СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№26 Ольга ИЖЕНЯКОВА (Россия, Москва) Неподавленный бунт

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наша словесность №26 Ольга ИЖЕНЯКОВА (Россия, Москва) Неподавленный бунт

Неподавленный бунтНеподавленный бунт

 

Елизавета Александрова-Зорина. "Бунтовщица". - М.; "Пегас", 2011. - 124 с.

 

Проза Е. Александровой-Зориной напоминает оперного певца, взявшего высокую ноту для исполнения своей партии. Миниатюрный сборник рассказов «Бунтовщица», пахнущий еще типографской краской, располагает читателя с первых строк, как хороший психолог, обещая понимание и душевное сходство.

Тесно переплелись сон и явь, мечты и реальность, и, соответственно, стали неважны имена, расплылись, как в тумане, лица. Но, странным образом, осталось что-то главное, то, что в обычной жизни засело глубоко внутри. Рассказ «В парке» – это бесконечная игра слов, в которой автор перебирает метафоры, как чётки, это свидетельство человеческой эволюции (или революции?), в которой любовь – вызов давно устроенному миропорядку.

В жизни всегда есть место маленькому чуду, пусть и крохотному, которое порой просто необходимо, чтобы продлить саму Жизнь. Рассказ «Дед Мороз» читаешь и молишься, ведь речь идет о военном Ленинграде, где люди умирают от голода. А больнее всего, что и маленькие дети тоже. Вор, укравший хлеб, вынужден спрятаться от патруля в детском доме. В благодарность за то, что воспитательница его не выдала, он дает ей несколько буханок, она оставляет его в детдоме переночевать, ночью крадет у него остальной хлеб, а взамен – для тяжести – в его мешок насыпает кирпичи и игрушки. Воспитательница не верила в Бога. Нет. Но каждый вечер просила Его, чтобы утром все дети проснулись. Детская смерть невыносима. Но в кладовке детдома лежит труп, который не пугает, ведь идёт война, и непривычное, безумное, страшное стало обыденным, а обыденное стало недостижимым. Дети просят есть – а есть нечего. И вот под Новый год, когда больше всего жива вера в чудо, малыши загадывают желания. Тут-то и предстает перед ними вор, который говорит, что он Дед Мороз. У вора когда-то была другая жизнь, были имя и мать, но жизнь в какой-то момент пошла по наклонной. Он так часто брал чужие имена, что забыл своё, а мать избивал, изливая на неё всю копившуюся ненависть. Правда, когда ее не стало, слезы сами собой лились ручьем.  «Просто курева не было. Первый раз в жизни», – оправдывал он себя. Обнаружив кражу хлеба, вор первым делом хотел разобраться с воспитательницей, но, как водится, времени не было – «путь не лежал в те места». А потом, когда все же выбрал время, оказалось, что детдом эвакуирован. Вор увидел только детские рисунки, на которых изображен он в образе Деда Мороза… Автор не читает мораль, не делает нравоучительных выводов, предлагая читателю самому расставить акценты. Для нас остается «за кадром», что почувствовал вор, увидев детскую благодарность.

Как бы продолжением этой истории является рассказ «Там, где теперь ее дом». Ужасающая правда Блокадного Ленинграда вперемешку с детскими мечтами предстает перед нами такой, какая она есть. Мечты о маме и тепле так и остаются мечтами. Опираться на действительность нельзя, стержень только у себя, внутри, но, Господи, как трудно найти его пятилетнему ребенку, у которого умерла мать, и, доверяясь исключительно своей интуиции, маленькая девочка бредет по Блокадному городу.

Главная мысль многих рассказов – в прошлое нет возврата, каким бы оно ни было: хорошим или плохим («Провинциальная рапсодия», «Архитектор воздушных замков», «Бунтовщица», «Покупатель», «Елисей Кузьмич», «Пой, Революция!»). В рассказах Е. Александровой-Зориной полно людей, опустившихся на самое дно жизни. Кто-то временно, а кто-то, по всей видимости, навсегда. Так героиня «Бунтовщицы» – женщина средних лет, в прошлом врач, которая, воспитывая сына, потеряла квалификацию и работала, где придется, а в итоге осталась у разбитого корыта: сын бьет, муж пьет. Волей судьбы она сталкивается с бомжами, уговаривает их поднять бунт.  Несмотря на прозаичный финал, издевательства и насмешки милиции, которые она прошла, в героине что-то меняется, сквозь унижение и усталость пробивается другой человек, которому мнение мужа и сына уже неважно. Понимаешь, что только вот так, пройдя через боль и стыд, бунт может созреть, и прежде, чем подбивать на восстание бомжей, надо навести порядок у себя дома, а еще лучше, наводить его всегда, как писал Экзюпери: «Утром встал – первым делом убери свою планету». И, чтобы прийти к этому бесхитростному выводу, надо многое пережить.

