|
На главную Актуально ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ: ПОКЛОН ТЕМ, КТО УЧИЛ НАС «РАЗУМНОМУ, ДОБРОМУ, ВЕЧНОМУ» | Владимир Глазков
Владимир Глазков - русский, потомок донских казаков. Родился 15 июня 1949 года в г. Новоаннинский Волгоградской области. По образованию инженер-механик. Закончил Киевский инженерно-строительный институт в 1973 г. По профессии – конструктор, автор более 30 изобретений и патентов, неоднократный лауреат ВДНХ СССР и УССР, награждён почётным знаком «Изобретатель СССР». Живёт в г. Черкассы, Украина, является Председателем областной общественной организации «Русское движение Украины». Пишет стихи и прозу, публиковался в различных альманахах, журналах, сборниках, в том числе во втором выпуске сборника стихов «Я вижу сны на русском языке», как лауреат Второго международного поэтического конкурса «Я ни с кем никогда не расстанусь!..»
02.09.11. Преподаватель от учителя отличается тем же, чем лечащий врач – от врача исцеляющего. Тот, кто лечит болезнь – специалист. Кто лечит пациента – Доктор. В моей Новоаннинской с/ш №1 работали разные педагоги. Но подавляющее большинство были Учителями. Каждый из них заслуживает земного, в пояс, поклона. О каждом без натяжки можно писать стихами. Время! Многие уже никогда не услышат таких необходимых для жизни благодарных признаний… Худо.
В жизнях Мазиных – Павла Георгиевича и Ульяны Артёмовны – всё было единым. Они и родились не только в одной казачьей станице, но и в один день. Выросли, прошли через громовые времена, а потом учили нас в нашей, родной и для них, школе. В апреле 2011 им – нынешним волгоградцам – исполнилось по 89 лет. Дивно подумать? Мне – не дивно. Наверное, потому, что и мне уже за 60. Павел Георгиевич, Вам не дивно, что черноглазый пятиклашка, впервые услышавший от Вас «Guten Tag», полвека помнит этот первый урок немецкого? А Вам, Ульяна Артёмовна? Не дивно, что уроки черчения Ваш ученик пронёс через всю свою конструкторскую судьбу? Спасибо вам. От самого Днепра спасибо, вид на который открывается из моих окон. И хочу поведать об уроке, который запомнил накрепко. Он не только ваш – этот жизненный урок. Но он и от вас…
«Белая» школа. Обновлённая в прошлом году, осовремененная, чистенькая. А звалась белой, потому что сложена была из силикатного белого кирпича. Давно сложена, ещё до Великой Отечественной. Теперь на её фасаде закреплены мемориальные доски, на одной из которых – память об эвакогоспитале №3248. В актовом зале, где нам через два десятилетия вручали аттестаты зрелости, была операционная. А в угловом классе первого этажа – приёмный покой, а… Всё это я узнал много позже. От мамы, которая в этом «покое» принимала раненых! Когда тебе шестнадцать, жизнь изумляет не прошлым. Для нас – послевоенных – недавняя Отечественная была такой же историей, как и открытие Америки. Лишь потом стало приходить осознание причин мёртвой копоти на здании крупозавода, лишь потом мы притихли, когда строители, отрывая котлован в школьном дворе, наткнулись на останки тех, кого не смогли спасти в этом госпитале, лишь потом был мамин рассказ, с чего, собственно, и начались осмысления и постижения материала не программного, хотя и школьного. Началось выполнение домашних заданий от тех уроков, которые измерялись не 45 минутами.
