Николай Головкин
Николай Алексеевич Головкин – поэт, эссеист, публицист. Член Союза писателей России. Член секции поэзии Московской городской организации Союза писателей России. Член Международного клуба православных литераторов «Омилия» (Украина): http://omiliya.org/ Родился 4 ноября 1954 года в Ашхабаде (Туркмения) в семье потомственных москвичей. Литературной деятельностью занимается с 1968 года. В 1977 году окончил факультет русской филологии Туркменского государственного университета имени А.М. Горького. В 2009 году награждён юбилейной медалью «55 лет Московской городской организации Союза писателей России:1954-2009». Публиковался в альманахе «Пушкинское кольцо-2010», журналах «Русский Дом», «ВЕЛИКОРОССЪ», «Элита России», «Клуб», «Природа и человек», «Наше поколение» (Молдова), газетах «Московский Литератор», «Вёрсты», «Гудок», «Россия», «Трибуна», «Русь Державная», «Русский вестник», «Московский железнодорожник», «Вечерняя Москва», «Наша губерния», на сайтах patriarchia.ru, pravoslavie.ru, fondsk.ru, «Одна Родина», «Русское единство», Русская народная линия, СТОЛЕТИЕ и др. В 2010 году стал лауреатом Международного Рубцовского конкурса «Звезда полей». Автор книг: «Поэтическое излучение» (стихи, 1994), «Свет в конце тоннеля» (стихи, эссе, рассказы1999), «Иван-чай. Диалоги о России» (публицистика, эссе, рассказы, 2005), «Февральская лазурь» (стихи, 2010), «Троицкий иконописец» (эссе, рассказы, 2010). Живет в Москве.
30.09.11. 30 сентября Православная церковь отмечает день памяти удивительной святой семьи.
Эта семья жила во II веке в Риме, в царствование императора Адриана (117-138 гг.). Мать – святая София, что значит «премудрость», была благочестивой вдовой-христианкой. Своим дочерям она дала имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам.
Мученицы древнего Рима
Святая София и её дочери не скрывали своей веры во Христа, открыто исповедуя ее перед иноверцами. И вот слух об этом дошёл до самого императора Адриана. Он пожелал лично увидеть их.
Они понимали, на что шли и горячо молились Господу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Святая семья предстала перед императором и безбоязненно исповедала ему свою веру во Христа.
Удивленный такой смелостью, император отослал юных христианок к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и сестры-христианки не изменили своих убеждений.
Император Адриан вновь стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но те с негодованием отвергли его приказ.
«У нас есть Бог Небесный, — ответили они, — его детьми мы желаем остаться, а твоим богам поклоняться не будем и угроз твоих не боимся. Мы готовы пострадать и даже умереть ради дорогого нам Господа нашего Иисуса Христа».
Разгневанный Адриан велел предать девочек различным пыткам. Палачи начали с Веры. На глазах у матери и сестер они стали беспощадно бить её и терзать. Потом положили на раскаленную железную решетку. Но огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котёл с кипящей смолой. Но по воле Господней котёл охладился и не причинил исповеднице никакого вреда.
«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», — сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.
Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевлённые мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом головы. Пострадали они в 137 году. Старшей, Вере, тогда было 12 лет, средней, Надежде, — 10, а младшей, Любови — 9 лет.
Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерьми причислена Церковью к лику святых. Мать подвергли иной, тяжелейшей, пытке: она была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но святая София проявила необыкновенное мужество и всё время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Спасителя.
Страдалица погребла своих дочерей, и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал святой Софии тихую кончину и принял её многострадальную душу в небесные обители. Верующие погребли тело её на том же месте.
О христианских добродетелях, в честь которых наречены святые мученицы, Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам писал:
«А теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1Кор.13:13)
Эшо и его святые покровительницы
Мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София издавна почитаются во Франции, в Эшо (Eschau буквально переводится как «ясеневый остров») близ Страсбурга, куда частицы их святых мощей были перенесены более 1000 лет назад.
10 мая 777 года Святые мощи мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, полученные епископом Страсбургским Ремигием от папы Адриана I, были доставлены из Рима в Эшо, в храм святого Трофима - центр католического аббатства. Этот женский монастырь был основан владыкой около 770 года.
В Завещании Епископа Ремигия (15 марта 778 года) говорится: «торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму».
