Ольга Камрыш
«В этом человеке есть что-то апостольское»
(Митрополит Филарет о свт. Иннокентии).
13.04.11. В далеком сибирском селе Ангинском в семье церковного пономаря Евсевия Попова 26 августа 1797 года родился сын, и назвали его Иваном. С пяти лет отец учил мальчика грамоте, и тот оказался очень способным к наукам. Когда Ване исполнилось шесть лет, семья осталась без кормильца. Но в его памяти навсегда остались отцовские уроки грамоты и жизни. Ему еще не было и восьми лет, когда на богослужениях он вдохновенно читал Апостол. У матери на руках оставалось еще трое маленьких детей, поэтому ей пришлось согласиться отдать старшего сына в семью его дяди по отцовской линии Дмитрию Попову. Овдовев, дядя принял монашество с именем Давид и переехал в Иркутск. Там же мальчика определили в духовную семинарию в 1806 году. Иеромонах Давид любил заниматься механикой, эту же любовь он привил и племяннику. Иван часто навещал своего дядю и помогал ему в создании различных изобретений. А вскоре стал создавать и свои личные. Так в семинарии он устроил из дерева и бумаги водяные часы с боем.
В 1814 году новый ректор семинарии поменял многим ученикам фамилии. Ваня получил фамилию в честь умершего в том году Иркутского епископа Вениамина и стал Вениаминовым. В двадцать лет Иван вступил в брак и был посвящен в диакона Благовещенской церкви. Через четыре года он был рукоположен в священника той же церкви. За два с половиной года служения отец Иоанн снискал любовь и уважение прихожан. По воскресеньям перед литургией он собирал в храме детей и давал им уроки Закона Божьего.
Алеутские острова в те времена относились к Российской империи, и Святейший Синод предписал послать туда священника, дабы принести северным народам свет Христианского учения. Добровольцев ехать в столь суровые условия не находилось, и Иркутский епископ Михаил медлил с решением. Вдруг к нему приходит отец Иоанн Вениаминов и изъявляет желание принять данную миссию. Конечно, решение это пришло к священнику не сразу. Дело в том, что он был знаком с выходцем из тех мест Иваном Крюковым, который много рассказывал о людях тех краев, о суровой и интересной жизни Севера. Отец Иоанн сам рассказывал, как произошло просветление в его голове, и он точно понял, как надо поступить: «Когда … Иван Крюков… стал рассказывать об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия — то (да будет благословенно имя Господне!) я вдруг и, можно сказать, весь загорелся желанием ехать к таким людям».
Так, 7 мая 1823 года священник со всем своим семейством – женой с годовалым сыном, старенькой матерью и братом - отправился из Иркутска в далекую Уналашку. Путешествие, полное испытаний, длилось больше года. Сначала добрались до родного Ангинска, оттуда - на барже по реке Лене до Якутска. Затем был очень трудный путь до Охотского моря, который все члены семьи проделали верхом на лошадях. После такого путешествия последний переход по морю до острова Уналашка, куда они прибыли 29 июля 1824 года, показался отдыхом.
На территории Алеутских островов проповедь христианства среди туземцев началась с конца XVIII века. На разных островах Северной Америки, принадлежащих России, служили еще три священника-миссионера. Алеуты, имея в большинстве случаев кроткий нрав, охотно принимали православие.
На острове, куда прибыл отец Иоанн, не было даже храма. Первое время богослужение проходило в маленькой часовне. Постройка храма было делом сложным, так как алеуты -рыболовы и охотники - ничем другим не умели заниматься. Священник начал обучать их различным ремеслам, плотницкому и столярному делу. Постепенно был возведен и храм. Отец Иоанн быстро освоил местный язык и стал вести проповеди для своей паствы. Жители Уналашки полюбили своего батюшку всем сердцем.
Отец Иоанн, первое время живший в юрте, своими руками построил скромный домик. Если у него находилось свободное время, он с радостью проводил его с детьми – своими, которых у него было шестеро, и чужими. Дети обожали своего мудрого наставника и доброго товарища по играм, которых тот знал много. Отец Иоанн изобрел для алеутов азбуку, и они стали усердно учиться грамоте. Кроме того, священник перевел на алеутский язык Катехизис и Евангелие от Матфея, что стало несказанной радостью для местной паствы.
Отец Иоанн устроил на Уналашке училище для мальчиков, которых сам учил по собственноручно составленным учебникам.
Кроме языка отец Иоанн усердно изучал местный фольклор, природу. Так, он собрал песни алеутов, составил «Записки об островах Уналашкинского отдела». К его советам относительно сохранения и умножения фауны местного края, например, морских котиков, нередко прислушивались русским промышленники и охотники. Территория его деятельности не ограничивалась островом Уналашка. В любую непогоду отец Иоанн совершал опасные перепраы на узкой лодке и нес жителям северных островов Слово Божье. Сам он получал огромную радость, видя, с какой готовностью алеуты принимают христианские истины. По словам священника «скорее утомится самый неутомимый проповедник, чем ослабнет их внимание и усердие к услышанию слова». Жизнь северных народов, открывших для себя Слово Божье, кардинально изменилась. Языческие традиции оттеснились христианскими обрядами. Прекратились многоженство и внебрачное сожительство, драки между соседями, убийства рабов при погребении знатных алеутов… Новообращенные усердно проводили время в молитве, строго соблюдали постные дни и старались исполнять все Божьи заповеди.
