Александр Шуринов - член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, член Совета РОО «Бородино-2012». Живёт в Москве.
Кладбищенское кощунство
Кому не приходилось слышать о старых заброшенных кладбищах? В советское время их, увы, уничтожали, застраивали, организовывали здесь парки, где ставили качели и карусели. Да, мы не должны так поступать с местом погребения наших предшественников. Да, наши дети и внуки не должны играть и веселиться на таких местах.
Иногда мы слышим, что уход за могилами – это дело, мол, потомков. А если нет потомков, то мы через какое-то время (в масштабах жизни человеческих поколений очень короткое время – 15 лет) можем занимать их могильные места под другие захоронения.
Посмотрим на эти рассуждения (обычно заинтересованных лиц из руководства кладбищ) с точки зрения нашей культуры и желания сохранить память о наших предках. Такой подход к нашим духовным и нравственным ценностям, каковыми являются кладбищенские захоронения, не вписывается в концепцию рыночной экономики. Причём, по банальной причине, легче и дешевле продавать места на имеющихся кладбищах, чем организовывать новые кладбища, создавать на них кладбищенский уют, пестовать мемориальность.
Однако рано или поздно вопрос о сохранении кладбищенских святынь будет поставлен. Слишком сильно и традиционно связывают нас могилы и кладбища с нашими предками, которые многие столетия пеклись о нас - будущих потомках.
180 лет назад наш гений А.С. Пушкин писал:
Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам …
Действительно, «любовь к отеческим гробам» следует отнести к наиболее сильным и важным качествам нашего народа во все времена. Вне зависимости от сословия, имущественного состояния и юридического статуса. Так было. Наши предки ухаживали за кладбищами, могилами предков, посещали их, по крайней мере, ежегодно, а часто по установленным церковным праздникам.
За минувшее столетие прошли большие изменения в человеческой цивилизации, и наше отношение к могилам резко изменилось. Утилитаризм погребения и посещения праха человека стал довлеть над ощущением святости, сопереживания и сострадания судьбам наших предшественников. Сотни и тысячи могил остаются брошенными, как из-за раннего ухода из жизни потомков, так и общей девальвации чувств благодарности предкам. Это печальный сигнал о нашей нищей духовной жизни! С потерей могил и закрытием кладбищ мы теряем духовную связь с нашими предками.
Между тем, кладбище - это важнейший накопитель народной памяти, важный источник духовности, источник культурного возрождения и развития любого народа.
Печально слышать, что закрывается для посещений то или иное кладбище, что на нём устраиваются детские площадки или даже пешеходные дорожки с зонами рекреации. Совсем недавно довелось видеть по ТВ, как обошлись с Военным кладбищем в Лефортово в Москве. Сначала на нём устроили карусели для детей, а после возмущения жителей сейчас делают тихий мемориальный парк с дорожками. Рядом с выступавшим по ТВ руководителем громоздилась куча гранитных и мраморных плит, которые руководство района почему-то посчитало необходимым собрать и вывезти.
А ведь каждая могильная плита несёт в себе духовное и моральное содержание реальности судеб! Их стоит сохранить, разместить на кладбище, даже если потеряно их изначальное место. И постараться изучить силами местных краеведов и историков. Но даже неизученные они несут сильнейший духовный заряд, способный формировать в новых поколениях чувства благоговения перед прошлым, которое было великим и достойно сегодняшнего восхищения.
Относиться так к кладбищам, как относится сегодня наше общество и его государственные структуры, нельзя. Мы фактически уничтожаем те духовные источники, которые когда-то выделили нас из звериной стаи и превратили в людей. Они могли бы способствовать нашему сегодняшнему возрождению, но …. находятся в руках варваров: муниципальных или даже музейных. Посмотрите на сегодняшнюю кладбищенскую структуру – сферу ритуальных услуг. Будет ли она пытаться сохранить кладбище, поддерживать на нём порядок, делать посещение кладбища удобным и освящённым? Вряд ли. Только, если руководитель кладбища очень образованный и верующий человек. А это – большая редкость. Сегодня эти услуги стали лакомыми кусками ритуального бизнеса. Фактическое вымогательство, паразитирование на горе людей, страдающих от потери близкого человека, стали нормой поведения работников этой сферы.