С тех пор святая София стала покровительницей монастыря в Эшо, который в её честь назвали аббатством Святой Софии.
В монастыре собирались свидетельства о чудесах, которые происходили у мощей святых мучениц. Они привлекали к себе так много паломников, что игумения Кунегунда решила устроить на старинном Римском пути, ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, «Гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих».
Вплоть до Французской революции мощи святых хранились в аббатстве.
В 1792 году, спустя три года после революции, монастырские здания были проданы с аукциона. Святые мощи растоптаны и сожжены. В монастыре устроен трактир с винным погребом. В 1822 году он был разрушен вместе с другими монастырскими помещениями.
После того, как в 1898 году во Франции было создано Движение по восстановлению памятников (среди его активных членов был и писатель Проспер Мериме), остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены национальным достоянием, началось постепенное восстановление обители.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаг, изготовленный из песчаника в XIV веке, в котором до революции хранились мощи святой Софии и ее дочерей, а другую – в небольшой реликварий, помещенный в раку с другими святынями.
С 1938 года и по сей день в саркофаге содержится одна из двух частиц мощей святой Софии. Над саркофагом расположены скульптуры святого мученика Христофора, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии, а также епископа Ремигия, основателя аббатства.
«Наши» святые мученицы
У нас в Отечестве издавна почитают мучениц Веру, Надежду, Любовь и их мать Софию.
«…О, святая и праведная София! – писал в житиях святых святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651-1709). – Какая женщина спаслась чрез чадородие так, как ты, родившая таких детей, кои уневестились Спасителю и, пострадав за Него, ныне с Ним царствуют и прославляются? Поистине ты мать, достойная удивления и доброй памяти…».
Святым мученицам в России посвящено множество храмов, где изо дня в день к ним обращаются с молитвой.
О святыя и достохвальныя мученицы Веро, Надеждо и Любы, и доблестных дщерей мудрая мати Софие, к вам ныне притецем со усердною молитвою; что бо паче возможет предстательствовати за ны пред Господем, аще не вера, надежда и любы, три сия краеугольныя добродетели, в нихже образ нареченныя, самою вещию тыя явисте! Умолите Господа, да в скорбех и напастех неизреченною благодатию Своею покрыет ны, спасет и сохранит, яко благ есть и Человеколюбец. Того славу, яко солнце незаходимое, ныне зряще светолепну, споспешествуйте нам во смиренных молениих наших, да простит Господь Бог грехи и беззакония наша, и да помилует нас грешных и недостойных щедрот Его. Молите убо о нас, святыя мученицы, Господа нашего Иисуса Христа, Ему же славу возсылаем со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящеим Его духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Почитание мучениц нашло отражение и в русской поэзии.
Прости мне, Боже, прегрешенья
И дух мой томный обнови,
Дай мне терпеть мои мученья
В надежде, вере и любви <…>.
Это – строки из стихотворения «Молитва» (1839) русского поэта, переводчика XIX века Ивана Ивановича Козлова (1779-1840).
Малая Пасха
Большинство православных святынь Европы ныне находится в храмах западных христиан. Эти храмы были построены в период до трагического разделения Церкви на Православную и Католическую. Так было и с монастырем Святого Мученика Трофима в Эшо.
Почитание святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии увеличивается. Сейчас в Эшо, куда стремятся попасть всё больше паломников и из России и других стран СНГ, с любовью принимают православных паломников со всего мира.
От храмов и монастырей России ежемесячно приезжают во французский город Эшо группы паломников, служат у святых мощей мучениц молебны с чтением акафиста.
А 30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, здесь празднуется как малая Пасха. Собираются паломники из несколько десятков приходов Русской Православной Церкви и Русской Зарубежной Церкви из Франции, Бельгии, Швейцарии, Германии, а также России и стран СНГ.
«Россию спасёт святость…»
Верим, надеемся, любим… Совершаем ошибки. Живём дальше.
Да, так нужна мудрость каждому из нас в любые мгновения нашего мимолётного земного бытия.
«Россию спасёт святость, - пишет в своих «Русских тезисах» известный писатель Владимир Крупин. - Не Восьмое марта, а день свв. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии…».
И, правда, день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, - малая Пасха, когда мы можем задуматься, как живём. |