Игорь Шумейко - писатель, журналист, атор нашумевших книг "10 мифов об Украине", "Гитлеровская Европа против СССР. Неизвестная история Второй Мировой войны" и др.
На празднике «веселящихся впрок» (о книге Светланы Замлеловой «Гностики и Фарисеи»)
Открыв новую книгу Светланы Замлеловой «Гностики и фарисеи» («Художественная литература»,2010), я сразу же направился в середину томика, к заглавному рассказу и, как пишут в дневниках (не школьных): «… читал с возрастающим интересом, но к определенному мнению не пришел». Автор не скрываясь, прочерчивает свою траекторию от памятного всем «случая на Патриарших»: новому «Берлиозу» — Богуславу Морошкину, поклоннику Булгакова, перечитавшему 33раза известный роман, сотруднику строительной успешной фирмы, которому супруга так же сшила черную шапочку с инициалами… и т.д. совпадения/несовпадения можно перечислять еще долго. Главное, что совпало: Морошкину на переходе так же отрезает голову трамвай. Не сказано только, того же ли номера, маршрута? — но поскольку действие происходит в наши дни, в Москве изживающей сей вид транспорта, то аутентичный патриарший номер трамвая наверное не совпал. Далее — интереснее, молодой священник отец Василий наблюдал эту картину и возмутился на смеющихся молодых девиц, которые, как далее выясняется, вовсе не виноваты, в своем углу зрения они просто не увидали инцидент и смеясь прошагали по своим делам… да и роман Булгакова скорей всего не читали.
Далее пересказывать не буду: сочтут за рекламный релиз, или… как в школе разругивают сочинения: «Пересказ сюжет, вместо анализа. Садись. Два».
И переходя к анализу, то самое «неприхождение к определенному мнению», вызвано некоторыми сомнениями по поводу языка. Вроде бы упругий, живой, а вроде и – стилизация под Булгакова. Знаете, есть талантливые эстрадные пародисты умеющие очень прилично петь под кого-то.
Вот и рассказ «Иуда», при всей безусловной оригинальности сюжета, или скажем: поворота сюжета у Замлеловой — неизбежно напомнит и Леонид-Анреевский рассказ, и знаменитую библейскую реконструкцию Томаса Манна об Иосифе и его братьях, и… того же Булгакова.
Но… на этом «обязательная программа» в книге Светланы Замлеловой заканчивается… (Хотелось бы тут избежать каких-либо отрицательных оттенков в этом самодельном термине). А вот рассказы и повести «про нас и про сегодня» у Замлеловой — неизбежно и приводят к «определенному мнению»: свежая, талантливая книга. Далее цитата.
— Доводилось ли вам бывать когда-нибудь в маленьких городках, коими так богато любезное наше Отечество? Ведь как хороши, как живописны бывают маленькие городки! Вообразите себе: вот главная улица, обыкновенно называемая «Ленина» или «Советская» и украшенная оспой ухабов. Все прочие улички утопают, как в перине, в серой пыли, в дождь превращающейся в непреодолимую грязь. Стаи собак всех самых невообразимых мастей шатаются пёстрой гурьбой, переговариваясь поминутно со своими цепными приятелями...
выворачивать шеи, чтобы получше рассмотреть подобные архитектурные пассажи. И уродливые разрушающиеся муравейники, покрытые наростами застеклённых балконов, стёкла которых не пропускают свет из-за залежей всяческого хлама… И маленькие живописные домики с резными наличниками, с мезонинами, окружённые кустами сирени и жасмина. Как, бывает, щемит сердце, когда, заглянув в щель высокого забора, увидишь аккуратный дворик с дорожками, клумбами и грядками зелёного лука! …
Невозможно описать, что такое происходит с маленькими городками в «день города»… С самого раннего утра огромная толпа вываливается из своих жилищ и наводняет собою город. Странный праздник, непостижимый праздник... В самом деле, что за радость слоняться без причины по улицам, нацепив на голову поролоновые заячьи уши?! Что, какое событие отмечается в этот день - с трудом и огромной натяжкой можно объяснить себе… На площади, вся опутанная проводами, возвышается эстрада. У подножия её толпится уже изрядно подгулявшая публика. А на сцене разевают по очереди рты именитые артисты, приглашённые специально по случаю «дня города». Движения их губ безобразно не совпадают со словами неизвестно откуда изливающихся на головы толпы песен. Но толпа не замечает разладицы; она сыта, пьяна и вполне довольна жизнью. Она подпевает прохвостам на сцене, хлещет пиво, жмёт девок, визжит бабьими голосами, изрыгает брань, а в завершение бешено аплодирует и почему-то кричит «Вау!» И страшно, и жалко становится тогда этих людей, то диких и необузданных, то наивных и беззащитных, веселящихся впрок, столько раз уже терявших и оттого боящихся упустить, цепляющихся за всякое подобие счастливой, насыщенной впечатлениями и благами жизни(...)