Когда я увидел, что делается с Морским кладбищем у Свято - Троицкой церкви вблизи Ораниенбаума, у меня выступили слёзы.
Фото 1: На Морском кладбище у Свято-Троицкой церкви Ораниенбаума (г. Ломоносов) под Петербургом.
Кладбище разрушается день ото дня. Ловкие преступники, приехавшие издалека, селятся рядом, вскрывают гробницы, грабят их, выкорчёвывают памятники и отдают их на распиловку гранитных и мраморных плит. После их грабительских раскопок многие памятники покосились. Такой вот наглый и безнравственный бизнес! Охраны никакой нет. Кладбище без защиты и окормления. Церковь ещё только планируется к восстановлению.
Неужели Российский Военно-Морской флот может равнодушно взирать на духовную память российских моряков и членов их семей 200-летней давности?
Другим известным всем примером наглого посягательства на мемориальную память защитников нашего Отечества является Бородинское поле. Не секрет, что Поле Русской Славы, где наша Русская Армия противостояла европейской армии под командованием Наполеона и выстояла, то есть, одержала несомненную духовную победу, подвергается поруганию и коттеджной застройке. Новое поколение нуворишей посчитало, что на могилах (а каждая пядь поля полита кровью и является мемориальной!) можно строить дачные усадьбы, отдыхать и развлекаться. И это не удивительно, если принять во внимание, что Росохранкультура (теперь говорят, бывшая, но очень уж живучая), местные и областные власти, руководители музея-заповедника санкционируют ежегодные ярмарки, фестивали и театральные представления на земле, обильно политой кровью защитников. Поистине, неисповедимы пути Твои, Господи!
Как объяснить людям, проживающим в уже построенных сегодня усадьбах на Бородинском поле, что нормальной жизни в этих усадьбах у них не будет, что дети, внуки и правнуки будут страдать болезнями и жизненными невзгодами, изначально обречены к потере совести и чести?
Совершенно непонятна в этой ситуации позиция Министерства Обороны России. Почему мемориальные места должны быть предметом внимания только рядовой общественности, но не затрагивают руководителей тех структур, которые должны умножать силу и дух наших сегодняшних защитников?
Почему молчит Русская Православная Церковь? Сегодня она озабочена положением в войсках и окладами капелланов. Но разве состояние военных кладбищ, где упокоятся рано или поздно наши защитники Отечества, не их прерогатива? Или эту сферу окормления мы оставим спекулянтам и бандитам?
Следует признать, что ситуация с Бородинским полем вскрыла гнойник наших отношений к историческому прошлому через отношение к останкам не только наших павших героев, но и ещё более отношение к останкам и памяти гражданских лиц. Всё это, конечно, не интересует тех, кто видит в Бородинском поле и многочисленных других кладбищах только возможности активного бизнеса. Их уровень понимания процессов совсем иной: частный и своекорыстный.
Большим откровением для меня было посещение в Петербурге Никольского кладбища, которое располагается в самом центре Петербурга - в Александро-Невской Лавре.
Фото 2: Могила князя Александра Николаевича Вадбольского на Никольском кладбище.
Чуть отойдя в сторону от главной линии можно увидеть, что многие могилы также покосились из-за подкопов и разграбления, кресты снесены, металлические крыши склепов украдены, памятники изуродованы. Между тем, на входе сидит охрана и разводит руками.
Было очень стыдно перед проходящими между могил японскими туристами. Известно, что в Японии отношение к памяти предков совсем иное: за могилами тщательно ухаживают, а памятники систематически моют и чистят. Территорию кладбищ благоустраивают, ставят скамейки.
