Ольга Камрыш
11.03.11. Благовещенская Мария Алексеевна родилась 30 января 1898 года в селе Борисоглеб Белосельской волости Пошехонского уезда Ярославской губернии. Она была старшей дочерью священника Алексия Аполлосовича Благовещенского. По окончании Пошехонской женской гимназии в 1916 году Мария стала работать учительницей и в течение 5 лет преподавала в нескольких школах Белосельской волости. Также она исполняла послушание псаломщицы в храме, где служил ее отец. Воспитанная в благочестии, девушка часто посещала монастыри, в том числе и Павло-Обнорский, где познакомилась с настоятелем Никоном и стала его духовной дочерью.
В начале ХХ века Павло-Обнорский Троицкий монастырь особо славился духовной жизнью своих насельников среди других монастырей Вологодского края. Он был основан учеником преподобного Сергия Радонежского Павлом Обнорским в 1414 году в пятнадцати верстах от города Грязовца на левом берегу реки Нурмы. Последним наместником монастыря стал архимандрит Никон. Многочисленные паломники направлялись туда не только за благодатным успокоением, но и за исцелением от телесных недугов и за духовным советом благочестивого священника.
Архимандрит Никон решил организовать в селе Захарьине Первомайского района женскую общину, которая впоследствии могла бы перерасти в монастырь. Крестьяне с радостью отдали церкви большую часть Захарьевской земли. По благословению отца Никона в 1921 году здесь поселились 6 девушек, преимущественно дочерей священников, во главе с Анной Александровной Соловьевой. Чтобы со стороны властей не было недовольства, общину пришлось оформить как сельскохозяйственную артель, но с монастырским уставом и послушанием. В 1922 году Архимандрит Никон благословил и Марию Благовещенскую поселиться в этой коммуне. Послушница была псаломщицей и регентшей хора, занималась пчеловодством, работала счетоводом, заведовала культурно-просветительской работой. Впоследствии она тайно стала монахиней с именем Анна, вопреки тому, что архимандрит Никон не благословлял насельниц принимать монашеский постриг, опасаясь за их судьбы. Уверенный, что тяжелые времена для Церкви не долговечны, отец Никон благословил своих духовных дочерей на ведение двойной жизни: формально ничем не отличающейся от жизни людей, строящих советское государство, далекое от религии, а в действительности – православной. Он призывал своих подопечных тайно, но стойко поддерживать благочестие, веру и монашеское послушание, терпеливо ожидая конца гонений на верующих. Власти, подозревая, что в общине уклад жизни далек от безбожного, требовали от общинников агитационной партийной деятельности. Отец Никон благословил некоторых членов общины вступить в комсомол и в партию. Он советовал им на всех собраниях молчать и не произносить богохульных слов, оставаясь в душе верующими людьми. Для девушек это стало тяжелым испытанием. Любя Бога, надо было играть роль безбожниц. Они молились дома и время от времени приходили в храм, чтобы причаститься. В самом начале существования общины все члены ее ходили в церковь открыто, и хор певчих состоял из двадцати пяти девушек. Коммуна благоустраивалась и разрасталась, число членов общины быстро увеличивалось. Так, к 1930 году их стало сто пять человек. Члены общины освоили различные ремесла. Кроме сельскохозяйственных работ, с которых все начиналось, многие девушки стали профессиональными каменщиками и плотниками. В общине образовалось восемь предприятий: кирпичный, дегтярный и кожевенный заводы, валяльно-катальная, швейная и сапожная мастерские, кузница и ветряная мельница. На вид хрупкие насельницы вырубали глухой лес, корчевали пни, а на расчищенных полях засевали хлеб. У них был свой огород с парниками и прекрасный сад. Архимандрит Тихон продолжал тайно руководить общиной, поддерживая и направляя духовную жизнь сестер. По вечерам после работы все обыкновенно ходили в лес за дровами, затем собирались в каком-нибудь доме на отдых, где пели духовные песни, вели богоугодные беседы, пили чай. Устав в коммуне был чисто монастырский: у всех были свои послушания, была общая молитва в церкви, где читали и пели девушки общины.
В 1924 году закрыли Павло-Обнорский монастырь, и отец Никон перешел служить в Воздвиженский собор в городе Грязовце, расположенном сравнительно недалеко от Захарьевской общины. Многие насельницы стали посещать этот храм наряду с церковью с. Захарьина.
