Михаил Дмитрук
Михаил Алексеевич Дмитрук - писатель, публицист, сотрудник журнала "Человек и природа". Алтарник храма святителя Николая в Отрадном. Живёт в Москве.
06.10.11. 40 лет назад Народный артист СССР Анатолий Иванович Полетаев создал Государственный академический русский концертный оркестр «Боян», который прославил его имя. В свои 75 лет он остаётся его художественным руководителем и главным дирижёром, продолжает исполнять классическую музыку, создаёт свои произведения.
Но Анатолий Полетаев работает не ради славы - он служит Богу и Отечеству, искренне стремится помочь слушателям своим творчеством. И последний его концерт в Центральном доме учёных стал своеобразным отчётом дирижёра Полетаева о его творческой деятельности, которая продолжается 55 лет. Отчёт перед искусством и наукой, перед Богом и людьми.
Кто с Богом в душе живёт
Анатолий Иванович не устроил в честь себя торжество в лучшем концертном зале столицы, где его бы прославляли знаменитые артисты, политики и бизнесмены. А тот вечер, который мог бы стать юбилейным, посвятил музыке своего любимого композитора, дирижёра и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова.
Гениальному Рахманинову одна из его поклонниц каждый год дарила на концерте белую сирень, которую он ценил больше роскошных цветов богатых слушателей. Век спустя эта традиция возродилась на новом качественном уровне: каждый год Государственный академический русский концертный оркестр «Боян» в конце весны проводил фестиваль «Белая сирень», посвящённый Сергею Рахманинову. Теперь эти цветы дарили Анатолию Полетаеву, но они являлись знаком любви к обоим музыкантам, творчество которых особо ценят любители русской музыки.
Переполненный зрительный зал и море белой сирени ярко свидетельствовали о благотворности этой музыки. Но всё-таки что о ней говорит беспристрастная наука, способная убедить даже скептиков?
Позицию богословия выразил в своём письме юбиляру ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), который по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла передал Анатолию Полетаеву от его Святейшества «самые тёплые слова и искренние благожелания»:
«Под Вашим руководством «Боян» снискал себе неувядаемую славу, как в России, так и за её пределами. Секрет Вашего успеха и успеха Вашего замечательного коллектива в неразрывной корневой связи с настоящим русским фольклором и музыкальной традицией, которые неотделимы от святого Православия. В то время, когда в России становится всё меньше русского искусства, когда оно заменяется эрзац-культурой как по форме, так и по содержанию, Академический оркестр «Боян», как могучий утёс, крепко стоит в верности своему великому предназначению. В этом Ваша жизнь, Ваш подвиг и Ваше служение…»
А вот что ответил на мои вопросы сам юбиляр - вице-президент Международной Славянской Академии профессор Анатолий Иванович Полетаев.
- Анатолий Иванович, учёные доказали, что музыка в исполнении и Вашего оркестра «Боян» полезна для здоровья. Не потому ли Вы стали долгожителем среди российских дирижёров и композиторов и, судя по Вашему здоровью, можете прожить ещё долго?
- Господь даёт жизнь не для того, чтобы ты прожил долго.
- А для чего?
- Для того, чтобы ты оправдал те таланты, которые Он тебе дарит при рождении. Талант, признание даётся, чтобы ты не предал замысел Божий, а выполнил его.
Задача у дьявола – разрушать, а у Бога – созидать. Все, кто с Богом в душе, те созидают.
- Скептики спросят: а зачем жить с Богом в душе, созидать, если гораздо легче и приятнее получать удовольствия, которые предлагает дьявол?
- Недавно я написал одну музыку – такой ностальгический романс. Но никто не мог написать к ней адекватный текст. И тогда я сделал так называемую рыбу – поэтическую конструкцию размера, ритма. Получилось самостоятельное стихотворение. Оно и может быть ответом на ваш вопрос, зачем жить с Богом в душе:
Я как паломник бродил по свету,
Счастье искал.
