Ольга Камрыш
01.02.11. Блаженный Феодор родился в XIV веке в Великом Новгороде, на Торговой стороне в семье богатых и именитых горожан. Родители его были люди благочестивые и грамотные. Воспитанный в строгости христианской, он получил превосходное образование и хорошо знал Священное Писание.
Юноша готовил себя к духовным подвигам, образовывая ум, укрощая плоть и возвышая дух. Придя в совершенный возраст, Феодор решил всецело посвятить себя Богу. Он не пропускал ни одного Богослужения, для молитв обходил разные окрестные обители, заботился о нищих, подавая им обильную милостыню. Особенно он любил юродивых Христа ради, считая их образ жизни высочайшим духовным достижением. Сам Феодор пытался им подражать, изнуряя свое тело различными испытаниями. Святой долго готовился к подвигу. Он следовал строгому посту, принимая пищу лишь на заходе солнца, а по средам и пятницам и вовсе воздерживаясь от нее.
Укрепив свои силы, Феодор принял на себя великий и трудный подвиг юродства, доступный только людям, духовно совершенным. Пожалуй, юродство можно назвать самым коротким и самым трудным путем искоренения своих пороков. Ведь наша жизнь нам дается именно для того, чтобы мы, преодолевая свои слабости и грехи, могли стать достойными называться детьми Божьими. Монахи и отшельники, обрекая себя на иноческие труды, в какой-то степени лишаются возможности бороться с одним из самым страшных грехов – гордыней. Юродивый же – это добровольный мученик, отшельник среди людей, который не только оставляет все мирское, но и сознательно обрекает себя на всеобщее посмешище и издевательства. Это ставит его на ступень выше тех иноков, которые удаляясь от общества, лишают себя мирских искушений. Добровольно отказавшись от всего, он одновременно становится свободным от внешних обстоятельств. Блаженный Феодор все свое состояние раздал бедным, а сам до конца жизни пребывал в крайней нищете, не имея ни теплой одежды, ни крова над головой, которые могли бы спасти от мороза, дождя или палящего солнца.
Святой подвизался вести жизненный подвиг на своей родной Торговой стороне, часто прося милостыню среди торговых рядов. Эта часть города была центром торговли, сюда съезжались не только купцы со всей Руси, но и заморские гости. На Софийской стороне Новгорода, получившей свое название от возвышающегося в центре кремля храма Святой Софии, обитал другой юродивый по имени Николай Кочанов. Река Волхов, делившая город на Торговую и Софийскую стороны, увы, незримо делила и сограждан. Так повелось, что жители обеих сторон часто враждовали, сходясь для брани на мосту. Эти стычки нередко заканчивались кровопролитиями. Блаженные Феодор и Николай устраивали так называемые спектакли для сограждан, высмеивая их постоянные раздоры. Делая вид, что ненавидят друг друга, они находились в постоянной войне. Если Феодор переходил на Софийскую площадь, то Николай его гнал прочь и наоборот. Как-то блаженного Феодора позвали в гости на Софийскую сторону. Блаженный же Николай, узнав про это, стал бить «врага» плетью, приговаривая: «Зачем ты пришел на нашу сторону, или ты хочешь что украсть у нас?». Убегая от преследователя Феодор двигался по воде, как по суше. Николай продолжал погоню до середины реки, а потом бросил кочан капусты в убегавшего и еще долго кричал вслед: «Отдай кочан капусты, мой он, а не твой». Эта и другие сцены были так нелепы, что новгородцам невольно становилось стыдно за взаимную вражду.
Блаженный за свои откровенные речи и смелые действия нередко бывал бит и засмеян. Но все оскорбления и побои переносил терпеливо, молясь за обидчиков. Всю милостыню, получаемую от сострадательных граждан, Феодор раздавал бедным. По ночам он спал очень мало, проводя это время в молитвах за свой родной город. А опасности были со всех сторон: нашествие врагов, междоусобные войны, внутренние раздоры среди сограждан, голод, пожары. По записям летописца «не раз спасалась его земная родина от предстоявших ей зол молитвами сего угодника Божия». Многие люди видели в юродивом избранника Божия и почитали его, понимая что в словах и поступках святого скрыт назидательный смысл. Блаженный Феодор имел от Господа дар пророчества. Сохранились в летописи случаи, когда святой предупреждал жителей города об опасностях. Например, перед наступлением голода он повторял: «Берегите хлеб, дорог будет хлеб». А после слов: «все это место будет чисто, хорошо будет хлеб да репу сеять» действительно случался пожар, уничтожавший множество домов. Многим бездетным женщинам он предрекал рождение детей, говоря: «Молись Богу, даст Бог сына» или «Молись Богу, Бог даст дочь».
О конце своей земной жизни блаженный так же был уведомлен свыше. Перед кончиной многие видели его, радостно возвещавшего: «Прощайте, я далеко иду». Святой тихо почил 19 января 1392 года. А перед этим всю ночь молился на своем любимом месте – у храма св. Георгия. Там же по завещанию блаженного было погребено его тело. Позднее над гробом блаженного Феодора была выстроена часовня. Новгородские купцы особенно почитали память святого, считая его своим покровителем.
19 января (1 февраля ): Прп. Макария Великого, Египетского. Свт. Марка, архиеп. Ефесского. Блж. Феодора, Христа ради юродивого, Новогородского. Прп. Макария Римлянина, Новогородского. Сщмч. пресвитера; сщмч. Николая пресвитера; мч. Феодора. Прп. Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах. Прп. Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах. Обретение мощей прп. Саввы Сторожевского, Звенигородского. Мц. Евфрасии девы. Прп. Макария Александрийского. Прп. Антония, столпника Марткопского. Свт. Арсения, архиеп. Керкирского. Прп. Евфимия исп.
|