Лорина Тодорова - кандидат филологических наук, доцент филологического факультета Великотырновского Университет Свв. Кирилла и Мефодия (Болгария).
Когда метафора стремится к Богу - анализ поэтического текста Вл. Глазкова "Женщине"
Гимн Её Величеству Женщине, так бы я озаглавила, исполненный воздушной красотой восхищения и преклонения перед Женским образом, текст песни Вл. Глазкова. Лирическое "Я" создает Образ таинственного Объекта обожествления: "Ты пришла в этот мир по веленью Любви" - это первая строфа, открывающая поэтический текст, и тут образуется дистанция между: лирическое "Я"-"Ты-"по веленью Любви", т.е. отношения Субъект-Объект оказываются перевернутыми. Та, чей Образ начинает интегрироваться в сознани Лирического "Я", появляется как результатавный Субъект, как Часть ПОВЕЛЕНЬЯ ЛЮБВИ, т.е. БОГА .
А.С. Пушкин в своих трёх строфах, посвящённых Наталье Гончаровой, ставит знак равенства между двумя терминами: "Творец" и "Мадонна":
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
В этом коротком Пушкинском тексте эксплицитно выражена идея дискриминации, актуализации и дематериализации Объекта Обожествления, так же, как и самого процесса обожествления, т.е. ЛЮБВИ - мощного источника энергии, чувств и красоты, отделённых от первоисточника - Творца, т.е. Бога!
Поэтический текст Вл. Глазкова воздушен, и, вместо слова "ТВОРЕЦ", введено: "по веленью (= ВОЛЯ) ЛЮБВИ = "Бог есть Любовь" (Иоанн. 1:1 - 5 ) "Ты пришла..." т.е. Ты спустилась с Небес - идея воздушности женского образа продолжается и во второй строфе: "Ангел тронул губами ладошки твои" - Происходит персонификация: Ангел, божественная субстанция, -целует "ГУБАМИ" "ЛАДОШКИ ТВОИ"! Так возникает идея воздушности, недоступности, таинственности Образа Женщины-ребёнка! Возникает вопрос: почему Ангел коснулся губами "ладоней". Идея обожествления реализируется на основе процесса метафоризации, которая порождается сочетанием несовместимых слов, как и в случае текста Вл. Глазкова: Ангел - божественная субстанция ИМЕЕТ ГУБЬІ - идея обладания. В сущности, тут проиходит трансформация смысла и появляется метонимичный Образ физической субстанции = "ладони", которые становятся эфирными, как Ангел. С самого начала поэтический текст предлагает дистанцию "Я"-"Ты"! Если эти отношения перевернуть, то исчезнет идея обожествления.
Метафора не может существовать без субъективной, экспрессивной модальной точки зрения. А это значит, что идеальная метафора представляет не только идентификацию какого-то фразового Объекта (в нашем случае ЖЕНЩИНА) с каким-то фразовым Субъектом1 (в нашем случае Божественные Субстанции: Бог - Ангел - Судьба - Звезда ) + Субъект 2 = Лирическое "Я", но и а с с и м и л я ц и ю материи Объекта как такового (ЧТО-ТО, КТО-ТО) с материей Субъекта первого и второго, т.е. Субъект1 Божественная субстанция + Субъект2 Лирическое "Я". Эта сложная структура процесса метафоризации Женского образа осуществляется по принципам оперативной риторики. В анализируемом нами поэтическом тексте Женщина - Объект воображения Лирического "Я" – представляется как что-то позитивное, например: прилагательное "большой" - большой женский образ - согласно своему соотношению с Объектом - Женщина в постпозиции, или с Субъектом в предпозиции, приобретает п р о с т р а н с т в е н н о е значение, т.е. значительные размеры, реферируя к Лирическому "Я", или к Субъекту1 (Божественная субстанция), прилагательное "большой" приобретает моральные качества (= достойная уважения и восхищения, Богиня). Так что существует определённая константа в выражении точки зрения. Сказать, что Женщина - Богиня, значит создать метафору, которая по своей оперативной сущности опирается на катахрезу прилагательного "большой" (а катахреза есть результат качественной экстенсивности прилагательного). Таким образом, катахреза лежит в основе процесса метафоризации. Например, на основе прилагательного "большой" могут быть цитированы метафоры типа: достойная уважения - восхищения -обожествления. Основные прилагательные, которые поддаются катахрезе, незначительны по своему количеству. Речь идёт о настоящих метафорах, т.е. тех, которые характеризуют Субъект через Объект - они появляются на базе основных прилагательных, таких, как: большой - маленький; высокий - низкий; белый - чёрный (красный, зелёный, синий и т.д.); сладкий - горький; чистый - грязный; твёрдый - мягкий; тяжёлый - лёгкий; горячий - холодный и т.д.
