Сергей Смолянников
Сергей Смолянников - историк, писатель, публицист, живёт в Севастополе.
27.03.10. 9 и 10 марта вошло в жизнь украинского народа, как день памяти славного сына именно украинского народа – Тараса Григорьевича Шевченко. А правильно ли это звучит – сын украинского народа? А, может, настало время пересмотреть отношение к человеку, который и при жизни, и после ее физического, но не духовного конца, считал себя сыном российского и украинского народов. А, может, стоит историкам расставить все точки над i, и сказать всю правду о великом человеке, не разъединявшем нас, а наоборот – соединявшем, как творческий и культурный мост истории.
Ведь именно эти дни – 9 и 10 марта, стали памятными для Киева и Петербурга, Москвы и Канева, Умани и Самары…
150 лет назад Россию потрясло событие о преждевременной кончине Тараса Шевченко, умершем вдали от Родины. И его известное стихотворение «Завещание» стало импульсом для возвращения тела и духа поэта на Родину. Но мало кто знает, что уже спустя три дня после смерти поэта оно было опубликовано во многих газетах в его оригинальном исполнении именно на русском языке.
Как умру, похороните
На Украйне милой,
Посреди широкой степи
Выройте могилу,
Чтоб лежать мне на кургане,
Над рекой могучей,
Чтобы слышать, как бушует
Старый Днепр под кручей.
И когда с полей Украйны
Кровь врагов постылых
Понесет он… вот тогда я
Встану из могилы —
Подымусь я и достигну
Божьего порога,
Помолюся… А покуда
Я не знаю Бога.
Схороните и вставайте,
Цепи разорвите,
Злою вражескою кровью
Волю окропите.
И меня в семье великой,
В семье вольной, новой,
Не забудьте — помяните
Добрым тихим словом.
Не забыли народы России и Украины своего сына и выполнили его Завещание – Заповит, ведь не против русского народа всю сознательную жизнь боролся Тарас за лучшую жизнь для простых людей, при этом с огромнейшей симпатией относился к русскому народу, к русским традициям.
Он не был придворным поэтом, что и тогда, и сегодня отличает часть новоявленных борцов за «свое личное будущее». Он не строил вилл и коттеджей имени «себя любимого» в Конче-Заспе и на Рублевке. Он просто боролся во имя людей, а не за семейно-клановое благосостояние. Именно поэтому и был внесен Тарас Шевченко в реестр именитых преобразователей России, наравне с Чернышевским и Добролюбовым.
Шевченко, не только в Украине, но и в России был опасен при жизни. Не давал он спокойствия и после смерти.
В шевченковские дни, в память о сто пятидесятилетии со дня его смерти вновь и вновь будет разыгрываться «шевченковская карта». Но знают ли наши народы, что именно карточно-политические шулеры на протяжении долгих лет нас просто «водили за нос», подставляя, как несъедобный полуфабрикат, заведомо неправдивую информацию о захоронениях и дальнейшем поминовении Великого Тараса, называвшего себя сыном Руси-Украйны.
Вот и настало время на особенность этого ритуально-поминального события открыть глаза, как на родине малой Тараса, так и в России, которую он любил всем сердцем и душой.
Тарас Шевченко, говоря современным языком, действительно был оппозиционером, но он был тем, кем был. Без стяжательства и накопительства, без воровства с дальнейшими просьбами о политическом убежище, без приобретения всевозможных акций и отправки семьи за рубеж, без пристройки своих детей и всевозможных зятьев и племянничков в министерские и иные властные кресла. Вот кто он такой – Наш Тарас.
Но пришел скорбный час 10 марта 1861 года, когда его не стало. Когда художник, прозаик и поэт, русский и украинский, по свидетельству современников, наконец-то обрел покой. И давайте вспомним, что первично, покой он обрел в столице Российской империи в стольном граде Санкт-Петербурге, на любимом всеми поэтами и писателями Смоленском кладбище.
И лишь спустя два месяца, по настоянию российской творческой общественности, тело Тараса было переправлено в Канев, причем по высочайшему повелению и с соблюдением всех ритуально-правовых процедур того времени.
Уже в то время его могила «лежащая на кургане» стала символом чести и совести, символом борьбы в едином Отечестве. Его могилу не обносили колючей проволокой и не прятали дух и тело патриота, к которому действительно не зарастала народная тропа.
Лишь в марте 1914-го, во времена празднования 100-летия со дня рождения Кобзаря были выставлены жандармские посты на его могиле, да и то, больше для соблюдения общественного порядка, поскольку шли к нему потоками, и стар, и млад.
Нахлынула волна революций, и имя Тараса Шевченко было вновь поднято на вершины доброй памяти. Причем поднято не только на словах, но и на деле. Первые памятники ему появились именно в России, практически одновременно – в Петрограде и Москве.
