СЕТЕВОЙ ЛИТЕРАТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
ВЕЛИКОРОССЪ
НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА

№29 Александр ШУРИНОВ (Россия, Москва) Кладбищенское кощунство

Омилия — Международный клуб православных литераторов
На главную Наше наследие №29 Александр ШУРИНОВ (Россия, Москва) Кладбищенское кощунство

Александр Шуринов - член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Совета РОО «Бородино-2012». Живёт в Москве.    

 

 

Кладбищенское кощунствоКладбищенское кощунство

 

 

Кому не приходилось слышать о старых заброшенных кладбищах? В советское время их, увы, уничтожали, застраивали, организовывали здесь парки, где ставили качели и карусели. Да, мы не должны так поступать с местом погребения наших предшественников. Да, наши дети и внуки не должны играть и веселиться на таких местах.

    

Иногда мы слышим, что уход за могилами – это дело, мол, потомков. А если нет потомков, то мы через какое-то время (в масштабах жизни человеческих поколений очень короткое время – 15 лет) можем занимать их могильные места под другие захоронения.

Посмотрим на эти рассуждения (обычно заинтересованных лиц из руководства кладбищ) с точки зрения нашей культуры и желания сохранить память о наших предках. Такой подход к нашим духовным и нравственным ценностям, каковыми являются кладбищенские захоронения, не вписывается в концепцию рыночной экономики. Причём, по банальной причине, легче и дешевле продавать места на имеющихся кладбищах, чем организовывать новые кладбища, создавать на них кладбищенский уют, пестовать мемориальность.

Однако рано или поздно вопрос о сохранении кладбищенских святынь будет поставлен. Слишком сильно и традиционно связывают нас могилы и кладбища с нашими предками, которые многие столетия пеклись о нас - будущих потомках. 

180 лет назад наш гений А.С. Пушкин писал:

 

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам …

 

Действительно, «любовь к отеческим гробам» следует отнести к наиболее сильным и важным качествам нашего народа во все времена. Вне зависимости от сословия, имущественного состояния и юридического статуса. Так было. Наши предки ухаживали за кладбищами, могилами предков, посещали их, по крайней мере, ежегодно, а часто по установленным церковным праздникам.

За минувшее столетие прошли большие изменения в человеческой цивилизации, и наше отношение к могилам резко изменилось. Утилитаризм погребения и посещения праха человека стал довлеть над ощущением святости, сопереживания и сострадания судьбам наших предшественников. Сотни и тысячи могил остаются брошенными, как из-за раннего ухода из жизни потомков, так и общей девальвации чувств благодарности предкам. Это печальный сигнал о нашей нищей духовной жизни! С потерей могил и закрытием кладбищ мы теряем духовную связь с нашими предками.

Между тем, кладбище - это важнейший накопитель народной памяти, важный источник духовности, источник культурного возрождения и развития любого народа.

Печально слышать, что закрывается для посещений то или иное кладбище, что на нём устраиваются детские площадки или даже пешеходные дорожки с зонами рекреации. Совсем недавно довелось видеть по ТВ, как обошлись с Военным кладбищем в Лефортово в Москве. Сначала на нём устроили карусели для детей, а после  возмущения жителей сейчас делают тихий мемориальный парк с дорожками. Рядом с выступавшим по ТВ руководителем громоздилась куча гранитных и мраморных плит, которые руководство района почему-то посчитало необходимым собрать и вывезти.

А ведь каждая могильная плита несёт в себе духовное и моральное содержание реальности судеб! Их стоит сохранить, разместить на кладбище, даже если потеряно их изначальное место. И постараться изучить силами местных краеведов и историков.  Но даже неизученные они несут сильнейший духовный заряд, способный формировать в новых поколениях чувства благоговения перед прошлым, которое было великим и достойно сегодняшнего восхищения.