Встречал старейшин, внимал мудрейшим,
Суть жизни узнал.
Лишь тем из нас, кто с правдой дружит,
Кто с Богом в душе живёт,
Своей любовью Господь, спасая,
Радость жизни даёт…
Стать человеком сложно,
Мешают пороки и ложь.
Бес развращает душу,
В слабое сердце вхож.
Чтоб воровал, ближнему лгал,
Чтоб убивал, что б предавал,
Чтоб Иудою стал.
Но тем из нас, кто с правдою дружит,
Кто с Богом в душе живёт,
Своей любовью Господь, спасая,
Радость жизни даёт.
- Прекрасно. Но вернёмся к разговору о полезной и вредной музыке. Учёные установили, что вода – это жидкий кристалл, строение которого изменяется от внешних воздействий. Это относится и к той жидкости, из которой на 80 процентов состоит наш организм. Исследования показали, что под действием рок-музыки в человеке образуются уродливые жидкие кристаллы, вызывающие болезни и преждевременную смерть. А народная и классическая музыка гармонизирует молекулы воды, они становятся симметричными и полезными для здоровья. Почему?
- Чтобы быть позитивным в музыке, нужно быть позитивным в идеологии, в воспитании, позитивным в мироощущении. Благотворно воздействует на публику лишь тот, «кто с правдой дружит и с Богом в душе живёт».
- Каким в идеале должен быть человек, исполняющий благотворную музыку?
- Это человек, который служит Божественному началу: любви к жизни, к людям, к животным, к созиданию – он своей энергетической программой, которую несёт его музыка, не может навредить слушателям. Наоборот, он способен помочь им побеждать болезни души и тела, решать жизненные проблемы.
- Какую же музыку нам надо слушать, Анатолий Иванович, что быть здоровыми, успешными и счастливыми?
- Нужно слушать музыку здоровых людей. Прежде всего – это народная музыка любой национальности, любой страны. Она сохранилась в памяти народа, потому что действует на него благотворно. А нездоровая музыка забывается, отсеивается, её не хранят в памяти.
- Народ бы вымер, если бы долго её повторял?
- Да. Лишь тот народ, который физически и духовно здоров, который трудится и созидает, он всё это воспроизводит, шифрует и сохраняет в звуках. Народная музыка – это иммунная система нации, обеспечивающая её безопасность. Народ создаёт и хранит именно иммунную, безопасную музыку.
Расскажу про свой композиторский «грех»: это «Молитва» на стихи иеромонаха Романа...
- Это произведение знаковое. Отец Роман под гитару оплакивает «погибающее» Отечество: «Русь ещё жива, Русь ещё поёт…». А в Вашей интерпретации в тех же словах звучит торжество духовной победы, вера в возрождение Святой Руси. Получилась заздравная «молитва» вместо заупокойной. По благотворному воздействию на слушателей это нечто подобное 2-му концерту Рахманинова.
- У отца Романа это просто рассказ о звонаре. А у меня тема гораздо шире. Кульминацией являются слова: «Господи, спаси и сохрани Россию! Да будет воля Твоя!». Всё остальное – только подход к этой молитве. «Русь ещё жива, Русь еще поёт» - как утверждение, как надежда и вера. И «долго ли тебе, Русь Святая, петь?» - это вопрос, предполагающий утвердительный ответ. Потому что мы молим Господа о спасении и сохранении России, а Его милосердие и могущество беспредельны.
- Что бы Вы в завершение хотели пожелать нашим читателям?
- Любви к правде. Правда дороже всего на свете. И если Вы виноваты, но любите правду, то Ваше наказание – это очищение. Во имя правды радуйтесь, что получили наказание за её нарушение. Правда превыше всего. Только правдивые люди достойны уважения, достойны жизни вечной.
