16.08.11. Беседа писателей Ивана Зорина и Светланы Замлеловой.
И.З. - Сравнивать времена - что килограммы с метрами. И все же, что ты думаешь о русской литературе ХXI века в сравнение с XIX и XX?
С.З. - Банально, но русскую литературу XIX и XX вв. называли «великой», чего уж никак не скажешь о так называемой русской литературе XXI в. Русская литература стала местечковой. Во всех смыслах. В ней задают тон не те, кому есть, что сказать, а те, кому дают возможность высказаться. Именно поэтому она похожа на архив психбольницы. А те, кто создают её сегодня, эти русские писатели с нерусскими именами, все, кого тиражируют и кто на слуху напоминают вандалов, делящих порфиру убитого императора. Едва только в XIX в. о русской литературе узнали европейцы, как тотчас полюбили её и в скором времени стали у неё учиться. Мировая литература XX в. вообще состоялась под именем Достоевского. Наверное, ни одна из национальных литератур не избежала его влияния.
И.З. - Но почему это происходило? Почему весь мир так полюбил русское слово?
С.З. - Потому что, повторюсь, за русским словом стояло величие, то есть неотмирность. Великим мы называем то, что не от мира сего. Неважно, идёт ли речь о добре или зле. Помните, как Эфлятун Гюней писал о русских писателях – они не согласны, чтобы люди на первый план ставили свой эгоизм. Великая литература всечеловечна, не побоимся этого слова. Она понятна всем. А под вывеской «русская литература» развелось сегодня уж очень много народных плакальщиков, которые, кстати, плачут не о русском народе. Любовь к своему племени – дело, конечно, весьма почтенное. Но если литература понятна и близка одному народу, она становится местечковой, для остального мира она интересна лишь с точки зрения этнографии. Как бы при этом ни раскручивали авторов.
И.З. - Есть ли литература альтернативная массовой? И если есть, какие имена ты могла бы назвать?
С.З. - Что только не противопоставляют сегодня массовой литературе! Однако эта мощная альтернатива не обнадёживает. Появился, например, какой-то «неореализм». Тот, кто это придумал, хотел, очевидно, всех насмешить. Что ж, ему это удалось. Что это значит – «неореализм»? Во-первых, это смешно, потому что так называлось направление западной философии XX в., а также направление итальянского кино и литературы. Во-вторых, русский реализм никуда не исчезал. Что, долгое время на его месте был «неоромантизм» с нео-Гоголями? И вот наконец новый виток – возвращение реализма?! В-третьих, никакой своей программы, кроме деградации по отношению к традиционному реализму, наши «неореалисты» предложить не могут. Терминами можно заморочить голову человеку необразованному. Но если человек хоть что-то читал, он поймёт, что из него пытаются сделать дурака… Угроза исходит не от массовой литературы, не претендующей на большее, чем она есть, а от разного рода «нео», пытающихся надуть почтеннейшую публику. Нельзя сказать, что сегодня нет настоящей литературы, нет талантливых прозаиков и поэтов. Их немало, но они, как правило, не на слуху и все они одиночки. В то время как «нео» под разными лозунгами группируются по интересам. Русская литература загнана в подполье, а на её место уселась уродливая злая баба. Но мы верим, что «не умерла девица, но спит»! Ещё одной бедой я бы назвала кризис критики. Раньше говорили, что в критики идёт тот, кто сам не умеет писать. Сегодня впечатление такое, что критик не просто не умеет писать, но и в литературе-то ничего не смыслит. Такие критики оказывают русской литературе медвежью услугу. И сложно сказать, от кого больше зла – от лжеписателей или лжекритиков.
И.З. - Каковы на твой взгляд тенденции и, главное, перспективы русской литературы?
С.З. - Мир стоит сейчас на распутье: Армагеддон и конец света или некий катарсис и перерождение. Это, естественно, имеет отношение и к русской литературе. Что будет с ней в первом случае – не сложно представить: окончательная деградация, служение мамоне, манипуляция читательским сознанием, производство иллюзий. Во втором случае можно рассчитывать на ренессанс. Но это будет медленный и мучительный процесс. Слишком много утеряно, и слишком много связей распалось.
И.З. - Можно ли говорить о влиянии сегодня русской литературы на мировую?
С.З. - Абсолютно уверена: то, что выдаётся сегодня за русскую литературу не может оказывать влияния. Единственное, на что это может повлиять – на падение престижа и авторитета России как литературной державы.
