Ольга Камрыш
16.03.11. Сегодня день памяти преподобной Пиамы, девы, жившей на земле Египетской в IV веке. В окрестностях Александрии в те времена было много спасавшихся девственниц. Одни подвязались в отдельных кельях, другие - в киновиях (монашеских общежитиях). Но все они решили посвятить себя Господу без остатка. Молитвы смиренных дев нередко спасали грешные души. Их самоотверженная любовь являлась чудодейственной, исцеляла всякие недуги и болезни, телесные и душевные. «В стране Египетской, - писал Палладий Елинопольский, - можно видеть Христово воинство, чудное общество, образ жизни, свойственный небесным силам. И это не только между мужчинами, но и между женщинами... И жены часто превосходят подвигами своих мужей и воздвигают знамения блистательной победы".
Юная Пиама, или Пиамука, жила недалеко от Александрии. Дав обет безбрачия, она затворилась в доме матери. Все дни девушка проводила уединенно: в молитвах и за рукоделием. Она принимала пищу лишь один раз в два дня и старалась ни с кем не общаться, чтобы нечистые помыслы людей не нарушили ее благочиния. За духовные подвиги Пиамы Господь наделил ее даром прозрения. Известен случай, как она сумела спасти от гибели своих односельчан.
Сказать, что Нил для Египта был жизненно необходим, значит, ничего не сказать. Воды великой реки были драгоценней любого сокровища. Во время разлива Нил орошал близлежащие луга и поля. Жители, дабы задержать живительную влагу, устанавливали искусственные заграждения. Не мудрено догадаться, что нередко соседи враждовали между собой из-за воды. Ссоры часто заканчивались драками.
Жители соседней общины, ослепленные алчностью, решили истребить односельчан Пиамуки. Они были сильнее и воинственней своих соседей и захотели единолично владеть водами разлившегося Нила. Пиаме было дано откровение о готовящемся злодействе, и она сообщила об этом старейшинам своего села. Те, напуганные страшным известием, кинулись в ноги святой деве и стали просить, чтобы она пошла к соседям с мольбой о мире. Преподобная Пиама не могла нарушить свой обет и пойти на встречу с людьми, одержимыми ненавистью. Всю ночь святая провела в молитвах. «Господи! – молила она, - Ты судья земли и не любишь неправды, прими молитву мою, пошли силу Твою, чтобы устремившиеся на погибель нашу стояли как столпы на месте, где встретит их сила Твоя!». И Господь услышал ее. Наутро воинственный отряд в полном вооружении подошел к деревне, но внезапно остановился. Необъяснимая сила не давала людям двинуться с места. Злоба оставила соседей, и они раскаялись в своем намерении. Также им дано было знать, что своим удивительным спасением от смертного греха они обязаны молитвам праведницы. Они отправили в село послов с просьбой о мире со словами: «Благодарите Бога, который по молитвам девы Пиамы избавил вас от истребления».
Святая мирно отошла ко Господу в 337 году.
Та жизнь, которую вела преподобная Пиама, имеет немало подводных камней. Есть опасность подвергнуться таким страшным грехам, как гордость или отчаяние, а иногда и корыстолюбие. В Александрии жила примерно в это же время еще одна девственница. Она имела смиренную наружность, благочинно проводила время в молитвах, строго соблюдала пост. Была у нее племянница, которую она горячо любила. Но любви этой не хватало для нищих и убогих. В душе женщина была скупа и пристрастна к деньгам. Никогда она не жертвовала из своего богатого имущества ни страннику, ни монаху, ни в церковь. Овладел ею недуг любостяжания под предлогом любви к родственнице. В то время жил благочестивый и милостивый старец Макарий, пресвитер, пользующийся большим уважением в Александрии. Он заведовал богадельней для увечных и больных. Любой несчастный мог найти там приют и сочувствие. Макарий решил излечить от недуга лжеподвижницу. В молодости пресвитер был ювелиром, о чем знали все в округе. Как-то он пришел к девственнице и сообщил о возможности купить драгоценные камни – изумруды и яхонты - для свадебного наряда ее племянницы. «Купленные они или краденные, не знаю, но знаю точно – они бесценны», -сообщил старец. Девственница с радостью отдала ему деньги за обещанные камни. Макарий употребил полученные червонцы на нужды богадельни. Женщина не решалась спросить его о покупке, но через некоторое время все же поинтересовалась: «Что же те камни, за которые мы дали 500 червонцев?» Старец ответил: «Я заплатил твои деньги за драгоценности. Если хочешь увидеть их, приходи в мой странноприимный дом. Посмотри, понравятся ли они тебе». Девственница с радостью направилась в богадельню. Там было 2 отделения: мужское и женское. «Что угодно тебе видеть сначала – яхонты или изумруды?» - спросил пресвитер. «Что хочешь», - ответила она. Макарий повел ее наверх, где лежали увечные и слепые женщины. «Вот это яхонты». Потом повел ее вниз и, указывая на таких же увечных мужчин, сказал: «А это изумруды. Я полагаю, драгоценней нигде не найти. Если же тебе они не нравятся, возьми свои деньги назад». Пристыженная девственница, убежала домой и занемогла от великой печали, потому что поняла, что деньги любила больше, чем Бога. Она была благодарна старцу за науку и с тех пор всегда жертвовала нуждающимся.
(Использовалась книга Палладия «Ливсаик»)
3 марта (16 марта ): Мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска (ок.308). Прмц. Марфы и мч. Михаила (1938). Прп. Пиамы девы (337). Святителей Зинона и Зоила (?).
|