Защитникам Бреста немцы предлагали сохранить жизнь. Мол, война уже кончается, наши войска скоро возьмут Москву. Мы не хотим с вами воевать, вы не мешаете нам. Вы настоящие воины, мы в восторге от вашей стойкости и уважаем таких противников… Если бы герои Бреста согласились на это предложение, то умерли бы предателями, негодяями. Но они не сдались. Выбрали честь вместо страха перед смертью. Не нарушили присягу, не сдали крепость врагу.
Защитники Бреста умерли геройски и прославились на века. И ведь они оказались правы: Москву-то немцы не взяли.
Вот и сейчас: как будем жить, что будет с Россией, не знаю - покажет время. Но наше право, наша обязанность сегодня – служить созиданию, делать добрые дела, выполнить свой долг с чистой совестью, с честью. А Там разберутся. Господь Бог поступит с нами так, как надо.
Измерение доброты
Пять лет назад я писал об открытиях доктора биологических наук Станислава Валентиновича Зенина – ныне заведующего лабораторией биофизики НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды имени Сытина. И вот, снова встретился с ним на юбилейном концерте Полетаева. Какие открытия сделал за это время учёный?
- Недавно мы пришли к выводу, - ответил Станислав Валентинович, - помимо действия звуков музыки есть действие человека, который руководит исполнением музыкального произведения, мысленно создаёт его у дирижёрского пульта. И мы научились это измерять.
Энергетическое поле, которое создаёт Анатолий Иванович Полетаев во время музыкальных импровизаций, формирует такую среду физического пространства, которая благотворно влияет на состояние слушателей. То есть влияют не только звуки, но и мысленная работа дирижёра.
Нашим институтом руководит академик РАМН Юрий Анатольевич Рахманин. Он дал возможность создать лабораторию биофизики воды, где можно измерить любые, самые тончайшие вещи. Например, сидя за столом, дирижёр создаёт музыкальный образ и думает где-то его воспроизвести. Вот он встаёт, отходит от стола - мы ставим на его место датчики и меряем… музыкальный образ. Приборы чётко фиксируют его характеристики. А после концерта в зале остаётся сложный информационный след, который тоже фиксируют наши приборы.
…Кстати, на вечере Полетаева партию фортепьяно исполнял молодой талантливый композитор и пианист Иван Бурляев. Однажды он услышал выступление профессора Станислава Зенина, всё понял и пригласил его на концерт в московском Парке Культуры. И после выступления учёного подошёл к нему и сказал интересную мысль: «Вот вы слушали концерт, сейчас пойдите полчасика погуляйте, потом придите сюда – и вы ощутите, что здесь был концерт». Оказывается, люди искусства воспринимают это гораздо быстрее и тоньше, чем люди науки!
- Показания Ваших приборов после концерта отличаются от тех, что были на том месте до создания музыкального образа? - спросил я учёного.
- Да, конечно, - ответил он. - Не только отличаться – мы даже можем выдать вам физические характеристики этого образа.
Исследования показали, что музыка Рахманинова в аранжировке Полетаева очень благотворна для здоровья слушателей. Под руководством других дирижёров те же произведения дают гораздо меньший оздоровительный эффект, а порой и вовсе его не имеют. Оказалось, что с помощью оркестра Анатолий Иванович передаёт зрителям своё здоровое психофизиологическое состояние, которое имеют далеко не все дирижёры.
- Значит, Вы знаете физические характеристики музыки, полезной для здоровья и вредной?
- Знаем. И не только физические характеристики. Мы прямыми методами определяем состояние человека до и после прослушивания музыки. Например, известный метод Фоля показывает, что оркестр Полетаева значительно улучшает состояние человека. И наш метод, утверждённый Ученым советом Минздрава, показывает то же самое. С помощью нескольких методов мы чётко получаем полную характеристику музыкального воздействия оркестра «Боян». Оказалось, что оно имеет лучшие показатели по сравнению с другими известными коллективами. Поэтому мы заинтересованы в сотрудничестве с Анатолием Ивановичем.
