Василий Лифинский
25.04.11. Век двадцатый, но еще более двадцать первый, безошибочно и смело можно назвать эпохой Вырождения. Доблестные рыцари, галантные кавалеры, честь и достоинство, порядочность и доброта во все века были не через край, но такого массового падения нравов и морали, той могильной глубины, как сейчас, не было никогда. Разнузданность считается чуть ли не добродетелью, пошлость становиться обыденностью. Женщин вытесняют резиновые куклы. Во всем западном мире «нет ничего милей, чем гейпарады гей». Забугорная культура направлена на размагничивание стрелок, указывающих правильные ориентиры и здравый смысл. Маяки разрушены. Светское представление о пороках идет вразрез с церковными канонами. Никто не верит, что вначале было слово, все знают, что вначале были деньги.
Удельное Московское княжество вот уже не одно столетие на распутье. Входить в состав государства не спешит, а остальным российским землям жить без столицы милее и спокойнее. Страну поделили на «поляны» и «малины». Церковь так далеко отделилась от государства, что из той дали не видит все ускоряющего разложения общества. В учебниках и прессе без устали выворачивается наизнанку нижнее белье России. Телевидение подмяли под себя «психиатры» и «гинекологи». Творческая интеллигенция радостно рукоплещет нынешней власти и с удовольствием принимает очередные ордена и звания. Правозащитники на стороне кого угодно. Руки прочь от педофилов! Даешь им детские сроки! Досрочное освобождение и свободу растлителям! Мир перевернулся.
Но что нас прибило к столь печальному берегу? Почему мы от эпохи Возрождения приползли к эпохе Вырождения? Попытаемся ответить на эти вопросы и осветим только одну сторону духовной жизни — живопись.
Величайшее из полотен, картина, в которую был влюблен сам автор и с которой он не расставался всю жизнь, работа, восхитившая весь мир и которая по сей день продолжает будоражить умы и сердца миллионов людей, несомненно останется великим произведением и для потомков. Не родился, да и не родиться тот критик, который усомниться в художественных достоинствах «Джоконды» Леонардо да Винчи. Любой из простых смертных чувствует себя беспомощным перед могущественной красотой этой картины. Как поистине гениальный человек, на века опередивший свое время, Леонардо да Винчи обладал даром предвиденья и заглядывал в будущие столетия. И, разумеется, Леонардо да Винчи знал, что в ХХ веке будет создан другой, еще более великий «шедевр» и величие этого «шедевра» будет заключаться в той темной и негативной силе, которая напрочь перевернет все представления в живописи о добре и зле. Всю свою гениальность, весь божественный талант Леонардо вложил в улыбку Моны Лизы. Художник понимал, что через сотни лет в одном из знаменитых музеев мира произойдет встреча двух самых загадочных и обсуждаемых полотен мира. Только тогда раскроется великий замысел итальянца, когда в одном из залов музея на противоположных стенах будут выставлены «Джоконда» и «Черный квадрат» Казимира Малевича. И только тогда все живущие на Земле разгадают таинственную улыбку прекрасной флорентийки.
Автор «Черного квадрата» неоднократно без ложной скромности утверждал, что его творенье — апофеоз и армагеддон изобразительного искусства, что картина закрывает главу под названием «живопись», что его полотно — ВЕРШИНА и КОНЕЦ искусства. Так же Малевич скромно заявлял, что подделать, «Черный квадрат» невозможно, так как в любой копии не будет видна бесконечность вселенной. Некоторые ценители этой картины договорились до того, что Малевич предвосхитил открытие «черных дыр» в космосе. В ХVII в. Спиноза заметил, что конечный мозг не может понять бесконечность вселенной. Как мы видим, нидерландский философ ошибался. Мозг Казимира Малевича добрался до таких вершин, которые даже не снились по-настоящему великим художникам эпохи Возрождения. Зачем гениальных покойников заставлять переворачиваться в гробу? Почему такое неуважение к одаренным и знаменитым усопшим? Единственно, что хотел и к чему стремился авангардист, ему удалось. А хотел он свести свою картину к нулю, а затем пойти еще дальше и создать что-то меньшее нуля. Вот этот замысел Малевича воплотился сполна.
Как нельзя восхищаться сожжением веками намоленных икон, так и не приемлема их подмена рисунками или картинками! Почему художник, который в полном здравии и отдает отчет своим действиям, на место, предназначенное иконе, ставит черную картину? Как повернулся язык назвать «Черный квадрат» иконой? Православный художник, да и любой интеллигентный атеист этого никогда бы не сделал. В 1929г. Малевич был назначен Луначарским КОМИССАРОМ Наркомпроса. Много ли вы знаете верующих комиссаров, которые бы прославились написанием икон? Но при этом толпа восторженных голубо-розовых поклонников чуть ли не в обморок падает от черной магии этой картины, утверждая, что полотно через невидимую воронку затягивает их в зазеркалье. Удивляет целенаправленность и упорство, проявляемые так называемыми экспертами, при навязывании нам резиновой живописи. За уникальность, оригинальность и новаторство в наше время выдается все то, что не в каждом воспаленном мозгу и не каждый день «рождается». Большими художниками чуть ли не называют тех, кто в музее перед картинами в прямом смысле «ходит по-большому». Давайте вспомним «великие» творения Зураба Церетели, стоявшие не одного инфаркта искусствоведам и простым москвичам. А американские «великие» мыслители, как алкоголик Полак со своим «шедевром» «Лавандовый туман», а «магия» и «чары» полотен Ротко? А тонкие прямые карандашные линия Агнесс Мартин разве не вызывают трепетные ощущения счастья? Проведи она через всю картину одну тонкую линию сантиметром ниже или выше, то даже страшно подумать, что «шедевр» мог и не состояться. И при этом нас пытаются убедить в том, что мы не доросли до понимания таких «знаковых» и «выдающихся произведений», что наших высших образований, ума, интуиции не хватает для постижения вселенских замыслов «небожителей» от искусства, что все мы — тупые бездарные идиоты, не понимающие «великой» живописи.
Почему французы не выставляют на торги «Джоконду ? Ответ прост: национальное достояние не продается. Почему Потанин в 2002г. за «смешную» сумму в миллион долларов купил один из подлинников Малевича? Потому, что «квадраты» продаются. А как же полотна других великих мастеров, возразят мне, ведь они тоже продаются? Ответ не сложен: мерилом всего в эпоху Вырождения стали деньги. Торгуют картинами, женщинами, гильотинами, человеческими органами, совестью. Продаются политики, судьи, государственные секреты, места в правительстве, думе и в других цирках.
Обратимся к главному вопросу. Почему так загадочно улыбается Мона Лиза? На мой взгляд ей одновременно и тревожно и любопытно, и смешно и страшно, — и непонятно. А вдруг нынешнее поколение выберет резиновую живопись и «Черный квадрат» победит. Ведь тогда замалюют все великие картины во всех музеях мира черной краской! По одной из версий Малевич закрасил не понравившуюся ему картину (отсюда квадрат, а не от гениальной идеи).
Казимир Малевич действительно создал немало удивительных рисунков в отечественной текстильной промышленности для тканей из ситца и льна. Может все-таки его главным шедевром правильнее считать платье в изумительную черную клеточку? Вот тут не грех снять шляпу и парик перед его творчеством.
А от черных квадратов чернеют души. |