Алексей Мальков - окончил Пензенский Государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского. Пензенский колледж культуры и искусства. Московский заочный народный университет культуры. Учитель высшей категории, отличник народного просвещения, член Союза журналистов России, лауреат Всероссийского конкурса на лучшее журналистское произведение.
Краевед по призванию
Историко - краеведческому музею Богословской средней школы недавно исполнилось 25 лет. Организатор и бессменный руководитель музея учитель истории Анатолий Фёдорович Тарасов 40 лет посвятил краеведению.
Краеведом, конечно, надо родиться. Но этого мало, главное – суметь и стать. А для этого необходимо ту искру Божью, которая дана от рождения, раздуть в плодотворный огонь творчества и бросить в него себя без оглядки, без сожаления и сомнения. И это только первый шаг. Дальше – постоянный кропотливый труд, поглощающий все силы, и физические, и духовные. Краевед, по сути, подвижник, у него на всю жизнь, по словам поэта, одна, но пламенная страсть. И только тот, кто сумеет пронести эту страсть через годы, не изменит своему призванию ни помыслом, ни делом ни при каких обстоятельствах, только тот станет истинным учителем.
Достойно пронести это почётное звание по жизни чрезвычайно трудно, и не каждому, даже очень яркому от рождения таланту, такое по плечу. Сколько их, подававших большие надежды на творческом старте, погасло до времени и оставило после себя лишь горечь сожаления об утраченном.
Анатолий Фёдорович сумел пронести эту страсть через годы, не изменив своему призванию ни помыслом, ни делом, и стал истинным краеведом – исследователем. Он снискал известность и признание не только как краевед, организатор музея, но и как исследователь-публицист. Чтобы сделать доступными результаты интересной поисково-исследовательской работы, Анатолий Фёдорович издал брошюры «Богословка», «Имени профессора Н.И. Вавилова», «Бельдёнков» и много других. Брошюры привлекают читателей свежестью, новизной и достоверностью краеведческой информации.
Родился А.Ф. Тарасов в 1942 году в селе Анучино, связанном с дворянской фамилией Араповых. С детства он с интересом слушал рассказы старожилов. Они не отличались глубоким анализом, в них не было побудительных причин и следствий, но в них была сама жизнь. Так он оказался в самобытной исторической ауре. В душе зарождалось не абстрактно-академическое восприятие истории, а личностно-эмоциональное, которое определило его судьбу как краеведа.
По окончанию школы Анатолий поступил в Пензенский педагогический институт, где преподаватели В.И. Лебедев, Н.П. Никольская, П.Г. Сумерин пробудили в нём интерес к научному исследованию исторических событий. Уже на втором курсе он подготовил научный доклад «Коллективизация крестьянских хозяйств в Пензенском крае», с которым выступил на Всероссийской межвузовской конференции в г. Вологде. Успешное выступление укрепило его ориентацию на краеведение.
Педагогическую деятельность Анатолий Фёдорович начал в Сосновском детском доме, где он сделал первые шаги как краевед-организатор. Его воспитанники вели поиск материалов о погибших в годы войны односельчанах. Они нашли место гибели Героя Советского Союза С.Е. Кузнецова, отыскали его мать Марфу Ивановну, организовали с ней встречу.
В 1968 году детский дом закрыли, и Тарасова перевели в Богословскую школу. Анатолий Фёдорович вспоминает: «Село в то время было небольшое. Жил на квартире у Никишиной тёти Поли. К ней коротать вечера собирались бабки со всего села. Они много калякали о прошедших в селе событиях, вспоминали людей, которые умерли, погибли на фронте. Я прислушивался, задавал вопросы, хотелось больше познать историю села».
С началом занятий краеведческо-поисковая работа, начало которой было положено в Сосновке, получила дальнейшее, более качественное развитие. Чтобы расширить возможности сбора и систематизации исторических сведений, Анатолий Федорович организовал при школе краеведческий кружок и штаб «Поиск». В состав штаба вошли директор школы Ю.А. Кузнецов, учителя, члены комитета комсомола, пионерской дружины. Молодой педагог через незримый мостик доверия, когда души ребят особенно открыты для восприятия жизни, повёл их вместе с коллегами по тропе памяти.