Такого благотворного воздействия, какое оказывают аранжировки Полетаева (особенно его исполнение 2-го концерта Рахманинова), мы больше нигде не получали. Обычно музыканты дают гораздо худшие результаты. Например, в Доме учёных, на другом концерте, выступали три известные певицы (не хочу называть их имена), воздействие которых измеряли тремя разными методами, в том числе нашим. У всех трёх оказалось отрицательное воздействие на человеческий организм. И подобные случаи нередки на современной российской сцене.
Тогда в Доме учёных все удивились конфузу трёх «звёзд». В чём же дело? А надо душой исполнять музыку. Мысли и чувства исполнителей должны быть такими, чтобы слушателям от них было хорошо.
- Неужели Вы научились фиксировать… доброту исполнителей, которая благотворна для слушателей?
- Именно так.
- Пять лет назад, когда я брал у Вас интервью, Вы расшифровывали структуру воды. Удалось ли завершить эту работу?
- Не только расшифровали - у меня уже три книжки вышло по этому поводу. Изложенная в них теория была подтверждена в 2009 году на 5-м Международном симпозиуме в Санкт-Петербурге «Слабые и сверхслабые поля и взаимодействия». Там была принята наша картина, которая была вывешена на сайтах симпозиума.
- Как это – принята?
- Принята та картина, которой надо придерживаться каждый раз при выяснении структуры воды.
- Что могут почерпнуть для себя из Ваших исследований наши читатели?
- Им надо создать вокруг себя ту среду физического пространства, которая наиболее благоприятна для организма…
Станислав Валентинович посоветовал слушать классическую и народную музыку в исполнении оркестра «Боян» под руководством Полетаева: её записи можно найти в Интернете. А самое доступное для всех – ходить в храм, слушать церковное пение, пить освящённую воду, участвовать в православных таинствах. Исследования под руководством профессора Зенина показали огромную пользу для здоровья всего, что совершается в храме. Наконец, можно молиться дома – это будет несоизмеримо полезнее, чем слушать сомнительное пение телевизионных «звёзд».
- И вообще я хочу сказать, - заявил в заключение профессор, - что между наукой и религией уже нет пропасти. Мы многое объяснили и поняли – у нас полное согласие.
Враги России вымрут
О значении творчества Анатолия Ивановича Полетаева я решил расспросить Президента Международной Славянской Академии профессора Бориса Ивановича Искакова.
- Борис Иванович, сначала хочу задать Вам вопрос, так сказать, из первой октавы: зачем нужен Полетаев России?
- Россия сейчас находится в очень тяжёлом положении. Её ослабили недруги, терзают многие проблемы, демографическая катастрофа, народ находится в подавленном состоянии. Нужен светоч духа. Полетаев – из числа людей, которые создают суммарный, коллективный светоч духа для всей России, чтобы она могла встать с колен и победить.
- Победить в борьбе за выживание, за сохранение народа и страны?
- Отбить атаку тёмных сил, которые Россию хотят уничтожить.
- Но тёмные силы не понимают, что без России они погибнут. Отсюда вопрос «из второй октавы»: зачем нужны такие, как Полетаев, человечеству?
- Это очень важный вопрос, я вам благодарен за него. Повторю то, что я сказал, поздравляя на сцене юбиляра. Хотите понять Россию? Слушайте музыку Рахманинова. А если хотите понять самые сокровенные тайны и спасительные силы современной России, слушайте музыку Рахманинова в аранжировке Полетаева.
Почему? Рахманинов раскрывает русскую душу: её плавные, напевные стороны, её широту и глубину, силу воли, веру в победу и всеобъемлемость. А Полетаев добавляет очень важный компонент: современно высвечивает и акцентирует национальный аспект музыки Рахманинова, помогает укреплять национальное самосознание русского народа, стремиться к морально-нравственному превосходству и, в конечном итоге побуждает к победе! Такое сочетание духа и ауры Рахманинова, духа и ауры Полетаева создаёт действительное, подлинное отражение России.