Метафора образуется в позиции "быть"2 от аттрибутивной конструкции; этот тип метафоры обеспечивает директную идентификацию Объекта с Субъектом. (теория о метафоре принадлежит Христо Тодорову. Christo Todorov. La théorie opérative et la littérature française. VALEUR ESTHETIQUE ET NORMALITE LINGUISTIQUE DU TEXTE NARRATIF. édition FABER. 2003 p.206)
Весь поэтический текст "ЖЕНЩИНЕ" представляет развёрнутую метафору, где идея фееричности, воздушности, недоступности интегрируется на катахрезах типа: большой - маленький = "пришла по веленью Любви" = Бог = большой, высокий; чистый - земной = Субъект 2 - Лирическое "Я". Образ обожествлённой женщины представляется как катахреза, движущаяся между двумя Субъектами и их характеристиками: Бог - Ангел - Судьба - Звезда - ЖЕНЩИНА - Субъект = Лирическое "Я" – низкий - маленький – грязный = земной. Вот почему "Ангел тронул губами ладошки твои" - есть катакреза "большой", которая движется от божественного к земному = ладони, последние ассимилируют саму материю божественного, происходит трансформирование смысла и "ладошкии твои" идентифицируются с Ангелом.
От момента божественного прикосновения Ангела к ладошкамм Женщины-Ребёнка, последняя, как эфирная субстанция остаётся "в руках у Судьбы" = Бога: "И оставил до срока в руках у Судьбы,"... = Женщине-ребёнку предстоит расти...
С появлением слова "Судьба" проявляется эфирный образ предначертанного будущего обожествлённого Женского образа, т.е. речь идёт о метафорическом предназначении ЖЕНЩИНЬІ:
Чтоб в тебе пробудился бутончик мольбы,
Чтоб сердечному трепету не иссякать,
Чтоб хотелось любовью весь мир пеленать
Чтобы счастьем лучистым искрилась всегда
Твоя озорная звезда.
Лирическое "Я" предопределяет будущее своего воздушного Женского образа опять-таки на базе метафор, создающих обобщённый обожествлённый Женский образ: "пробудился бутончик мольбы" - т.е., чтобы в тебе пробудилось божественное начало и ты осознала, что должна горячо молиться ("ardente prière" = горящая молитва), благодарить Бога. "Чтоб сердечому трепету не иссякать" - эта строка приобретает воздушность благодаря сочетанию слов высокого стиля: СЕРДЕЧНЬІЙ ТРЕПЕТ / НЕ ИССЯКАТЬ - тут сочетаются слова выского стиля, однако они несовместимы по смыслу - идея - чтобы сердечный трепет п р о д о л ж а л с я.... - идея вечного = Любовь вечна! = Бог есть Любовь! Любовь вечна! Бог вечен! Эта мысль продолжается в следующей, исключительно красивой строке: "Чтоб хотелось любовью весь мир пеленать" - идея всеобщей Любви, которую необходимо распространять и сохранять, как новорождённого младенца! ПЕЛЕНАТЬ! = беречь и ухаживать за нею, как за новорождённым... Прекрасным аккордом звучат финальные слова: "Чтобы счастьем лучистым искрилась всегда Твоя озорная звезда!" - ЗВЕЗДА - СУДЬБА - АНГЕЛ-ХРАНИТИЛЬ - слова высокого стиля! Помните?: "Гори, гори, моя Звезда...!" Обычно эти прекрасные слова используются или как символ неизвестности, или приближающейся трагедии... Но у Вл. Глазкова стремление к Счастью так сильно, что даже ЗВЕЗДА - путеводитель - оказывается "ОЗОРНОЙ"! Опять используются два несовместимых слова... Так что же могло бы это означать? Это пожелание обожествлённой Женщине быть непредсказуемой! задорной! увлекающей за собой! Весёлой! Счастливой! Озорной - т.е. отличаться от других: спонтанностью! смехом! доброжелательностью! сохранять в себе огонёк!