Высоко оценив миссионерскую работу отца Иоанна среди алеутов, Священный Синод направил его в новое место, на остров Ситху - русское владение Северной Америки - для просвещения местного населения. Народ этот отличался удивительной северной красотой, но в то же время гордым и самолюбивым нравом. Колоши (так он назывался), в отличие от миролюбивых алеутов были очень мстительны и недоверчиво относились к иноземцам. По Божьему проведению это отношение к русским изменилось, тем самым благоприятно повлияв на успех христианских проповедей. Дело в том, что на острове вспыхнула эпидемия оспы, от которой погибло много местных жителей. Русские же и алеуты, которые были привиты от этой болезни, оставались невредимы. Колошам пришлось смирить свою гордыню и попросить помощи у русских. После этого случая, они уже не смотрели на иноземцев как на врагов. Пять лет прожил отец Иоанн на острове Ситхе. Медленно, но успешно, христианство входило в дома колошей. Священник, изучив местный язык, был очень терпелив, стараясь с помощью проповедей убедить своих подопечных в истинности христианской веры. Также как в Уналашке, батюшка устроил на Ситхе школу для детей, в которой преподавал по учебникам, составленным своими руками. Отцом Иоанном была написана книга «Замечания о колошском и кадьякском языках и отчасти о прочих наречиях в Российско-американских владениях». Местных рыбаков и звероловов он обучал различным ремеслам. Туземцы полюбили своего наставника. Число христиан росло на островах, и отец Иоанн пришел к мысли, что в этих краях недостаточно священников, чтобы поддерживать искры веры среди вновь обращенных. Кроме того, очень остро чувствовалась нехватка книг на местных языках. Им было принято решение ехать в Петербург и просить помощи у Святейшего Синода. Семью же свою он отправил в Иркутск.
Плавание его продолжалось около восьми месяцев. 25 июня 1839 года он прибыл в Петербург. Святейший Синод решил образовать новую епархию, к которой были отнесены и Алеутские острова. Отец Иоанн не терял времени даром – занялся сбором пожертвований для распространения христианства на Алеутских островах. Ему также было разрешено печатать свои переводы священных книг. Радостные события сильно омрачились тяжелым известием о смерти супруги священника. Его дети были устроены на казенное содержания, и после долгих раздумий отец Иоанн дал свое согласие о пострижении в монахи, увидев в этом промысел Божий. Иоанн Вениаминов был пострижен с именем Иннокентий 19 ноября 1840 года, а 20 ноября возведен в сан архимандрита. 15 декабря 1840 года Иннокентия посвятили во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. «Я твердо уповаю и верую, — говорил во время своего наречения Иннокентий, — что Господь, так давно путеводящий меня и дающий мне ныне новый жребий служения благодатию Своею, дарует мне и новые силы к совершению моего служения. Молю вас, Богоизбранные отцы и предстоятели сущей на земле Церкви! Восприимите меня в молитвы ваши и молите Господа, да будет со мною благодать и милость Его всегда».
Возвращаясь на остров Ситху, Преосвещенный посетил родной Иркутск, где с радостным благоговением встречали своего бывшего священника жители.
27 сентября 1841 года после утомительного и долгого пути Иннокентий благополучно прибыл на северный остров, где активно стал создавать новые приходы. Его епархия включала многочисленные народы, жившие на Аляске, Алеутских и Курильских островах, на Камчатке и на побережье Охотского моря. Совершая поездки по своей епархии, ему приходилось преодолевать тысячи верст то морем, то на собачьих упряжках. Епископ наставлял вновь прибывших священников, делясь с ними своим опытом мессионерской деятельности, предписывал им открывать школы, в которых бы обучались дети на местном и русском языках. Вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, чем населения коренной России.
В 1850 году епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Вскоре он переехал в Якутск, где ему предстояли новые миссионерские труды. Хотя христианство сюда пришло давно, якуты оставались в полном неведении истинной веры и продолжали соблюдать свои языческие обычаи. Архиепископ Иннокентий немедленно принялся за просвещение этого народа, открывая храмы, переводя на якутский и тунгусский языки священные книги. Несмотря на свои уже преклонные лета, он постоянно предпринимал путешествия по своей епархии, часто подвергая себя лишениям и опасностям. Однажды его чуть не взяли в плен англичане, но благодаря его мудрым речам был отпущен вместе с еще одним священником. Он наведывался и к народам, жившим по берегам Амура и даже за Китайской границей. В его честь был назван город Благовещенск, куда он впоследствии и переселился.
В 1867 году скончался московский митрополит Филарет, и на его место был назначен архиепископ Иннокентий. Он был уже почти слепым семидесятилетним старцем со слабым здоровьем, но со смирением принял это назначение и с прежним рвением приступил к деятельности на новом поприще. Огромной силой духа и работоспособностью обладал этот человек. Главной его заботой всегда оставалось наставление народа в истинах христианской веры. Болезни все же не переставали напоминать о себе, и митрополит не раз ходатайствовал об уходе на покой. С середины 1878 года он непрерывно хворал, а 31 марта его не стало.
Удивительна судьба этого святого старца, прошедшего путь от сына сельского пономаря до митрополита московского. Как много полезного сделал он на ниве христинской! Сколько людей считают его крестным отцом и великим наставником! Поразительно, как все это сумел сделать один человек, имя которому светитель Иннокентий.
Хочется закончить словами самого святителя, которые в полной мере можно отнести к нему: «Только тот, кто избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих".
31 марта (13 апреля ): Сщмч. Игнатия, еп. Гангрского (ок. 326). Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца (1461). Свт. Иннокентия, митр. Московского (1879). Сщмч. Иоанна пресвитера (1938). Прп. Ипатия целебника, Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Прп. Аполлония Египетского (IV). Священномучеников Авды, еп. Персидского, и Вениамина диакона (418-424). Прп. Ипатия, игумена Руфианского (ок.446).
|