Земля Богословки имеет богатую историю. Перед юными краеведами Анатолий Фёдорович поставил трудную, но очень интересную и ответственную задачу – собрать материал об истории села, его быте, обычаях и традициях. Первые исторические сведения, требовавшие проверки и фактического подтверждения, Анатолий Фёдорович и его воспитанники получили от старожилов села А.В. Глуховой, А.И. Володиной, С.С. Глуховой, К.С. Перкиной.
Большой вклад в разгром фашистской Германии внесли и жители Богословки. Среди них были пехотинцы, лётчики, танкисты, сапёры, связисты. Изучить боевой путь каждого участника Великой Отечественной войны, установить обстоятельства и место гибели земляков оказалось не легко. Сто человек не вернулись с фронта.
Сотни писем писали в Центральный архив Минобороны СССР, райвоенкоматы. Вели переписку с радиокомитетами Польши, Венгрии, Чехословакии, Румынии, ГДР. Писали в Москву в посольства этих стран. Статью Тарасова опубликовал польский журнал. Большую помощь в поиске оказало командование Западной группы войск. Открывались новые имена, новые герои.
Удалось установить боевой путь лётчика Б.Ф. Федюшова, повторившего под Сталинградом в августе 1942 года подвиг Н. Гастелло. Долгим был поиск родственников Героя Советского Союза Н.М. Бубнова. Из Белоруссии и с Украины прислали фотографии с места захоронения Безрукова и Сорокоумова. Завязалась переписка с Героем Советского Союза, прославленной лётчицей В.С. Гризодубовой. В её полку отважно защищал воздушные рубежи Родины В.И. Никишин – один из представителей прославленной династии лётчиков Никишиных.
Из ГДР прислали фотографии, письма А.П. Левина и книжку «Спасибо ж, братья» о захоронении советских воинов. Из Польши сообщили: «И.А. Курышев погиб 1.09.44 г., захоронен в Варшаве». Писатель Антоний Юрьев прислал Тарасову свою книгу с дарственной надписью: «Уважаемый Анатолий Фёдорович, эту книжку посылаю Вам в память и как доказательство того, что в ПНР помнят тех, кто ценою своей жизни освобождал братский народ. С признательностью к Вашему труду. Сохранять память о них. Гданьск. 4.05.85г. Антоний Юрьев».
В результате многолетней кропотливой работы с документами в областном архиве, краеведческом музее, встреч со старожилами села был собран богатейший материал по истории Богословки.
В музее побывали гости из Пензы, районных центров, Польши, ГДР, Кореи. Здесь проходят встречи с ветеранами войны и труда, пензенскими писателями Л.И. Яшиной, О.М. Савиным, Ф.Н. Ракушиным, Героем Советского Союза М.П. Волковым, капитаном I ранга подводником И.Я. Князевым, музейным работником из Ленинграда А.Х. Бахтеевым и другими интересными людьми.
Любопытно, что на месте Богословки первоначально проживала мордва-эрзя, да и село называлось Ерзенёвка. Потом, во время нашествия монголов село было полностью разорено. И сожжено дотла. Долгое время местность пустовала. Только в XVIII веке на месте Ерзенёвки возникло новое поселение – деревня Гавриловка. А когда в 1712 г. был построен храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, возникло и новое название села.
В этнографическом отделе музея поражают не только образцы женских костюмов, характерных для здешних сёл. Краеведы пошли дальше, они разучили народные обряды, лирические песни и исполняют их для посетителей, погружая их в атмосферу «преданий старины глубокой». Этой же цели служат памятники минувшего: фотографии, документы, письма, личные вещи, предметы быта прошлых лет и многое другое.
Вот, например, немецкая бритва в футляре, принадлежавшая В.В. Сорокоумову. Во время братания на фронте Первой мировой войны Василию Васильевичу ее подарил германский солдат…
Усилиями краеведов был установлен и такой любопытный факт: оказывается, местный колхоз, организованный в 1928 году, носил имя Н.И. Вавилова, академика, учёного-селекционера.
В начале 30-х годов правление колхоза оживлённо переписывалось с Николаем Ивановичем. Письма приходили на имя председателя колхоза, а отвечали ему всем правлением. Ежегодно по рекомендации Вавилова в Богословку приезжали на практику аспиранты Всесоюзного института растениводства…
Но 13 июня 1943 года на общем колхозном собрании председатель И.В. Лягин поставил вопрос о смене названия колхоза. Учёный, мол, потерял всякую связь с колхозом. Уже три года на множество рапортов ему ответа не было получено ни одного… Поэтому собрание постановило: просить районные и областные организации присвоить колхозу имя Сталина.