В 1924 году архимандрит Никон отказался от предложения Патриарха Тихона принять сан епископа. Он не мог оставить своих духовных чад в тяжелые времена. В 1928 году Захарьевская сельскохозяйственная артель была переименована в Первомайскую сельскохозяйственную коммуну имени Крупской. Коммуна прославилась в области как образцово-показательное хозяйство, став примером того, чего можно было достигнуть коллективным трудом при новом строе. Руководительница общины Анна Соловьева и все коммунарки держали себя очень вежливо с многочисленными комиссиями, ни в чем не проявляя себя людьми религиозными. Всех гостей принимали дружелюбно и хлебосольно. С конца 20-х годов начали массово создаваться колхозы, и о коммунарках писали в газетах, к ним приезжали экскурсии по обмену опытом. Журналисты местных газет писали хвалебные статьи, такие как эта:
«Члены коммуны живут единой сплоченной семьей. Они твердо уверены в конечной победе коммунизма, и никакие хозяйственные трудности их не пугают. Закалку в борьбе за новую коммунистическую жизнь, за жизнь коллективную коммунарки накапливали в течение долгих лет».
В 1930 году был закрыт Воздвиженский собор , и архимандрит Никон поселился в одной из деревень неподалеку от общины.
Однако вскоре коммуна стала вызывать все большие подозрения у ОГПУ, пошли слухи, что это тайный монастырь. В ночь на 30 апреля 1931 года были арестованы начальница общины Анна Соловьева и три сестры, и среди них монахиня Анна Благовещенская. Впоследствии на допросе Анна писала: «Я – член коммуны имени Крупской с 1922 года. До 1922 года я учительствовала, а в 1922 году, отказавшись от учительской должности, я все свои силы и здоровье решилась отдать на создание крупной организации, каковой является наша коммуна... И вот, эта дружная, трудолюбивая семья не отказала мне в моей просьбе – быть принятою в число ее членов, и я, как уже сказала, расставшись со школой, вступила в это общество девиц, задавшихся целью доказать на деле свою мощность, свою независимость от мужчины, доказать, что действительно женщина может управлять государством. Советская власть отнеслась к нам очень сочувственно, за что мы, конечно, очень благодарны ей. И вот, с 1922 года коммуна наша все растет и растет и, вместо десяти человек (как, помню, было при моем вступлении), число членов коммуны выросло уже до ста. Вместо маленькой ветхой избушки, стоят уже большие дома, и коммуна начинает мало-помалу принимать вид маленького городка... Посетители наши всегда выказывают свой восторг и удивление, что женщины, исключительно женщины, так дельно, толково могут вести свое хозяйство. Многие изъявляют желание усвоить все это и устроить у себя дома нечто подобное. Я помню, как одна из экскурсанток выразилась так: “Побывав у вас, посмотрев на все ваши работы, расспросив обо всем, что меня интересует, я, мне кажется, получила столько практических указаний, столь полезных для ведения сельского хозяйства, что мне представляется, что я прослушала сельскохозяйственные курсы”. Вот такие-то отзывы для нас очень ценны, они доказывают, что и мы – “бабы” приносим государству нашему посильную помощь. Вполне надеюсь, что и впредь государство будет помогать нам во всем необходимом, а мы, все более и более совершенствуясь в ведении правильного сельского хозяйства, тоже будем помогать государству, на деле доказывать, что баба – человек и не хуже мужчины может вести хозяйство, будем с большой радостью делиться своим опытом с нашими посетителями, предостерегать их от ошибок, которые пережили сами».
После нескольких допросов монахиня Анна Благовещенская была освобождена. Но 11 декабря 1931 года она была вновь арестована и сразу же допрошена. Арестантка приняла решение ни о ком не говорить, чтобы ненароком никого не предать.
ОГПУ арестовало почти всех членов общины. В 1932 г. коммуна была ликвидирована, но община продолжала существовать.
В феврале 1932 года следствие было закончено. Монахиня Анна была приговорена к трем годам заключения в концлагерь и наказание отбывала Ивановском совхозе.
Вернувшись из заключения в 1934 году, она устроилась псаломщицей в храме села Николо-Колокша Рыбинского района Ярославской области. Поселилась она в одном доме с 17-летней девицей Анной Косаревой, которая была больна. Вместе они помогали архимандриту Никону, скрывавшемуся от следствия, связываться с его духовными чадами из общины, дабы поддерживать их духовно.
22 сентября 1937 года монахиня Анна была арестована и заключена в ярославскую тюрьму. Ее обвиняли в контрреволюционной деятельности и связью с отцом Никоном. Как всегда на допросах она держалась мужественно, не признала своей вины и никого не выдала. 7 марта 1938 года тройка НКВД приговорила ее к расстрелу. Монахиня Анна (Благовещенская) была расстреляна 11 марта 1938 года в городе Ярославле и погребена в безвестной могиле.