Относиться так к кладбищам, как относится сегодня наше общество и его государственные структуры, нельзя. Мы фактически уничтожаем те духовные источники, которые когда-то выделили нас из звериной стаи и превратили в людей. Они могли бы способствовать нашему сегодняшнему возрождению, но …. находятся в руках варваров: муниципальных или даже музейных. Посмотрите на сегодняшнюю кладбищенскую структуру – сферу ритуальных услуг. Будет ли она пытаться сохранить кладбище, поддерживать на нём порядок, делать посещение кладбища  удобным и освящённым? Вряд ли. Только, если руководитель кладбища очень образованный и верующий человек. А это – большая редкость.   Сегодня эти услуги стали лакомыми кусками ритуального бизнеса. Фактическое вымогательство, паразитирование на горе людей, страдающих от потери близкого человека, стали нормой поведения работников этой сферы.  

Когда я увидел, что делается с Морским кладбищем у Свято - Троицкой церкви вблизи Ораниенбаума, у меня выступили слёзы.  

 

                                                                            Кладбищенское кощунство

 

Фото 1: На Морском кладбище у Свято-Троицкой церкви Ораниенбаума (г. Ломоносов) под Петербургом.

 

 Кладбище разрушается день ото дня. Ловкие преступники, приехавшие издалека, селятся рядом, вскрывают гробницы, грабят их, выкорчёвывают памятники  и отдают их на распиловку гранитных и мраморных плит. После их грабительских раскопок многие памятники покосились. Такой вот наглый и безнравственный бизнес! Охраны никакой нет. Кладбище без защиты и окормления. Церковь ещё только планируется к восстановлению.

Неужели Российский Военно-Морской флот может  равнодушно взирать на духовную память российских моряков и членов их семей 200-летней давности?

Другим известным всем примером наглого посягательства на мемориальную память защитников нашего Отечества является Бородинское поле. Не секрет, что Поле Русской Славы, где наша Русская Армия противостояла европейской армии под командованием Наполеона и выстояла, то есть, одержала несомненную духовную победу, подвергается поруганию и коттеджной застройке. Новое поколение нуворишей посчитало, что на могилах (а каждая пядь поля полита кровью и является мемориальной!) можно строить дачные усадьбы, отдыхать и развлекаться. И это не удивительно, если принять во внимание, что Росохранкультура (теперь говорят, бывшая, но очень уж живучая), местные и областные власти, руководители музея-заповедника санкционируют ежегодные ярмарки, фестивали и театральные представления на земле, обильно политой кровью защитников. Поистине, неисповедимы пути Твои, Господи!

Как объяснить людям, проживающим в уже построенных сегодня усадьбах на Бородинском поле, что нормальной жизни в этих усадьбах у них не будет, что дети, внуки и правнуки будут страдать болезнями и жизненными невзгодами, изначально обречены к потере совести и чести?

Совершенно непонятна в этой ситуации позиция Министерства Обороны России. Почему мемориальные места должны быть предметом внимания только рядовой общественности, но не затрагивают руководителей тех структур, которые должны умножать силу и дух наших сегодняшних защитников?

Почему молчит Русская Православная Церковь? Сегодня она озабочена положением в войсках и окладами капелланов. Но разве состояние военных кладбищ, где упокоятся рано или поздно наши защитники Отечества, не их прерогатива? Или эту сферу окормления мы оставим спекулянтам и бандитам?

Следует признать, что ситуация с Бородинским полем вскрыла гнойник наших отношений к историческому прошлому через отношение к останкам не только наших павших героев, но и ещё более отношение к останкам и памяти гражданских лиц. Всё это, конечно, не интересует тех, кто видит в Бородинском поле и многочисленных других кладбищах только возможности активного бизнеса. Их уровень понимания процессов совсем иной: частный и своекорыстный.

Большим откровением для меня было посещение в Петербурге Никольского кладбища, которое располагается в самом центре Петербурга - в Александро-Невской Лавре.

 

                                                                            Кладбищенское кощунство

Фото 2: Могила князя Александра Николаевича Вадбольского на Никольском кладбище.

 

Чуть отойдя в сторону от главной линии можно увидеть, что многие могилы также покосились из-за подкопов и разграбления, кресты снесены, металлические крыши склепов украдены, памятники изуродованы. Между тем, на входе сидит охрана и разводит руками.

Было очень стыдно перед проходящими между могил японскими туристами. Известно, что в Японии отношение к памяти предков совсем иное: за могилами тщательно ухаживают, а памятники систематически моют и чистят. Территорию кладбищ благоустраивают, ставят скамейки.