Тогда, к сожалению, никто в колхозе не знал, в чём причина молчания Н.И. Вавилова, что ещё в 1940 году, в августе месяце, Николай Иванович был арестован, что его обвинили в шпионаже и измене Родине, и что Военный трибунал приговорил его к расстрелу…
Сегодня, правда, к чести Богословки, Н.И. Вавилов не забыт. Одна из улиц села носит его имя. В школьном музее выделена специальная экспозиция: «Выдающемуся Учёному и Человеку». Актив музея поддерживал переписку с сыном учёного академиком Юрием Николаевичем. А также – с Всесоюзным институтом растениеводства им. Н.И. Вавилова, с комиссией АН СССР по сохранению и разработке научного наследия академика Н.И. Вавилова…
В год столетия со дня рождения Вавилова по инициативе Тарасова учащиеся провели ярмарку солидарности, а вырученные деньги направили на создание памятника учёному при Полтавской сельскохозяйственной опытной станции, где он начинал в 1910 году работу как практикант. Тогда же, в Пензенском педагогическом институте проходила научная конференция, на которой А.Ф. Тарасов выступил с докладом о связях Н.И. Вавилова с колхозниками села и о влиянии учёного на повышение производительности труда сельчан.
Рассказывает музей и о трёх Героях Социалистического труда села Богословки. Это доярка совхоза «Магистральный» Е.А. Лобач, Генеральный директор Панкратовского объединения совхозов по производству свинины В.А. Бельдёнков, ветеран труда Ф.В. Серёдкин.
Особая гордость школы – выпускник Виктор Володин. Доктор экономических наук, профессор, декан экономического факультета Пензенского Государственного университета. Он всегда желанный гость в стенах родной школы.
План работы музея – основополагающая часть общешкольного плана воспитательной работы. 700 основных и 800 вспомогательных экспонатов распределены по разделам: «Из истории села», «Этнография», «Гражданская война», «Коллективизация», «История колхоза им. Н.И. Вавилова», «Великая Отечественная война», «тыл – фронту». Много материалов посвящено истории совхозов «Панкратовский» и «Магистральный». На базе материалов музея работает кружок «Юный краевед». Школьники с большим желанием ведут поисковую работу. Благодаря юным краеведам собран полный материал о награждённых медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Активно продолжается поиск людей, репрессированных в годы сталинизма. Идёт сбор материала о судьбе детей, эвакуированных в Богословку в годы войны.
Школьники сами проводят экскурсии. Здесь проходят областные и районные семинары краеведов, встречи с интересными людьми.
За учебный год музей посещают более двух тысяч человек. Знакомиться с его работой приезжают гости не только из областного центра, но и из ближнего и дальнего зарубежья: Германии, Кореи, Венгрии, Польши…
Анатолий Фёдорович Тарасов не успокаивается на достигнутом. Он ищет и находит новые формы подачи краеведческого материала. На основе исторических документов он написал пьесу «Утро в барской усадьбе Дубенских». Главные роли исполняют члены кружка «Юный краевед». В пьесе представлен лишь небольшой эпизод из жизни Дубенских, но она имеет успех, и нашла своего зрителя. Сегодня Тарасов работает над второй частью пьесы. «Люблю историю, люблю свой край, без этого не мыслю своей жизни», – признаётся Анатолий Фёдорович. Этой любовью он «заразил» и своих воспитанников.
Выступление Богословских краеведов на конференциях отличаются разнообразием подачи материала. Доклады Татьяны Светкиной и Олеси Светкиной по теме: «Мордовский свадебный обряд» опубликованы в областном сборнике о праздниках и обрядах. Доклады сопровождаются магнитофонными записями, звучат живые голоса свидетелей тех или иных исторических событий больших и малых, стихи, рассказы с элементами театрализации.
За успешное выступление на многих всероссийских и международных конкурсах, конференциях, краеведы награждены 40 дипломами, почётными грамотами, ценными подарками.
