Ольга Камрыш
10.04.11. В России первым мучеником-христианином, погибшим от иудеев, считается святой Евстратий Печерский, память которого отмечается 10 апреля.
В последнее время неоднократно еврейские религиозные деятели и даже некоторые уважаемые представители христианства пытались склонить Церковь к деканонизации Евстратия Печерского в связи с явной антииудейской позицией его жития. Правда, в чем выражается эта позиция - непонятно. В том, что он был великим постником и глубоко верующим человеком? Или в том, что он принял мученическую смерть только за то, что остался верен Христу? Канонизация Гавриила Белостокского также часто подвергается критике, как пример кровавого навета на евреев и пропаганды антисемитизма. «Описанные пытки и человеческие жертвоприношения противоречат многим фактическим положениям иудаизма». Никто и не спорит, что противоречат, но факты этих преступлений есть. Давайте тогда перестанем считать святыми всех мучеников, погибших от рук язычников, мусульман, атеистов. Любое преступление, совершенное когда-либо евреями, почему-то категорически отвергается их потомками. Самокритичностью и способностью к раскаянию, к сожалению, они не страдают. Им бы поучиться у тех же немцев, которые не могут никак отмыться от последствий фашистского режима или у России, которая безропотно взяла на себя все грехи советского прошлого - мыслимые и немыслимые. Удивительным образом удается евреям убедить общественность в своей правоте. В докладах Конгресса США по антисемитизму возрождение почитания Гавриила Белостокского упоминается как нарушение религиозных свобод. Объясните, о каких религиозных свободах идет речь?
Следуя моде на толерантность в США появился новый «политически правильный» вариант перевода Священного Писания, который бы не ставил в неловкое положение представителей Иудаизма. Оказывается, Иисуса Христа распяли не иудеи, а римские язычники. Да и вообще неважно, кто распял – распяли и всё. Однако эти изречения противоречат словам из Талмуда о том, что иудейские «мудрецы поступили с Иисусом так, как он того заслуживал». Да речь вовсе не о том, кто виноват. Смысл священной истории Евангелия более глубокий. Это мы все, каждый раз нарушая Божьи заповеди, участвуем в распятии и предательстве Христа.
Преподобномученик Евстратий Печерский, живший в конце XI века, явился подражателем Спасителя, приняв то же страдание, что и Он.
Евстратий родился в Киеве в богатой семье. С юных лет он готовил себя к монашеской жизни и, когда пришло время, раздал свое имение нищим и принял постриг в Киево-Печерском монастыре. Смиренный инок строго исполнял молитвенное правило, проводя дни в строгом воздержании. Святой смирил себя пслушанием, проведя в посте и непрестанной молитве сорок дней, за что и был прозван постником.
К югу от Киева жили половцы, которые нередко промышляли грабежом и разбоями, нарушая границы Киевской Руси. В 1096 году половецкий хан Боняк напал со своим войском на Киев и разорил Печерский монастырь. Много иноков истребили и надругались над святынями. Евстратия и еще 50 христиан половцы взяли в плен и продали в рабство в греческом городе Корсунь (ныне Херсонес Таврический) одному еврею-работорговцу. Местный епарх, будучи сам евреем, принявшим христианство, разрешал своим соплеменникам покупать христиан и обращать их в рабство, несмотря на то, что византийским евреям запрещалось владеть рабами-христианами. Новый хозяин стал принуждать пленников к отречению от Христа, вероятно, для того, чтобы их можно было беспрепятственно продать уже как рабов-нехристиан. Он запретил кормить пленников, пока они не откажутся от своей веры. Но мужественный инок Евстратий молитвенно наставлял своих товарищей по несчастью: "Братия! Кто из вас крестился… пусть тот не изменяет обету, данному при Крещении... Если живем - будем жить для Господа; если умрем - умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь". Укрепленные словами преподобного, пленники предпочли умереть, но не отрекаться от Христа. Истощенные голодом и жаждой, все пятьдесят христиан умерли, один за другим. Через 14 дней оставался живым лишь преподобный Евстратий, организм которого был закален в постничестве, но и он уже готовился отойти в мир иной. Узнав о смерти своих рабов и о понесенных убытках, нечестивый хозяин решил отомстить святому иноку. Во время празднования иудейской Пасхи работорговец, собрав своих друзей, распял на кресте уже совсем обессилевшего Евстратия. Жестокие мучители насмехались над святым, предлагая ему вкусить свою пасху, на что тот отвечал: «Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: "Ныне же будешь со Мною в раю" (Лк.23:43)… Но ты, распявший меня, и все прочие твои единомышленники, восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отмщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан». Услышав это, разгневанный еврей схватил копье и пронзил им святого мученика. Тело страдальца было кинуто в море, а позднее было найдено и погребено в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры, где мощи святого лежат и по сей день. Кончина Евстратия последовала в 1097 году.
Предсказание святого о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось. Еще в 1095 году византийский император Алексей I Комнин издал указ, предписывающий освободить рабов, родившихся свободными. Новшества наконец дошли и до Корсуни. Императорским повелением были изгнаны оттуда и лишены имущества все евреи-рабовладельцы, а иудеи, виновные в смерти христиан, казнены. Предание повествует о постыдной смерти еврея-работорговца, замучившего святого инока. Смерть Евстратия и других христиан всколыхнуло население. Возможно, это негодование явилось причиной еврейского погрома, в результате которого был убит епарх, а работорговец повешен на дереве.
Несправедливо эту историю относят к так называемому кровавому навету на евреев, якобы она ложно обвиняет иудеев в ритуальных жертвоприношениях. Об этом в повествовании и речи нет. Евстратий был замучен за то, что он не отрекся от Христа. Подобных убийств было не мало. Мы почитаем святых мучеников за их праведность и безропотное принятие всех жизненных испытаний. Жития святых – пример всем нам и последующим поколениям, и отказываться от этих великих уроков благочестия – преступление. Нельзя выкинуть из истории и уж тем более забыть те факты убийств и издевательств, которые совершали над «иноверцами» якобы иудеи, якобы христиане, якобы мусульмане. Якобы – потому что ни одна из этих религий не пропагандирует насилие и жестокость. Все мы Божьи дети и должны любить друг друга, как велит Господь.
28 марта (10 апреля ): Прп. Марии Египетской. Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок.754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского(IX). Св. Николая исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия пресвитера (1938); мч. Иоанна (1939). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мучеников Ионы и Варахисия и с ними Занифы (Занифана), Лазаря, Маруфа (Маруфана), Нарсы (Нарсина), Илии, Мара (Марина), Авива, Сивеифа (Сивефина) и Саввы Персидских (ок. 330). Мч. Енравота-Бояна, кн. Болгарского (ок.830). |