Конечно, многие из родственников тех, кто похоронен на Никольском кладбище, выехали из России и не могут приезжать для ухода за могилами предков.

 

                                                          Кладбищенское кощунство

 

 

Фото 3: Автор у разрушенного склепа рода Петковичей (действительного тайного советника Константина Дмитриевича Петковича, Генерального Консула в Бейруте в конце XIX века), где захоронены Вера Андреевна Петкович (ур. Бахтина) и её родные.

 

Но разве это не общее наше наследие? Разве государство не обязано сохранять и обеспечивать уход за могилами наших граждан, оставивших этот бренный мир в расчёте на нашу заботу об их могильной памяти? Тем более, оно должно испытывать вину перед теми, кто покинул свою родину в результате гонений или угрозы политических репрессий. Поистине, эта сфера нашей жизни требует великого всеобщего покаяния! И, поистине,  новой государственной заботы!

Здесь нужно отметить, что наше уподобление худшим образцам западного образа жизни с потерей исторической памяти и нравственности на кладбищах совершенно неконструктивно. Мы гнобим собственное великое духовное наследие, которое является основой формирования творческих способностей, способностей самоотверженного служения Отечеству и других основ духовной жизни. Оно не соответствует, как заметил ещё Пушкин, и русскому менталитету. Поэт писал о равно важных способностях русского человека: любви к родному краю и могилам. Поэтическим словом он объяснял их значение для общества:

 

…Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва,

Без них наш тесный мир пустыня,

Душа – алтарь без Божества.

 

А великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».

Такое важное значение придавали великие поэты и мыслители памяти предков, могиле каждого человека и общей истории наших предшественников. О святотатстве на могилах, об оскорблении умерших и мест их захоронения они и подумать не могли.

Таким образом, на наш взгляд, следует вернуться к прошлому, священному и трепетному, представлению о наших кладбищах, их значению и влиянию на потомков. Причём, следовало бы вернуться в государственном масштабе. Пора прекратить дурной опыт устройства кладбищ на мусорных свалках, в болотистых местах. Кладбища должны располагаться на местах высоких, красивых, чтобы быть уроком и напоминанием живущим. Экономить на кладбищенской земле не пристало. Все должны быть уверены, что найдут на кладбище достойный покой и внимание. Безусловно, следует ужесточить законы и умножить наказания, касающиеся разграбления городских кладбищ, и особенно сельских погостов, где чёрные копатели чувствуют себя очень вольготно. «Нападение» на могилу следует приравнять юридически к нападению на человека и соответствующей ответственности.

Заметим, что наши кладбища устроены совершенно иначе, нежели за рубежом. В Америке, например, все памятники безликие, ровные, стандартные. А у нас в России они необычайно трогательные, разнообразные, с оградками и без. Сохранить их – великий долг государства перед новыми поколениями не только в части его воспитания, но и в части мемориального искусства.

В заключение стоит выразить уверенность, что попытки уничтожить историческую память русского и других народов нашей страны обречены на неудачу. Вспомним, с каким подъёмом сражалась и работала страна в годы Великой Отечественной войны, когда полчища фашистов стремились отнять нашу историческую память и уничтожить наш народ. Также активно и мощно мы должны противостоять разрушению исторической памяти на наших больших и малых кладбищах в мирное время.

Сегодня в направлении сохранения исторической памяти идёт работа Региональной общественной организации «Бородино-2012», которая взяла попечительство над Бородинским полем и всеми другими мемориальными комплексами России.

Напомню, что 10 сентября состоится Митинг на Пушкинской площади против изменения исторического ландшафта Бородинского поля и его коттеджной застройки.

А 18 сентября группа молитвенников выедет на Бородинское поле и проведёт Крестный ход против его поругания и застройки, посвящённый 266-й годовщине со дня рождения Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского.