Конечно, многие из родственников тех, кто похоронен на Никольском кладбище, выехали из России и не могут приезжать для ухода за могилами предков.
Фото 3: Автор у разрушенного склепа рода Петковичей (действительного тайного советника Константина Дмитриевича Петковича, Генерального Консула в Бейруте в конце XIX века), где захоронены Вера Андреевна Петкович (ур. Бахтина) и её родные.
Но разве это не общее наше наследие? Разве государство не обязано сохранять и обеспечивать уход за могилами наших граждан, оставивших этот бренный мир в расчёте на нашу заботу об их могильной памяти? Тем более, оно должно испытывать вину перед теми, кто покинул свою родину в результате гонений или угрозы политических репрессий. Поистине, эта сфера нашей жизни требует великого всеобщего покаяния! И, поистине, новой государственной заботы!
Здесь нужно отметить, что наше уподобление худшим образцам западного образа жизни с потерей исторической памяти и нравственности на кладбищах совершенно неконструктивно. Мы гнобим собственное великое духовное наследие, которое является основой формирования творческих способностей, способностей самоотверженного служения Отечеству и других основ духовной жизни. Оно не соответствует, как заметил ещё Пушкин, и русскому менталитету. Поэт писал о равно важных способностях русского человека: любви к родному краю и могилам. Поэтическим словом он объяснял их значение для общества:
…Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Без них наш тесный мир пустыня,
Душа – алтарь без Божества.
А великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Под каждой могильной плитой лежит всемирная история».
Такое важное значение придавали великие поэты и мыслители памяти предков, могиле каждого человека и общей истории наших предшественников. О святотатстве на могилах, об оскорблении умерших и мест их захоронения они и подумать не могли.
Таким образом, на наш взгляд, следует вернуться к прошлому, священному и трепетному, представлению о наших кладбищах, их значению и влиянию на потомков. Причём, следовало бы вернуться в государственном масштабе. Пора прекратить дурной опыт устройства кладбищ на мусорных свалках, в болотистых местах. Кладбища должны располагаться на местах высоких, красивых, чтобы быть уроком и напоминанием живущим. Экономить на кладбищенской земле не пристало. Все должны быть уверены, что найдут на кладбище достойный покой и внимание. Безусловно, следует ужесточить законы и умножить наказания, касающиеся разграбления городских кладбищ, и особенно сельских погостов, где чёрные копатели чувствуют себя очень вольготно. «Нападение» на могилу следует приравнять юридически к нападению на человека и соответствующей ответственности.
Заметим, что наши кладбища устроены совершенно иначе, нежели за рубежом. В Америке, например, все памятники безликие, ровные, стандартные. А у нас в России они необычайно трогательные, разнообразные, с оградками и без. Сохранить их – великий долг государства перед новыми поколениями не только в части его воспитания, но и в части мемориального искусства.
В заключение стоит выразить уверенность, что попытки уничтожить историческую память русского и других народов нашей страны обречены на неудачу. Вспомним, с каким подъёмом сражалась и работала страна в годы Великой Отечественной войны, когда полчища фашистов стремились отнять нашу историческую память и уничтожить наш народ. Также активно и мощно мы должны противостоять разрушению исторической памяти на наших больших и малых кладбищах в мирное время.
Сегодня в направлении сохранения исторической памяти идёт работа Региональной общественной организации «Бородино-2012», которая взяла попечительство над Бородинским полем и всеми другими мемориальными комплексами России.
Напомню, что 10 сентября состоится Митинг на Пушкинской площади против изменения исторического ландшафта Бородинского поля и его коттеджной застройки.
А 18 сентября группа молитвенников выедет на Бородинское поле и проведёт Крестный ход против его поругания и застройки, посвящённый 266-й годовщине со дня рождения Михаила Илларионовича Голенищева-Кутузова-Смоленского.
Информацию об этих мероприятиях смотрите на сайте: borodino2012.net |