Неснятый фильм Сергея Эйзенштейна
В июле 1926 года во время своего визита в Москву известные американские актёры Мэри Пикфорд и Дуглас Фэйрбанкс встретились с советским кинорежиссёром Сергеем Эйзенштейном. От имени киностудии «Artistas Unidas» они пригласили его посетить Голливуд.
Целых четыре года Эйзенштейну пришлось ждать, когда он сможет осуществить эту поездку. В октябре 1928 года Эйзенштейн вместе со своим помощником Григорием Александровым и оператором Эдуардо Тиссэ были направлены в длительную зарубежную командировку. Её основной целью была пропаганда достижений советского кинематографа. Также они должны были познакомиться с последними достижениями капиталистического Запада в области звукового кино.
Эйзенштейн выступил с лекциями в Берлине, Гамбурге, Лондоне, университете Кембриджа, Антверпене, Амстердаме.
В апреле 1930 года в Париже он подписал контракт с киностудией «Paramount Pictures» на экранизацию в США романа Теодора Драйзера «Американская трагедия».
12 мая 1930 года Эйзенштейн и Тиссэ прибыли в Нью-Йорк. Прежде чем отправиться в Голливуд, Эйзенштейн дал ряд конференций о советском кино в университетах Колумбии, Гарварда, Принстона и Чикаго.
В мае этого же года в Нью-Йорк приехала известная аргентинская писательница Виктория Окампо. Здесь она должна была встретиться с Вальдо Франком (писателем и издателем США), чтобы продолжить переговоры по изданию журнала «Sur» («Юг»). Идея его создания возникла в 1929 году во время их встреч и бесед в Буэнос-Айресе.
В один из дней своего пребывания в Нью-Йорке Виктория Окампо была приглашена на обед меценатом Отто Каном в его роскошный дом в Лонг Айланд. Там впервые аргентинская писательница увидела советского кинорежиссёра. Виктория Окампо пишет в своих мемуарах о Сергее Эйзенштейне так: «...молодой блондин с высоким большим лбом. Взгляд прямой и серьёзный». В Нью-Йорк они возвращались вместе по Ист Ривер. Разговор зашёл о Гарлеме. Окампо упомянула о своём темнокожем знакомом Тейлоре Гордоне, который неоднократно ей рассказывал об одном пасторе из негритянской евангелистской церкви в Гарлеме.
- Его проповеди настолько духовны и эмоциональны, что собирают большое количество людей, - особо подчеркнула Виктория.
Эйзенштейн настолько заинтересовался, что попросил представить его Гордону с целью сегодня же вечером поехать и послушать этого знаменитого проповедника.
«В восемь часов вечера очень необычная по своему составу группа, состоящая из двух русских из Советской России (Эйзенштейна и Тиссе), двух аргентинок из буржуазной Аргентины (Окампо и её подруга Делия дель Карриль) и внука зулусов (Гордона), вышла из такси у негритянской евангелистской церкви в Гарлеме», - пишет в своих воспоминаниях Виктория Окампо. Дальше она рассказывает о сильном эмоциональном потрясении, которое она испытала, слушая проповедь.
«Моё сердце сжалось. Я почувствовала сильное желание плакать и подняла голову, смотря в потолок. Я не хотела, чтобы мои слёзы текли из глаз в присутствии представителей Советского Союза. Но советские сами находились в таком же состоянии, как и я», - с удивлением отмечает в книге своих мемуаров Окампо.
Рядом с ней стоял Эйзенштейн и тихо шептал ей на ухо:
- Это невероятно! Это невероятно! Ни за что на свете я не хотел бы потерять возможность увидеть этот спектакль!»
После церкви все пятеро поехали ужинать в один из итальянских ресторанов Гарлема. Окампо и Эйзенштейн уже чувствовали взаимную симпатию, которая переросла в доверительные отношения. И уже во время их следующей встречи советский кинорежиссёр поделился с аргентинской писательницей своими планами работы в США.
Окампо пишет в своих воспоминаниях:
- Он мне ясно дал понять, что не ожидает от посещения Голливуда чего-то необычного. Более того, Эйзенштейн вслух выразил свои опасения, что, возможно, будет вынужден оставить свою работу (экранизацию романа Драйзера «Американская трагедия») незаконченной.