Сегодня без музея жизнь в селе Богословка была бы неполной. Сколько прекрасных страниц из истории здешних мест оказались востребованными. Сколько людей осознало свою связь с этой древней землёй – благодаря созданному здесь музею. Благодаря Анатолию Фёдоровичу и его единомышленникам не зарастает тропа памяти в Богословке. Хочется верить, что поколение, воспитанное на боевых и трудовых традициях, о которых рассказывает музей, будет достойным их продолжением.
Живёт в Богословке уникальный краевед – исследователь, учитель, истинный русский интеллигент Анатолий Фёдорович Тарасов. Любят и уважают его односельчане. И он не одинок. Его ученики – его единомышленники. Они поистине связующее звено поколений.
И сказать, я был удивлён, когда узнал, что подвижник бессеребренник энтузиаст Тарасов вот уже сколько лет самоотверженно, бескорыстно делающий великое дело просвещения, даже не почётный работник образования, не «Заслуженный работник культуры»!
Отдавая себя всецело любимой работе, А.Ф. Тарасов не делит день надвое: половина – школе, музею, а вторая половина дому, отдыху. Для него всё едино. Краеведение стёрло границу между этими половинами – оно стало для него смыслом жизни.
Схоронив жену, Анатолий Фёдорович живёт один. Но в его жизни всё так же, как было и раньше. Увлечение историей, краеведением стало для него смыслом жизни. Наверное, поэтому, напитавшись духом творческого горения, дочь Маргарита пошла по стопам отца, преподаёт историю. Ведь как это важно: из знания своего прошлого вырастает осознанное и ответственное отношение к настоящему.
По тропе Ключевского
«Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего, мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда идти дальше. Двигаясь ощупью в потёмках, мы видим перед собой полоску света, падающую на наш дальнейший путь – это история с уроками и опытами, которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего». Это слова Василия Осиповича Ключевского, нашего выдающегося земляка. Долгое время имя его, как и многое другое, связанное с дореволюционной славой России, было не особенно популярным. Но времена изменились, и в Пензе, в 1991 году, в год 150-летия учёного, открылся музей В.О. Ключевского. Музей разместился в том самом доме, где жил будущий историк после переезда его матери в Пензу. И по сей день, он остаётся единственным в стране.
Хотя.… В селе Воскресеновка Пензенского района – месте рождения Василия Осиповича – также есть одноименный музей, школьный, который является филиалом Пензенского, и здесь же установлен первый и пока единственный в России бюст Ключевского – работы пензенского скульптора Александра Кныша.
Главная заслуга в создании школьного музея принадлежит учителю истории Воскресеновской средней школы Владимиру Николаевичу Гуськову. История создания его такова. Несколько лет назад на базе школы была организованна педагогическая экспериментальная площадка в рамках концепции «От культуры края – к культуре мира». Концепция, разработанная профессорами Пензенского педагогического университета К.Д. Вишневским, Н.М. Инюшкиным и младшим научным сотрудником кафедры мировой и отечественной культуры учителем истории В.Н. Гуськовым, была одобрена и утверждена Министерством культуры России. И все эти годы данная программа является новым для России этапом в системном использовании культурно-исторической среды в педагогическом процессе. Звучит суховато, казённо, зато какое содержание вложили педагоги в эту форму! Изучать историю родного края ребята начинают с подножия, со своих корней.
Владимир Николаевич убеждён, что нельзя спокойно жить и называться человеком, если из твоего дома, а тем более, из школы, – дети равнодушно смотрят на старую церковь с пустыми глазницами окон, если не тревожит их судьба родника, возле которого разрушается построенная предками часовня.
Формировать у школьников гражданские и патриотические чувства, считает В.Н. Гуськов, следует именно на таких конкретных примерах: это ведь твои дед и отец, это твои односельчане строили и церковь, и часовню, да и саму судьбу нашей Родины. Благо, Воскресеновская школа расположена в особой историко-культурной зоне, дающей прекрасные возможности для непосредственного общения с памятными местами, связанными не только с Ключевским, но и многими другими персонажами российской истории. Соседнее село Симбухово (ныне Калинино) в своё время славилось поместьем третьего Пензенского губернатора Ф.Ф. Вигеля. Он родился в этом селе в 1786 году, и был не только современником многих исторических личностей, но имел знакомство с баснописцем И.А. Крыловым, знаменитым историческим романистом М.Н. Загоскиным, с поэтами А.С. Пушкиным, П.А. Вяземским, В.А. Жуковским, историком Н.М. Карамзиным и др. В селе сохранилась церковь Успения Божьей Матери, фрагменты парадных ворот усадьбы Вигелей и некогда богатейшего лесопарка, каретный двор.