Информацию об этих мероприятиях смотрите на сайте: borodino2012.net

 
Комментарии
Сергей Тюляков
2011/09/21, 08:13:11
ТЕРЯЕМ МОГИЛЫ – ТЕРЯЕМ ПАМЯТЬ

9 фе­в­ра­ля 2011 го­да ис­пол­ня­ет­ся 130 лет со дня кон­чи­ны Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го. Мо­ги­лы его ро­ди­те­лей, сы­но­вей, вну­ка, стар­ше­го бра­та, двух се­с­тёр, тё­ти и дру­гих род­ст­вен­ни­ков ут­ра­че­ны в со­вет­ские го­ды. В за­ру­беж­ной Ев­ро­пе за­хо­ро­не­ния обе­их до­че­рей Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча со­хра­ни­лись. Они на­хо­дят­ся под па­тро­на­том ме­ст­ных вла­с­тей. Унич­то­же­ние, а это пра­виль­ное оп­ре­де­ле­ние, мо­гил близ­ких род­ст­вен­ни­ков «од­но­го из са­мых из­ве­ст­ных в ми­ре граж­дан Рос­сии» – по­зор­ная стра­ни­ца со­вет­ской ис­то­рии. Ак­ты это­го мо­гиль­но­го ван­да­лиз­ма, ве­ро­ят­нее все­го, бы­ли от­ве­том на об­ще­ст­вен­ные и ре­ли­ги­оз­ные убеж­де­ния Ф.М. До­сто­ев­ско­го. Они дол­гое вре­мя не бы­ли сов­ме­с­ти­мы с офи­ци­аль­ной иде­о­ло­ги­ей.

Од­на из бе­зы­мян­ных мо­гил на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще. Яр­ко-крас­ный тра­фа­рет на ме­тал­ли­че­с­ком кре­с­те. Он за­ме­тен из­да­ле­ка. На нём над­пись «Вни­ма­ние. Сроч­но об­ра­ти­тесь в ад­ми­ни­с­т­ра­цию клад­би­ща». И на зем­ле таб­лич­ка «Зай­ди­те в кон­то­ру». Ав­тор с по­мо­щью Экс­перт­но-кри­ми­на­ли­с­ти­че­с­ко­го цен­т­ра МВД Рос­сии оп­ре­де­лил, что имен­но в этой бе­зы­мян­ной мо­ги­ле по­хо­ро­нен Фё­дор Фё­до­ро­вич До­сто­ев­ский – стар­ший сын ве­ли­ко­го пи­са­те­ля.