- В таком случае, почему бы Вам не приехать в Аргентину? В Аргентине, я не сомневаюсь, Вы могли бы снять необыкновенный фильм. Тематика обширная. Если Вы откажетесь от работы в Голливуде, то я постараюсь организовать вашу поездку в Аргентину.
Это предложение Эйзенштейном было принято с воодушевлением. Он пообещал Виктории Окампо немедленно связаться с ней в случае расторжения своего контракта с киностудией «Paramount Pictures».
Во время своей последней встречи в Нью-Йорке Эйзенштейн и Окампо с энтузиазмом обсуждали темы будущего фильма, который он, возможно, будет снимать в Аргентине. Согласились, что это должна быть «документальная кинопоэма», отражающая различные аспекты истории и традиций этой страны.
Утром 16 июня 1930 года Сергей Эйзенштейн уехал на поезде в Голливуд. Виктория Окампо вечером этого же дня поднялась на борт пассажирского лайнера, чтобы вернуться к себе на родину.
В Голливуде Эйзенштейн был тепло принят Чарли Чаплином, Уолтом Диснеем. Вскоре он был зачислен в члены голливудской киноакадемии. В честь советского кинорежиссёра был дан банкет.
Весь сентябрь Эйзенштейн активно работал над адаптацией романа Теодора Драйзера «Американская трагедия». В это время самые реакционные круги Голливуда настойчиво требовали немедленной его высылки из США за принадлежность к коммунистической партии. 23 октября киностудия «Paramount Pictures» в одностороннем порядке расторгла с советским кинорежиссёром контракт на съёмки фильма по роману «Американская трагедия». Эйзенштейн покинул Голливуд и вернулся в Нью-Йорк.
18 ноября Департамент труда отказал в продлении разрешения на пребывание в США Эйзенштейну и Тиссэ и потребовал, чтобы они немедленно покинули страну.
Эйзенштейн послал в Буэнос-Айрес телеграмму Виктории Окампо. В ней он сообщал о расторжении своего контракта с «Paramount Pictures» и готовности приехать в Аргентину.
Мечты Окампо сбывались. Кинорежиссёр с мировым именем будет снимать фильм о её любимой Аргентине!
Но у неё не было необходимых денег на это дорогостоящее мероприятие. Окампо, не теряя времени, посетила всех своих знакомых богатых латифундистов и банкиров. Она не сомневалась, что ей, известной писательнице, представительнице аргентинской аристократической семьи, они дадут в долг необходимые средства для выполнения этого проекта. Но Окампо ждало горькое разочарование. Виктория везде получила отказ. В своих воспоминаниях Окампо пишет, как она пыталась заинтересовать богачей:
- Вы что, не видите, что это уникальная возможность? Вы даже не рискуете потерять свои деньги! Вы не только их вернёте, но ещё и получите прибыль!
Все усилия были напрасны. Окампо была уверена, что её соотечественники просто не поверили в успех её проекта и боялись потерять свои деньги.
На самом деле все, к кому обратилась писательница, действительно боялись. Только не потерять деньги, а приобрести большие неприятности с правящим в стране режимом. Ведь 6 сентября 1930 года в результате государственного переворота в Аргентине был свергнут законно избранный президент Ипполит Иригойена. К власти пришло профашистское правительство генерала Хосе Урибуру, которое объявило о введении в стране военного положения. Был распущен парламент, запрещена деятельность политических партий. И какой латифундист или банкир мог дать деньги на кинокартину, которую будет снимать режиссёр-коммунист, приехавший из Советской России?!
Окампо послала телеграмму Сергею Эйзенштейну, в которой с горечью объяснила, что не смогла добыть денег для финансирования их совместного проекта.
В конце ноября 1930 года Сергей Эйзенштейн уехал в Мексику, где приступил к работе над фильмом «Да здравствует Мексика!», который взялся финансировать американский писатель Эптон Синклер.
Виктория Окампо умерла в 1979 году. До самых последних дней своей жизни она не могла простить себе, что так и не смогла достать денег на съёмки кинокартины про её любимую Аргентину гениальным русским режиссёром Сергеем Эйзенштейном.
|