В Воскресеновском ареале располагается Валяевский храмовый комплекс с часовней иконы Божьей Матери, Живоносным источником, памятники архитектуры XVII-XIX веков.
В июле 1840 года в село переехала семья Иосифа Ключевского. Он был назначен священником в Воскресеновскую церковь во имя Обновления Храма Господня. Ключевские прожили в селе до 1845 г. Здесь родился их первенец Василий. К сожалению, церковь, в которой служил Иосиф Ключевский, не сохранилась. Лишь величественные развалины возвышаются над селом. Но есть в селе один чудесный уголок, напоминающий о том времени. Шумят кронами старые липы в аллее парка, украшавшего помещичью усадьбу Ребровских. Маленький прудик с островком посередине окружён белоствольными красавицами берёзами. Здесь любила гулять Елизавета Николаевна Ребровская, хозяйка села в первой половине XIX века. Именно она стала крёстной матерью будущего историка…
Рассказывает об этом и специальная эколого-краеведческая тропа. Начинается она у школы от бюста Ключевского. Вьётся по старинной части села Селивановка, идёт по плотине у барского пруда, по Колдомасову лесу к древнему седому кургану. Затем – к «Прощеному роднику», что находится в трехстах метрах юго-восточнее кургана Ардымский шихан; далее тропа ведёт к крутому берегу речки Ардым, мимо торфяного болота к усадьбе Вигелей (XIX век). Затем – по старой саратовской дороге, откуда видно село Борисовка, где, отступая, ночевал Емельян Пугачёв. Затем вновь тропа ведёт к Воскресеновке, подводит к памятнику герою русско-японской войны Рябову, к монументу воинам, погибшим за Родину, и возвращается к школе.
…В школьном музее, на входе, нас встречает строгий взгляд с портрета В.О. Ключевского. «Кто вы? Что значит для вас Родина?» – будто спрашивает он.
Ответы на эти вопросы учитель истории Гуськов ищет вместе со своими питомцами.
В экспозиции много интересных документов. Вот запись о венчании родителей В.О. Ключевского. А вот ксерокопия листа метрической книги за 1841 год, где под №4 от 21 января читаем: «У приходского священника Иосифа Ключевского и законной его жены Анны Фёдоровны, оба православного исповедания, родился 16 января, крестился 21 января, сын Василий. Крёстный отец господин надворный советник Александр Никифорович Заворицкий, а восприемница (крёстная мать) из дворян девица Елизавета Николаевна Ребровская».
А вот заявление ректору Пензенского духовного уездного училища, отцу протоиерею господину Овсову, в котором А.Ф. Ключевская покорно просит принять сына десяти лет во 2-й класс духовного приходского училища, – от сентября 1851 года.
Часть экспозиции посвящена окружению В.О. Ключевского – от семейства сельского дьячка до его учителей по университету – видных учёных Ф.И. Буслаева, С.М. Соловьёва (фото 70-х гг. XIX в.)
Привлекает внимание фрагмент резного иконостаса из Воскресеновской церкви во имя Обновления Храма Господня, где крестили будущего историка. Этот чудом уцелевший уникальный экспонат подарила музею местная старушка, которой он достался от предков.
Есть тут и книга «Страсти Христовы», середина XIX века, – с дубовыми обложками, обтянутыми кожей, с металлическими застёжками. И конечно, тома «Курса русской истории» проф. В. Ключевского издания 1912 года, и другие.
Кроме материалов о В.О. Ключевском, в музее собраны краеведческие экспонаты более раннего периода. Например, «сарматовский кинжал» (V век до н.э.); бронзовое украшение мордовской красавицы (V век н. э.). В результате экспедиций по окрестностям музей пополнился уникальными находками, характеризующими пензенское село XIX в.; деревянное колесо из цельногнутого ствола дуба, жернова (XIX в.); фрагменты бивней мамонта, окаменевшие стволы деревьев, росших до днепровского оледенения, белемнетеллы – свидетели древнего моря, которое 25-30 млн. лет назад плескалось на месте села. Мшанки, отпечатки раковин, гранитный камень «тёрочник» – прообраз ручной каменной мельницы и др. Широко представлена нумизматическая и геральдическая коллекция.