Фё­дор Фё­до­ро­вич из­ве­с­тен тем, что в 1918 го­ду до­ста­вил в Моск­ву из ох­ва­чен­но­го граж­дан­ской вой­ной Кры­ма ар­хив сво­е­го от­ца. Ему чу­дом уда­лось из­бе­жать рас­ст­ре­ла, как яко­бы кон­тра­бан­ди­с­ту. Ар­хив хра­нил­ся в ял­тин­ском до­ме вдо­вы пи­са­те­ля – Ан­ны Гри­го­рь­ев­ны До­сто­ев­ской…
Мо­ги­лы цар­ских вель­мож, ге­не­ра­лов и дру­гих «вра­гов тру­до­во­го на­ро­да» бы­ли не­на­ви­ст­ны боль­ше­ви­кам, как и мно­гие ста­ро­ре­жим­ные па­мят­ни­ки. В Се­ва­с­то­по­ле на мо­ги­лу ре­во­лю­ци­о­не­ра, лей­те­нан­та Пе­т­ра Шмид­та пе­ре­нес­ли мас­сив­ный над­гроб­ный ка­мень с унич­то­жен­ной мо­ги­лы уби­то­го ма­т­ро­са­ми ко­ман­ди­ра бро­не­нос­ца «По­тём­кин», ка­пи­та­на пер­во­го ран­га Ев­ге­ния Го­ли­ко­ва. На ме­с­те лик­ви­ди­ро­ван­но­го не­кро­по­ля Тро­и­це-Сер­ги­е­вой При­мор­ской пу­с­ты­ни в Ле­нин­гра­де со­ору­ди­ли плац. Кур­сан­ты по не­му про­хо­ди­ли стро­е­вым ша­гом. А в зем­ле под пла­цем на­хо­ди­лись ос­тан­ки до­че­рей ге­не­ра­лис­си­му­са Алек­сан­д­ра Су­во­ро­ва и фельд­мар­ша­ла Ми­ха­и­ла Ку­ту­зо­ва. Мо­гиль­ную пли­ту вну­ка про­слав­лен­но­го пол­ко­вод­ца с над­пи­сью «Алек­сандр Ар­ка­дь­е­вич Су­во­ров, граф Рым­ник­с­кий, князь Ита­лий­ский» ис­поль­зо­ва­ли на хо­зяй­ст­вен­ные нуж­ды.
Ис­че­за­ли мо­ги­лы не толь­ко пред­ста­ви­те­лей зна­ти, ге­не­ра­лов, чи­нов­ни­ков, бо­га­тых куп­цов, но так­же до­ре­во­лю­ци­он­ных вра­чей, ин­же­не­ров, учи­те­лей, ли­те­ра­то­ров. В Пав­лов­ске Ле­нин­град­ской об­ла­с­ти унич­то­жи­ли мо­ги­лу ли­те­ра­то­ра Ми­ха­и­ла Ми­хай­ло­ви­ча До­сто­ев­ско­го – стар­ше­го бра­та пи­са­те­ля. Твор­цы мо­ну­мен­таль­ных со­вет­ских па­мят­ни­ков нуж­да­лись в бе­ло­снеж­ном мра­мо­ре и в ве­ли­ко­леп­ном гра­ни­те ку­пе­че­с­ких и дру­гих до­ро­гих над­гро­бий. По­это­му ис­чез­ла мо­ги­ла стар­шей се­с­т­ры пи­са­те­ля До­сто­ев­ско­го, вдо­вы бо­га­то­го чи­нов­ни­ка Вар­ва­ры Ми­хай­лов­ны Ка­ре­пи­ной. Не со­хра­ни­лись за­хо­ро­не­ния Ми­ха­и­ла Ан­д­ре­е­ви­ча До­сто­ев­ско­го и Ве­ры Ми­хай­лов­ны Ива­но­вой – от­ца и се­с­т­ры пи­са­те­ля До­сто­ев­ско­го. От­цу Фё­до­ра Ми­хай­ло­ви­ча в на­ши дни ус­та­но­ви­ли сим­во­ли­че­с­кий па­мят­ник на пред­по­ла­га­е­мом ме­с­те его за­хо­ро­не­ния. В 1931 го­ду в За­рай­ском рай­о­не Мос­ков­ской об­ла­с­ти, где в про­шлом на­хо­ди­лось име­ние До­сто­ев­ских, со­зда­ва­лись по­ка­за­тель­ные кол­хо­зы и сов­хо­зы. Спеш­но на­прав­ля­ли сю­да из Моск­вы энер­гич­ных ор­га­ни­за­то­ров и аги­та­то­ров. Ве­лась бур­ная ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная аги­та­ция. В груп­пе упол­но­мо­чен­ных ока­жет­ся Ни­ко­лай Ели­за­ров, ком­му­нист-ин­тер­на­ци­о­на­лист. На­сто­я­щая его фа­ми­лия – Цзян Цзин­го. Он был сы­ном Чан Кай­ши. В тот пе­ри­од он был по­ли­ти­че­с­ким про­тив­ни­ком