И.З. - С развитием компьютерных технологий умерли шахматы. Ожидает ли та же участь и художественную литературу с развитием аудиовизуальной культуры? Или ее раньше доканает массовая?
С.З. - По-моему, всё-таки не стоит демонизировать массовую литературу. Она была всегда. Она может быть хорошей или плохой. Беда не в том, что её стало много, а в том, что противопоставляемая ей литература ужасна. В либеральном литературном стане принято неупотребительными в приличном обществе словами описывать половые акты, испражнения и ругать Россию. C`est tous… Патриоты обожают писать очерки о своих дальних родственниках, о каких-то Иванах Ивановичах и Иванах Никифоровичах. Да только без гоголевского владения языком, без его же юмора, без глубины и обобщений. Всё это было бы неплохо для какой-нибудь африканской страны. Но, простите, мы в России и у нас есть то, что называется «русская литература»… Что касается исчезновения – скорее, исчезнет книга, а художественная литература просто перекочует на аудионосители. Впрочем, думаю, что и книга останется. Хотя бы как явление культуры. Многие, знаете ли, любят пить чай из самовара. Даже при наличии электрических чайников и газовых плит. Да и шахматы, наверное, у многих остались. |
Людмила Тимофеева - Natalia Puchkova
2011/08/18, 22:33:19
Да, именно так. Natalia Puchkova
2011/08/18, 22:31:56
У нас все есть! Пишут пока в стол, до поры. Придет время. Когда наступит критичекий миг, вспомнят про Пушкина! Хотя , если здесь говорим, уже не забыли. Пока так. олег
2011/08/18, 20:31:15
Русская литература может исчезнуть только в том случае, если вдруг все русские писатели, заболев социальной глухотой, уйдут в область лингвистических фантасмагорий, в оторванную от реальности мистику и силу таланта направят не на поиски правды, а на тщеславное самоутверждение. Мне, однако, не только этот, но и все прочие варианты гибели великой русской литературы кажутся совершенно невероятными, ибо в многоликой среде русских писателей ещё достаточно много совестливых людей, творчество которых заслуживает самых высоких оценок. Такие люди всегда были, и всегда будут и отрицать их существование, значит не верить ни в совесть, ни в Родину, ни в Бога. Саша - Нине Садур
2011/08/18, 15:47:43
"Социализм сформировал совершенно уникальное сознание - великая зависть всех ко всем. При тайном понимании своей ничтожности, или же убитости. "
Ну, а капитализм, конечно, же такого уникального сознания не формирует, правда? При капитализме миллионы дружно радуются, что олигарх купил особняк в Европе или устроил кутёж с малолетками в Куршевеле. И никакой зависти. И никакого тайного понимания ничтожности и убитости: о том, что мы ничтожества, капиталистическое ТВ не устаёт напоминать нам 24 часа в сутки 7 раз в неделю. Да здравствует капитализм! И дебилизм! Людмила Тимофеева
2011/08/17, 11:22:41
да ведь ничего нового. Кто помнит имена популярных писателей 19 века? Много ли перечитывают популярных же века 20-го? Всё нормально. Меда и амборизии и Пушкин, и Лермонтов, и Гоголь не получали. Юлия Воинова
2011/08/17, 01:39:56
Актуально. Печально. Но с помощью Божией выживем! Владимир Василенко
2011/08/17, 01:24:09
Писатели расцветают в стесненных социальных условиях. Nina Sadur
2011/08/17, 01:18:35
Наверное, так и должно быть. Страна у нас страдающая и литература должна быть страдательная. Попираемая нечистью. До поры. Nina Sadur
2011/08/17, 01:17:21
Когда писатели берут деньги Ксении Собчак на премии, и сама же Собчак лично решает, кто получит премию, какие разговоры о литературе могут быть? Или - культура издателей... О чём речь? По-прежнему, русская литература пишется в подполье... Nina Sadur
2011/08/17, 01:16:03
Всё так и есть. Картина ещё гаже, чем в статье. Процесс разрухи в нашей литературе идёт с советского времени. Запрещённая литература сохранилась, потому что не соприкасалась с официозом. А печатались те, кто печатались. И даже не в идеологии дело - в зависти. Социализм сформировал совершенно уникальное сознание - великая зависть всех ко всем. При тайном понимании своей ничтожности, или же убитости. Это свойство особенно сильно цвело в среде литераторов, Сейчас приняло пародийно-гротескные черты. Добавить комментарий:
|