Павел Георгиевич Мазин. Крупный, черноволосый мужчина, с сильными мастеровыми руками и твёрдым характером. Да ещё с очень странным пятном седых волос ниже затылка. В девятом он стал нашим классным руководителем. А под наш класс отвели «приёмный покой». Вводилась кабинетная система обучения, и мы, под наставления Павла Георгиевича, с энтузиазмом превращали этот класс в кабинет немецкого языка. Расцвечивали стены флагами СССР и ГДР, проводили тематические вечера, читали немецкие газеты, слушали немецкие легенды, декламировали Гейне… Павел Георгиевич часто болел. Но вечера мы проводили и сами. И уроки немецкого не прогуливали; нашего учителя подменяла его жена – Ульяна Артёмовна – неизменно приветливая, обаятельная, учившая нас ещё и умению выразить мысль в чертеже. Не знали мы тогда подспудных причин отсутствия нашего классного руководителя. А причина была не только в финской войне и изнурительных боях против германской группы армий «Норд». Был плен. В свои двадцать с небольшим Паша Мазин, выживший после ранений, получил лагерный номер в филиале Бухенвальда – 4Б, а потом оказался в Айзенахе, в лагере «Вартбург-Блик». А потом – в других лагерях. И когда германские лётчики разносили фугасками станцию Филоново, жгли крупозавод и расстреливали из пулемётов очередь за солью на площади Ленина, он носил лагерную робу и слушал вражью разговорную речь. Когда я задумался над тем, что ему пришлось испытать и пережить, то невольно возник внутренний вопрос: «Как же после этого можно изучать, а потом и преподавать немецкую грамматику?» А ответ на него – пусть и не сразу, но всё-таки выполненное домашнее задание того незримого урока, который способен дать только Учитель. Накрепко я запомнил: надо быть русским, чтобы сохранить и пронести через эти адовы круги звёздочку со своей пилотки, крохотную фотографию и уложивший его осколок немецкой мины. Надо быть личностью, чтобы и за колючей проволокой видеть разницу между языком отродья человеческого и языком культуры. И надо быть Учителем, чтобы после всего этого в бывшем приёмном покое госпиталя делать нам ежедневные инъекции человечности и жизнелюбия.
Нет, не ошибся крестьянский сын, когда после остервенения двух войн и концлагерей избрал не самую хлебную учительскую дорогу. Говорю это «нет» потому, что однажды он с горечью сказал мне об этой своей «ошибке». Да, дорогой мой учитель: образованность сама по себе не делает людей возвышеннее и чище, в этом Вы действительно ошибались. Но не единственная Ваша заслуга, что я однажды изумил своего сына, без труда разъяснив дорогу к гостинице заплутавшим в Сочи немцам. Не этот урок главный. Главный урок от Вас – уважение к немецкой культуре вкупе с седым пятном пониже затылка. В этом и усматриваю отличие учителей от преподавателей. Поэтому и кланяюсь Учителям. До самой земельки кланяюсь.
| |
Комментарии |
Ирина
2011/09/08, 12:33:33
Кажется, небольшой рассказ... Но почему-то мысленно снова и снова возвращаешься к прочитанному. Очевидно, потому, что автор бережно и ненавязчиво, находя такие нужные и важные слова, рассказывает об "уроках жизни", которые были даны любимыми Учителями. Нет, это были не нравоучения, не назидания; учением и воспитанием явилась жизнь скромных педагогов, оставивших такой глубокий след в душе их ученика.
За строками видится личность автора - человека незаурядного, своеобразно мыслящего, глубоко порядочного. Его благодарность людям, посвятившим себя воспитанию детей, безгранична. И всё повествование - действительно, гимн Учителям (именно с большой буквы!!!) И ты понимаешь, что в твоей судьбе были и есть такие люди, которым надо чаще говорить слова признательности и благодарности за их великое дело - воспитания души. И конечно, низкий поклон!
Спасибо, Володя! Владимир Глазков
2011/09/07, 21:41:53
Спасибо, г-жа Тодорова, за такой обстоятельный и интересный комментарий-анализ. Лорина Тодорова
2011/09/06, 02:13:14
Текст Владимира Глазкова это своего рода ГИМН! ЛЮБИМЬІМ УЧИТЕЛЯМ! Очень интересная структура его построения. Первые четыри строфы придставляют филосоФское обощенное твердение:"Преподаватель от учителя отличается тем же, чем лечащий врач от врача исцеляющего.Тот, кто лечит болезни - специалист ,Кто лечит пациента -Доктор" С точки зрения диалектики Декарта, одно подобное начало должно было бы обеспечить построение текста на базе нисходящей градации. Начальный силлогиз занимает четыре ряда ,но уже пятый и шестой ряд предлагают совершенно противоположное твердение и вводится графически стилистический прием ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ, который и становится основой представления резюмиранных событий! Итак: оппозиция первая: СПЕЦИАЛИСТ=ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / Доктор= учитель, "кто лечит пациентов" = учеников. И проводится резкая смена инцидентного ряда: "работали разные педагоги"/ "подавляющее большинство были Учителями...Буква "У" -заглавная и именно она акцентрирует внимание Авторского "Я" на тех, кого принято рассматривать на более низшей ступени в принятой негласно тезе: учитель это что-то ниже Преподавателя. Оппозиця вторая: Учитель/ специалист-преподаватель..