сво­е­го от­ца. Не­уди­ви­тель­но, что мо­ги­лу хо­тя и не бо­га­то­го, но всё же по­ме­щи­ка Ми­ха­и­ла До­сто­ев­ско­го срав­ня­ли с зем­лёй. А ведь его сын был на цар­ской ка­тор­ге. Не со­хра­ни­лась мо­ги­ла Алек­сея До­сто­ев­ско­го – млад­ше­го сы­на пи­са­те­ля. Он умер в трёх­лет­нем воз­ра­с­те. В 2006 го­ду от­ме­ча­ли юби­лей – 500 лет ро­ду До­сто­ев­ско­го. Пла­ни­ро­ва­ли ус­та­но­вить па­мят­ную пли­ту на вхо­де Боль­ше­ох­тин­ско­го клад­би­ща в Санкт-Пе­тер­бур­ге, где был по­хо­ро­нен Алё­ша До­сто­ев­ский. На пли­те на­пи­са­ли, что на этом клад­би­ще был по­хо­ро­нен сын пи­са­те­ля Ф.М. До­сто­ев­ско­го. Ус­та­но­вить пли­ту вла­с­ти не раз­ре­ши­ли, и она хра­нит­ся в ме­ст­ном му­зее Ф.М. До­сто­ев­ско­го.
На сим­фе­ро­поль­ском клад­би­ще уте­ря­на мо­ги­ла вну­ка пи­са­те­ля Фё­до­ра Фё­до­ро­ви­ча-млад­ше­го. Ос­тан­ки Ма­рии Фё­до­ров­ны До­сто­ев­ской – ма­те­ри ве­ли­ко­го пи­са­те­ля мож­но бы­ло пе­ре­не­с­ти на дру­гое клад­би­ще. Её мо­ги­ла на­хо­ди­лась на Ла­за­рев­ском клад­би­ще в Моск­ве. Мо­ги­ла унич­то­же­на во вре­мя лик­ви­да­ции клад­би­ща. Ос­тан­ки да­же ма­ло­из­ве­ст­ных усоп­ших и тем бо­лее из­ве­ст­ных, в том чис­ле свя­щен­ни­ков пе­ре­но­си­ли по­сле офи­ци­аль­но­го об­ра­ще­ния род­ст­вен­ни­ков, а так­же уч­реж­де­ний куль­ту­ры и дру­гих ор­га­ни­за­ций. Ми­ха­ил Ва­си­ль­е­вич Во­лоц­кой, ав­тор фун­да­мен­таль­ной ра­бо­ты «Хро­ни­ка ро­да До­сто­ев­ско­го» (1934 г.) спа­са­ет па­мят­ник на мо­ги­ле М.Ф. До­сто­ев­ской. Па­мят­ник хра­нит­ся в под­ва­ле Мос­ков­ско­го Му­зея Ф.М. До­сто­ев­ско­го. А по­че­му не пе­ре­нес­ли ос­тан­ки ма­те­ри пи­са­те­ля?.. Мо­ги­ла са­мо­го М.В. Во­лоц­ко­го (умер в 1944 го­ду) ис­чез­ла на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще – в на­ши дни она уже не чис­лит­ся в ба­зе дан­ных клад­би­ща.
Во­прос со­труд­ни­кам му­зе­ев и до­сто­е­ве­дам: по­че­му не со­хра­ни­ли мо­ги­лу Во­лоц­ко­го? А сколь­ко дис­сер­та­ций и дру­гих на­уч­ных ра­бот и тем бо­лее жур­наль­но-га­зет­ных ста­тей на­пи­са­но со ссыл­ка­ми на ра­бо­ты это­го ис­сле­до­ва­те­ля?.. Му­зей­ные ра­бот­ни­ки, ли­те­ра­ту­ро­ве­ды и по­том­ки Ф.М. До­сто­ев­ско­го так­же не­сут от­вет­ст­вен­ность за ис­чез­но­ве­ние мо­гил род­ст­вен­ни­ков ве­ли­ко­го пи­са­те­ля. Они обя­за­ны бы­ли обе­ре­гать за­хо­ро­не­ния.
Кра­е­ве­ды и не­кро­по­ли­с­ты в на­ши дни пы­та­ют­ся за­щи­щать по­гре­бе­ния. На мо­гиль­ной пли­те Се­мё­на Ра­и­ча по­сле слов «по­эт и пе­ре­вод­чик» при­шлось до­ба­вить над­пись «учи­тель Лер­мон­то­ва, вос­пи­та­тель Тют­че­ва». Ве­ро­ят­но, это по­мо­жет со­хра­нить мо­ги­лу. Алек­сандр Сер­ге­е­вич Пле­ва­ко, ему 80 лет, внук двух зна­ме­ни­то­с­тей: ад­во­ка­та Фё­до­ра Ни­ки­фо­ро­ви­ча Пле­ва­ко и ху­дож­ни­ка Ва­си­лия Ва­си­ль­е­ви­ча Ве­ре­ща­ги­на с го­ре­чью