Какое слово найдено — ключик и к объявленным «маленьким городкам», да и ко всей нынешней стране, никак не исключая городки Москву, Санкт-Петербург… — « веселящихся впрок»!
О персонажах Замлеловой
Свинолуповы, Мироедовы, подружки Присыпкина и Прибавкина… Если как говорят, «взять пофамильно», — этот хоровод, похоже, здесь — прямо из 18 века, с приветом от «Правдиных», «Вороватиных», «Ножовых», «Стародумов».
То и удивительно, что под такими вполне плакатными фамилиями ходят, говорят… живут! — вполне теплые, кровенаполненные люди, хотя и не всегда симпатичные – но уж каких Бог послал в наше с вами и Замлеловой — Время.
Да и «промежуточные» персонажи: Алмазов — театрально- киношно-цирковые аллюзии. Симанский, герой рассказа «Неприкаянность» — и вовсе знаковая фамилия. «Жизнь, на что ты мне дана?», на что мятущемуся экс-диссиденту дана фамилия будущего нашего Патриарха Алексия?! То есть: Сергея Симанского, протянувшего живую, порой тончайшую на грани обрыва нить от Иоанна Кронштадтского (встреча в 1897году) — к исторической встрече трех иерархов у Сталина в 1943году. Зачем? — Своим частным читательским случаем, свидетельствую: от слежения за сюжетом рассказа, интересного и самого по себе — мысль все равно (неизбежно) убегает к великому однофамильцу героя, отвлекается.
так сразу согласиться, например, с другим путешествующим по рассказам Замлеловой. Автор рецензии в «Общеписательской Литературной газете» (декабрь 2010) подводит такой итог: « Бесславно сбежав от деревенской жизни, Симанский бросился в новую авантюру: занялся изданием оголтелой антицерковной газеты».
Мне же в этом рассказе почиталось чуть-чуть иное: На страницах газеты вчерашние диссиденты боролись с жидомасонами, истребляющими русский народ и разлагающими Церковь и государство. Выдвигались также требования канонизировать Сталина и даже печаталась написанная кем-то икона отца всех народов. За отказ обвиняли Патриархию в неверии, экуменизме и одержимости(...)
Мне же тут видится не враг, «оголтелый антицерковник», а скорее один из многих наших странников, межеумочных блуждателей. Кажется даже: я и впрямь читал все эти газетные статьи, написанные… сочиненным Замлеловой — Симанским, эти призывы канонизировать Сталина и многое прочее... Было, современники, было! Иного и не добавишь. Это и есть — портрет нашего времени.
Но, слава Богу, есть и идущие прямо, в том же «неприкаянном» рассказе Замлеловой. Вот деревне Речные Котцы умирает поп — из необразованных, из простых. А сменяющий его поп — культурный москвич, разговоров с которым так недоставало герою ушедшего в народ, а именно - в эту деревню. Но… замечательная преемственность. И тот и другой батюшки, они со своими старухами, а их оценка героя-диссидента-ходока в народ практически едина: « Лишь бы себя показать...». Дорогое, неслучайное слово.
А этот фамильно-фамильярный феномен персонажей Замлеловой еще предстоит разгадать. Подождем следующих книг. |