Особое место среди экспонатов музея занимает ксерокопия «ПОЧЁТНОГО СВИДЕТЕЛЬСТВА» выданное Академией наук СССР. О присвоении малой планете №4560 имени Василия Осиповича Ключевского.
Члены краеведческого кружка сами водят экскурсии по музею, изучают документы и книги по истории родного края, занимаются сбором предметов деревенского быта, записывают воспоминания старожилов о прошлом села, сельские легенды и предания. Экспозиции музея постоянно пополняются. Свои книги с автографами подарили музею побывавшие здесь известный русский писатель А.И. Солженицын; исследователь творчества В.О. Ключевского, доктор исторических наук Р.А. Киреева; исследователь историко-культурной среды Арктики П.В. Боярский и многие другие. Интересную библиотеку подарили учёные Пензенского педагогического университета. Создан фонд видеофильмов по истории Пензенского края.
Сам Владимир Николаевич Гуськов в результате многолетней кропотливой работы создал историко-топонимический словарь под названием «Село Воскресеновка и его окрестности». Книга интересная и полезная, она органически вписывается в Программу «От культуры края – к культуре мира», которая получила горячее одобрение таких выдающихся учёных, как академики Э. Тенишев, С. Шмидт, Д. Лихачёв, ещё в 1991 году была принята к реализации пензенской администрацией.
Сущность программы – в её заглавии. Постигая культуру своего народа, своего региона, мы тем самым осознаём свою роль в культуре всего человечества.
Книга учителя истории, краеведа В.Н. Гуськова рассказывает жителям Воскресеновки о достопримечательностях их «малой родины». Словарь содержит не одну сотню слов. В нём не только история сёл, деревень и даже улиц, но и дано объяснение названий полян, болот, лесов, оврагов. Книга интересна с топонимической точки зрения, и вместе с тем рассказывает о людях, их занятиях, их образе жизни. Это трогательное «послание» автора – современникам и потомкам. Читая его, невольно поражаешься: того, что сделано Владимиром Николаевичем, хватило бы на целый коллектив штатных работников. Но разве по разнарядке выдают энтузиазм и талант исследователя, собирателя и бытописателя?
Школа целенаправленно работает, чтобы получить статус школы имени В.О. Ключевского. Уже сегодня в школе «прописаны» музейная педагогика, краеведение, ведутся силами учеников археологические, культурные, этнографические исследования, используются возможности Интернета.
Согласно единому учебно-воспитаельному плану работы школы и музея в нём, проводятся не только уроки истории, но и литературы, географии, биологии и др. Экспонаты музея и документальные материалы позволяют глубже представить изучаемый материал. Школьная педагогическая лаборатория разработала план-сценарий ежегодно проводимого месячника, посвященного дню рождения историка В.О. Ключевского.
Надо сказать и о том, что кроме экскурсий и лекций, в дни месячника стали традиционно проводиться фольклорные вечера. Готовятся они на основе собранного учащимися материала: коллекции крестьянской одежды и предметов быта, магнитофонных записей обрядовых песен, рассказов старожилов о традиционных сельских обрядах. Фольклорные вечера выливаются в настоящие сельские праздники – в них участвуют не только школьники, но и их родители, бабушки, дедушки…
На заключительном мероприятии месячника – финальном туре знатоков истории родного края – победителям вручаются премии имени В.О. Ключевского.
О проведении таких праздников как Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Славящее Воскресение (местный престольный праздник), Покров, Кузьминки готовятся, и проходит ныне при участии музея и школы, и учителя истории, директора школьного музея Владимира Николаевича Гуськова.
– Есть такая накатанная формула: «Из школы уходят в жизнь!» – вслух рассуждает Владимир Николаевич, – но, думается, гораздо важнее, чтобы жизнь не уходила из школы, чтобы дети в учебном заведении получали не просто образование, а образовывали ещё и сердце. И продолжает: – но мне кажется, гораздо важнее, что бы уже школа учила жизни. Возможности учебной эколого-краеведческой тропы позволяют достичь не только большей эффективности экологического образования, но и приобщить ребят к богатейшему культурно-историческому наследию края и Отечества!