под­твер­дил мне, что мо­ги­ла его ба­буш­ки ис­чез­ла на Ва­гань­ков­ском клад­би­ще. Мо­ги­ла Ли­дии Ва­си­ль­ев­ны Ве­ре­ща­ги­ной ни­чем не вы­де­ля­лась. А ес­ли бы на­пи­са­ли на па­мят­ни­ке – «вдо­ва ве­ли­ко­го рус­ско­го ху­дож­ни­ка, по­гиб­ше­го под Порт-Ар­ту­ром», мо­ги­лу мог­ли со­хра­нить. На клад­би­щах экс­кур­со­во­ды се­го­дня боль­ше по­ка­зы­ва­ют за­хо­ро­не­ния уго­лов­ни­ков, а не мо­ги­лы зна­ме­ни­тых учё­ных или пи­са­те­лей. По­мню, как нам, сту­ден­там, по­ка­за­ли мо­ги­лу дол­гое вре­мя не­из­ве­ст­ной и за­га­доч­ной «Н.Ф.И.». Лер­мон­тов по­свя­тил На­та­лье Фё­до­ров­не Ива­но­вой, по му­жу Об­ре­с­ко­вой, со­рок сти­хо­тво­ре­ний. А в де­ся­ти ме­т­рах под вы­со­ки­ми ме­тал­ли­че­с­ки­ми паль­ма­ми символическая мо­ги­ла Сонь­ки – Зо­ло­той руч­ки, кто реально погребен-неизвестно Мно­го над­пи­сей на её па­мят­ни­ке. За­пом­ни­лась од­на: «Со­ня, по­мо­ги мне иметь боль­ше ме­тал­ла».
Мо­ги­ла стар­ше­го сы­на пи­са­те­ля Ф.М. До­сто­ев­ско­го уте­ря­на, как ни стран­но, не в 1930-е го­ды, а в на­ча­ле 1970-х го­дов. В 1968 го­ду уми­ра­ет Ан­д­рей Фё­до­ро­вич До­сто­ев­ский, сын Ф.Ф. и внук Ф.М. До­сто­ев­ских, его мать – Ека­те­ри­на Пе­т­ров­на До­сто­ев­ская, ока­жет­ся по­сле вой­ны за гра­ни­цей. В ок­ку­пи­ро­ван­ном нем­ца­ми Сим­фе­ро­по­ле на её до­ме по­ме­с­ти­ли про­во­ка­ци­он­ное объ­яв­ле­ние. «Дом не­ве­ст­ки пи­са­те­ля До­сто­ев­ско­го не за­ни­мать». Ко­мен­да­ту­ра рас­про­ст­ра­ня­ла лож­ные слу­хи о со­труд­ни­че­ст­ве Е.П. До­сто­ев­ской с ок­ку­пан­та­ми. Боль­ная жен­щи­на вы­нуж­де­на бы­ла по­ки­нуть ро­ди­ну. Тра­ги­че­с­кая судь­ба ма­те­ри от­ра­зит­ся и на жиз­ни её сы­на, и ко­с­вен­но на судь­бе мо­ги­лы Ф.Ф. До­сто­ев­ско­го. До­ку­мен­ты о по­гре­бе­нии в ян­ва­ре 1922 го­да Фё­до­ра Фё­до­ро­ви­ча До­сто­ев­ско­го не со­хра­ни­лись. По­сле все­го это­го мо­ги­ла сы­на пи­са­те­ля ос­та­нет­ся без при­смо­т­ра. А кни­ги по учё­ту за­хо­ро­не­ний в Моск­ве до 1942 го­да бы­ли унич­то­же­ны по­сле вве­де­ния осад­но­го по­ло­же­ния в сто­ли­це. Я не очень дол­го ис­кал ут­ра­чен­ное ме­с­то за­хо­ро­не­ния Фё­до­ра Фё­до­ро­ви­ча До­сто­ев­ско­го. По­лу­чил из му­зея ко­пию един­ст­вен­ной фо­то­гра­фии его мо­ги­лы. Экс­перт из ЭКЦ МВД Рос­сии ис­сле­ду­ет на фо­то­гра­фии не­раз­бор­чи­вую над­пись на кре­с­те мо­ги­лы, что сле­ва от за­хо­ро­не­ния До­сто­ев­ско­го. Оп­ре­де­ля­ет­ся фа­ми­лия, часть от­че­ст­ва, по­след­ние ци­ф­ры го­да рож­де­ния и пол­но­стью год смер­ти усоп­ше­го. Эта мо­ги­ла со­хра­ни­лась. На ней те­перь вме­с­то кре­с­та сто­ит гра­нит­ный па­мят­ник, на ко­то­ром всё схо­дит­ся с дан­ны­ми экс­пер­ти­зы. Сле­до­ва­тель­но, в по­лу­ме­т­ре от этой со­хра­нив­шей­ся мо­ги­лы – ме­с­то за­хо­ро­не­ния сы­на пи­са­те­ля. На этом ме­с­те, как на­пи­са­но вы­ше – мо­гиль­ный холм, на ко­то­ром ус­та­нов­лен ме­тал­ли­че­с­кий крест без над­пи­си.