Вторая часть этого поэтическото текста с его радостным женским образом представляет "реализацию" образа, с его лёгкой походкой, с Душою, излучающей Любовь, с улыбкою щедрой. Однако оставшейся недоступной, неразгаданной: "от таинственных женских глубин и начал"... ...Что же желает Лирическое "Я" - что-то слишком земное - стать ангелом, т.е. покровителем, защитником созданного им ОБРАЗА... Так процесс дематериализации воздушного женского образа подошёл к своему финалу.
Весь процесс интеграции воздушного, обожествлённого Женского образа, ожидаемого Лирическим "Я", по своей структуре приближается к молитве - ОБРАЩЕНИЮ к недоступному, но желанному! Текст к "ЖЕНЩИНЕ" есть молитва, обращённая к Богу :
Отче наш, Иже еси на небесех!
Да святится имя Твое,
да приидет Царствие Твое,
да будет воля Твоя,
яко на небеси и на земли.
текст Вл. Глазкова:
Женщине
Ты пришла в этот мир по веленью Любви,
Ангел тронул губами ладошки твои
И оставил до срока в руках у Судьбы,
Чтоб в тебе пробудился бутончик мольбы.
Чтоб сердечному трепету не иссякать,
Чтоб хотелось любовью весь мир пеленать,
Чтобы счастьем лучистым искрилась всегда
Твоя озорная звезда.
Ты шагаешь по жизни легко и светло,
Излучая Душою любовь и тепло,
И с улыбкою щедрой несёшь карнавал
От таинственных женских глубин и начал.
Как в тебя не влюбляться, чтоб всё – нипочём,
Чтобы Ангелом быть за округлым плечом,
Чтобы счастьем лучистым искрилась всегда
Твоя озорная звезда. |
Лорина Тодорова
2011/11/25, 22:12:20
Спасибо, Владимир! надеюсь, что будем встречаться в этом виртуальном пэтическом мире и обмениваться мнениями! Мне доставило истинское удовольствие работать над Вашим текстом, который я теперь часто цитирую! Желаю Вам успехов, коллега!
с уважением Лорина Тодорова Владимир Глазков
2011/11/23, 21:27:29
Спасибо, г-жа Тодорова, за такой обстоятельный и глубокий анализ текста. Всего-то - стихотворные 16 строчек, а с каким вниманием Вы прошлись по ним! Прав г-н Прохоров: очень рад получить такую квалифицированную оценку, искренне благодарю Вас и за эту статью, и за стимул писать так, чтобы не огорчать таких вдумчивых и требовательных критиков. Буду признателен, если сможете находить время для анализа других произведений, публикуемых в "Великороссе", с удовольствием читаю Ваши материалы, читаю и пытаюсь на них учиться. Лорина Тодорова
2011/11/22, 22:11:36
Аександрина! Скъпа моя! Низък поклон за толкова хубави думи! Мисля, че по-скоро Владимир Глазков заслужава тези благодарности! - без неговия текст, не бих могла да напиша ! Благодаря! Александрина Александрова Русополос
2011/11/09, 13:26:30
Благодаря за добре свършената работа!Накарахте ме да се чувствам горда от това,че съм жена:даряваща любов и състрадание,умееща да прощава и носеща на крехките си рамена отговорността за един нов живот.За да се направи такъв анализ е нужна голяма духовна култура и много тънък усет към житейските неща.Защото в този свят всичко започва от любовта между хората.Не случайно се казва,че Бог е любов,защото всичко стойностно се изгражда с любов.Благодаря ви,че ни позволихте да се докоснем до тези прекрасни стихове и направихте чудесен анализ.
Александрина Лорина Тодорова
2011/11/07, 19:06:59
Г-жа Е. Пищулина, Вы знаете песню г-на Вл. Глазкова! Прекрасно! Спасибо! Лорина Тодорова
2011/11/07, 19:04:27
Г-н .Прохоров, спасибо! Елена
2011/11/07, 18:52:11
Очень тонкий, пристальный анализ в части "божественого" . Евгения Пищулина.
2011/11/01, 11:39:11
Спасибо Автору за эти стихи, за счастье слушать эту песню... Сергей Прохоров
2011/10/31, 14:25:15
Весьма интересный анализ текста песни Вл. Глазкова "Женщине". Глубокий. Высокопрофессиональный. Литературные критики зачастую пишут проще: или хвалебную оду воспевают или ушат с помоями опрокидывают на голову несчастного автора. А вот такую оценку, как Лорины Тодоровой, думаю, всякий получить был бы рад. Добавить комментарий:
|