- Сначала надо одержать духовную победу, а потом она материализуется в нашем мире?
- Совершенно верно. И Рахманинов, и Полетаев каждый вносит свою компоненту. И они вместе становятся очень мощными, победными силами. Поэтому я благодарен Полетаеву за мужество взять на себя роль творческого аранжировщика некоторых гениальных Рахманиновских сочинений для своего оркестра «Боян».
- Вопрос из «третьей октавы»: зачем нужно человечеству выживание России, зачем нужна её победа в борьбе за сохранение?
- «Комитет 300», претендующий на роль Мирового правительства, считает, что Россию надо уничтожить: это главное препятствие на пути к мировому господству. Но спасение России есть спасение человечества. Если Россия будет спасена, то невозможно будет установить глобальный неофашизм. Россия главное препятствие для мирового неофашизма.
- Что это такое?
- Это глобализация: когда для процветания «золотого» миллиарда лиц уничтожаются все остальные «лишние» миллиарды людей.
- Но если одному миллиарду удастся уничтожить пять, то почему бы не уполовинить оставшихся или оставить от них одну четверть?
- Именно такую задачу ставят глава «Комитета 300» олигарх Рокфеллер и Фонд Рокфеллера: оставить на Земле от ста до пятисот миллионов людей.
- Но это «сокращение» можно продолжать бесконечно – в результате на Земле останутся одни рогатые, а люди исчезнут.
- Россия не даёт силам зла осуществить этот чудовищный план, и поэтому она спасает всё человечество. Неофашисты должны знать, что они погибли бы без русской духовной культуры.
- Почему?
- Их ожидает коллапс. Потому что в итоге они будут не способны обеспечить научно-технический и духовный прогресс.
- Этот прогресс не возможен без высокого искусства?
- Не возможен не только прогресс, но и сама жизнь. Если дух поворачивает на сатанизм, то неизбежна смерть.
- Опять же почему?
- Сворачиваются все созидательные программы, которые поддерживают жизнь человека и общества. Без созидательных программ фашисты погибнут.
- А высокая музыка России запускает созидательные программы человечества?
- Запускает, укрепляет и защищает.
- Уничтожая созидателей, неофашисты становятся беззащитными перед силами тьмы?
- Да, но они этого не понимают. В сущности, смотрите: все, кто впадает в сатанизм, умирают мучительной и позорной смертью. А чёрные силы радуются.
- Если неофашисты хотят жить, то они должны не губить, а спасать Россию, способную создавать жизнеутверждающую музыку, высокую духовную культуру?
- Всё прогрессивное человечество должно охранять Россию, способную генерировать и поддерживать созидательные программы, продлевающие род людской.
Финал будет за нами
Почётным гостем был на юбилее Александр Михайлович Савёлов-Дерябин - президент компании "Виватон", член Российской академии космонавтики имени Циолковского, разработавший комплексную систему здорового образа жизни "Продлите молодость свою". Вот что он сказал, поздравляя юбиляра:
- Чем сильнее мы становимся, чем больше несём, даём народу, тем большее и большее давление на нас оказывается. Так написано в Слове Божиим: если вы пойдёте Моим путём, то вас будут унижать, оскорблять, топтать, грабить и так далее. Но если человек читает Слово Божие, то понимает: значит, он на истинном пути. А если мы с Господом, то никто нам не может повредить. Какие-то временные будут неудачи, но финал будет за нами.
Искусство делает людей лучше или хуже. Сегодня искусство создано для того, чтобы уничтожить народ, сделать нищим и жалким, оскорбить, унизить, втоптать. Собираются тучи простаков и визжат от восторга, когда несколько придурков кривляются на сцене. Сегодня прививают самое мерзкое, самое скользкое, самое неблагородное. Оркестр «Боян» относится к редким исключениям. Поэтому я хочу пожелать успеха Анатолию Полетаеву - человеку, который несёт такую благородную миссию. И, чтобы они ни делали, я знаю точно, что финал будет за нами. |