При­ез­жаю со справ­кой ЭКЦ МВД Рос­сии в ГУП «Ри­ту­ал». Это­му пред­при­я­тию под­чи­не­ны мос­ков­ские клад­би­ща. Воз­ра­же­ний по экс­пер­ти­зе не бы­ло. Но по во­про­су о пе­ре­да­че под па­тро­нат Со­ю­за пи­са­те­лей Рос­сии мо­ги­лы Ф.Ф. До­сто­ев­ско­го при­шлось об­ра­щать­ся в Де­пар­та­мент по­тре­би­тель­ско­го рын­ка и ус­луг го­ро­да Моск­вы. По­лу­чи­ли от­вет из Де­пар­та­мен­та. В нём со­жа­ле­ли, что «удов­ле­тво­рить прось­бу в на­сто­я­щее вре­мя не пред­став­ля­ет­ся воз­мож­ным». Обе­ща­ли про­ин­фор­ми­ро­вать о до­пол­ни­тель­ных све­де­ни­ях по дан­но­му во­про­су. Ука­за­ли при­чи­ну от­ка­за. В бе­зы­мян­ной мо­ги­ле, как на­пи­са­но в пись­ме, име­ют­ся два за­хо­ро­не­ния. 1946 и 1863 го­дов. Но учёт­ных дан­ных по ним по­че­му-то не бы­ло. Фа­ми­лии по­кой­ни­ков оп­ре­де­ле­ны лишь по над­пи­сям на кре­с­те во вре­мя ин­вен­та­ри­за­ции 1991 го­да. А по за­хо­ро­не­нию ур­ны (1994 год) учёт­ная за­пись име­ет­ся. В пись­ме Де­пар­та­мен­та ука­зан от­вет­ст­вен­ный за за­хо­ро­не­ние и его до­маш­ний ад­рес. Но­мер те­ле­фо­на от­вет­ст­вен­но­го, а им ока­за­лась очень по­жи­лая жен­щи­на – не от­ве­ча­ет на звон­ки со­труд­ни­ков ГУП «Ри­ту­ал». В Про­ку­ра­ту­ре го­ро­да Моск­вы ре­ко­мен­до­ва­ли об­ра­тить­ся к уча­ст­ко­во­му ин­спек­то­ру ми­ли­ции. Уча­ст­ко­вый со­об­щил, что дан­ная граж­дан­ка про­жи­ва­ет по ука­зан­но­му ад­ре­су. По­че­му она не от­ве­ча­ет на те­ле­фон­ные звон­ки? На этот во­прос у уча­ст­ко­во­го не бы­ло от­ве­та.


Сергей ТЮЛЯКОВ, член Союза журналистов Москвы



















Для всех. Уникальная возможно
Влас
2011/08/06, 00:28:02
В статье 11 закона «О погребении и похоронном деле» говорится:
«Оплата расходов на обеспечение деятельности Федерального военного мемориального кладбища производится за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, а также иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.»
Интересно, что правила содержания мест погребения устанавливаются органами местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.
В статье 26 указано:
«Финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со статьями 9, 10, 11 настоящего Федерального закона.»
На самом деле закон игнорируется местными и федеральными властями.
Татьяна
2011/08/05, 10:49:10
Согласна с автором. Об этом надо писать и говорить как можно чаще, чтобы воздействовать на души людей, их чувства.
Сергей
2011/08/05, 01:40:45
Еврея Гейне могли бы не упоминать. Вот уж кто первые разрушители святого других народов - иудеи...
Добавить комментарий:
* Имя:
* Комментарий:
   * Перепишите цифры с картинки
 
 
© Vinchi Group - создание сайтов 1998-2024
Илья - оформление и программирование
Страница сформирована за 0.0157790184021 сек.