Диана Кан
Диана Кан - поэтесса, руководитель народного литературного объединения «Отчий Дом».
26.06.11. Неслучайно так называют старинное нижегородское село Болдино писатели и читатели России – в этом старинном селе на лоне великолепной природы Пушкин написал едва ли не лучшие свои произведения! На прошедший 45-ый юбилейный Всероссийский Пушкинский Праздник Поэзии по доброй многолетней традиции съехались поэты самых разных регионов России. Неразрывно связанный с именем и творчеством Пушкина Санкт-Петербург представлял поэт, главный редактор одного из старейших журналов России - «Невского альманаха» Владимир Скворцов. Кавказ олицетворял народный поэт Дагестана Магомед Ахмедов. Из Екатеринбурга в Болдино приехал координатор Ассоциации писателей Урала Александр Кердан. Большая представительная делегация поэтов Нижегородчины была возглавлена замечательным поэтом из Нижнего Новгорода Валерием Шамшуриным (он и был ведущим главного праздничного концерта, что прошёл в кинотеатре «Лира»). Со средней Волги из самарского города Новокуйбышевск приехали три поэта – Евгений Семичев, Сергей Бударин и автор этих строк, поэтесса Диана Кан.
Главная примета Болдино та, что поэтичной лиричностью дворянских гнёзд здесь дышит всё и вся. Начиная с растущей перед верандой в главной усадьбе лиственницы, которой около двухсот лет и которая, до преданию, была посажена самим Пушкиным во второй его приезд в Болдино. И продолжая расположенной между пушкинскими сёлами Болдино и Львовка рощи Лучинник с его Криковым бугром, где пушкинские крепостные крестьяне, как гласит одна из болдинских легенд, поколотили злого приказчика – так, что он кричал на всю округу, оттого и бугор – Криков! Между прочим, название рощи – Лучинник – тоже связано с легендой. Как рассказывают старожилы: «Однажды в вотчинную контору лесник привёл лесокрада для разбора дела и наказания. Лесокраду грозила порка розгами. В конторе были мужики, и среди них сидел Александр Сергеевич. Увидя барина, лесокрад ещё более испугался: беда, запорют до смерти. Александр Сергеевич спросил, в чём дело. Лесник пояснил: в ближайшей роще срубил берёзу. Мужик божился со словами, что срубил берёзу на лучины, освещать дом нечем, а купить березняку не на что. Александр Сергеевич отменил наказание, только сказал: «Подождите рубить. Роща молодая – настоящий лучинник, потом вам же на пользу послужит». Пушкинской поэзией дышит великолепный, построенный предками Поэта, белокаменный собор. И живописный парк, возникший в 30-ые годы 19 века. В этом парке растёт древняя ива, возраст которой близится к 230 годам! Когда-то в иву ударила молния, срезала вершину, расщепила ствол. Но, несмотря на это, ива не погибла! Будучи самым старым деревом во всей усадьбе, она жива доселе, и каждую весну её ветви покрываются серебристой листвой. Эта ива помнит самого Поэта! Усадебный двор Болдино отделяет от парка два старинных пруда, в голубой глади которых отражаются прекрасные отсутствием каких бы то ни было прикрас болдинские природные красоты... Болдинцы любят каждый раз удивлять гостей пушкинских праздников чем-то новым, поэтому всегда едешь в Болдино в предвкушении сюрприза. Так случилось на этот раз: мы, поэты-новокуйбышевцы, прибывшие на Пушкинские Дни в Болдино днём ранее других гостей, попали с корабля (пардон, с поезда!) прямиком на бал. Это был прекрасный Пушкинский Болдинский Бал, распорядительницей которого была сама «Татьяна Ларина». Помните, как у Пушкина:
- Кто там в малиновом берете
С послом испанским говорит?
Князь на Онегина глядит:
- Ага, давно ты не был в свете!
Ну так пойдём, представлю я…
- Да кто она?
- Жена моя!