Несмотря на аресты и расстрелы насельниц, несмотря на стремление властей уничтожить общину, этого все же не удалось добиться. Около сорока сестер остались в ней жить; и никакими ухищрениями не удавалось упразднить их монашеский образ жизни. После того, как монашескую общину соединили с коммуной «Новая деревня», она была разграблена деревенскими жителями. В течение нескольких лет членам общины удалось выкупить у коммунаров свое имущество. Впоследствии коммуна «Новая деревня» распалась, был создан колхоз, который со временем был упразднен, а община в составе нескольких членов дожила до начала 1990-х годов.
26 февраля (11 марта): Свт. Порфирия, апхиеп. Газского (420). Сщмч. Петра пресвитера (1930); сщмч. Сергия пресвитера (1933); прмц. Анны (1937); священномучеников Иоанна, еп. Рыльского, и Иоанна пресвитера (1938). Прп. Севастиана Пошехонского (ок.1500). Мч. Севастиана и Христодула (ок.66).
|
Анна
2018/03/11, 06:13:41
Я ВЕРЮ В ВЕЛИКОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ!!! СЛАВА ОТЦУ, СЫНУ И СВЯТОМУ ДУХУ!!! ТИМОШИНА_ ШАЛЫГО АННА. 26.03.1961 г р ЧЕЛЯБИНСК БРАТСК ДНЕПРОРУДНОЕ ЧЕРНИГОВ БРЯНСК ПОЧЕП СЕЛИЩЕ ПОСЁЛОК КРАСНЫЙ КУЛЕШОВА_ ГАРБУЗОВА ГРЕБЕНЮК !!!!!! Я так МЕЧТАЮ побывать у ГРОБА ГОСПОДНЯ!!!!!! КРСНОЯРСК КОДИНКА КРАСНОДАР ТЕМРЮК!!!!!! КАЛУГА ЛЕНИНГРАД АГАФОНОВ ЮРИЙ!!!!!! Анна Майер(Фатеева).
2012/03/02, 10:54:32
Большое спасибо за статью! Год назад , в православном отрывном календаре ,прочитала о ПРЕПОДОБНО-МУЧЕНИЦЕ Анне(Благовещенской).Дата её смерти совпала с днём моего рождения.И вот теперь я прочитала об этой святой, о её житии. Спасибо ещё раз.Хотелось бы увидеть её лик. Есть ли её икона? Спаси Бог всех нас. Olga Yousry
2011/03/11, 13:10:35
Cпасибо, Николай, за комментарий Николай Головкин
2011/03/11, 13:08:56
Да, парадокс. Но слава Богу за всё! Слава богу, что это было, было... Удивительные русские женщины, верующие, любящие Господа и Россию. Спасибо Вам, Ольга, что написали о них и за весь Ваш цикл. Верю, что по молитвам Ваших героинь и героев, прославленных в лике святых, многое в нашей жизни может измениться к лучшему. верю, что и сегодня есть люди, похожие на них. По молитвам, души их тянутся друг к другу, они находят друг друга. Поэтому благое делание будет продолжаться Olga Yousry
2011/03/11, 13:07:50
Парадокс получается: православная община образовалась и просуществовала, хоть и в испытаниях, в Совестской России до 90-х годов XX века. А когда Советский Союз развалили, то и община исчезла. Marina Cvetanovi?
2011/03/11, 04:24:04
STAT6JA O PREPODOBNO? MU?ENNICE ANNE MONAHINJE JARKI?! Lorina Todorova
2011/03/11, 00:47:26
Благодарю за статью о ПРЕПОДОБНОЙ МУЧЕННИЦЕ АННЕ! Эта статья как и другая о ВЕЛИКОМУЧЕННИКЕ НИКОЛАЕ,, заставила меня опять сказатьГосподу Нашему, что Он не забывает о нас! Помню, как в 2002г. я вернулась в Нижний Новгород с моими взрослыми детьми, Меня поразили роскошь убранства в восстановленных храмах! Тогда я задавала себе вопрос: КАК СМОГЛИ ЛЮДИ СОХРАТИТЬ ЭТО БОГАТСТВО?! ТЕПЕРЬ Я ЗНАЮ КАК! СКОЛЬКО МУЧЕНИЙ, СКОЛЬКО ТРУДА БЬІЛО ВЛОЖЕНО ЭТИМИ НЕВЕРОЯТНЬІМИ МОЛОДЬІМИ ВЕРУЮЩИМИ, ПОСВЯТИВШИХ СЕБЯ СЛУЖЕНИЮ ГОСПОДУ И ЛЮДЯМ! НИЗКИЙ ПОКЛОН! СПАСИБО! Добавить комментарий:
|