Воссоздание последнего творения великого скульптора - дело чести каждого русского человека, любящего свое Отечество, его историю и культуру!
Александр II вошёл в историю Российского государства как великий реформатор, осуществивший ряд судьбоносных для страны преобразований. В знак особого почитания его деяний и за трагическую судьбу Царю - Освободителю было поставлено более 240 памятников и ни один из них в России до наших дней не сохранился. Последний внушительный монумент Александру II был открыт в Рыбинске в 1914 году, он явился также последним творением великого русского скульптора Александра Михайловича Опекушина.
Идею возвращения городу утраченного шедевра русской культуры поддержал губернатор Ярославской области Сергей Вахруков и администрация Рыбинска. Присланы письма с одобрением от высшего духовенства и ряда депутатов Государственной Думы. Получены все необходимые согласования по воссозданию памятника и переносу скульптуры Ленина на новый пьедестал.
Научную реставрацию скульптуры Александра II осуществляет народный художник России, академик Чаркин Альберт Серафимович г.Санкт-Петербург. К настоящему времени изготовлена рабочая модель. Следующий этап работ по отливке скульптуры в бронзе приостановлен по причине отсутствия средств. Требуется неотложная финансовая помощь.
Открытие возрожденного памятника планируется 19 мая 2011 года в честь 150 - летнего юбилея судьбоносного для России события – отмены крепостного права и 130-летия памяти трагической гибели Императора Александра II от рук террористов.
В качестве почетных гостей приглашены государственные деятели, представители посольств и русского зарубежья.
6 декабря 2010 года в храме Александра Невского, небесного покровителя Александра II, по окончании Божественной Литургии епископ рыбинский Вениамин освятил модель памятника Царю-Освободителю.
Уникальность рыбинского памятника
Историческая ценность:
- Последний в России, внушительный монумент Александру II открыт в Рыбинске в 1914 г.
- Он был первым и единственным городским памятником, возведенным на народные пожертвования.
- Этот монумент станет первым воссозданным памятником Царю – Освободителю из 240 утраченных в годы лихолетья.
- Открытие возрожденного памятника планируется в 2011 году к 150 - летнему юбилею судьбоносного для России события – отмены крепостного права и 130 -летию памяти трагической гибели Императора Александра II от рук террористов.
Художественная ценность:
- Последнее творение великого русского скульптора Александра Михайловича Опекушина.
- По мнению заведующей сектором скульптуры Русского музея Е.В.Карповой: «Рыбинский вариант стал едва ли не самым удачным по простоте и ясности пластического замысла. Здесь, вероятно, соединились умноженный годами профессиональный опыт мастера и новые тенденции, характерные для русской пластики начала XX века»
- Научную реставрацию осуществляет академик скульптуры, народный художник России Альберт Серафимович Чаркин.
19 февраля 1911 года в России широко и повсеместно отмечался 50-летний юбилей Манифеста Александра II, принесшего личную свободу более 23 миллионам крестьян. Рыбинское общество, пожелало увековечить память этого, судьбоносного для России события сооружением достойного памятника. Царь - Освободитель особо почитался рыбинцами, поскольку предки многих из них были выходцами из освобожденных крестьян. За 26 лет его правления (1855-1881г.г.) Рыбинск превратился в культурный и промышленный город. Было открыто несколько банков и ряд важных культурных учреждений. Город получил исполнительную власть – была избрана городская Управа.
Монумент создавался исключительно на пожертвования жителей Рыбинска и крестьян Рыбинского уезда. Сумма собранных средств составила 21454 рубля 34 коп. Изготовил памятник наш земляк – великий русский скульптор, академик Александр Михайлович Опекушин.
Торжественное открытие первого городского памятника состоялось на Красной площади 6 (19) мая 1914 года. Здесь собралось около 4500 человек, персональный состав был утвержден городской думой, т.к. площадь не могла вместить всех желающих. В воспитательных целях были приглашены учащиеся рыбинских школ. Почетные граждане города возложили к подножию монумента серебряные венки. Торжественная часть закончилась военным парадом 182 Гроховского полка. По случаю общегородского праздника в здании новой биржи для именитых гостей был дан роскошный обед. В 1918г. скульптура Александра II была снята с постамента и её дальнейшая судьба неизвестна. До настоящего времени сохранился только исторический пьедестал.
Александр Михайлович Опекушин, русский художник, скульптор-монументалист.