Это эпизод из романа «Евгений Онегин», когда состоялась вторая встреча главного героя с Татьяной Лариной, к тому времени уже вышедшей замуж и ставшей великосветской дамой. В роли Татьяны Лариной на болдинском балу блистала начальник управления культуры Большого Болдина Нина Анатольевна Жиркова (именно она стоит на одном из бальных фото рядом с нашим молодым поэтом-земляком Сергеем Будариным). Болдинский бал интересен тем, что не сводится исключительно к танцам. Болдинский бал – это в первую очередь общение людей, не лишённых интеллекта и воображения, а также интереса к истории своей страны. Хотя, конечно, немаловажно, что болдинские дамы и кавалеры удивительным образом умеют ВСЁ ЭТО дворянское великолепие органично носить. Но мало, памятуя Пушкина, думать лишь о «красе ногтей», надо ещё быть и «дельным человеком»! Точнее, в первую очередь, по Пушкину, надо быть дельным человеком, а уж потом «думать о красе ногтей». Болдинский пушкинский бал – это зрелищное познавательное интерактивное действо, в которое активно вовлечены (посредством той же старинной игры в фанты или ручеёк) все присутствующие на балу люди. Дамы и кавалеры, которые вне бального «формата» являются научными сотрудниками музея-заповедника Болдино и представителями болдинской творческой интеллигенции, не просто танцуют полонезы, мазурки, польки, котильоны и, конечно, особенно любимые Пушкиным вальсы. Они перемежают танцы рассказом о традициях проведения балов, в частности, знакомят присутствующих с почти «конспиративным» языком веера, с помощью которого ранее дамы умели не просто привлечь кавалера, порой не сказав ему ни слова. Но и сказать ему (также без слов!) о своих чувствах или отсутствии оных, назначить свидание… Фактически Болдинский музея-заповедник – это множество музеев – музей старинных кукол, музей персонажей пушкинских «Повестей Белкина» в окрестном селе Львовка. В Львовке можно не просто посмотреть на старинные интерьеры, но как бы примерить на себя роли «барышни-крестьянки», «станционного смотрителя» и т.д.
Имеет смысл немного углубиться в историю старинного села. Болдино и земли, прилегающие к нему, на протяжении трёх столетий принадлежали роду Пушкиных – одному из древнейших дворянских родов России. Эта земля досталась предкам Поэта не за просто так: на рубеже 16-17 веков им пришлось заслужить её ратными подвигами и успешной государственной деятельность. В восьмидесятых годах 16 века Болдино было пожаловано, как поместное владение, Евстафию Михайловичу Пушкину, отличившемуся в период правления Ивана Грозного на военном и дипломатическом поприще. С начала 17 века Болдино становится вотчиной Пушкиных и передаётся из поколение в поколение, принадлежа прямым предкам Поэта, пока в 1830 году накануне женитьбы Александра Сергеевича Пушкина отец не выделяет ему двести душ крестьян. Оформление дел по поводу владения имением стало причиной первого приезда Поэта в болдинскую вотчину, где произошёл взлёт его поэтического гения. Позднее Пушкин приезжал в Болдино ещё дважды – в 1833 и 1834 годах…
Посетившим Всероссийский 45-ый Пушкинский Праздник Поэзии гостям болдинцы, как всегда, приготовили саму разнообразную программу. Помимо традиционной церемонии возложения цветов к памятнику Пушкину, помимо экскурсий по усадьбам, помимо богатой ярмарки ремёсел, в празднике было немало сюрпризов. Например, концертная программа Государственного ансамбля казачьей песни и пляски «Разгуляй», приехавшего в Болдино из Саранска. Выступление лауреата международных и всероссийских конкурсов – мужского фольклорного ансамбля «Мурома» из города Мурома. Встреча с выдающимся русским художником-нижегородцем, членом Союза художников России Валерием Крылатовым и презентация его новой картины пушкинской тематики. И, конечно, радовали болдинцев и всех гостей праздника своими стихами приехавшие на праздник поэты – как уже перечисленные мной выше, так и другие представители нижегородской писательской организации - Марина Зубова и Геннадий Ёмкин из Сарова, Алёна Баикина из города Выкса, Владимир Решетников поэт из нижегородского города Семёнов... |