Презентация Учителя сводится до краткого введения биаграфических данных двух особ: муж и жена тесно связаны и по месту рождения, и детскими годами, и испытаниями во время второй мировой - лагери военнопленных, КОТОРЬІЕ Упоменаются открытым текстом:" В свои двадцать с небольшим лет Паша Мазин,выживший посе ранений, получил лагерный номер в филиале Бухенвальда - 4Б и потом оказался в Айзенахе, в лагере Вартбург-Блик А потом в других лагерях..."
Любимый учитель из взрослого мужчины превращается в молодого солдатика -ПАША -, употребляется уменьшительное имя Учителя - так индиректно уменьшается дистанция времени и третье лицо подменяется ПЕРВЬІМ: Я ПАША МАЗИН, ВЬІЖИВШИЙ..." этот кинематографичнЬй способ выделения одного лица из всех особенно широко используется в антиромане (например: Ален Робб-Грийе La Jalousie ) и в молитве.С момента выделения любимого Учителя через использование имплицитного первого, лица текст В.Глазкова превращается в Большую Мессу, где постепинно идентификация между учеником пятикласником и Пашей Мезиным достигает крещенда :"до самой земельки кланяюсь"...Подобное построение Большой Мессы, доводяще до обобщения оброза Паши Мезева до ВЕЛИКОГОГО ОБРАЗА УЧИТЕЛЯ, целителя детской души ,встречается в романе французского писателя Альберта Коэна (Albert Cohen, Le livre de ma mère ) "Книга о моей матери", где образ умершей матери-еврейки в оккупированном Париже доводится до обобщенного образа ВСЕХ МАТЕРЕЙ.
Благодарю г-на Владимира Глазкова за исключительно интересный ГИМН УЧИТЕЛЮ!
с уважением Лорина Тодорова Владимир Глазков
2011/09/04, 22:21:54
Спасибо! Лорина Тодорова
2011/09/03, 19:25:23
"До самой земельки кланяюсь" - Это финал? Нет! Использование настоящего глагольного времени в директном обращении к Объекту-Субъекту рассказа, инсинуирует идею бесконечности повторяющегося действия - КЛАНЯЮСЬ ВА М КАЖДЬІЙ МОМЕНТ, т.е. это стилистический прием ОБОЖЕСТВЛЕНИЯ Образа Учителя Исцеляющего и ориентирующего, своего ученика. Осуществляется смена инцидентного ряда , когда Автор-учиник из Субьекта- Рассказчика занимает место Объекта своего рассказа.- Любимых УЧИТЕЛЕЙ. Так создается дистанция между Учеником, кланяющимся своим Учителям, поставленных в сильную модальную позицию, позицию: необходимо ЗНАТЬ немецкий Язык , чтобы приобщиться к немецкой культуре, истории -"Надо быть личностью, чтобы и за колючей проволокой видеть разницу между языком отродья человеческого и яцзыком культуры"! Долг Учителя - передать ЗНАНИЯ не только самого языка, но и Духа немецкой нации.
Весь этот маленький рассказ ,субюективный по своей сущности, превращается в конце в ГИМН - АЛЛИЛУЯ ТЕМ,КТО УЧИТ! Вспомним,что и в Евангелии ученики обращаются к Иисусу с обращением "учитель!", т.к. понятийные идеи есть оперативная основа сильной модальной позиции , в которую поставлен Всезнающий и вездесущий БОГ! Наталья Грибеник
2011/09/03, 12:11:37
С большой благодарностью вспомнила свою первую учительницу.Мы еще учились у учителей!Как нам повезло! Владимир Усманов
2011/09/03, 12:03:21
"...В моей Новоаннинской с/ш №1 работали разные педагоги. Но подавляющее большинство были Учителями...."
В моей Дубовской тоже... Наталия Грибеник
2011/09/03, 11:01:31
Низкий поклон всем настоящим учителям,которые воспитывали нас личностями!Глядя на таких учителей,нам было стыдно не выучить урок,обмануть,не послушаться их.Они воспитывали нас своим жизненным примером,учили нас ставить цель в жизни и стремиться ее достичь.В моей жизни была удивительная первая учительница.Татьяне Григорьевне было уже под 70 лет и мы стали ее последними первоклашками.Я на две недели попала в больницу и эта пожилая учительница меня навещала через день.Никогда не забуду ее мятные леденцы,которые она мне приносила,чтобы меня не мучил кашель.Неужели вместе с такими прекрасными людьми из нашей жизни ушли главные человеческие ценности... shiynihanet@rambler.ru
2011/09/03, 01:50:57
по возрасту я помоложе, но училась в той же № 1, живя у бабушки, до сих пор приезжаю туда, ничего не изменилось, даже цвет краски тот же и дух казачий осался! Добавить комментарий:
|
|
|