Ольга Камрыш
01.04.11. В III веке христианство стало глубоко проникать во все слои греко-римского общества, что повлекло массовые гонения на приверженцев новой веры. От языческих преследований пострадали и святые мученики Хрисанф и Дария.
В то время в Риме узурпировал императорскую власть Марк Аврелий Кар (282—283) вместе со своими сыновьями Карином и Нумерианом. Пока император со старшим сыном воевал в Персии и Галлии, младший сын остался править в Риме.
Хрисанф родился в языческой семье патриция Полемия в Александрии. Знатный вельможа хотел дать сыну блестящее образование. Из просвещенной Александрии семья отправилась в Рим, который был в то время центром философской мысли. Там Полемия, встретили приветливо и «почтили сенаторским местом». Любимый сын своего отца, Хрисанф был прилежен в учении и преуспел в книжной мудрости. Юный студент с интересом изучал философию, но не находил в ней ответа на вопросы, все чаще появляющиеся в его голове. Многое в обществе претило Хрисанфу. Часто он уходил в себя, размышляя о бесчинствах, в которых погрязли римляне. Среди книг ему попадались такие, в которых языческие философы рассуждали о христианстве. Заинтересовавшись учением Христа, юноша захотел прочитать книги, написанные самими христианами. Ему довелось найти Святое Евангелие и Апостольские послания, которые открыли глаза разумному юноше и пролили в его сердце свет истинной веры. Он понял, что обрел желаемое – настоящую веру в Бога и знание смысла жизни.
Хрисанф стал искать христианского наставника для себя. Прослышав о Карпофоре, знатоке Священного Писания, который скрывался от гонений, юноша решил разыскать его. Он нашел старца, живущего в уединении в горах. Пылкий ученик каждый день посещал Карпофора, и тот наставлял его в истинах веры Христовой. Через несколько месяцев Хрисанф принял Святое Крещение и вскоре сам стал проповедывать Евангелие.
Именитые граждане Рима, узнав об этом, явились к сенатору с жалобой на сына. Обвинив его в злословии богов, они напугали отца, что слух может дойти до императора, и тогда не будет жизни ни его семье, ни его друзьям.
Разгневанный отец заключил Хрисанфа в сырой подвал. Скудную еду наказанному приносили один раз в день. Полемий был уверен, что такие меры отрезвят «нерадивого» сына, привыкшего с детства к роскоши. Но юноша с готовностью принял наказание, увидев в этом для себя новый благодетельный опыт поста и лишений. Тогда родственники объяснили отцу, что действовать надо иначе, так как христиане с радостью принимают тяготы жизни и муки за веру. Легче же будет отвадить сына от опасного «увлечения», если подвергнуть его искушениям мирской жизни: удобствам и развлечениям. Воодушевившись, Полемий приказал подготовить комнаты, полные великолепия. Высвободив сына из подвала, он нарядил его в дорогие одежды и с почестями привел в роскошные апартаменты. Туда же подавались самые изысканные кушанья и вина. Среди служанок были выбраны самые красивые, которые должны были ублажать Хрисанфа. Целые дни играла музыка, полуодетые девушки танцевали перед юношей и говорили ему непотребные речи, пытаясь соблазнить его. Юный постник не прикасался к яствам, старался отстраниться от всего происходящего и беспрестанно молился Господу, понимая, что лишь силой Божьей укрощается плоть и соблюдается чистота.
Узнав, что все старания тщетны, Полемий стал рыдать о Хрисанфе, как о мертвом, уверенный, что некая колдовская сила завладела его любимым сыном. Тогда «благожелатели» посоветовали женить юношу на образованной и умной девице, которая заставит забыть о всяких «глупостях» и вернет его к светской жизни.
В то время добрая молва шла о Дарии, одной из жриц языческого храма Афины Паллады. Девушка отличалась незаурядным умом и красотой, а так же была высоко образована в риторской премудрости. Ее речи могли убедить любого иноверца в непоколебимости языческих догматов. Полемий без промедления просватал за нее своего сына. Юная красавица согласилась и с честью была приведена в дом сенатора.
Она вошла в спальню к жениху, имея твердое намерение отвратить его от христианского «волшебства». Обладая тонким умом и тактом, Дария заговорила с Хрисанфом просто и серьезно об огорчении и слезах отца, о своей любви к нему. Между ними завязался спор о вере и суевериях. Указав на безнравственность языческих богов, жизнеописания которых не могут служить примером для праведной жизни людей, благочестивый юноша обратился к девушке с проповедью: «Если свою душу и тело сохранишь в непорочности, а сердце украсишь добродетелями, как сейчас украсила свою одежду драгоценностями, то Господь приготовит тебе нетленный чертог на небе, несравненно прекрасней и светлее земного и даст тебе райское веселье, а юность твою сделает бессмертной и назначит тебе приданое в книгах вечной жизни». Долго длилась беседа и закончилась торжеством Хрисанфа. Юная Дария оказалась столь разумной, что приняла за истину убедительные речи жениха. Она добровольно согласилась стать христианкой и жить в безбрачном супружестве. Полемию они ничего не открыли. Он же, обрадованный тому, что сын согласился жениться, утвердил его наследником всего имения.