А март 1961-го стал особо памятным, ведь это был год столетия со дня смерти поэта, когда в Киеве и Каневе прошли шевченковские дни, и нескончаемый людской поток все шёл и шёл к Тарасу.
А одна из лучших набережных Москва-реки - Дорогомиловская - 9 марта 1961-го получила имя Тараса Шевченко, которое и сохраняет по сей день. Украшают ее не только благоустроенные парки и скверы, но и замечательный памятник Кобзарю, установленный, правда, чуть позже, в 1964 году.
Точно таким украшением города является памятник Тарасу Шевченко в Санкт-Петербурге.
Сегодня имя российско-украинского поэта одинаково почитаемо в Москве и Санкт-Петербурге, в Киеве и Каневе. Так, может, прекратим спекуляции на тему, чей ты славный сын, наш дорогой Тарас Шевченко и дадим четкий и точный ответ – наш. Он сын народов наших… |
Stanislav Minakov
2011/03/29, 19:01:47
Не знаю, читали ль Тургенев и Лесков вот это, и вообще, знали ль они украинский язык, чтобы судить об уровне этого дарования (на мой взгляд, весьма посредственного): Я так її, я так люблю
Мою Україну убогу,
Що проклену святого Бога,
За неї душ…у погублю! - И это ведь не словесная фигура, а суть. Церковный писатель Н. Гумилевский в своих "Заметках о современности" писал: "Известно, какие святотатские выпады против Бога и Пресвятой Девы совершал Шевченко ... (Поэтому) правительство и церковь должны признать недопустимым сооружение памятника и публичное чествование Шевченко, творчество которого надлежит предать анафеме и забвению "...
человека. Александр Сидоренко
2011/03/28, 21:41:55
Целиком согласен с автором статьи. Тарас Шевченко - великий художник и поет. Не думаю, что правильно будет склонять фамилию Шевченко. В конце концов он не виноват в том, что его портреты использовали и используют в своих грязных играх нацисты всех мастей. С таким же успехом можно обвинять солнце за то, что оно дает свет и тепло и честным людям, и мерзавцам.
А Олесь Бузина хорошо пишет про борщ. Пусть продолжает в том же духе. Наталия Мария
2011/03/28, 20:30:39
Ну что ж, Станислав, я рада, что мы нашли общее звено. Спасибо за дискуссию... Stanislav Minakov
2011/03/28, 20:29:35
Я не берусь судить о Церкви, мне достаточно суждений (не о-суждений) Оптинских старцев —препп. Амвросия и Варсонофия. А что до Творца - то Вы абсолютно правы. Наталия Мария
2011/03/28, 20:27:27
Только Творец может быть истинным судией, а его суда мы не ведаем... Наталия Мария
2011/03/28, 20:26:17
Церковь отнюдь не всегда действовала принципиально. Увлекаясь авторитаризмом, и сама грешила против истины. Stanislav Minakov
2011/03/28, 20:25:06
А Лев Толстой - тоже для многих несомненный авторитет. Однако от Церкви был отлучен. (Писательский талант мы не обсуждаем.) Наталия Мария
2011/03/28, 20:24:03
Уважаемый Станислав! Я не читала Олеся Бузиму, но для меня несомненный авторитет Иван Тургенев Stanislav Minakov
2011/03/28, 13:17:05
Да, благородными людьми были русские аристокарты :)) Наш любимый Лесков тоже, увы, оскоромился на шевченкин счет. Наталия Мария
2011/03/28, 13:16:17
Впечатление потрясающее от этого описания боли, скорби, и увы... нашей общей беды - рабства свободной души человека, обреченной на заклание... Наталия Мария
2011/03/28, 13:14:44
Интересный комментарий Г-м... Я читала о жизни Шевченко, описанной Тургеневым. Это высочайшее мужество и терпение... Stanislav Minakov
2011/03/28, 11:55:23
Да уж, ну и взгляд на Шевченку. "Сын двух народов?" Мда. Получивший ВСЁ от москалей, - художественное образование, поддержку, публикационную раскрутку, был выкуплен фактически на деньги Государя у помещика, писал конъюнктурно повести на ру…сском (чтобы публиковали), дневники писавший тоже на русском (такая вот проговорка по Фрейду) и понсивший москалей, фактически создавший целую гуманитарную антимоскальскую платформу для малоросских дебилов (я не о всех малороссах, а лишь о малоумных). Хорошо бы автору почитать Олеся Бузину, "Вурдалак Шевченко". автор не читал Бузину :)) Иоанна
2011/03/28, 00:18:11
Так и есть. Спасибо Автору. Добавить комментарий:
|