Времён связующая нить
Имя учителя истории Воскресеновской средней школы им. В.О. Ключевского Почётного работника народного образования Владимира Николаевича Гуськова хорошо знакомо педагогической общественности не только Пензы.
Владимир Николаевич Гуськов за свои 63 года пережил многих вождей Отечества. О каждом имеет своё суждение. Правда, судьёй им быть не хочет: «Историю не повернуть вспять», – нередко повторяет он.
Родился он в селе Макарово Ртищевского района Саратовской области. Отец, инвалид войны, и мать растили четверых ребятишек. В семье жили ещё бабушка и прабабушка, и все восемь человек ютились в ветхой избёнке пять на пять метров. Вероятно, от рождения Володя был «обречён» быть учителем истории. Первыми не академическими учителями были его предки. Их рассказы не отличались глубоким анализом, не было побудительных причин и следствий, но в них была сама жизнь.
Прабабушка прожила 113 лет и умерла в здравом уме, от травмы. Она была современницей отмены крепостного права и начала земельной реформы 1861 года, русско-японской войны и кровавого воскресенья, Великой Октябрьской социалистической революции и войны с фашистской Германией. Долгими зимними вечерами она много и часто рассказывала об этих и других исторических событиях, так или иначе отражавшихся на жизни села. О волнениях рабочих на Поташном заводе в 1905 году, и как их «усмиряли» присланные царским правительством казаки.
Дед Никифор Ерёмин по линии матери был участником восстания на броненосце «Потёмкин» в 1905 г. Шестнадцать долгих лет он пробыл в румынском плену. Возвратясь в село, умер в 1922 г., не дожив до рождения Володиной матери. О нём и по сей день, с чувством уважения, от поколения к поколению пересказывают односельчане.
Бабушка Мария Алексеевна – удивительной души человек, с уникальными способностями лечить травами, править кости, принимать роды. Не счесть людей, благодарных ей за оказанную помощь. Трудилась она в колхозе разнорабочей, возила на верблюде зерно. Однажды мужики решили подшутить и подсунули верблюду под хвост колючку. Верблюд так понёс повозку, что она превратилась в щепки. А бабушка на всю жизнь осталась инвалидом.
У другой бабушки Прасковьи Ивановны Гуськовой – своя история. Дважды её пытались расстрелять во времена гражданской войны. В село ворвалась банда Антонова, она очень нуждалась в лошадях. Дед прознал об этом и загодя отвёл своих лошадей за Хопёр, но кто-то донёс на него. И тогда двое бандитов принялись пытать бабушку. Сильно избили и поставили к стенке сарая, чтобы расстрелять. Она обессиленная, рыдая, прижала к себе троих малолетних детей и, едва бандиты щёлкнули затворами, бабушка упала замертво. Разъярённые, они привели её в чувство, вновь поставили к стенке. Вдруг кто-то из толпы односельчан громко крикнул: «красные!». Бандиты бросились бежать. А у бабушки с того дня стали выпадать волосы, пока она совсем не облысела.
Не из книг Володя узнал и о так называемом в народе законе «О трёх колосках». Всё та же несчастная бабушка Прасковья Ивановна с соседкой Анастасией Петровной Минаковой ночью возвращались с работы домой. На поле набрали по карману колосков. Чтобы как-то порадовать голодающих дома детей. Вдруг к ним верхом на лошади подскочил объездчик и давай с лютой ненавистью кнутом хлестать совсем обессилевших, пожилых женщин. Бабушка упала, и все собранные колоски рассыпались по пашне. Объездчик всё собрал и бабушку вместе с соседкой доставил в отделение милиции. Ночи и дни, проведенные на голых нарах в голоде и в холодной кирпичной камере, им показались вечностью. Они мысленно простились с жизнью, но к счастью, их выручил муж другой соседки, который работал в милиции конюхом.
