских бандитов», или торговцев спиртовым суррогатом. Через некоторое время Филонов, как и губернатор Полтавщины были убиты бомбистами. П. А. Столыпин, впоследствии принявший участие в крестном ходе в Полтаве, тогда заявил: «В государстве сила не может стоять выше права». «Где аргумент – бомба, там естественный ответ – беспощадность кары». Так по приговору военно-полевых судов, против которых выступал Короленко, казнено – 860 человек, а от рук террористов (бомбистов-народовольцев и прочих «пламенных революционеров») погибло – 17 тысяч.
Впоследствии жители Сорочинцев «прокатят» Владимира Галактионовича на выборах в Государственную думу, а в 1917 году освистав, просто выгонят его с местечка.
Мечтая разделить Россию на части по национальностям, Короленко приветствовал появление украинского «вийска», но знакомство вышло не радостным. Вот как об этом вспоминает И. Чериковер. «Гайдамаки в Бахмаче, Кременчуге, Глобине, Ромодане нападают на еврейских пассажиров, избивают их и грабят». Внимание общества к погромам, чинимым украинским воинством, привлек В. Короленко, вмешавшись в насилие, что творили гайдамаки в Полтаве. С первых дней своего прихода в Полтаву гайдамаки и синежупанники (свитки военнопленным, назвавшимся украинцами, справила Германия) стали избивать на улице евреев. Некоторых евреев арестовывали и отводили в здание Виленского военного училища и начинали жестоко сечь и избивать шомполами, заставляя проделывать «немецкую гимнастику», бить друг друга по лицу, требуя откупного. При этом кричали: «Мы им дали равноправие, а жид Троцкий идет войной на Украину». Против этого насилия выступил в местной социалистической газете «Наша мысль» В. Короленко со статьей «Стыд и грех». Против Короленко в защиту украинского воинства встала тогдашняя власть в лице члена Рады Макаренко и самого «головного отамана» – Симона Петлюры. Как и сегодняшние оранжоиды и «социалисты самостийныки», не соглашаясь с идеями Короленко, проводя в стенах вуза его имени – петлюриады. Бывшие профессора марксизма-ленинизма, в петлюровско-мазепинском экстазе, «воспитывая нацсвидомое учительство» казакоманят и синежупанят, поменяв лишь лозунг: «Хай живе вильна Украина без кацапив». Солидарен с писателем-демократом сегодня лишь бывший парторг Полтавского зенитного училища. Этот «украинский сын еврейского народа» С. Бульба, будучи губернатором области по квоте, социалистов не жаловал, как и Короленко каноническое православие…
Круг погромных эксцессов, связанных с «золотым периодом» украинского национального строительства, завершился к маю 1918 года поправением курса и диктатурой «национального большевизма». Но и здесь Короленко не остался в покое, пришлось «спасать» от большевистского расстрела потомков Пушкина и Гоголя…
Предоставим слово Софье Николаевне Данилевской, правнучке гениальных русских поэта и писателя. («Слово и дело», №4, 2001г.) «В 1918 году в наше имение Васильевку, которое ранее принадлежало матери Гоголя, ворвались чекисты. Злобствуя, они разгромили сапогами мебель. Порубали саблями портреты. Книги, что хранились во флигеле, выбросили во двор и подожгли. Но шел дождь и они плохо горели… Чтобы спасти детей от голода, я выехала в Полтаву, каждый раз рискуя попасть в облаву». Когда Софии Николаевне задали вопрос: «Почему вы не сказали чекистам, что являетесь потомками Пушкина и наследниками Гоголя?», Данилевская тихо ответила: «Тот, кто ворвался к нам на рассвете и грозил наганами, не знал этих имен!» «Да! – повторила правнучка Пушкина, – они не знали этих имен. (Хотя нас и приучали, что та революционная власть была самая образованная.) Один Короленко, узнав, что нашей семье грозят расстрелом, пришел утром в наш дом. Он предложил нам передать в Полтавский пролетарский народный музей все вещи Гоголя, которые хранились в нашей семье более 80 лет». «Я оповестил уже всех высоких чиновников города о вашем бесценном даре!» – сказал Владимир Галактионович.»
«Моя мама, в знак благодарности за спасение нашей семьи от расстрела, преподнесла Владимиру Галактионовичу неопубликованные письма Гоголя. Нас под конвоем отвели вниз, на Панянку, и разрешили занять подвал кожевенного завода. Мама, дочь генерала, радовалась, что нам даровали жизнь, и всячески расхваливала наше жилье». Правозащитник-демократ, сострадая потомкам классиков, остался жить в своем особняке, где сейчас расположен музей его имени.
В своей книге «Двести лет вместе» А.И. Солженицын приводит раннесоветские наблюдения И. Ф. Наживина о тех днях («В.Г. Короленко: Летопись жизни и творчества»): «В Кремле, в управлении делами СНК, всюду невероятная неряшливость и неразбериха. Всюду латыши, мадьяры, китайцы и евреи, евреи, евреи.
Даже свободолюбивый Короленко наряду с сочувствием к евреям, страдающим от погромов, записывает в своем дневнике весной 1919 года: «Среди большевиков – много евреев и евреек. И черта их – крайняя бестактность и самоуверенность, которая кидается в глаза и раздражает. <…> Большевизм на Украине уже изжил себя. Мелькание еврейских физиономий среди большевистских деятелей (особенно в чрезвычайке) разжигает очень живучие юдофобские инстинкты». Потомок польских русофобов не воспринял русофобов-большевиков…
24 января 1922 года Совет Народных Комиссаров УССР, считая публициста В.Г. Короленко «идейно близким», принял постановление присвоить имя писателя Полтавскому педагогическому институту. В.И. Ленин неоднократно справлялся о здоровье демократа, посылая в Полтаву «врачей из Москвы» и Луначарского.
В наши дни НПЦ «Эмпатия» провел социологический опрос студентов Полтавского педагогического университета им. В. Короленко и сельских учителей в одном из районов области. Был поставлен вопрос: «Назовите произведения Короленко». Только у 12% опрошенных имя писателя ассоциируется с «Детьми подземелья», остальные не знают, что он написал, а 60% – кто он… |