Родился 16 (29) ноября 1838 года в деревне Свечкино Ярославской губернии в семье крепостного крестьянина, потомственного лепщика-декоратора. В 1850 году Александр вместе с отцом отправился в российскую столицу, где сначала учился в рисовальной школе при Обществе поощрения художеств, затем в известной мастерской Д.И. Иенсена, помогая выполнять работы по скульптурному оформлению петербургских особняков. На скопленные с большим тщанием 500 рублей в 1859 году Опекушин получает от помещицы Е. В. Ольхиной вольную. В 1862 году заметивший его талант художник и скульптор М. О. Микешин приглашает молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Как начинающему скульптору Александру Михайловичу было доверено выполнение фигуры – Петра I, которая получилась одной из самых удачных. В 1872 году Опекушин получает диплом академика скульптуры и в соавторстве со скульптором М. О. Микешиным создает в 1873 году известные дореволюционные памятники: Екатерине II в Петербурге, где превосходно исполняет девять фигур-сподвижников императрицы и русскому флотоводцу-адмиралу А. С. Грейгу в Николаеве. Благодаря таланту и трудолюбию Опекушин приобретает известность и многочисленные заказы.
Оглушительный успех ждал молодого скульптора в конкурсе на сооружение памятника А.С.Пушкину в Москве – первого в России памятника великому поэту (1880). Александр Михайлович вспоминал: «В течение ряда лет ночи не спались как следует. Было три лихорадочных конкурса. В двух из них участвовали все скульпторы того времени. Ах, какая жара была! Какая суматоха! Сколько зависти было друг к другу», каждый хотел быть ваятелем "вековечного памятника". Московский Пушкин получился настолько удачным, что привлек ряд подобных заказов из других городов Российской Империи – Петербурга (1884), Кишинева (1885), Остафьева (1913). Он выполняет великое множество мраморных и бронзовых скульптур и бюстов, по церковным заказам изготавливает распятия и киоты для монастырей и храмов. Среди его известных работ – памятники: К. Бэру в Тарту (1886), Лермонтову в Пятигорске (1889), Н.Н. Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1889). Под его руководством выполняется скульптурная отделка многих московских и петербуржских особняков, государственных учреждений и магазинов. В частности барельефы и лепнина на здании Центрального банка России. В 1894 году он становится действительным членом Академии художеств и получает от Императора Николая II чин действительного статского советника, а также пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. "Лучшим русским скульптором" называют его газеты.
Наиболее важной темой для Опекушина была монархическая. «Величайшими в России памятниками» называли московские монументы российским императорам Александру II в Кремле (1898) и Александру III около Храма Христа Спасителя (1912... Также им был изготовлен целый ряд памятников Царю – Освободителю - в Астрахани (1884), Кишинёве (1886), Пскове (1886), в польском Ченстохове (1899), Бутурлиновке (1912), Владимире (1913), и Рыбинске (1914).
После 1917 г. все памятники Русским Царям, государственным деятелям, известным промышленникам были снесены в соответствии со специальным ленинским декретом от 12 апреля 1918 года. У Александра Михайловича отобрали персональную мастерскую и собственный дом в Петербурге. Заработанные честным многолетним трудом накопления были экспроприированы. Под видом обысков семью неоднократно грабили. Под угрозой голодной смерти Опекушин обратился с заявлениями к советскому правительству: "Я, чтобы не умереть с голоду, вместе с моей семьей принужден продавать все, что только возможно, включительно до носильного белья, теперь уже и этот источник прекращается, и я 80-ти лет, больной, слабый, с пороком сердца, с распухшими от недоедания ногами, принужден вместе с тремя дочерями медленно умирать с голоду". В 1919 году Опекушину вместе с семьей позволили вернуться в родную деревню, где он медленно умирал в ужасающей бедности. 4 марта 1923 года Александр Михайлович Опекушин скончался в деревенской глуши. Ему суждено было родиться в простой крестьянской избе и умереть в ней. Похоронили великого скульптора в соседнем селе Рыбницы, на родовом кладбище, у храма.
Фонд поддержки культурных и образовательных программ «Возможно ВСЁ» приглашает принять участие в воссоздании утраченного шедевра Русской культуры – уникального памятника Александру II.
Реквизиты для пожертвований:
Фонд поддержки культурных и
образовательных программ «Возможно ВСЁ»
ОГРН 1087600001147 ИНН/КПП 7610081109/761001001 Р/с 40703810721000001270 К/с 30101810600000000757
БИК 047885757 в филиале «Рыбинский» КБ «БФГ-Кредит» (ООО)
Дополнительные материалы на сайте: http://vvfond.ru/
Тел. +7 920 101 08 55; E-mail: vvfond@yandex.ru
|