В 1937 г. репрессировали деда Ефима Николаевича Гуськова – пухнущего от голода его обвинили в краже. Отношение у Владимира Николаевича к истории не абстрактно-академическое, а эмоциональное, личностное. К истории он относится так, словно это происходило с ним. Вот так он изучал историю. Прибежит с уроков домой и к отцу-инвалиду, с просьбой рассказать о прошлом, о войне, о чём сегодня вёл речь учитель Пётр Иванович Горин. Видимо, инстинктивно хотел закрепить урок так, чтобы обретённое рассудком мнение тут же было дополнено, закреплено эмоциональным, жизненным сознанием. Он как бы хотел и просил, чтобы родной, постаревший человек переложил на его плечи и душу часть потрясений и боли своей непростой судьбы. Отец рассказывал. После таких уроков как нельзя лучше усваивается история. Тем более, когда подумаешь, как крепко-накрепко ты связан с нею. Страшно подумать, найди тогда фашистская пуля сердце отца, не было бы и тебя…
После школы – сельскохозяйственный институт. Работа агрономом на комбинате «Тепличный». Как талантливого организатора производства назначают директором совхоза «Пензенский», в село Воскресеновку. Пришлось достраивать экспериментальный посёлок из коттеджей в двух уровнях, со всеми коммунальными удобствами, с встроенными гаражами, погребами и прочими деревенскими чудесами. Смотреть на этакую диво-деревню ехали со всего Союза.
При всём этом Владимир Николаевич испытывал чувство огромного стыда, поскольку при въезде в новый посёлок стояла старенькая бревенчатая сельская школа с мемориальной доской, что здесь, в селе Воскресеновке, родился и жил (1841-1851 гг.) великий русский учёный историк Василий Осипович Ключевский. И под юбилей великого земляка директор совхоза принимает решение: построить за счёт совхоза современное здание школы. Самое просторное и светлое помещение отвести под школьный музей В.О. Ключевского.
Немало пришлось походить по инстанциям, пока объект включили в план строительной организации. Помогали райком, райисполком, но и их возможности оказались не безграничны. Дошёл до секретаря ЦК КПСС и довёл-таки стройку до конца. За счёт совхоза около школы установили бюст В.О. Ключевскому. Ежегодно ко дню рождения ученого стали проводить конкурс знатоков истории и лучшим вручать премии имени Ключевского.
Само собой, хватало дел и на производстве. Занимался арендным подрядом. Некоторые цехи имели самостоятельные расчетные счета. Люди зацепились за новое. Кое-кому из властей это не понравилось. А поскольку Гуськов мог «сметь своё суждение иметь», все его новшества прикрыли.
Так директор совхоза, агроном по образованию, стал учителем истории. Почему истории? Во-первых, это его давнее увлечение. Да и библиотека у него с историческим уклоном – пять тысяч томов! Во-вторых, он глубоко убеждён, что одним лишь комфортабельным коттеджем не исчерпывается возможность жить по-человечески, богато и счастливо.
Как теперь не позавидовать воскресеновцам, они в любой день могут заглянуть в известный на всю страну музей своего земляка. Рассказы школьников-экскурсоводов позволят воскресить события прошлого, дела и поступки людей, дать им нравственную оценку, заставляют задуматься о своём месте в истории Отечества.
На примере из собственной жизни Владимир Николаевич сделал вывод: «Формирование у школьников гражданского и патриотического чувства следует проводить на живых примерах: на чувстве кровного родства и причастности деда, отца, родного села к судьбе нашей Родины».
Академик Сигурт Оттович Шмидт, председатель Археографической комиссии Российской академии наук, председатель Союза краеведов России, побывав в Воскресеновке, только головой качал. Какое большое дело затеяно! И когда! Во времена декультуризации, когда всё стремительно катится вниз. Он с уважением отозвался о школьном музее. И не случайно на Международную конференцию по краеведению в Москве Шмидт не забыл пригласить учителя истории, директора школьного музея Владимира Николаевича Гуськова.
– Говорят, труд учителя неблагодарен, – замечаю я бывшему директору совхоза Гуськову. – Порой кажется, вложил всё в ученика, а желанной отдачи нет.
– А надо ли ждать сиюминутной отдачи? – отвечает он. – Кто так думает, рискует быстро разочароваться в своей профессии. Я думаю, отдача есть, если твой ученик станет уважать край, где он родился, а потом и страну, в которой живёт. А уважать и любить можно только тогда, когда знаешь, когда ценишь, когда веришь! Счастливо село, в котором есть такой учитель.
В селе далеко за полночь. Один за другим сомкнули ресницы окна домов. Только из оконных проёмов квартиры Гуськова ярко льётся свет. Свеча горит, себя сжигая. Убелённый сединой учитель, краевед-исследователь работает, для него завтра начинается сегодня. |