Почти все герои заводят речь о счастье, ответа, тем не менее, как правило, не следует. Каждый находит его сам, таким, каким только можно найти, если жизнь длинная и скучная, а смерть внезапная и нелепая. Порой удивляет людская беспомощность, будь то таджики-гастарбайтеры, или муж, полностью зависящий от жены. Люди полностью, без остатка, отдаются своим чувствам, не вызывая, впрочем, сочувствия у окружающих. Примечательно, но автор не делит героев на «черных» и «белых», предлагает такими, какие есть: с бытовыми проблемами и неоплаченными счетами, физическими и психическими изъянами, вписывающимися (а порой, наоборот – не вписывающимися) в буйное царство жизни. Общий лейтмотив такой – люди не любят людей, а корысть и любовь всегда рядом, и, чаще всего доминирует первая.

Прочитав, а некоторые рассказы – перечитав, невольно задаешься вопросом: почему люди любой ценой стремятся получить выгоду, используя других людей? Ответа нет. По всей видимости, и не будет. Ведь речь по большому счету идет не о выживании, а о благах и комфорте, за которые и жизнь, как правило, чужую, отдать не жалко. Слабая сторона, понятное дело, всегда виновата. Извечный вопрос: «Что делать?» в этой ситуации рождается сам собой, и так же быстро умирает. Плыть просто по течению жизни, доверяясь людям, нельзя однозначно, каким бы талантом не был одарен человек. В мини-рассказе «Пой, Революция!» как раз речь об этом. Девушка с прекрасным голосом приехала покорять Москву, где она, наивная, разделила судьбу тысяч таких мечтательниц. Вот и поет теперь на площади трех вокзалов – «и, слушая её, бомжи плачут от жалости к себе».

И, тем не менее, в России жить можно, какой бы она ни была, она всех принимает в свои объятья. В рассказе «Злой город» речь идет о таджиках, которые приехали на заработки. Их использовали и выбросили, как ненужные вещи, их боль поняли только такие как они – «маленькие люди», которые и заступились. Казалось бы, вот он, финал, все живы-здоровы, сыты, красивая, в общем, история, получилась. И у сельских защитников появилась редкая возможность почувствовать свое благородство, редкое состояние для наших дней. Но… оказалось, что это всего лишь фантазии, а поворот сюжета – обман. Проходит год, и таджики возвращаются, потому что в другом месте хуже, а на их родине – совсем невозможно жить. Но автор пошла дальше обычного бытописания житейской ситуации, она показывает, что и в семье таджиков не все так просто, на самом деле они не муж и жена, а случайные попутчики, согласившиеся вместе жить, потому, что «в России, как на войне, поодиночке не выжить». И если старшие взяли себе русские имена – Света и Коля, то сын Светы просит называть его родным именем – Зафар. Деревенские, понятное дело, просьбу игнорируют и зовут на русский манер Захаром, но парнишка настойчив, он каждый раз повторяет свое подлинное имя… Что это? Протест? Вроде бы обычная ситуация, точнее, привычная для России, когда пришлые здесь живут и устанавливают свои нормы и правила, в рассказе до этого дело не доходит, автор умело нас подводит к той черте, когда человек подчеркивает свое достоинство. И только. Но, понятное дело, что такие как Зафар не обрусеют, сколько бы здесь не прожили. Россия для них никогда не станет второй родиной.

Герои Е. Александровой-Зориной редко решаются что-то круто изменить в своей жизни, прячась в фантазии и сны, которые насыщеннее обыденности. Как правило, их поступки сиюминутны и предсказуемы, из всего многообразия жизненных красок они, чаще всего, предпочитают пастельно-скучные тона. Но странным образом, сборник рассказов прочитать довольно полезно, чтобы определить четкую грань, как жить можно, а как ну совершенно нельзя.

 
Комментарии
Комментарии не найдены ...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.013995885848999 сек.