Отец вскоре умер, и молодые разъехались в разные дома, устроив в них монастыри. Хрисанф объединил вокруг себя несколько обращенных ко Христу мужчин. В доме Дарии собрались женщины, пожелавшие всецело посвятить себя Богу. Они изучали христианскую литературу и, возрастая духовно, проповедовали Божьи истины среди горожан.
Негодующие римляне пожаловались градоначальнику Келерипу на супругов, проповедовавших безбрачие. Тот поручил трибуну Клавдию провести расследование и подвергнуть пыткам виновных. Личность трибуна была неприкосновенной. Он отвечал за порядок в городе. Узнав о «безбожниках», которые сбивают на ложный путь римлян, Клавдий приказал схватить Хрисанфа и Дарию. Не раз имея дело с колдунами и чародеями, он не сомневался в успехе своих действий. Узника подвергли страшным мукам, дабы заставить его отречься от Христа. Но Хрисанф обладал невероятной твердостью, а все страшные пытки теряли свое действие. Воины были поражены и обо всем доложили трибуну. Клавдий сам пришел в темницу к мученику и долго беседовал с ним. Изумленный речами христианина, трибун стал каждый день приходить к нему, слушать его проповеди. Он и воинов своих приводил, и членов семьи. После этих бесед Клавдий и сам уверовал в Бога, и Илария, жена его, и сыновья, Ясон и Мавр, и весь дом их, и все воины, мучившие Хрисанфа с семьями своими. Испросив прощения у святого, все вместе приняли святое Крещение.
Когда весть об этом дошла до Нумериана, он приказал их всех казнить. Не тронули лишь женщин. Мученик Клавдий был утоплен в море, а его сыновья вместе с воинами были обезглавлены. Христиане тайно похоронили тела казненных в одной из пещер. Илария, жена Клавдия, стала постоянно ходить на место погребения сыновей, молясь и оплакивая невинно замученных. Как-то ее выследили язычники и хотели схватить. Святая попросила дать ей несколько минут для молитвы. Она просила Господа, забрать ее и соединить с мужем и сыновьями. Закончив молитву, Илария пала бездыханной у гроба детей, где и была похоронена верными служанками.
Расправившись с вновь обращенными христианами, император приказал особо жестоко поступить с виновниками этой истории, Хрисанфом и Дарией; чтобы они до того, как принять смерть, долго мучились. Хрисанфа бросили в смрадную яму, куда стекались все нечистоты города. Но внезапно воссиял Небесный Свет, а вместо смрада яма наполнилась благоуханием. Многие, кто присутствовал при этом уверовали в Бога.
Святую Дарию мучители отдали в «блудилище» на посрамление. В тот момент, когда девушку хотел обесчестить один из клиентов публичного дома, к ней пришло спасение. Сбежавший из цирка лев накинулся на насильника и хотел разорвать его. Но Дария остановила зверя и стала проповедовать поверженному Слово Божие. Насильник раскаялся и уверовал во Христа. Тогда лев отпустил его. Никто не мог зайти к девушке в комнату. Даже работники цирка не могли совладать с грозным львом. Дария не переставала проповедовать, и из греховного дома выходили озаренные светом истинной веры, вновь обращенные христиане.
Градоначальник велел поджечь здание, где находились девушка и лев. Но они оба остались невредимы. Лев благополучно скрылся в безлюдных местах, а Дария без страха стала ожидать своей участи. Нумериан велел отдать Хрисанфа и его жену в руки палачей. Долго истязали святых мучеников, а напоследок вывезли из города, заживо зарыли в землю и завалили камнями. Это произошло в 283 году.
С тех пор в пещере, недалеко от места казни стали собираться христиане, где совершали Богослужения и причащались Святых Тайн. Узнав об этом, языческие власти приказали засыпать вход в пещеру, заполненную молящимися. Тогда в голодных муках погибло много верующих, двое из которых известны по именам: пресвитер Диодор и диакон Марианн. Их память, а так же память Клавдия с семейством его, воинов и других христиан, замученных в то время, совершается вместе с памятью святых Хрисанфа и Дарии.
19 марта (1 апреля): Мучеников Хрисанфа и Дарии и с ними мучеников Клавдия трибуна, Иларии, жены его, Иасона и Мавра, сынов их, Диодора пресвитера и Мариана диакона (283). Прав. Софии, кн. Слуцкой (1612). Св. Иоанна исп., прмц. Матроны (1938). Прп. Иннокентия Комельского, Вологодского (1511-1522). Мч. Панхария (ок. 1473). Прп. Вассы Псково-Печерской (ок. 1473). |