Ольга Камрыш
13.03.11. Святой праведный Николай, Христа ради юродивый, был родом из Псковской земли. Звали его в народе Миколой (Николой) Саллосом, что с греческого переводится как «блаженный» или «юродивый». Еще задолго до смерти он был удостоен дара чудотворения и пророчества. И в жару, и в стужу блаженный ходил босиком, без теплой одежды. Современники-псковичи – простой люд и знать - почитали его как святого, называя Микулой Святом. Не исключено, а в народе так и считали, что Псков обязан этому святому спасением от гнева Иоанна Грозного.
Печально известный Новгородский погром стал самым отвратительным среди кровавых «подвигов» царских опричников. Не случайно фигура Ивана IV отсутствует на памятнике Тысячелетия России, находившегося в центре опального города. А ведь все князья и цари, стоявшие у руля нашего Отечества до XIX века, есть на этом монументе. Карательный поход Иоанна Грозного на Псков и Новгород был задуман еще в 1569 году, а осуществился в январе-феврале 1570. Царь лично руководил этим «актом возмездия». 8 января он с опричным войском прибыл к стенам новгородского кремля. На Волховском мосту его встретило духовенство с иконами и крестами. Местного архиепископа Пимена царь назвал изменником. А после службы в Софийском собор, когда Пимен повел гостей в палаты «хлеба ясти», царь с яростью приказал схватить архиепископа. Святую Софию, как называли главный храм города новгородцы, разорили до основания. Помимо повальных арестов было совершено множество убийств. Считается, что в 30-тысячном городе было умерщвлено до 10-15 тысяч человек. Опричные судьи вели дознания с помощью жестоких пыток. Опальных жителей подвешивали за руки и поджигали волосы, привязывали к саням и волокли через весь город к Волхову и спускали в ледяные воды Волхова. При этом расправлялись и с семьями «изменников», не щадя ни женщин, ни детей. Младенцев привязывали к матерям и бросали в воду, заталкивая палками под лед. Горожан, которые пытались противиться насилию, убивали на месте. Чтобы избежать народных возмущений, царь приказал полностью разгромить Новгород и близлежащие земли, а также усилить террор, дабы на корню пресечь любое сопротивление. С особой жестокостью царские слуги преследовали бедноту. Вследствие голода в Новгороде собралось множество нищих. В сильные морозы царь велел выгнать их всех за городские ворота. Большая часть этих людей погибла от холода и голода. Бессмысленные и жестокие избиения ни в чем не повинного населения сделали понятие «опричнина» синонимом произвола и беззакония. С особой яростью громились монастырские хозяйства: грабили храмы, снимали колокола.
Разделавшись с новгородцами, опричное воинство двинулось к Пскову, готовя ему ту же участь. Весь город молился об отвращении царского гнева. Приезд царя всегда воспринимался в Пскове как великий праздник. И на этот раз жители города следовали обычаю. По приказу псковского князя Юрия Токмакова люди накрыли столы, поставив их против своих дворов. Каждая семья стояла на коленях у ворот своего дома. Царя встречали с хлебом и солью. Не исключено, что это мудрое решение князя повлияло на последующую царскую милость.
С приездом Грозного в Псков связана смерть игумена Псково-Печорского монастыря Корнилия, который со всем духовенством встречал царя у Троицкого собора. Игумен и верный ему ученый старец Вассиан Муромцев были хладнокровно умерщвлены. Согласно распространенной в народе легенде, гневливый Иван Грозный сам приехал в монастырь и, когда Корнилий вышел встречать его, выхватил меч и отсек святому голову. Чудовищное деяние отрезвило царя, он поднял тело Корнилия и, обливаясь слезами, нес его на руках от ворот монастыря до самого Успенского собора. Эта дорога стала впоследствии называться Кровавой.
На одной из улиц города навстречу царской свите выбежал блаженный Николай верхом на палке, как на коне, и прокричал, обращаясь к Грозному: "Иванушко, Иванушко, покушай хлеба-соли, а не христианской крови". Напрасно его пытались поймать стражники - он растворился в толпе. Именно тогда и зазвонили колокола, зовя на утреннюю службу. Услышав колокольный звон, царь сменил гнев на милость и сказал своим воинам: «Иступите мечи о камень, да престанут убийства». Запретив кровопролитие, Иван Грозный, однако, не изменил своего намерения разграбить город. После молебна в Троицком соборе, царь пожелал получить благословение у блаженного Николая, который уже ждал его. Когда Грозный зашел в коморку юродивого, хозяин предложил ему откушать сырого мяса. Иоанн ответил: «Я христианин и не ем мяса в пост». На это Николай гневно произнес: «Зато, ты питаешься человеческою плотью и кровью, забывая не только пост, но и Бога! Хватит мучить людей, уезжай в Москву, иначе лошадь, на которой ты приехал, не повезет тебя обратно». Много еще грозил Николай царю, предсказывая гнев Божий, и так его устрашил, что тот немедленно выехал из города, но решения своего не отменил. Город и храмы псковские были отданы опричникам на разграбление. Когда по приказу царя сняли колокол с Троицкого собора, возмездие не заставило себя ждать – конь под царем пал. Сбывшееся пророчество напугало суеверного царя. Свидетели вспоминали: «Могущественный тиран... ушел побитый и пристыженный, словно прогнанный врагом. Так неимущий нищий устрашил и прогнал царя со множеством тысяч воинов». «Полоумный» юродивый оказался одним из немногих людей, осмелившихся открыто перечить Грозному. Его слова, возможно, ускорили отъезд опричников. И хоть город был разорен, но жители и храмы были спасены.
Н.М. Карамзин так писал и о князе Юрии Токмакове, и о благочестивом отшельнике:«Один счастливым советом, другой счастливою дерзостию спасли город».
Блаженный Николай скончался 28 февраля 1576 года и был погребен в Свято-Троицком соборе спасенного им города. Такой чести удостаивались лишь псковские князья и архипастыри.
28 февраля (13 марта ): Прп. Василия исповедника (ок.750). Сщмч. Арсения, митрополита Ростовского (1772). Сщмч. Сергия пресвитера (1932). Прп. Иоанна Кассиана Римлянина (435). Блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского (1576). Сщмч. Протерия, патриарха Александрийского (457). Сщмч. Нестора, епископа Магиддийского (250). Прпп. Марины и Киры (ок.450). Прп. Иоанна, нареченного Варсонофием, епископа Дамасского, отшельника Нитрийского (V). Пмч. Феоктириста, игумена Пеликитского (VIII). |